И только лошади летать умеют чудно...

И ТОЛЬКО ЛОШАДИ ЛЕТАТЬ УМЕЮТ ЧУДНО...

«С первым разом Вас!» - поздравила меня Валя , наш инструктор, и задорно сдула солнечно-рыжую прядь волос со своего загорелого лба. Я  впервые глядела на всё сверху вниз — сидя на спине лошади, соловой красавицы Атлантиды.
По-домашнему её зовут Ладой. Ласково называют «русской красавицей» - название её породы «русская тяжеловозная». Она и вправду очень красива и добродушна. С детьми ведёт себя идеально, со взрослыми иногда позволяет себе поупрямиться. Но маленькие слабости ей прощают.  За все остальные качества.
    В детстве я часто рисовала их. Получались они похожими то на крупных собак, то на мелких жирафов. Я отправлялась в  путешествия на коне  только в своём воображении, потому что вряд ли кто-нибудь тогда рискнул бы меня, хилого городского ребёнка, усадить верхом.
     На лошадь я села уже взрослым человеком, со «взрослыми» комплексами и «кризисом среднего возраста».  Дети были активно «за» и тоже пришли заниматься.
 Общаясь с лошадьми,  оказываешься в другом измерении.
Невольно вспоминаешь слова  Джонатана Свифта :«На их языке нет слов, обозначающих ложь и обман». «Сомнение и недоверие неизвестны в этой стране». Так писал он о фантастической стране гуигнгнмов, то есть, лошадей.
    Те, кто приходит туда, становятся похожими на её жителей в их искренности  и увлечённости.
    «Приходите, не волнуйтесь. В первый раз можете просто посмотреть на лошадей, погладить», - убеждала нас Наталья Анатольевна Никитина. В сентябре 2003 года  она создала свою общественную организацию "Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов", вложив туда весь свой опыт организатора и педагога. Ведь лошади — любовь с самого детства. Центр открыт для всех. Здесь нет удручённой зацикленности на болезнях. Можно даже быть абсолютно здоровым. Только надо быть оптимистом, уметь дружить и любить лошадей.Так возникла страна, где обитают лошади и люди. Здесь доверяют друг другу и понимают друг друга без слов.
    «Не бойся, представь, что земля мягкая держи спину прямо. Всадник должен глядеть на дорогу между ушей лошади», - увещевает Валя моего старшего, - она всё делает весело, но очень убедительно. Поначалу дети скованы и сутулятся, но вскоре смелеют и даже  отдают команды.
Надо видеть снисходительные  лица лошадей, когда они подчиняются детям. Осторожно, почти крадучись, несут они их по кругу. Четвероногих тренеров  здесь несколько. Это и подвижный Кекс – любимец не только детей, но и взрослых. Необычайно «харизматичный» конь, никого не оставит равнодушным, никто не пройдет мимо него не погладив,  не угостив. Очень любознательный, по словам инструкторов, «схватывает все на лету».  Честный в работе, потому работать с ним просто одно удовольствие. Его порода -  помесь башкирской лошади с рысаком грамотно называется «башкирская улучшенного типа».
  Персик прибыл в иппоцентр в возрасте 2-х лет. С детства был рахитичный, недокормленный, ему  стали уделять очень много времени и внимания. Для начала его нужно было откормить, восстановить его вес, а затем, постепенно приучать к нагрузкам и всему тому, что необходимо знать и уметь настоящей иппотерапевтической лошади. Это у него и получилось через некоторое время . И теперь он постепенно становится «крепеньким мужичком», довольно выносливым и трудолюбивым. Скоро ему уже пять лет.
Ермак отличается необыкновеной воспитанностью и тактичностью, внимательным отношением к детям - настоящий интеллигент. Очень любит обучаться чему-нибудь новому, приятный в работе конь. И масть его очень интересно  выглядит и называется - «серая в гречку».
    Живая легенда иппоцентра - Рапорт.  Сложной судьбы конь будённовской породы. В своей молодости привозил призы и разряды своим спортсменам из школы пятиборья, на нем выполняли нормативы мастеров спорта и по выездке и по конкуру. Потом наступили времена, когда его начали перекупать из рук в руки как «лошадку для катания» и так этим увлеклись, что коня пришлось спасать почти с мясокомбината... Два раза его спасали от голодной смерти в буквальном смысле, и только любовь к жизни и безграничное доверие к людям помогли ему выжить. А  «мастера» даже и не вспомнят о своем друге, который очень старался для них. Так что сейчас Рапорт на заслуженной пенсии. Ездят на нём осторожно, с почтением. Родился он в 1992 году. По-лошадиному, ему около восьмидесяти.  В его мудрые глаза мы загляделись...
О полезности «лечения лошадью»  знали еще в древности. Гиппократ в свое время писал, что верховая езда, кроме общеукрепляющего  несет в себе и психологический эффект, и советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные».Сейчас понятие «иппотерапия» становится не только понятным, но и популярным.
Человеку, скачущему на лошади,  постоянно приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Наверное,  нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новый мир.
Взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания (аутизм, ДЦП). Все движения становятся адекватными, нужными. Так,  проходит страх перед своей неуклюжестью и уменьшается мышечное напряжение. Лошадь – это уникальный и эффективный биомеханический тренажер и просто друг. Лошади – талантливые психологи, они воспринимают все эмоциональные реакции человека и знают его лучше, чем он сам. И самое главное – они сразу же отвечают добром на добро. Они дают то, что не всегда могут дать люди – безусловную любовь и принятие.
Такая дружба человека и лошади окрыляет обоих.
 Кочевые народы с древнейших времен в великом множестве изображали своих самых преданных и верных товарищей - коней. Придавая им различные мифологические и сказочные свойства, они считали их священными животными. Изображения коней находят на золотых изделиях скифо-сакских времен, на многочисленных рисунках (петроглифах), выбитых на скалах по всей территории нашей страны и за его далекими пределами.
 Фантастический образ крылатых коней, представления о волшебных крылатых существах возникли еще в древние времена.
Как существа Верхнего мира крылатые кони служат человеку, делают ему только добро, всячески помогают и выручают, подсказывают и советуют. Они возносят своего хозяина на небеса, погружаются вместе с ним в подземный мир, спасают от различных несчастий. Всадник же «крылат» благодаря лошадиной красоте, силе и грации.
У многих народов есть праздники, посвящённые именно лошади. В Катманду в конце марта - начале апреля устраивается праздник Годе Джатра (Ghode Jatra), праздник Лошади, который символизируют победу над демоном Тунди и привлекает людей со всего Непала. По легенде жители этих мест однажды убили демона по имени Тунди и похоронили. Считается, что демон может восстать и вызвать разрушение города, если ежегодно не будет растоптан копытами лошадей. Так и повелось, что каждый год на поле Тундикел (Tundikhel) в Катманду, для сокрушения злого духа, проводится фестиваль лошадей. Непальская армия проводит парад, исполняются различные трюки верхом и устраиваются скачки. Говорят, что чем быстрее бегут лошади, тем быстрее рассеется дух Тунди. Кроме того посетители праздника могут насладиться разнообразной культурной программой.
Для монголов самым большим и захватывающим праздником в году является Наадам, который проводится в середине июля. Праздник продолжается четыре дня и включает в себя три традиционных вида спорта - монгольскую борьбу, стрельбу из лука и конечно же гвоздь праздника - скачки, к которым лошадей готовят особым образом, а вместо привычных всем жокеев в этих скачках принимают участие только мальчики 5-12 лет. Наадамские скачки проводятся по шести возрастным категориям: жеребцы, полнокровные, пятилетки, четырехлетки, трехлетки и двухлетки. В зависимости от возраста они бегут на расстояние от 15 до 30 километров. Трассу специально не готовят, это просто участок степи. Занявшим первые пять мест в каждой группе поют восхваления, освящают их кумысом и вручают денежные призы. Кроме того, весь следующий год к победившим жеребцам приводят лошадей для скрещивания, таким образом хозяева жеребцов получают хороший источник дохода до проведения следующих скачек.
В Болгарии до сегодняшнего дня осталось популярно празднование Тодорова дня за здоровье лошадей, который называют Конской Пасхой. Все мужчины, которые разводили коней, выводили их на ритуальный водопой еще затемно, до восхода солнца. Они заботливо расчесывали их, украшали гривы и хвосты бусинами, лентами и ожерельями из перца (символ плодовитости), а также цветами и венками из дикой герани. А молодые девушки сопровождали эту подготовку лошадей к празднику песнями. После этого начинались конные ритуалы, в которых владельцы коней демонстрировали свои умения разводить лихих жеребцов, умение ездить верхом и выносливость. В этих ритуалах принимали участие молодые парни, в некоторых районах Болгарии - только женатые, в других – только холостяки. Они выводили лошадей на ровную поляну, определяли награду и начинали состязание. Это было доказательством, что парни готовы вступить в брак. Параллельно с этой мужской обрядовой линией, существовала и женская. Девушки верили, что если в этот день вымыть волосы, то они будут расти здоровыми, густыми и блестящими, как лошадиные гривы и хвосты. Кроме того рано утром женщины пекли специальные обрядовые хлебы за здоровье лошадей, часто делая их в форме коня или подковы, затем освящали в церкви и раздавали всадникам и их коням, родным и соседям. В былые времена, совершая этот ритуал, женщины подпрыгивали, брыкались и ржали – это было магическим ритуалом за здоровье и плодовитость коней. Люди также верили, что обряд принесет потомство и самим молодым невестам.
В Венгрии очень популярен традиционный конный праздник, в который во второй половине XX века переродился старинный пастуший. Теперь его устраивают на Троицу (раньше он проводился 20 августа). Венгерские  пастухи демонстрируют свое искусство уложить лошадь, остановив ее на полном скаку, а также показывают свою меткость с помощью трехметрового бича. Устраиваются гладкие и барьерные скачки и конечно же состязания конных упряжек. Некоторые повозки выглядят как настоящие музейные экспонаты, но на самом деле местные жители до сих пор ими пользуются в быту. Участникам нужно преодолеть полосу из расставленных кеглей, а также препятствия на местности. Не обходится и без «венгерской почты», когда человек управляет пятеркой лошадей (три спереди и две сзади), стоя на крупах двух задних.
В России день лошади отмечается 31 августа (по старому стилю 18-го), в день Святых Флора и Лавра, покровителей лошадей на Руси.
Раньше в этот день на лошадях не только не работали, но даже не седлали и не запрягали. Рано утром их купали, кормили отборным овсом, вплетали в гривы и хвосты яркие ленточки и подводили к церкви, где совершалась "конная мольба", заключавшаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. При этом каждый приводящий коня, старался, чтобы на его лошадь попала хотя бы одна капля. По народным верованиям, это должно было оберегать коней от падежа и "всякого лиха". Для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта, этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику.
    В иппоцентре свой «профессиональный» праздник лошади отмечают не первый год. К нему привыкли, его ждут. В этом году из-за дождей в конце лета праздник перенесли на сентябрь, но он от этого не растерял своей весёлости. Собрался стар и млад. Детско-народное гулянье началось в  солнечный полдень.  Всем было чем заняться ещё до выступления главных артистов. Дети рисовали на листах бумаги, на ватмане, на заборе, участвовали в конкурсах. Особо азартные добывали сладкую вату. Конечно, играла музыка. Виновники торжества начали свое выступление с курсинга. Курсинг - это конноспортивная дисциплина для тех, кто совершенствует свое мастерство управления лошадью в качестве выводчика.  Участникам  и их лошадям нужно  преодолеть различные препятствия элегантно и красиво, проявив при этом умение слаженно работать. Его ещё называют «маршрутом доверия».
Следующим диковинным слово на празднике — вольтажировка (вольтижировка). Название произошло от французского voltiger – «порхать». Этот вид конного спорта подразумевает выполнение гимнастических и акробатических упражнений на лошади. Зрелище действительно впечатляющее. Ведь кроме взаимопонимания здесь нужна соответствующая спортивная подготовка не только всадника, но и лошади. Завораживает, когда в ходе упражнения обе фигуры образуют причудливого кентавра, движущегося под музыку.
Но это ещё не все. Лошади и люди были участниками мини-спектаклей, которым бы мог позавидовать любой цирк (общее мнение зрителей). Благодаря им все побывали в Испании. Яркие костюмы добавляли красок в нарядную картину ранней осени. Не обошлось и без корриды. Роль быка талантливо исполнил... человек в костюме быка.
Захватило дух от «Баллады об огне». Сочетание пластики, музыки, искусства верховой езды, стихов и настоящего огня подарило нашим душам настоящий катарсис.
В празднике участвовали детские художественные коллективы, клуб кинологов. Волонтёры из организации «Пионеры Башкирии»  были замечательными затейниками. Праздник получился душевным. Судя по репликам расходящихся зрителей, многие захотели заниматься в иппоцентре.
    «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют», - твердят все конники, не сговариваясь. Правда. Верим.


Рецензии
Когда думаю о лошадках, на сердце становится тепло.

Сергей Кляус   15.03.2018 07:21     Заявить о нарушении
Верхом катаетесь?

Лариса Ишбулатова   15.03.2018 08:47   Заявить о нарушении
Нет И не умею.
Летом, когда ездили отдыхать в деревню, научился запрягать.
Ездил на телеге, возил грузы.
Возьмешь горбушечку, посолишь, дашь лошадке...
До сих пор осталась память об этом добром покорном животном.

Сергей Кляус   15.03.2018 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.