Толкование сказки Три медведя

Предисловие
Эта сказка пришла к нам  из Англии, впервые опубликована Р. Саути в 1837 году (Вики). В английской сказке от медведей  убегала  сначала  Златовласка (Goldilocks),  потом старушка (английское слово vixen  может означать как лисицу, так и ведьму, сварливую женщину)  и, наконец,  девочка без имени. Л.Толстой перевел сказку, назвал её «Три медведя», а девочку – Машенькой, и  напечатал  в 1875  году  в Новой азбуке.

Краткое содержание
Маленькая девочка, заблудившись в лесу, находит пустое жилище и заходит туда. Она обнаруживает по три предмета разного размера — тарелки, стулья, кровати — и использует их (при этом два предмета из каждого набора для неё оказываются по тем или иным причинам неприемлемыми, а третий — «в самый раз»). После того, как она засыпает, в жилище возвращаются хозяева — медведь, медведица и медвежонок.«Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее».

Символы и образы сказки
Три медведя, три стула, три тарелки, три кровати. Эта тройственность/троичность  обычно толкуется  как  женское начало мира:  утроба, в которой соединяются  «Михаил Иванович» и «Настасья Петровна»  и  появляется «Мишутка».  В домик входит девочка/душа, и мир становится четверичным,  приобретает устойчивость, полноту и гармонию развития эго.
Медведь часто появляется в сказках разных народов, представляя  инстинктивный или демонический мир. Архаичность мифопоэтических представлений о медведе связана  с  его сакральным значением - это тотемный предок и солярный символ.  Нередко бог Велес мог принимать образ медведя, когда хотел показаться людям. В этой же сказке из всех  символических  значений медведя  важно  то, что «хозяин леса» служит Великой Матери, воскресению жизни, а значит, инициации и ритуалам.
Вкусить чужой еды, преломить с кем-нибудь хлеб - значит присоединиться к другому, чужому миру. Кровать и сон скорее всего символизируют не только отдых, но и вечный отдых - смерть. Поэтому испуг Машеньки и её побег из избушки-утробы можно понимать как рождение, которое всегда противоположно смерти.
Разные предметы становятся символами в сказках, но стулья встречаются не очень часто. В работе Катрин Аспер "Покинутость и самоотчуждение" есть анализ сказки "Три ворона", в которой девочка идет искать заколдованных братьев и берет из дома стульчик, чтобы сидеть и отдыхать на нем, если устанет в пути. Интересно, что стульчики есть и у добрых волшебных помощников-звезд: "Потом она пришла к солнцу, но оно было такое жаркое и страшное, что пожирало маленьких детей. Она поспешила прочь и пришла к месяцу, но он был слишком холодным, и тоже ужасным и злым ... и пришла к звёздам, которые были добры к ней, и каждая сидела на своём собственном стульчике...Звёздный круг, где каждая звезда сидит на своём стульчике, можно воспринимать как символ Самости". Звезды в небе "висят" постоянно на одном месте - именно это помогает ориентироваться тем, кто живет на земле. Видимо, и в нашей сказке стульчики символизируют некую укорененность, константу места, в трактовке Аспер, возможную Самость. Но ножка/опора самого маленького стульчика, удобного для девочки, ломается. Именно это "несчастье" говорит об ущербе и служит для запуска/продолжения процесса развития эго, началу движения по оси эго-самость.
Машенька все время выбирает синее: синенькой чашечки и синей подушки в кроватке Мишутки. Синий имеет два значения, он близок мистическому  ультрафиолету - это разложение, но в нем есть и энергия синего - духовности, развития, защищенности синего покрова Богоматери.

Толкование сказки 
Это сказка об инициации, а точнее – о завершающем этапе выхода из детского мира. Известно, что этап инициации начинается с перемещения ребенка в отдельное от родителей жилище. В этой сказке девочка в том возрасте, когда может выйти из дома и пойти в лес, мир бессознательного.
Домик медведей – мир Великой Матери, в котором идет ознакомление с многообразием бсс: развитие во  времени (ребенок и взрослый), гендерные различия (мужчина и женщина), двойничество сиблинга (Мишутка) и тени.  Путем проб  и ошибок  девочка находит подходящие для себя предметы этого мира. Интересно, что ломаются только "маленькие вещи", а "большие", принадлежащие Отцу и Матери не ломаются. Ей уже не нужны детские предметы, она уверяется в устойчивости и прочности  «взрослых» предметов.
Движение от большого к маленькому -  некое движение эго во все сужающемся пространстве детского мира/материнской утробы:  дом предков (оставленное/умирающее прошлое) – непознаваемость  мира (лес) – проявление эго.  В этом, все время сужающемся пространстве/состоянии, её пришлось разбудить, чтобы произошел качественный скачок во времени… и в окно. Такой испуг, внезапный и эмоциональный, - это инсайт, после которого неизбежен следующий период жизни.


Рецензии