Коробейник

«Эх, полным-полна коробушка,
  плеч не режет ремешок,
а всего взяла зазнобушка
бирюзовый перстенек»


Ему исполнилось сорок, и он с нетерпением ждал, когда стукнет пятьдесят. Тогда, наконец, станет тем, кем мечтал стать всю свою жизнь – Мудрым Старцем. Когда впервые в жизни увидал Старца, то сначала подумал, что это сам Господь Бог - такой тот был величественный и недоступный. А потом, когда взрослые ушли, то Старец стал играть с ним, пятилетним пацаном, как с равным. Ловко крутил свою палку в руках, как оружие, а потом рассказал  Сказку. Удивительную Сказку про Страну, в которой живут добрые и умные люди, но эта Страна Волшебная и никто ее не видит, только некоторые, которых так и зовут «Видящие». А потом спросил Ивана:
-А ты хочешь стать таким, «видящим»?
-Да дедушка, очень хочу.
Тот улыбнулся и произнес:
-Ну, скажи матери, что б через год ко мне привела, учить тебя буду.
Вот так и стал Ваня Учеником. А в пятнадцать отправился впервые в путь-дорогу с мужиком, что пришел к Старцу. Ваня уже привык, что к тому часто заходили разные люди - то женщины-монашки, то коробейники, то пастухи, что мимо гнали коров, то еще кто-то. Старец  долго разговаривал с каждым, а потом выходил из своей комнаты и «благословлял» гостей:
-Иди с миром. Да помни все что надо.
Те кланялись в пояс, целовали руку у Старца и шли дальше.
Ваня иногда спрашивал Старца:
-А о чем ты с ними говоришь так долго?
Тот мягко улыбался, гладил Ваню по голове и всегда отвечал одинаково:
-В свое время узнаешь.
И Ваня часто думал, что это за время такое  и когда оно наступит.
И вот дождался на свою голову. Вызвал его Старец к себе после вечернего чая и произнес:
-Ну, что, друг мой ситный, вот и пришло твое время. Завтра с нужным человеком в путь пойдешь. Взрослый ты стал, вон уж усики пробиваться начали. Хватит тебе, как красной девице взаперти в светелке сидеть. Пора в большой мир выходить.
На глазах у Вани появились слезы:
-А как же ты и мама, когда я вас увижу?
-Скоро увидишь, через месяц-два или три. Назад придешь  погостить, а потом уже с другим пойдешь в другое место.
Иван заплакал:
-Дедо, не гони меня. Я с тобой жить хочу. Не хочу с чужими ходить.
Улыбнулся Старец грустно и сказал:
-Ты когда у мамки в животе хоронился  тоже не желал на свет белый рождаться. А пришлось. Пришло время и ты родился. Ребенком стал. А теперь снова пришло время рождаться. Хочешь-не хочешь, а придется. Хватит соску сосать, пора мужиком становиться. Не говорил я тебе раньше, зачем сижу тут,  и почему ко мне люди ходят, а теперь скажу. Помру я когда, еще не скоро, не горюй - на мое место ты сядешь. А пока по России-матушке походишь  да поглядишь, где и чего делается. Чтобы все это не с чужих слов знал, а сам повидал.
-Дедо, а почему ты меня к себе взял, да на свое место ладишь?
Усмехнулся Старец  и на глазах у него выступили слезы:
-Не Дедо я тебе Ваня, а отец. Отец родной.
-Как отец? А мамка сказывала, что погиб мой тятька от лютого басурманина. В схватке с врагом, как герой погиб. А ты, выходит  живой.
-Нет Ваня, не живой я  хотя и не мертвый. И правда, я погиб. Для женщины своей любимой погиб, для семьи да для любви. Нельзя мне все это иметь. Потому, что несу я тут службу. Матушку-Россию от врагов берегу. А все, кто ходят ко мне, это лазутчики. И они мне доносят, где и чего в дальних краях происходит. Не собирается ли кто на Россию напасть, не замышляет ли чего дурного. А, если где-что не в порядке, то туда отряды вооруженных людей посылать надобно, чтобы они попытались сразу разбить врага, пока он не окреп да не заматерел.
-А ты, что выходит, вроде царя, что ли?
-Нет Ваня, у царя свои дела, а у нас  Старцев свои. Мы Россию  прикрываем  и не даем пожарищам разгореться ни внутри  ни по краям. Ну, а если уже не справляемся, то тогда армия в дело вступает.
-А я чего же делать то должен буду?
-А ты Ваня коробейником станешь. Будешь по деревням ходить да смотреть зорким взглядом, где и чего делается. Да новую смену растить. Учить будешь пацанов, как драться надо. Как палку крутить, чтоб никто к тебе в бою не приблизился. Как под коня вприсядку подскочить, да снизу в круп ножом пырнуть, да врага-всадника вниз столкнуть.
-Это что же, Дедо, ты для этого учил меня палку крутить  да вприсядку плясать, не для баловства?
Старец усмехнулся:
-Какое уж тут баловство. Это Ваня, называется  военное искусство. А для виду его пляшут по пьянке, чтобы все смотрели и запоминали. В игре то все легче заучивается. Вот мальчишки с малолетства то и приучаются. Ну, а потом им два-три приема покажешь - они уже и бойцы готовые. Так что теперь и ты Иван будешь по ярмаркам ходить  да плясать там, людям на потеху.
-А как же мамка, я ведь один у нее сын? Кто же ей помогать станет?
Грустно улыбнулся Старец, обнял Ивана и произнес:
-В монастырь твоя мамка давно хочет. Да из-за тебя тут  жила. Не любит она эту жизнь деревенскую. В хоре петь хочет, да весь мир обойти. Святые места посетить. Иерусалим – град Божий. Так что и она хочет от мира уйти. Пойдешь сегодня с ней простишься, а завтра с утра в путь –дорогу.
Ваня стоял столбом и не понимал слов, что говорил Старец:
-Это, что ж выходит, теперя у меня ни семьи, ни матери - никого, что ли не будет?
Обнял его Старец и произнес:
-Нет, Иван. Наоборот. У тебя теперь настоящая семья появится. Много сестер и братьев. Помнишь, я тебе в детстве такую сказку рассказывал про Волшебную Страну,  где живут умные и добрые люди. И теперь ты всюду их встречать будешь. В каждой деревне, через которую пройдешь, у тебя кто-то будет близкий - или брат или сестра. И они все для тебя сделают. Если надо, то и жизнь свою за тебя отдадут.
-А как же я их узнаю?
-Они сами тебя узнают. Как пройдешь ты вместе с моим человеком, то тебя сразу и запомнят. И поймут, что ты один из Нас.
-Дедо, а это не тяжело будет так жить?
-Нет  Ваня, совсем нетяжело. Раза три в жизни волком взвоешь, а потом привыкнешь. Я привык и ты привыкнешь. Человек не собака, ко всему привыкает.
-Дедо, а можно я до завтра подумаю, а потом решу?
-Можно - думай, а сейчас иди к матери. Утром приходи  на восходе солнца.
Солнце всходило медленно, как бы нехотя. Старец и молодой красивый коробейник стояли около дома. Коробейник курил цигарку и улыбался. Радость жизни переполняла его. Вскоре они увидели, как медленно идет Ваня к ним. Глаза заплаканы. Подошел и молча встал рядом. Старец посмотрел на Ивана и спросил:
-Ну, надумал чего?
-Нет, не надумал.
Молодой коробейник весело расхохотался, хлопнул Ваню по плечу и сказал:
-Ну, точно как я десять лет назад. Такой же телок, дурак-дураком. Прощай Отец, с собой его забираю, мужика из него делать буду.
Иван изумленно глянул на коробейника и спросил:
-Ты сказал «отец» - ты, что ли брат мой?
Тот захохотал:
-А то! Ты чего думаешь, что мы с тобой поститься будем? Вот, как пятьдесят стукнет, тогда все – и пост наступит. А пока - «гуляй Вася». Все девки в деревне наши будут.
Потом задорно посмотрел на брата и произнес:
-Ну, это я малость приврал насчет всех. Но половина – точно наша.
Ваня восторженно смотрел на красавца брата и глаза его сияли.
Мудрый Старец с любовью посмотрел на своих сыновей и произнес:
-Ну, все, пора в путь дорогу. Благословляю вас. Идите с миром. И помните все, что надо.


Рецензии