Крымский дневник

                Крымский дневник

                Начало.


  Здравствуй, земля моих предков, здравствуй, море.

   Стою на крутом берегу Черного (почему черного, оно ярко-синее) моря и думаю
- Вот через меня на эту землю смотрят папа и мама, наверное, переживая мой восторг перед этой южной красотой. Смотрите и радуйтесь. Возвращение, затянувшееся на сорок лет, все-таки завершилось, пусть не вами, а мной, вашей дочерью. Я выполнила свое обещание – поклониться Крымской земле.
   Теплый ветер обнял меня и высушил слезы, которые все-таки навернулись на глаза ( конечно, от радости).
   Так началось мое путешествие по Крыму – земле предков.


                Севастополь.

Приезд.

   Самолет приземлился в Симферополе. Пассажиры дружно аплодировали. Я с изумлением посмотрела на соседку
- Что, так часто разбиваются самолеты?
- Люди благодарят пилотов за работу. Такая традиция – ответила она.
   Неплохая традиция. Вот бы за всю хорошо проделанную работу благодарить аплодисментами. Стимул для производителя!
   В Севастополе меня радостно встречает Фаира - золовка. Поит чаем, расспрашивает, как я добралась, и мы идем к морю. Фая с удочками, а я с ожиданием “чуда”.
   Волны набегают на берег. Трогают его белыми пенистыми гребешками и отступают. Вода прозрачна и ласкова.
   Я замираю на берегу на несколько часов. Любуюсь многоцветием открывшегося простора. Море играет красками, показывая новые и новые оттенки.
   Смотрю на Фаю. Какая может быть рыбалка?! А она с азартом размахивает удочкой, надеясь на удачу. И вдруг радостный крик. Поймала ерша!
   Бедный ерш, ощетинившись всеми колючками, прыгает по берегу в поисках спасения.
А золовку действительно, нашла рыбацкая удача. Одна за другой на берег летели рыбки.
Темнело. Рыбаки- мужчины, уходя домой, положили к ее ногам свой улов. Кто одну рыбку, кто две, признавая неоспоримое первенство рыбачки.

   Утро следующего дня встретило нас хмурым небом. Море штормило. Шел холодный дождь.
Я сурово посмотрела на Фаиру.
-Вот. Рассердила ты морского владыку
- Чем? - изумилась та.
- Приплыла к нам рыбка и спросила: ”Чего вам надобно, старчи?” А ты ее хвать и в сумку. А она, может быть, хотела выполнить твое заветное желание.
- Так. Рыбу жарить не будешь?
- Не обижайся - успокаиваю я ее - все сделаю, но ершей жалко. Целая семья нас навестила (шесть штук), а мы их на сковородку! На рыбалку буду ходить, но как наблюдатель.
      Фаира оглядывает меня с интересом.
- И кто только были твои родители?
- Здравствуйте! Через сорок лет знакомства ты вдруг решила узнать, что такое твоя невестка!
Папа – кареглазый, жаркий темпераментный юг. Мама - голубоглазая мечтательная Сибирь. Я – результат их встречи и любви. Кареглазая фантазерка и мечтательница. Какая получилась, такую и принимай.
- Придется – вздохнув, отвечает золовка.


Город.

   Знакомство с городом начинается с графской пристани. К ней причаливает наш катер.
Выходим и попадаем в цветник! Цветы на клумбах, в корзинах, в кашпо, подвешенных на фонарных столбах, на улицах в цветниках.
Севастополь, наверное, таким и останется в памяти – город белоснежных домов, цветов и синего моря.
   Иду к Панораме защиты Севастополя в 1854-1855 г.
Экскурсовод с огромной гордостью рассказывает о событиях тех лет.
Я смотрю на портреты русских офицеров. Сколько достоинства, благородства и мужества. Думаю для них слова “Честь имею” не были пустым звуком. Они действительно ее имели – “Честь” с большой буквы.
   Какие жизни были отданы во славу русского воинства и оружия!
Низкий поклон вам, воины.

   Спускаюсь от Панорамы мимо памятника защитникам Севастополя и медленно иду по улицам города.
   Вывески с непонятными названиями, напевный южный говор.
   Вспоминаю, что надо купить батарейки к фотоаппарату. Подхожу к окошку маленького магазинчика. Беру батарейки и прошу показать срок годности. Продавец – усталая, но с цепким взглядом женщина берет у меня деньги и показывает товар со словами: “У нас все свежее, только вчера завезли”.
- То, что вчера завезли, еще ничего не значит – замечаю – а вот годность Вашего товара просрочена. Показываю, где это написано. Что тут началось! Мне и русским языком, и украинским объяснили, что я ничего не понимаю. Все свежее и все годное, но деньги вернула.
   Иду, ошалев от крика. Взглядом наталкиваюсь на вывеску “Окна по-немецки”. Смеюсь.
Меня обходит хозяин магазина
- Хотите заказать?
- Только с баварским пивом!
- Причем здесь пиво?! Мы окнами торгуем!

   Как тяжело русскому в Украине!


   Купила огромную карту Крыма. Разложила в комнате на полу и поползла по ней, определяя для себя места будущих экскурсий.
После знакомства с картой решила, что часть экскурсий совершу цивилизованным способом – в группах, на экскурсионных автобусах. Часть самостоятельно на общественном транспорте и ногами. Начинаю со второго варианта.


Херсонес.

         Херсонес Таврический основан более двух тысяч лет назад. Его история – это сплав историй Древней Греции, Древнего Рима и Византии.
         Сетка улиц. Узкий коридор ведет во внутренний дворик. Усадьбы херсонских граждан были невелики – менее двух соток. Две, три жилые комнаты, кухня, столовая, кладовая и производственное помещение – это жилье рядового херсонского гражданина.
       
          Две тысячи лет! Не так уж далеко ушли мы (рядовые граждане) от херсонского гражданина. А некоторые и не дошли даже.
Кто может позволить себе иметь в своем жилье производственное помещение?! То-то!

         В 1861 году был заложен Владимирский собор. Владимирский – в честь Киевского князя Владимира, который принял крещение в Херсонесе. Собор великолепен. Двух этажный.
         Первый этаж – церковь Рождества Богородицы. Второй этаж – церковь Святого Владимира. Внутри собор просто роскошен!
Христианство пришло из Византии. Теперь понятна тяга православных храмов к роскошному внутреннему убранству.
Развалины древнего города, и над ними Владимирский собор, как оплот Несокрушимого Великолепия Византии.


                Южный Берег Крыма

Алупка.

        Наш экскурсионный автобус покидает Севастополь. Мы подъезжаем, нет, подлетаем к Алупке. Вид на городок с высоты гор, как с высоты птичьего полета.
        Перед нами гора  Ай - Петри, как стена древнего замка великанов. А внизу, у моря маленький городок, утопающий в зелени – Алупка.
        Устремляем свой интерес к дворцу графа Воронцова.
         Дворец прекрасен и как архитектурное сооружение, и своим внутренним убранством.
         Входим, словно в сказку - старинный английский городок, а затем попадаем в роскошь XIX века с зимним садом, львами у входа.
         Проходим через дворцовые комнаты. У центральной лестницы два льва. Нет, львов больше, но меня поразили два. Один спящий, а второй бодрствующий. Полюбовалась на спящую кошечку. Такое блаженство на мордахе!

-Хороший пример для охранников - похвалила я графа - один спит, другой “работает”. Можно было бы, конечно, не так грозно рычать.
         Спускаемся в парк. Парк потрясающей красоты. Много укромных уголков с маленькими озерами, крохотными водопадами. И чудо - белые лебеди!
         Осматриваем все, что только можно и продолжаем свое путешествие дальше.


Ласточкино гнездо.

   Гаспра, Кореиз, Мисхор сплелись в одно целое – курортную зону Мисхор.
Подъезжаем к смотровой площадке, и перед нами открывается вид на мыс  Ай-Тадор, на котором прилепилось на Аврориной скале  Ласточкино гнездо.
   Ласточкино гнездо напоминает средневековый рыцарский замок в миниатюре.
Сооружено Ласточкино гнездо было в 1912 году для Бакинского нефтепромышленника.
Сооружение действительно, как гнездо. Двадцать метров в длину и десять в ширину.
Для жилья олигарха даже XVIII века оно маловато. А вот, как символ  уникальности, поглаживающий самолюбие промышленника, вполне приемлем.
   Во время землетрясения в 1927 году обрушилась часть скалы, а здание уцелело.
Хранит Природа уникальные творения рук человеческих для будущих поколений. Спасибо ей.


Ливадия.

   Ливадия – маленький поселок на склоне горы Могаби.
Ступеньки вверх, ступеньки вниз – таким он мне и запомнится. Но знаменита Ливадия, я думаю, не многочисленными ступеньками, а Ливадийским дворцом.
В 1860 году территорию имения графа Потоцкого в Ливадии приобрели для постройки летней резиденции императора Николая II.
   Дворец построен из белого инкерманского камня. Он белоснежно наряден и изыскан. Строгие внешние формы здания, изящные внутренние дворики.
   Недаром это было местом летнего отдыха царской семьи.
Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств - СССР, США, и Великобритании  тоже проходила в Ливадийском дворце в феврале 1945 года.
   Что можно сказать по этому поводу? Изысканную роскошь умеют ценить все. Это радует.

   Великолепен и парк, окружающий дворец. Его считают одним из лучших парков ЮБК ( Южного Берега Крыма).
   Не буду перечислять виды кустарников и деревьев парка, тем более что я многое видела первый раз в жизни. Скажу только, что очень радовалась, когда что-то узнавала. Даже немного гордилась, что некоторые южные сорта прижились и у нас в Сибири. Очень мало, но все же!  Сибирь не ЮБК.

   Поразила церковь.
   Крестовоздвиженская церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня была построена еще при АлександреII.
   В плане здание представляет собой крест. Рядом с церковью звонница на шесть колоколов, которая воспроизводит храм в миниатюре.
   Обхожу храм со всех сторон. Великолепен!
Голубое, белое, зеленое с небольшими цветочными вкраплениями – это и есть “мой” ЮБК


 
  Ялта.

   Ялта – завершение нашей поездки по ЮБК.
   Ласковое синее, нет голубое море, шумная, раскрашенная всеми цветами набережная. Ощущение, что попала на карнавал.
   Села на скамейку, закрыла глаза и все – другой мир. Ветерок – бальзам для разогретого лица.
   Открываю глаза. Синее небо, синее море, и среди этой синевы парусник. Точно, другой мир.
   Что еще людям надо?
   Возле меня останавливается молодой парень. Красивое, я бы сказала точеное лицо, внимательные ласковые глаза. Протягивает пригласительный билет на презентацию какой-то продукции. Приглашает придти, но я отвечаю, что вряд ли смогу. Он настойчиво учит
- Надо говорить смогу! Ваш столик номер 2  и я Вас буду ждать.
   Мне очень не хочется ломать красивую иллюзию, что в этом живописном месте меня кто-то будет ждать. Каюсь. Я отвечаю – приду!
   Улыбаюсь ему и спешу к экскурсионному автобусу. По дороге отдаю билет молодой загорелой девушке.  Думаю, с ней ему будет интереснее за столиком номер 2
   До свидания, Ялта – праздник жизни. Город пышных садов, цветущих роз, загорелых, неунывающих, громкоголосых жителей.


                Севастополь – Щелкино.

Саня.

   Автобус ранним утром отправляется с автовокзала ст. Севастополь до ст. Щелкино.
   Настроение ниже среднего. Встреча с прошлым не всегда бывает радостной.
Со мной рядом в кресле сидит солидный озабоченный своими проблемами мужчина. Время от времени он пытается решать их по мобильнику, нервничает, кричит. Наконец-то на очередной остановке он выходит.
   Из-за переднего кресла появляются веселые голубые глаза под козырьком светлой кепки, куртка и удочки. На метр, опережая мужчину, плывет винное амбре.
 Я отворачиваюсь к окну.
- Вот только мне этого не хватало. Пять часов поездки и даже без соленого огурца – думаю.
   Голубые глаза внимательно осматривают меня и исчезают. Автобус сигналит. В последний момент кто-то заходит, заполняя весь салон запахом одеколона.
   Мой сосед! Смотрит на меня и, оправдываясь, говорит
-Сам не люблю запах перегара, а тут завис. Две недели не пил, а тут завис.
- И что, есть причина? – любопытствую.
- Из больницы вышел, на радостях – счастливо сообщает он - две недели лежал! Я спортсмен, бывший правда. Бухаю, бухаю, а потом на стадион бегу бегать. Растяжечка – это обязательно.
   Снимает кепочку, гладит себя по лысой голове и сокрушенно вздыхает.
- Вот не думал, что волос не будет. Шестьдесят только, а уже лысый.
- И как Ваше имя?- спрашиваю.
- Саня, Санек. Давайте знакомиться. А Ваше имя?
- Ну, раз в шестьдесят Вы – Санек, то я  в свои шестьдесят четыре – Ада.
- Да? Ладно, пусть будет Ада – разрешает.
- А ты откуда? – переходит на дружеское “ты”.
Видимо, имя без дополнений резко сократило дистанцию.
- Из Сибири.
- Я люблю Сибирь . Я был в Ангарске, за лесом ездил. Пока ехал, лес отправили. Я фрукты в Сибирь вез, а мужики хохотали, что лучше бы рыбу с Азова привез, а не виноград.
- В Удмуртии у меня друг-человек – продолжает.
А что значит друг-человек – перебиваю.
- Человек – это мужчина, а ты – женщина.
- То есть – друг человека – смеюсь и объясняю – Ангарск – это Сибирь, а вот Удмуртии в Сибири нет.
- А я живу в Щелкино на берегу Азовского моря. Дельфины там раньше были, а сейчас не видно. Погубили что ли всех?
- Я была на Азовском в Приморско-Ахтарске у родственников.
- Где это? В России?! Как наше море оказалось в России – с изумлением на лице смотрит на меня человек.
- Это же море - развожу я руки – один берег ваш, а другой наш.
- Не может быть – Саня трясет головой, не в состоянии объять необъятное
- А горы у вас есть такие, как у нас? – Показывает в окно автобуса.
- Есть, конечно.  Я живу у подножия горного массива Шории.  Это предгорье Алтая. А на востоке нашей области – хребет Кузнецкого Алатау – предгорье Саян.
- Ты меня удивляешь. В Сибири горы?! Я думал, что там только тайга.
- И тайга, и горы .А где ты учился Александр, что видел кроме Ангарска?
- Учился в Харькове, служил в Керчи, Феодосии. Был в Симферополе. Участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Сейчас живу в Щелкино. А ты где остановилась?
- В Севастополе – отвечаю - красивый город, белоснежный.
- А я вот по больницам больше – продолжает Александр – подлечусь, выхожу, и бухать начинаю.
   Все друзья ушли из жизни, а я живу. Зачем живу, не знаю, а живу. Сам пью, жена пьет, две дочери тоже пьют.

   Я грустнею и лицом, и душой.
- Вот смотри, какой я перстень себе купил – пытается развеселить меня Саня.
- И зачем нужна тебе эта цацка? Лучше бы съездил, мир посмотрел. Такой подарок судьба дала – живой после Чернобыля. Пенсию дали неплохую. Хоть чем- то удиви себя!
- Так я тебя удивить хочу – отвечает, и  заговорчески шепчет – кольцо-то поддельное. Пятьдесят гривен стоит.
- Кто бы сомневался – смеюсь
Смеюсь и понимаю - попрошу помощь, не задумываясь, поможет.
   Как же истосковались мы, люди по обычному человеческому вниманию и теплу.

   Выхожу на остановке и слышу на всю станцию прощание – “Удачи тебе, Ада!”
Оглядываюсь. Александр стоит у автобуса и машет руками.

   Счастья тебе, Саня, и здоровья!



Семь колодезей.

   Я выхожу из автобуса на станции Семь колодезей. Пока искала гостиницу, вспомнила легенду, услышанную еще в Севастополе.
   Семь братьев вырыли семь колодцев, и брали люди чистую родниковую воду из них бесплатно. Как только владельцы запросили плату у людей за воду, стала исчезать вода в колодцах, пересохли они.
   Ушли люди, погибли сады. Ушла вода, ушла жизнь.
   Люди разных национальностей населяли Крым до войны. Депортировали целые народы, вывезли со своей земли, и замерла жизнь.
   Люди – родник, дающий жизнь! Помнить бы это нам не мешало.

   Семь колодезей – это Родина моих родных людей. Сколько незаслуженной обиды и горя унесли они с собой при депортации. Разбросала их судьба по всему бывшему Союзу. Собрались(кто жив остался) только после войны. Никто не вернулся в Крым, даже после реабилитации.
   Я спрашивала себя иногда – почему?
   Думаю, что боль обиды не давала. И уходили они из жизни один за другим, так и не повидав родную землю. Закрылись от прошлого глухой стеной.
   И только в шестьдесят лет я решила съездить в Крым, сломать эту стену. Поклониться земле, подарившей мне замечательного отца, и простить все обиды от имени всего нашего рода.
   И вот я здесь.
   Набираю в платочек землю для папиной могилы в Сибири.
   Рано утром выхожу на улицу поселка. Глядя на восход, прошу солнце, небо, все пространство, чтобы никогда люди на нашей планете не делились по “национальному признаку.”
   Прощай, земля моих предков. Увидимся ли еще?

Разделились!

   Возвращаюсь в Севастополь. Смотрю на небо, горы, на море, и вспоминаю разговор с хозяйкой гостиницы, в которой останавливалась.
- Вы откуда?
- Из Сибири.
- Это за Волгой?
- Нет, за Уралом. Западная Сибирь. А Волга перед Уралом, ближе к вам.
- Та для нас все, что за Крымом, все Сибирь. Мы свое-то не очень знаем, а вы хотите, чтобы вас знали. Нам своих дел хватает.
   Думаю. Ваше, наше…
   Как можно разделить Землю? Ведь это тоже самое, что разделить человека. Жене - нижнюю часть, детям - руки, стране – голову, себе – ноги. Согласитесь? Да ни за что и никогда. Мы – неделимы!
   А Земля?! Она ведь тоже единое целое с морями, реками, лесами, со всем, что приклеилось к ней на поверхности.
   Это невозможно разделить, как невозможно разделить воздух, солнце, звезды.
   Это все принадлежит не человеку. Человек только пользуется.

   Будем же благодарны Природе за такой Дар всему Роду человеческому. Примем с любовью ко ВСЕМ!


                Продолжение следует.

Пещеры. Подземный мир Крыма.

   Следующая экскурсия – пещеры.
   Пещера Эмине-Баир-Хосар. Спускаемся. Навстречу нам выходят группы туристов. Измученные, усталые лица. Мы весело смеемся.
- Где энтузиазм?!
Они только машут руками.
- Пробуйте сами сохранить этот самый энтузиазм!
   В первых залах видим скелеты животных, когда-то случайно попавших сюда, да так и оставшихся навечно.

   Зал идолов. У - входа в зал- страж. Высокий сталактит, похожий на страшного, злого человека.
   По всему залу растут сталактиты различной формы на любую фантазию.
   Каждый видит свой образ: я – старика с посохом, парень рядом со мной – женщину с младенцем на руках.  Короче “у кого, что болит”.
   Очень впечатляют и узенькие переходы из зала в зал, и подземное озеро, и застывшие каменные водопады.
   Но  для меня самым незабываемым был выход на поверхность.
   Действительно, с каждой ступенькой вверх радость как-то иссякала. На поверхность я не вышла, а выползла. Но когда спросили у группы пойдем ли мы в Мраморную пещеру, все дружно поднялись и пошли к спуску.
И не пожалели!
   На берегу небольшого светло- зеленого озера загадывали желания. Проходили через узенькие двери из зала в зал – загадывали желания. Столько загадывали, что я забыла, что же просила у подземных духов.
Чтобы выпустили меня на белый свет – это точно!
   Какое счастье, когда выходишь, а перед тобой вершины гор, а над головой голубое небо!
Я бы всех, кто угробляет, нашу природу отправляла на месяц в пещеры для обдумывания своего поведения. Уверена, что после выхода из-под земли люди строили бы Храмы Солнцу, Воздуху и вообще всему живому на планете.


Древний город Чуфут-Кале. Бахчисарай.

   Чуфут-Кале находится на юго-восточной окраине современного Бахчисарая. Занимает плоскую вершину горы, высотой более 500 метров над уровнем моря.
Это один из самых известных пещерных городов Крыма. Первые археологические раскопки были проведены в 1853 году графом Алексеем Уваровым.
В 1340–х  годах город захватили монголо-татары Золотой Орды. В 1443 году крымскому правителю Хаджи-Гирею удалось добиться независимости для своего ханства.
   К концу XV века крымские ханы стали вассалами Османской империи и переселились на окраину Бахчисарая. Город в это время называли Гевхер-Кермен (крепость драгоценностей) или Чуфут-Кале (еврейская крепость).
   После присоединения Крыма к России, изменилась экономика Крыма. Жители стали покидать город. К началу XX века город полностью опустел.

   Поднимаемся по достаточно крутому подъему к вершине горы. Справа отвесная гора, слева обрыв
   И вдруг чудо – на горе, вернее, в горе монастырь Успения Богородицы с уникальнейшей росписью фасада Успенской церкви.
   В Крымскую войну 1854-1855 г. В монастыре был госпиталь, где лечили защитников Севастополя. На дне ущелья находится кладбище, где похоронены умершие от ран.        Останавливаемся, отдавая дань памяти тем, кто защищал эту землю от врагов.
   С перерывами на отдых двигаемся выше, и выше.
Вот плоская вершина с остатками древнего города. Город делится на три части. Западная оконечность – мыс Бурунчак (26 га). На востоке – Старый город (Древняя крепость – 7га). Еще восточнее – Новый город (3га). Вот такие размеры.
   Но меня поразили не размеры, а вид с плоской вершины. Сады, виноградники до самого горизонта. Узкая лента дороги, по которой мы карабкались наверх. По обе стороны дороги отвесные скалы.
   Неужели мы преодолели этот подъем и забрались сюда?!
 
   Теперь я начинаю понимать людей, уходящих к вершинам.
 Там ты становишься частью Высоты, частью всего простора. Стою, как в песне – “на вершине стоял хмельной”. Думаю.
- Главное, чтобы голова трезвой была. На вершине это очень важно. Впереди спуск.
Спускаемся к автобусу, и он везет нас в ханский дворец Бахчисарая.
   О Бахчисарае и рассказано, и написано много. Повторяться не хочется. Фотографирую, фотографирую, фотографирую.

   Когда вернулась в Севастополь, то соседки по дому спросили
- Почему так много фотографий гарема?
- Стало интересно, как жили в то время обеспеченные женщины.
   Крыша над головой бесплатная, на еду, одежду тоже зарабатывать не надо. Можно гостей принимать (женщин, конечно), можно музыкой заниматься, рисовать, вышивать. Шахматы стоят на столике. Значит, играли и в шахматы. Иногда выпускали в маленькие садики с розами, иногда приходил в гости мужчина (правда один). Что еще надо?
Свободы не было!
   Мы получили свободу, зато многое исчезло. За все надо платить.
А знаете, друзья, я за такую вот возможность мир посмотреть, по лесам походить, среди цветов поваляться любую роскошь гарема бы отдала, не задумываясь!


Феодосия.

   Феодосия – один из древних городов Крыма.
Феодосия – “Богом данная”. Основан город был греками из Милета. Город амфитеатром расположен у подножия гор на берегу залива.
   Заходим в старую часть города. Здесь еще сохранились развалины старых береговых укреплений. Вот возвышается половина угловой стены башни св. Константина. Когда- то эта башня была и замком, и арсеналом. По разрушениям на стене видно, как захлестывали ее волны при шторме. Сейчас береговая линия далеко от нее. Значит, море отступает.
   Вообще старая часть города смотрится, как своеобразный архитектурный исторический музей. В старинном доме музей А.С. Грина – романтика и мечтателя.
Перед картинной галереей И.К. Айвазовского, завещанной городу, бронзовая фигура художника.

   Айвазовский на пьедестале с палитрой и кистью в руках. И у ног  надпись “Феодосия – Айвазовскому”.
   Набережная. Приморский бульвар. И, как привет из прошлого века – через город паровоз! Не веришь в реальность увиденного.
   Реально только море, золотой песок и прозрачная зеленоватая вода.
Спокойный, чистый, приморский город, который выгодно этим и  выделяется из всех городов Крыма.
Дожидаясь автобуса, гуляем по парку. Чистый воздух, тишина и какое-то душевное умиротворение – это и есть Феодосия.


                Домой!

   Вот и закончилось мое путешествие по земле предков.
Я бесконечно благодарна судьбе за подаренную возможность побывать в Крыму. Прикоснуться к стенам домов, где когда-то жили мои тети и дяди, бабушки и дедушки., побывать в городах, где они учились, мечтали, любили и были счастливы.
   Спасибо всем, кто мне помогал в этой поездке.

   Самолет отрывается от земли Симферопольского аэропорта, мы взлетаем.
   Раньше, когда я летала на самолете, мне не очень- то везло: то место у окна занято другим пассажиром, то облачность, то забот столько, что не до красивого вида за бортом самолета.
   Сейчас же все эти “препятствия” словно растворились. Мы летели, нет, парили в прозрачном воздухе над землей.
   Ушел куда-то берег Крыма, Арабатской Стрелки. Мы летели на северо-восток, на Урал, в Сибирь.
   Лоскутное покрывало обнимало землю.
Желтые, буро-зеленые, коричневые прямоугольники. А вот и сине-зеленые квадраты (наверное, озимые). Черные лоскутки вспаханной земли напоминали бархат, и, как золотое ожерелье – лесопосадки, ярко раскрашенные осенью.
   Глаза озер все разного цвета. Вот голубой круглый глаз, а этот вытянулся цвета оливы, а здесь сразу три подряд!
   Появились холмы с яркими пятнами осеннего леса.
Воздух был настолько чист и прозрачен, что можно было разглядеть компании, собравшихся в кружок, березок.
   На поднимающихся над землей холмах лесные группы были словно вырезаны.
Я дух не могла перевести от восхищения.
   И вдруг Урал!
Коричневый хребет могучий и прекрасный. Замираю.
- Смотри, смотри – толкаю дремавшую соседку.
Она поднимается с кресла и застывает с восторженным “АХ”!

   Сколько угодно можно ходить по лесам, сидеть у костра на берегу озера, подниматься в горы.  Когда на все это смотришь сверху, все воспринимается по-другому.
Немею от восторга. Как прекрасна наша Земля!

  Появляются первые облака. Нежные, тонкие, как легкая дымка. Они, как дымок, то тянутся под крылом нашего ковчега, то растворяются.


   А мы плывем по голубому простору воздушного океана. Вдали появились белые льдинки - перистые, причудливой формы.
   Какой кудесник придумал вас? А вот и кучевые барашки – удивительное “зверье”, на любую фантазию.
   Воздушное пространство, словно расслоилось.
Вверху – привычное нам небо с легкими полупрозрачными облаками, а ниже море, по которому плывем мы и льдины кучевых облаков. А под этим  необыкновенно чистым синим простором наша красавица-Земля.
   Я глаз не могла оторвать от иллюминатора, жадно вбирая в себя эту красоту

   Господи, как же много ты дал людям, какую планету подарил!

   Проходим через густую облачность и приземляемся. Здравствуй, земля.
Мой город встретил меня солнечным днем, начавшими желтеть деревьями и удивительно сочной по- весеннему зеленой травой.
Спасибо за такой подарок!

   Я заканчиваю свой дневник.
В заключение хочу сказать то , что поняла во время своего путешествия.
Частица Бога в нас – это не только большие возможности. Это , я думаю, проснется в свое время.
   Прежде всего, мы должны понять.
   Бог в нас – это ЛЮБОВЬ со всеми ее составляющими: нежность, ласка, сострадание, доброта, забота.
   Именно это и есть частица Бога, именно это и было вложено в нас, когда мы пришли на эту Землю с желанием излить этот Дар на наш мир.
   О том, что с нами произошло, я не хочу говорить.
   Но очень хочу, чтобы мы все вспомнили о любви огромной, сильной, прекрасной, дарованной нам.
   Дар этот для всех, включая каждого, и для каждого, как для всех.
Пятнадцать лет назад я неожиданно для себя начала писать стихи.
Одним из первых (оно было опубликовано в местной газете) моих стихотворений было:
Я к вам пришла и говорю
-Примите песнь любви мою,
Как Дар Небес, как сердца зов.
Я вас люблю, я вам пою,
Я душу вам свою даю.
   Я думаю, мы все пришли сюда, чтобы сказать что-то свое. Пусть это будут слова о любви.
У музыки любви волшебные мотивы.
Она поет сама, и ей не надо слов.
Раз музыка звучит, то мы живем, мы живы,
И слышится в душе ее сердечный зов.

Мы встретили с вами прекрасную осень,
В которой так много осталось от лета.
(Не знаю, друзья, почему только просим?)
Спасибо за это, СПАСИБО за ЭТО!

Счастья вам, люди, и мудрости.


Рецензии
Спасибо за интересную экскурсию.
С уважением,

Александр Иванович Бондаренко   04.02.2013 03:35     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Аделья Мачкова   05.02.2013 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.