Этруски на Боспоре и Сев. Донце. Быль или небыль

                Из цикла "Народ усобицы Рыса"

Сколько я спрашивал историков: почему не копают крепости по Северскому Донцу?
– Ну, это хазарские, что их копать...
– Так вы же про Хазарию ничего толком не знаете!
– Ну, и денег не дают, и вообще...

«Вообще…» - это гипотеза о Русском каганате на Дону. И тогда первенство Новгорода и Киева, как и его первохристианство, летят века на полтора-два минимум. Историю переписывать, учебники, диссертации в корзину... И РПЦ на дыбы встанет...
– Не копаем – и точка! И заткнись, дилетант! Что-о? По ГУГЛ-снимкам в селе Муром на холме крепость видна? С башнями? Не было и быть не может! Читай учебники, когда мы туда пришли - и сам поймешь, как ты был неправ...
Спрашиваю: "А когда же нас оттуда кочевники попросили?" Молчат, хотя, направив полки в Степь, Алексей Михайлович в указе от 1647 года ясно писал, что «Чугуевские земли… веками принадлежат нашему Московскому государству…» – и из архивов это (пока?) не вытерто.

А ведь неглуп был царь, грамоте вельми учён.
Не зря, наверное, и новгород-северский князь Игорь рвался «к Дону» (так когда назывался Северский Донец). Не зря сложили «Слово» о попытке отбить отчие старо-северские земли, занятые половцами.

Но кто же основал самое древнее русское государство на Дону? Жили там аланы, булгары, хазары (по левому берегу). Никто из них в камне не строил, тем более так системно, примерно через каждые 30 км, на скок коня. Это подход не кочевников, а оседлого населения. А по продуманности оборонительных рубежей, по их мощи – и вовсе государственный подход.
Песня историков о хазарских крепостях разваливается и от простой логики – такие крепости были бы в половодье и ледостав отрезаны от помощи с хазарской стороны, и от утверждений самих историков о строительстве хазарского Саркела византийцами.

В московских документах XVI века упоминается Чугуевское городище, которое существовало ещё до монгольского опустошения России.
Вот что рассказывает нам об Илье Муромце выдающийся русский историк С.М. Соловьев: «Самое видное место между богатырями занимает Илья Муромец; он обыкновенно называется старым казаком и прямо донским казаком, атаманом донских казаков: "Помутился   весь   тихий   Дон,  помешался  весь казацкий  круг;  что   не   стало   у   них   атамана,  что   старого  казака  Ильи   Муромца". Разбойники, испуганные его силою, просят, чтоб взял их к себе в товарищи, в донские казачонки».
Арабская Куйаба – это не Чу-Куява ли, Киев на Дону? Не здесь ли служил Илья? А рядом – Муром Белгородский, ныне село, и на полпути между ними не Чернигов ли былинный? (Харьков встал на остатках древнего посада, где были даже подземные ходы, о чем доносили царю – не их ли недавно обнаружили харьковские строители?).

В одной из былин Алеша Попович, выезжая из дому, оказывается на распутье, где одна дорога ведет в Муром, другая – в Чернигов, третья – в Киев. Попробовал я найти точку в Подонье, из которой можно было разнести эти направления в разные стороны. Точка нашлась – в Салтове.
И что мы имеем? Компактно расположенные обжитые каменные города, славянское и булгарское население, рядом хазары. И при этом – и у хазар, и у славян на других территориях – ни намека на каменное строительство. Тогда откуда эти навыки? Строить в камне в то время умела Византия – ее специалисты и Саркел хазарам построили по их просьбе. А кто еще? Поблизости, в Крыму, и пораньше, строили в камне греки-колонисты. Могли научиться у них. Но греки никогда не уходили с побережья, Ольвия в лимане – это максимум удаления, да и то она наполовину скифская. Да еще легендарный скифо-«греческий» Гелон с будинами – но там уже строили из дерева, даже во времена Геродота.

Прекрасными строителями, известными во всей Средиземноморье, были этруски. Что мы знаем о них?
Акведуки Рима и Пиренейского полуострова – их строили не римляне, а этруски.

«Этруски всегда считались таинственным народом, имевшим мало общего с окружавшими его племенами. Поэтому вопрос «откуда появился этот удивительный народ» возник давно. В древности, основываясь на рассказе Геродота, считали, что этруски пришли из Малой Азии.
 С самого начала своего существования этруски предстают в глазах Древнего (да и современного) мира богатой и могущественной нацией – в гробницах находятся ожерелья, фибулы и браслеты, которые свидетельствуют о высоком мастерстве ювелиров.
Например, В 1836 году близ Черветери была найдена гробница богатой этрусской женщины. Обнаруженные там украшения изумляют. Фибула длиной 267 мм с выгравированными на поверхности пятью фигурами львов, украшалась также 55 крошечными уточками, каждая из которых, в свою очередь, была покрыта мельчайшими шариками из золота, общее количество которых достигало 120 тысяч!»

 «От этрусков нам досталось ничтожно мало. Все знания об их цивилизации мы черпаем из некрополей.
Большое значение, которое этруски придавали посмертной судьбе человека, их вера в загробную жизнь, аналогичную земной жизни, привели к тому, что они строили подземные жилища для мертвых, которые были копией жилищ при жизни, но гробницы были более прочные и долговечные.
Некрополи выбивались в скалах или строились из каменных глыб, благодаря чему сохранились на века.
Самые бедные были похоронены в ямах, а представителей высших слоев населения обычно хоронили в погребальных комнатах, которые покрывались землей (курганы)…»

«Племя TRS отождествляется либо с тирсенами, либо с троянцами (обе гипотезы не являются взаимоисключающими, в свете предания об Энее). Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога), так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры».

«Вопрос о Микенах – один из самых сложных и запутанных вопросов античной истории – находится ещё в стадии предварительных исследований и обсуждений».

И именно в Микенах находится одно из самых интересных для нас сооружений – «Сокровищница  Атрея или Гробница Атрея, устаревшее название – Гробница  Агамемнона  – условное  наименование крупной гробницы ульевого типа («толоса») в Микенах на холме Панагица, сооружённой около 1250 года до н. э. Каменная перемычка над входом весит 120 тонн. Срок, в течение которого использовалась гробница, неизвестен; она упоминается у Павсания. В 1879 г. Генрих Шлиман исследовал данную гробницу вместе с другими захоронениями микенского акрополя.
Форма гробницы напоминает форму других толосов восточного Средиземноморья, обнаруженных, в том числе, и в окрестностях Микен, однако по своей монументальности и грандиозности является одним из важнейших монументов микенской цивилизации.
Гробница Атрея в разрезе:
По планировке гробница представляла собой круглое полуподземное помещение со сводчатой аркой. Внутренняя высота составляет 13,5 м, а диаметр 14,5 м,[1] благодаря чему гробница была крупнейшим купольным сооружением своего времени вплоть до сооружения Храма Меркурия в Байях и Римского пантеона.
Вход в толос шёл через дромос длиной 36 метров, стены которого были выложены методом сухой кладки. Короткий коридор вёл из толоса в погребальную камеру внутри холма, которая имела почти кубическую форму».

Итак, толосы и подобные им купольные сооружения разбросаны по всему Средиземноморью, до Болеарских островов, как и… постройки этрусков. Да и сами этруски некрополи делали купольными. Почему нам интересна именно Гробница Атрея?
Во-первых, у нее есть время построения - около 1250 года до н. э., а это примерно соответствует окончанию Троянской войны и растеканию побежденных этрусков из Малой Азии – в Адриатику, на Аппенинский полуостров, даже в Англию, если верить Гальфриду Монмутскому и его «Истории бриттов».
Ну, после Дарданелл «крышевать» Ла Манш – конечно, не так престижно и выгодно, но с победителями не поспоришь. Но недаром троянцев называли еще дарданами (дар – властелин, дан – вода, перс.) – властителями морей. Со временем какие-то даны и на Датские проливы сели. А как же Боспор Киммерийский? Неужели его забыли? Ведь он куда ближе, известней и богаче далекого Ла Манша…

Да и Страбон писал о Меотиде:
"Вокруг озера Меотиды живут меоты. У моря расположены азиатская часть Боспора и Синдская область...  К числу меотов принадлежат сами синды и ДАНДАРИИ, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, доски и некоторые другие. К ним относятся аспургианы, живущие на пространстве в 500 стадий между Фанагорией и Горгипией."

Во-вторых – самое основное. Под Керчью есть Царский курган.
«Захоронение, уже давно разграбленное, было найдено в 1837 году. Пройти внутрь – почти то же самое, что прогуляться в царство мертвых, в которое верили древние греки. Необычное впечатление путешествия в мир иной создает узкий 36-метровый коридор, который сужается кверху, а  в глубине имеет высоту и ширину меньшую, чем в начале. Путь по нему туда, кажется гораздо короче, чем обратно. Изнутри склепа отверстие входа и льющийся из него свет кажутся очень далекими и почти недостижимыми. Так с помощью архитектуры выразили идею о том, что путь в загробный мир короток, а вот обратный путь невозможен.
Квадратная погребальная камера имеет размеры обычной комнаты – 4,39 на 4,23 метра. Поражает, что стены гробницы сложены насухо. Они поднимаются, переходя в концентрические идеально ровные круги, которые сужаются кверху. Высота потолка здесь – 9 метров. Эта простая, но очень эффектная конструкция, которая впечатляет и сегодняшних зрителей».

Ничего не напоминает? Дромос в 36 м, купольный толос, сухая кладка…
Это же Микены, Гробница Атрея. Но она построена в 1250 г до н.э., а Царский курган – якобы в 4 в. до н.э. Почему? Ну как же, - говорят историки – ведь именно на это время приходится расцвет Боспорского царства! Других аргументов я пока не нашел. Т.е. по этой логике, Московский Кремль построен во второй половине 20 в. – на пике развития СССР.
Так может быть, Царский курган построен раньше? И может быть, вовсе не  греками, а еще этрусками – расенами, пришедшими держать Боспор.

Но одно совпадение ничего еще не значит, даже такое немаленькое.

Но есть еще и феодосийские серьги – шедевр Эрмитажа, великолепный образец этрусской золотой микрозерни, расцвет которой приходится на 5 в до н.э.
Есть ювелирные украшения кургана Куль-Оба, есть из района Каменной Могилы и многие другие, отличающиеся удивительно тонкой и тщательной техникой обработки золота. Да, они считаются более поздними (хотя часть из них могла просто храниться веками до захоронения), но в них явственно прослеживаются традиции этрусских ювелиров.
Это и тончайшая зернь, и сережки в виде женских головок, и серьги в виде дисков или полудисков с многочисленными подвесками…

Удивительно живыми и экспрессивными всегда считались образцы этрусской бронзовой портретной скульптуры – и такая же бронза появляется в Причерноморье! Хотя это уже портреты скифских царей (во всяком случае, так их определяют).

Если на Боспоре поначалу осели не греки, а этруски, то ясно, что они вскоре поняли: Боспор – не Дарданеллы. Это там достаточно было держать пролив – и богатство само плыло в руки. Боспор – всего лишь  дорога в Понт из Меотийского озера, а туда ведут Дон и Кубань, на берегах которых жили и кочевники. А значит, пройти реку купеческому каравану было не просто: невозможно долго идти по реке, нигде не приставая, не отдыхая, не ремонтируя суда, под «конвоем» кочевых конников. А наладить надежный караванный путь – значит, основать по берегу форпосты для его контроля. Каким должно быть расстояние между ними?

 Средний суточный ход на веслах – чуть более 40 км (можно судить по речным походам князя Фёдора Семёновича Курбского за Камень).
Если усреднить скорость течения Дона по различным источникам, получаем около 3,5 км/час, или снос на 40 верст за 12 часов хода. Но это скорее на стрежне. Если у берега оно около 1 км/час, то размещение форпостов на расстоянии 25…30 км один от другого вполне обоснованно для прикрытия торгового плавания по Дону и Северскому Донцу. Вверх по течению придется останавливаться в каждом, вниз по течению – через один-два. Но крепости (иногда историки называют их «замками») там, вероятно, потребовались позже – с набегами пришлых кочевников, к середине 1 тысячелетия.


Думается, что со скифами и более поздними насельниками степи этруски могли не только добрососедствовать, но и передать им часть своей культуры.
Например, Геродот писал, что цари скифов почитают Посейдона. Бог морей в степях? Но если дарданы-расены пришли к власти над местными племенами на юге  (как позднее даны-русы на севере), это не покажется странным. Как и рядом стоящие захоронения курганного, скифского типа, и постройки типа Царской Могилы или Мелек-Чесменского «кургана».
Вспомним, что этруски почитали рыса-гепарда (капрас хеттов), и его изображения часто встречаются в некрополях расенов. Но и аланы, и булгары, жившие некогда по Северскому Донцу, до сих пор имеют гербы с барсом (Северная Осетия и  Татарстан). Но изображен на них традиционный гепард – длинная шея, высокие лапы не оставляют в этом сомнения.

Захоронения Боспора и Салтова не характерны для греков.

«Обычно исследователи говорят о более или менее эллинизированном обряде захоронения, но редко рискуют делать окончательный вывод. Захоронения с оружием, в целом не принятые в V-IV вв. в самой Греции, продолжались на Боспоре на протяжении всего античного периода. Их количество в грунтовых некрополях особенно усиливается с середины V в. до н. э., когда боспорским грекам пришлось отражать первый серьезный натиск скифских племен /?/. Такая ситуация, без сомнения, свидетельствует о серьезном варварском влиянии на культуру боспорских греков, во всяком случае, их верхушки, что, конечно же, сказалось и на воинском искусстве».

Но так ли это? Как и в некрополях этрусков, в некрополе Салтова часто встречается оружие, причем это почти классический набор этрусского оружия – боевой топорик (правда, однолезвийный), короткие мечи с лезвием в виде вытянутого треугольника, наконечники копий, щиты, поножи.
Сам Салтовский некрополь – с шахтными захоронениями, гробницами, дромосами, трупоположением вдоль стен или трупосожжением, судя о описаниям, тоже напоминает некоторые традиции и архитектурные приемы этрусков.

Русы византийских анналов – опытные мореходы и воины, нисколько не напоминающие конных степняков, хотя конская упряжь в захоронениях Салтова тоже присутствует.
Так может, именно на Дону и сформировалась Южная Русь во главе с расенами, но состоящая из славяно-булгаро-аланского населения Дона?

Может быть, именно тут родилось русское православие и первые русские белокаменные города – знаменитая Гардарика?
Но, когда кочевники перекрыли степи между Донцом и Днепром,  а потом и хазары перекрыли торговлю по Дону Саркелом, Донская Русь угасла, разошлась на север, к  Оке, где встал новый Муром, к Днепру и Десне (Днепровский Киев и Чернигов). Ушли булгары – на север, вверх по Волге. И аланы ушли на юг.
Исчезнувшая Донская Русь стала не нужным князьям и киевской церкви мифом. Она была досадным воспоминанием о поражении, мешала Рюриковичам первенствовать в княжении на Руси и в установлении православия именно киевскими князьями.

И официальная история ее «забыла». Хотя, как видим, царь Алексей Федорович кое-что знал, и даже упоминал в указах – ведь Рюриковичей уже не было.
Донская Русь осталась только в былинах о русских богатырях. Но память о ней живет.
И разобраться в этом вопросе – надо.


Рецензии
Доброго времени суток!
Если из Ваших рассуждений удалить этрусков (по-моему они ничего не добавляют по существу вопроса, хотя и добавляют поэтичности), а из славяно-булгарского-аланского населения Дона удалить кочевников-булгар, которые были врагами славян и алан и которые быстро откочевали из Северного Причерноморья на Запад, то наши концепции практически совпадают.
По поводу ситуации в отечественной исторической науке и археологии, особенно, в части "хазароведения", я, право, не знаю - это просто глупость или заговор?
И не знаю, что лучше?
Крепко жму руку!

Владислав Тележко   27.01.2017 22:42     Заявить о нарушении
== ...а из славяно-булгарского-аланского населения Дона удалить кочевников-булгар...
Сыромятная кожа - "булгары"
Никита-Кожемяка - не враг нашим богатырям.
Так что, видимо, по-всякому бывало, как в любой приличной многонациональной стране :о)
А этруски-расены у Боспора - по трем причинам:
1. по самоназванию
2. по умению и желанию крышевать проливы /дарданы Трои и дандары Боспора Кимм./
3. по технологии безрастворной кладки крепостей, толосов и т.п.

Владимир Репин   28.01.2017 13:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.