Зарисовки из жизни путь к храму

      Храм есть внутри, там и молись…
    Что движет человеком на пути становления внутренних ценностей? Как мы находим путь к Богу?  Можно ли воспитать духовность? Если можно, то как это сделать? Эти и другие вопросы меня волнуют. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями и, может быть, вместе с этим поискать ответы на вопросы. 
Эпизод 1 .
 У каждого из нас есть любимые места, те, куда хочется возвращаться. У меня тоже есть такие заветные уголки. Один из них - Топловсий женский монастырь, куда я приезжаю по  внутреннему зову.  Впервые посетила его в зрелом сознательном возрасте. Был сложный период жизни, и возникла потребность побыть наедине с собой, с  Богом. Выбрала именно это место, потому что  однажды слышала, что на территории этого монастыря находится место силы православных святых.   Приехав  в Топловку и идя пешком до монастыря, я думала о том, сколько же людей ходило по этой дороге  с целью искренне преклонить свои колени в святом месте. В первый раз я пробыла там несколько часов. Познакомилась с историей создания,  и этого было достаточно, чтобы почувствовать, что ушло напряжение и тревога. Внутри было умиротворение, спокойствие и тихая радость.
Эпизод 2
Второй раз посещение монастыря  знаменательно для меня. Было  «Прощенное воскресенье», и в связи с этим праздником в храме шла  вечерняя служба. Я не знаю правил, молитв, ритуалов,  которые  необходимо было выполнять во время службы, поэтому стояла в стороне и  наблюдала за происходящим таинством, внутренне чувствуя   единение с прихожанами. Видно было, что люди, присутствующие на службе,  были не праздные прохожие, а истинно верующие. И дети, и взрослые совершали обряд по велению сердца и души.  Служба шла долго, я потеряла счет времени. Мне казалось, что я нахожусь вне времени. Чистые голоса монахинь выстраивали дорогу между душами Вселенной, а когда зажгли лампадки на центральной люстре и слегка её раскачали, то  у меня было ощущение, что мой ангел хранитель летает под куполом и радуется очищению.   Как будто  накопленные за долгие  годы горести растворились, и он  теперь с новыми силами готов сопровождать меня по дороге жизни.

Эпизод 3
Опять монастырь. … Я приехала  перед медовым спасом провести ритуал очищения и разделить эту радость с близкими. Было жарко, но мы медленно поднимались к источнику «Трех Святых». По дороге встречались разные люди. Одни уже возвращались  от природной купели, другие обгоняли нас, торопясь туда попасть. Мое внимание привлекла молодая женщина с мальчиком лет четырёх-пяти. Она шла  и слушала песнопения, похожие на те, что звучат в храмах, а мальчик пытался привлечь её внимание. Он то брал в руки  большие  палки и шел с ними, представляя, что он великан, то обращался к женщине, предлагая ей обогнать его. Увидела я эту пару и возле святого источника. Женщина стояла рядом с мальчиком возле самого края купели и была готова окунуться для исцеления. Мальчик же пытался что-то ей сказать. И тут я услышала её шепот с оттенками угрозы и раздражения: «Если я еще раз услышу твой голос, то дам тебе по морде…»…Внутри было такое ощущение, что я притронулась к чему-то скользкому и неприятному.
А следом за этой парой еще одни родители решили исцелить своего семилетнего сына… Мальчик  кричал, что он хочет это сделать сам, но мама, стоящая в купели, силой окунала ребенка с головой в ледяную воду. Когда его оставили в покое, он громко плакал и кричал, что больше никогда - никогда не будет этого делать…  Вот так родители хотели сделать лучше своим детям, а что из этого, выйдет покажет жизнь.


Эпизод 4
Однажды я была свидетелем того, как проходил обряд крещения. Это были близкие для меня люди, мужчина и женщина, совершенно разные  по характеру, привычкам, образу жизни и пережитому опыту. Их детство прошло в те времена, когда  было запрещено даже думать о Боге. И  вот теперь, подойдя к середине жизни, у них возникло сознательное решение - принять православие, покреститься.   Я сыграла посредническую роль:  договорилась со священником о дате и времени проведении обряда. Возможно, грешно сравнивать, но именно этот случай показал мне  таинство крещения, что такое истинность. Я была свидетелем  чуда. Перед крещением Батюшка провел беседу и объяснил суть этого обряда. Получив  сознательное добровольное согласие, он приступил к проведению таинства. В церкви было только 5 человек: священник, служащая храма, я и женщина с мужчиной.  Ритуал длился около  двух часов, я не буду описывать всего, что происходило, скажу только, что  когда  он окончился, то в глазах  у всех стояли  слезы. Когда мы вышли из церкви, пошел снег, чистые крупные снежинки покрывали всю землю.  Символично то, что они как бы защищали  всех нас от бед и невзгод.

Каждый приходит к Богу со своими вопросами, на некоторые из них мы ищем ответы всю жизнь…  Кто-то слепо следует стереотипам, а кто-то сознательно приходит к гармонии. Насильно навязывая ребенку  своё видение,  мы разрушаем мир и покой в его душе. Я думаю, что очень важно сохранить храм в душе  ребенка, тогда, став взрослым человеком, он осознанно выберет  путь к духовности.


Рецензии
Да, Светлана, Вы правы! Яркие у Вас зарисовки! Словно была рядом с вами и видела все собственными глазами.Удачи!

Галина Семёнова 2   15.12.2012 12:34     Заявить о нарушении