Антоний Ходурский

Грани и кадры


3 октября 1903 – 23 февраля 1972
Народный артист РСФСР (1954).

Всего 11 ролей в кино… Зато каждая – явление на экране и проникновение, можно сказать, западание в память.

Один из самых изящных, величественных и аристократичных наших актеров. Даже по имени чисто римский патриций: Антоний Марцельевич (Великий Антоний - сподвижник Цезаря и любовник Клеопатры. "Благородный" Марцелл-«Меч Рима» сжег Сиракузы совместно с… Архимедом, за что и был покаран Ганнибалом у Канузия)…

Видимо, тут тот случай, когда не должность обязывает, а наоборот – ФИО, и Антоний Ходурский соответствовал. Еще как соответствовал!
 
Если говорить об олицетворении русского дореволюционного актера, то для меня – это его артист императорских театров Константин Романович Орлинский («Огненные версты»).

Талантливый и высокомерный, величавый и забавный, старомодный и благородный, робкий и… отважный. А главное: добрый и учтивый – салонные манеры джентльмена блюдет даже в вагонно-полевых условиях прифронтового раздрая и лихой конно-тачаночной погони.

Понимаю, что пристрастен и наивен, но тут уж вините «впечатлительное отрочество».

Даже не думал, но, оказывается, буквально каждая роль Антония Марцельевича - в душе.
 
Навскидку… Вот «либерально-демократический краснобай» Грассини из «Овода» (1956). Ну, и что что Италия позапрошлого века? В переложении  Ходурского – это едкая сатира, ничуть не теряющая актуальности в теперешнем приложении к лощеным участникам современной бесконечной теле-балабольни, к этим пустым, но «говорящим головам».

Подловатый царедворец граф Нурин («Гусарская баллада») – тоже вневременной тип карьериста и блюдолиза. Комический Гремио («Укрощение строптивой») – воплощенная точность не прописанных, но угаданных шекспировских подтекстов и характеристик.

А как лубочно отделан и хрестоматийно хорош начальник Главка Пастухов («Шофер поневоле», в дуэте с Сергеем Филиповым)! Да, бюрократ, но с тенденцией к исправлению, умеющий слушать, сопереживать и, по большому счету, положительный тип. Это Что-то, это Свое, хотя в плане полярности «среднее» между Огурцовым-Ильинским («Карнавальная ночь») и Нестратовым-Меркурьевым («Верные друзья»).

Его ни с кем не перепутать: черные лукавые глаза, высокая осанистая фигура, гордая посадка головы, буйная грива с прядями царственного серебра.

Антонию Ходурскому органично присущи тонкая ирония, мягкий юмор, но опять же на грани - с уничтожающим сарказмом. Только он всегда очень точно знает допустимую меру, виртуозно дозируя средства самовыражения и обходясь без эксцентрических перехлестов – этой вечной беды даже больших мастеров жанра.

Одно странно: что народного СССР «не достигши». Как иногда объясняли в ту пору: не дотянул до юбилея. Действительно, Антоний Марцельевич до 70-летия чуток не дожил. Но при этом пережил многих «потитулярнее».

Ведь кино-символ русского артиста императорских театров – это Звание. Оно Навсегда!

Из биографии ("Кино-Театр.Ру"):

"Сценическую деятельность начал в 1921 году в Одесском «Театре революционных исканий», где проработал до 1925 года. Затем был актёром Саратовского, Воронежского, Пензенского театров. С 1933 года – в ЦТСА.

Прошёл творческую школу в разных российских театральных городах. 25 лет от роду он играл чеховского Фирса. Его самым ярким воспоминанием за четыре сезона в Одесском театре был эксцентрический дуэт с Леонидом Утёсовым, в котором уже тогда знаменитый певец по условиям игры восседал на горбу гордого своей ношей начинающего актёра.

Режиссёр А.Д. Попов писал о Ходурском: «Это точный актёр. Для него необычайно существенны вопросы внешнего облика, ритма роли, пластики, природы темперамента. Он не может выйти на сцену, если ему не ясно всё. Когда в его образе таится хотя бы одна неизвестная величина, он, будучи по своей природе обаятельным, весёлым, добрым и общительным человеком, становится злым, раздражительным и замкнутым. Тут уж достанется и режиссёру, и партнёрам»".

Другие кинороли: инженер Добров ("Будни 1940), Осип Бабэльмандебский ("Свадьба" 1944), Коломатьяно ("Вихри враждебные" 1953), профессор Тонков ("Искатели" 1956), начальник госпиталя ("Екатерина Воронина" 1957), актер Николай Петрович ("Человек ниоткуда" 1961).

 


Рецензии
Да! Через неделю - 120-летие! Помяну: фильм "Огненные вёрсты" ("..Опустите - ружьё, поднимите руки!") посмотрю.

Михаил Батов   28.09.2023 04:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.