Великий Маленький Дракон Брюс Ли. Глава третья

Начало книги здесь - http://proza.ru/2012/09/28/1528
Предыдущая глава здесь - http://proza.ru/2012/09/29/532
......

ДО ПОТЕМНЕНИЯ В ГЛАЗАХ
(рецепт непобедимости)

Как это увлекательно — наслаждаться рассказами о бесчисленных поединках и блестящих победах Великого Мастера, испытывая при этом восхищение и тайную зависть...

А признайся, читатель: сколько раз во время чтения двух предыдущих глав ты задумался, КАК Брюс достиг такого совершенства, что перед ним не смог устоять практически ни один из опытных бойцов? В самом деле, нельзя же серьёзно предполагать, что своим мастерством он обязан опыту гонконгских подворотен или даже несколькими годами обучения в школе уважаемого Ип Мана. Даже при большом таланте и врождённых способностях всего этого маловато для того, чтобы обрести ореол непобедимости.

"Меч остёр, но он не будет резать, если его постоянно не затачивать. Даже если у человека исключительные способности, без обучения он не достигнет вершин". Так говорили древние. А сколько длится обучение? Всю жизнь и ещё немного.

Чтобы быть непобедимым, надо любить своё тело — вот один из главных принципов Брюса Ли. А любить своё тело — значит, не знать к нему жалости. Настоящий боец должен каждый день, каждый час, каждую секунду быть в великолепной фор¬ме. Никакой расслабленности, никаких поблажек, никаких скидок на недомогания — иначе все старания окажутся напрас¬ными.

Спортзал был для Брюса тем же, что храм для верующего: с десятками самых различных тренажёров, хитроумных приспо¬соблений, отделанный по всему периметру зеркалами, чтобы боец мог наблюдать за своими движениями со стороны... Если в движении нет грации и пластики, значит, оно выполнено неверно, считал Брюс, поэтому надо следить за собой, научиться чувствовать разницу между естественностью и фальшью. Хотя, честно говоря, изящества ради изящества он терпеть не мог...

Часто, говоря о поддержании хорошей формы, многие тренеры особо подчёркивают необходимость правильного, рационального питания. Ли в этом смысле не был исключением — по крайней мере, на словах.

— О, господи, ну и костляв же ты! — такими словами он встретил своего брата Роберта в аэропорту, когда тот прибыл в Америку. —Не вздумай ещё сказать кому-нибудь, что ты — мой брат, а то я потом стыда не оберусь...

И сразу же по приезде в дом Брюса младший Ли попал под строгую опеку. На следующее утро его разбудили ни свет ни заря, торжественно вручили теннисные туфли и заставили пробежать три мили.

— Ничто так здорово не вызывает аппетит, как приятный утренний кросс, — объяснил брату Брюс, когда тот появился в столовой. —Ничего, я сделаю из тебя человека. Есть один замечательный рецепт...

Замечательный рецепт запечатлелся в памяти Роберта на всю жизнь. Правда, нельзя сказать, чтобы он вспоминал его с благодарностью:

"...Боже, какая это была мУка... Брюс походил на ефрейтора, он каждый день собственноручно готовил для меня это пойло да ещё стоял над душой, чтобы убедиться, что я выпил всё до дна. Чего там только не было: и молоко, и белковая мука для быстрого наращивания веса, и бананы, и мороженое, и яйца — вместе со скорлупой, а в довершение всего — ананасовое масло. И вот это он заставлял меня пить — по кварте (2,5 литра) в день".

Что касается самого Ли, в отношении собственного рациона он был менее строг. То он по нескольку дней сидел только на витаминных таблетках, то, наоборот, поглощал одни бифштексы, то усиленно пил бычью кровь... Кто знает, может, во всём этом и была какая-то система, но уловить и осмыслить её никому из людей, знавших Маленького Дракона, так и не удалось.

Вот от чего он отказался напрочь, так это от табака и алкоголя. Собственно, иначе и быть не могло: при том напряжённом режиме, который задавал себе Ли, подобная "роскошь" мгновенно выбила бы его из колеи. Некоторые биографы-летописцы жизни Брюса Ли в своё время даже высказывали версии о том, что он якобы погиб от чрезмерного увлечения наркотиками: организм не выдержал. Чудовищный бред... При том уровне мастерства, которого достиг Ли, поддерживать отличную форму и одновременно "баловаться травкой" невозможно. Одно совершенно исключает другое и практически не может существовать в одной системе координат. Это всё равно что одноногому солировать в балете или, допустим, ставить рекорд мира по плаванию, надев свинцовые трусы.

Рассказывать о системе тренировок Маленького Дракона в этой книге — дело бессмысленное . Цель у нас несколько иная: хотя бы обзорно познакомить читателя с жизнью великого мастера и человека. Но сделать этого невозможно, если не показать его каждодневную работу над собой. Поэтому не стану останавливаться на бесчисленных упражнениях дыхательной гимнастики или комплексах гимнастики Таи-Чи, которыми Брюс ежедневно занимался по нескольку часов. Слава богу, осталось немало работ самого Мастера, которые посвящены именно системам тренировок. Давайте о том, что попроще.

«Ни минуты покоя!»—под таким девизом Брюс Ли подписался бы обеими руками. Он был буквально заводным человеком. Его страстью был бег: независимо от погоды, от настроения, от местопребывания. Ли советует:

"Если вы находитесь в неважной физической форме, лучше не занимайтесь спаррингом. Куда полезнее побегать. Важность бега трудно переоценить. Неважно, в какое время вы бегаете, главное, что вы бежите. Начинайте трусцой, затем мало-помалу увеличивайте расстояние и темп, и в конце концов включайте спринт, чтобы ветер свистел в ушах."

Сам он бегал по шесть дней в неделю, в зависимости от на¬строения отдавая этому занятию от четверти часа до сорока пяти минут, но любил при этом хорошую компанию — например, своего друга Данна Бо-Бе.

Искусство боя постоянно занимало его мысли. Взять хотя бы такой случай: Брюс и Линда оживлённо обсуждают, как провести ближайший уик-энд, куда поехать, кого из приятелей прихватить с собой...

—Хорошо, дорогой, я думаю, мы так и решим.. — говорит Линда и вдруг вскрикивает: — О, Господи, Брюс, что ты делаешь?!

Её муж внезапно вскакивает с кресла, где, удобно развалясь, покоился ещё секунду назад, высоко выпрыгивает, наносит неви¬димому сопернику серию изумительных по скорости и красоте ударов, потом растягивается на полу, немыслимым образом пере¬плетая руки и ноги... В таком положении он наконец успокаивается и, как бы очнувшись, ласково говорит жене:

—Извини, Линда, но мне только что пришёл в голову интересный комплекс... Не правда ли, в нем что-то есть?

Впрочем, очень скоро Линда привыкла к подобным "милым странностям" супруга и уже не удивлялась, когда он во время болтовни за обедом или просмотра увлекательного телешоу весь напрягался до такой степени, что кровь приливала к голове. Обычное дело — изометрическая гимнастика...

Да, Брюс хорошо помнил первые уроки, которые давал ему мальчишка-старшеклассник. Для таких упражнений не надо специальных снарядов и тренажёров, достаточно какого-нибудь неподвижного объекта. Например, Брюс мог подолгу стоять, при¬жав снизу ладони к балконным перилам, огромным напряжением всех мышц как бы стараясь вырвать их движением снизу вверх.

Или другой способ: металлический прут крепился на крепко вделанных в пол вертикальных столбах. Прут находился на уровне груди Мастера. Ли нагибался, подставлял под прут плечи и за¬тылок и тянул что есть силы вверх, как бы стараясь поднять штангу неимоверной тяжести.

При этом работали бедра, плечи, мышцы живота; Брюс включал также и мышцы рук. А порой ему просто достаточно было представить перед собою какое-то препятствие и скон¬центрировать все силы для его преодоления. Кстати, попро¬буйте и вы. Хотя изометрию порою и называют в шутку "зарядкой для ленивых", но именно так вы сможете нарастить в мышцах значительный запас мощи. Во всяком случае, так поступали многие прославленные в прошлом цирковые борцы.

Но главными, конечно, были те упражнения, которые нацеле¬ны на подготовку к реальному бою. Среди них — постановка мощ¬ных ударов руками и ногами.

-Удару надо отдавать себя полностью, — говорил Брюс. — Секрет удара — в контролируемой злости. Тренировка такого удара должна быть предельно близка к действительности.

Впрочем, тренировки Дракона даже превосходили действительность. Чего стоит один только его двухсотфунтовый мешок для отработки ударов ногами! Мешки подобной тяжести никто, кроме Ли, для этой цели не использовал. И результаты были потрясающими.

Отрабатывая обратный круговой удар ногой (в каратэдо - ура-маваши-гэри), он просил партнёра придерживать мешок и наносил удар с такой силой, что напарник отлетал и падал на пол.

Ещё бы: ведь "противником" Брюса бывал не только мешок. Часто он занимался отработкой ударов на деревьях. Именно на крепких, толстых стволах, а не на тонких саженцах!

— Научитесь бить так, чтобы больно было не вам, а дереву, — наставлял Мастер своих учеников.

Однажды Ли и его ученик Дан Иносанто отрабатывали силу удара. Мастер держал перед собой макивару, Дан отчаянно бил, стараясь вложить в удар как можно больше мощи. Казалось, вот-вот — и макивара не выдержит, разлетится на куски.

Но Брюс был недоволен. И с каждым ударом Дана это недовольство выражалось всё явственнее. Ли сделал ученику несколько замечаний, но тот посчитал их пустыми придирками. В конце концов учитель не выдержал. Он подскочил к Дану и залепил ему увесистую оплеуху.

— А теперь бей! — заорал Брюс.

Вне себя от гнева, японец выполнил команду. Удар вышел просто фантастический: Ли потерял равновесие и вместе с макиварой полетел на пол!

Говоря о подготовке Брюса, было бы несправедливо не упомянуть о его знаменитом манекене. Маленький Дракон привёз его из Гонконга. Высотою шесть футов, манекен имел три руки: две примерно на уровне шеи и одну — у талии. Для полной прелести у основания манекена крепилась металлическая "нога". Когда Ли бил манекен по одной из "рук", отрабатывая различные блоки, другие "руки" наносили удар ему самому, да к тому же "нога" норовила подсечь его. Только успевай защищаться! И Брюс успевал.

Реакция его была феноменальной. Как-то он предложил своему другу Андриану Маршаллу:

— Давай-ка проверим твою ловкость. Клади на ладонь двухпенсовик. Моя задача — схватить его, твоя — вовремя сжать кулак и помешать.

"Посмотрим, как это у тебя получится", — подумал Маршалл и положил двухпенсовик на ладонь.

Брюс сделал пару обманных движений, заставив Андриана несколько раздёрнуться, и вдруг его пальцы ястребом обрушились на ладонь приятеля! Тот мгновенно сжал кулак, а когда разжал его вновь, монета все так же покоилась на его руке.

— Ну что, на этот раз не получилось! — радостно воскликнул Маршалл.

— Неужели? — иронически усмехнулся Брюс.

Что-то в его тоне озадачило Андриана. Он внимательно гля¬нул на монету — и раскрыл рот от изумления: это был один пенс..

Знатоки восхищённо называли Дракона "человеком с тремя ногами". С таким же правом его можно было бы назвать "человеком с дюжиной рук". Но не менее опасен был и его язык — беспощадно разящее оружие. Подробнее об этом — в следующей главе.


Продолжение здесь - http://proza.ru/2012/10/01/897


Рецензии
Что то такое я читал в сборной брошюрке "Тайны боевых искусств Востока". Деревянный человек Вин чун - вполне нормальный манекен.

Виларен 2   30.09.2012 13:45     Заявить о нарушении
так здесь как раз тайн никаких нет).
никакой мыстики)))

Фима Жиганец   30.09.2012 19:42   Заявить о нарушении
Я про вылыкый грех эпигонства....

Виларен 2   30.09.2012 20:31   Заявить о нарушении
эпигонства чего?

Фима Жиганец   01.10.2012 12:47   Заявить о нарушении
Повторение одной и той же, причём не очень правдивой истории. Причём разными авторами.

Виларен 2   01.10.2012 20:11   Заявить о нарушении
вы не совсем правильно понимаете смысл понятия "эпигонство". это - подражание в творчестве.

использование каких-либо историй не является эпигонством.

в моём случае - тем более. речь идёт о популярном изложении биографии Брюса Ли. У книги и был подзаголовок - "Рассказы о Брюсе Ли".

Чтение для подростков. И основаны рассказы на биографических данных, на исторических легендах и т.д.

При каких тут делах эпигонство?

Фима Жиганец   01.10.2012 22:00   Заявить о нарушении
Ну надоело читать слово в слово. Я знаю. что такое эпигонство.

Виларен 2   01.10.2012 22:26   Заявить о нарушении
если знаете, что такое эпигонство, зачем же употреблять слово в несвойственном ему значении? :)

кроме того, я написал всё это 20 лет тому назад. в России книг о Брюсе Ли практически не было.

это была одна из попыток познакомить людей с биографией мастера. не более того.

на большее она не претендовала и не претендует.

для особо критических умов было дано предисловие.

ещё раз.

ЭПИГОНСТВОМ эту книжицу нельзя назвать ни при каких условиях). плагиатом? тоже нет.

есть такая вещь, как популяризация. допустим, если в книге по географии вы прочтёте, что Москва - столица России, вы хоть об стену разбейтесь, но это ни разу не эпигонство.

меня как-то не особо заботит ни судьба этой книги, ни её похвалы, ни критика. но называть вещи нужно по-русски.

Фима Жиганец   01.10.2012 22:38   Заявить о нарушении
Чё да. то да... Москва сейчас столица РФ. Всё дело в том, что биография далеко не столь неоспоримый факт. То бишь элемент культуры, а не реальности.

Эпигоны (мифология) — в древнегреческой мифологии — сыновья героев, участвовавших в известном походе против Фив, предпринявшие через десять лет после неудачного похода их отцов новую войну.
Эпигоны (история) — в истории древнего мира — потомки полководцев Александра Македонского, основавших эллинистические государства после распада его империи (диадохов).
Эпигоны (искусство) — в литературной и искусствоведческой критике — название последователей каких-либо известных писателей, художников и др., заметно уступающих в мастерстве своим «учителям». Пародистов к эпигонам не относят.
Эпигон (научная среда) — в научной среде — подражательное, репликативное, не развивающее воспроизводство носителей знаний со снижением качества образования.
Выбирайте любое - Вы же не будете утверждать, что Вы создали произведение равное воспоминаниям жены? По сему и не дотягиваете. А факты не просто не добавляете, но и искажаете. Так что я всё как положено. Пойду дальше критиканствовать.

Виларен 2   02.10.2012 19:19   Заявить о нарушении
дорогой Виларен,

ни одно определение не подходит :)

Все они заточены под то, что эпигонство - это ПОДРАЖАНИЕ.

Разумеется, моя повестушка в рассказах не может быть даже поставлена рядом с воспоминаниями Линды, равно как и с какими бы то ни было другими :)). Глупо было бы.

Надеюсь, вступление вы всё-таки прочли :).

Но! Я НЕ ПОДРАЖАЮ ИМ. Я на основе самых разных источников пишу беллетристику, художественное произведение о Брюсе Ли. Которое прямо опирается на их произведения. Это ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ, а не эпигонство.

Вот, скажем, ежели кто-то сейчас пойдёт по моим стопам и станет переводить классическую поэзию на блатной жаргон - это будет ЭПИГОНСТВО. Потому что используется моя идея и метод, мои приёмы и принципы.

Однако Бог с ним. Я нисколько не огорчусь, ежели вы посчитаете даже мои рассказы "эпигонством" :).

Они выполнили свою малую миссию :). Сфера моих творческих интересов лежит в других плоскостях, и там уж меня никто не сможет назвать эпигоном, посколько мои исследования уголовно-арестантского мира уникальны, мои работы в области воровского арго и уголовного фольклора абсолютно эксклюзивны,
рассказы мои и стихи своеобычны, литературоведческие работы отличаются собственными изысканиями и открытиями.

Вот там - я могу поспорить с любым и спорю. Хотя специалисты не могут предъявить мне претензий ни в эпигонсте, ни в безграмотности, ни в слабом знании предмета :).

А эти рассказы - скорее, они дороги мне как факт биографии. Да, они в чём-то неточны, художественны, а потому не являются документальным отражением действительности - да и не ставят такой цели, это было бы глупо. Скажем, сцена драки на крыше и ряд других сцен домыслены, расцвечены и проч. Это - метод художественного, а не документального осмысления. Было бы идиотизмом требовать от Тынянова в его "Пушкине" СТОПРОЦЕНТНОЙ ТОЧНОСТИ и упрекать его в том, что он моделирует диалоги реальных исторических личностей. На этом строится вся художественная историческая и биографическая литература.

Тем более забавно предъявлять этот гамбургский счёт к моей повести :). Она - объяснение в любви к Мастеру. Не более того.


Фима Жиганец   02.10.2012 20:43   Заявить о нарушении
Ну, гамбургский счёт! Я так, в Европе побывал. А определение - последнее. Но я так. просто уж очень дерёт глаз. Про перевод классики на жаргон... Боюсь разочаровать, но спик о пахане Игоре я читал где то в конце 80-х. Так что при таком раскладе как бы Вам не оказаться подражателем: нет в этом мире ничего нового... Но как исследователя арестантов я очень Вас уважаю. Мамой клянусь.

Виларен 2   02.10.2012 20:52   Заявить о нарушении
вопрос не в том, было что-то до меня или не было.

прежде всего, уличный или молодёжный сленг и уголовное арго - это четыре разных человека :).

речь не о попытках чего-то, а о чём-то ЗНАЧИМОМ.

не было до меня человека (по крайней мере, о нём ничего не известно), который НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ, ВЫСОКОМ УРОВНЕ выполнил бы переводы мировой классики на русское арго.

А высокий

Фима Жиганец   02.10.2012 20:57   Заявить о нарушении
уровень моих перекладов не просто получил оценку специалистов - как филологов, так и уголовников, - но и уже 17 лет эти переводы пользуются широкой популярностью :).

но не это - тема нашей дискуссии.

я попытался достаточно ясно расставить акценты окончательные под другой вашей рецей.

често - у меня нет оснований о чём-то спорить по поводу повести о Брюсе Ли. о чём? мы же взрослые люди :)

Фима Жиганец   02.10.2012 21:01   Заявить о нарушении
Я и не предлагаю: всё же это классические легенды у-шу, вот, собственно, за них я и заступаюсь.

Виларен 2   02.10.2012 21:05   Заявить о нарушении