Воссоединение России, Белоруссии и Украины
http://nikolaysolo.livejournal.com/550383.html
Воссоединение России, Белоруссии и Украины - необходимость
Страницы Истории. Гибель Советского Союза
В декабре 1991 года главы трех республик – основателей СССР, – Белоруссии, России и Украины, –
21 сентября 2012 года
В столичном храме святителя Николая на Трех горах, где настоятелем является глава Синодального
Россия, Белоруссия, Украина. Союз трех государств жизненно необходим
30.09.2012,
Павел Святенков
Дружба с Украиной - ключ к любым возможным союзам на постсоветском пространстве
Спор о том, возможно ли воссоздание единого государства на обломках СССР, в последнее время обострился, что неудивительно. Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Таможенный союз. Впервые на постсоветском пространстве возникла организация, хотя бы отдаленно напоминающая экономический блок. Одновременно идут переговоры о преобразовании Организации Договора о коллективной безопасности в полноценный военный блок. В ОДКБ, кроме трех вышеперечисленных государств, входят еще Армения, Киргизия и Таджикистан.
Таким образом, над постсоветским пространством забрезжила заря объединения. Однако хорошо это или плохо, и к каким последствиям приведет?
Говоря с общетеоретических позиций, объединение всегда хорошо. Современный мир – мир крупных экономических блоков и сверхгосударств. В Европейский союз входят страны, общая численность населения которых составляет 500 млн человек. У АСЕАН этот показатель равен 450 млн. В США живут 300 млн человек, а в Китае – 1,3 млрд. Численность населения – важный фактор, ибо малочисленный народ, пусть даже обладающий своим государством, никогда не сможет играть самостоятельную роль на международной арене, даже если создаст современную экономику. По нынешним меркам даже ВВП Германии маловат (всего $3 трлн), чтобы оказывать влияние на весь мир. Ведь у США ВВП составляет $15 трлн, у Китая – $11 трлн. Зато Германия в союзе со всей Европой равна США, ЕС имеет ВВП в $15 трлн. Влияя на политику ЕС, Германия может влиять и на ситуацию в мире.
Итак, для России союз выгоден. Мы усиливаем позиции на постсоветском пространстве, а значит, и на международной арене. Заодно укрепляем свои рубежи с военной точки зрения. Наконец, объединяем свою экономику с экономиками союзников, тем самым укрупняя ее, делая более весомой в мировом масштабе.
Однако существует проблема сценария объединения. Объединение может оказаться ловушкой, если оно будет осуществлено в рамках модели ленинской национальной политики. Напомню, что ленинская национальная политика подразумевала ускоренное развитие национальных окраин за счет России и русского народа – «народа-держиморды», как называл нас Ленин. Союзные республики должны были противостоять России и сдерживать ее, не говоря уже о том, что Россия была разделена на три государства – РСФСР, Белоруссию и Украину. Тем самым русские, составлявшие подавляющее число жителей СССР, ослаблялись и противопоставлялись друг другу.
Только РСФСР, Белоруссия и Туркмения были донорами. Все остальные получали деньги от Центра и невероятно чванились. Превосходно жила Прибалтика, еще лучше – Грузия. Украина по уровню развития превосходила Россию. При этом все национальные республики были свято убеждены, что «москали» жируют за их счет, что без России они могли бы жить богаче, привольнее и счастливее.
В годы перестройки подобные настроения вылились в лозунги вроде «москали исти ваше сало» («русские съели ваше сало»), выдвинутые украинскими националистами и означавшими, что ленивые русские живут за счет трудолюбивых украинцев.
В результате Россия, на деньги которой многие годы содержались национальные республики, была облита грязью. Сами же новые государства, в которых СССР искусственно создал национальные культуры и элиты, отправились в самостоятельное плавание. Конечно, далеко не все из них были приняты в состав ЕС, как Прибалтика. По результатам экономического краха спеси поубавилось.
Но главное осталось. Накачка ресурсами «союзников» ни к чему хорошему не приводит.
Распад СССР произошел во многом потому, что Ельцин и его окружение не мыслили обновленный Союз без Украины. Потому что без этого крупнейшего славянского, в сущности, русского государства, созданного большевиками, СССР получал резкий крен в сторону Средней Азии.
Западные аналитики предсказывали, что СССР автоматически распадется, как только значимую часть его населения составят жители среднеазиатских республик. И это действительно произошло в декабре 1991 года, когда украинцы подавляющим большинством высказались на референдуме за выход из Союза. С тех пор их толком так и не удалось заманить обратно, и это несмотря на то, что современная Украина беднее России – роли поменялись.
Поэтому, хотя кажется, что у нас есть только один проект объединения на постсоветском пространстве, на самом деле их два.
Первый можно ассоциировать с именем Александра Солженицына, который в своей знаменитой статье «Как нам обустроить Россию» предложил создать союз трех славянских, русских государств – России, Украины и Белоруссии. Кстати, Среднюю Азию нобелевский лауреат предложил «отпустить» по причине слишком больших культурных, религиозных и национальных отличий.
Второй проект можно назвать «евразийским» в худшем смысле этого слова. Он подразумевает объединение России именно со Средней Азией и отторжение от Европы, в т. ч. и от наших славянских братьев на Украине и Белоруссии (приношу извинения за высокий слог). За этот сценарий выступает даже американское ЦРУ, которое на своем информационном сайте относит Россию к Средней Азии – вместе с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном.
Этого сценария, к которому нас подталкивают внешние силы, необходимо избежать. Да, Россия может стать донором Средней Азии в рамках реинкарнации ленинской национальной политики, но за этим непременно последует развал по тому же сценарию, который был реализован и в СССР. «Ставшие на ноги» за счет России и русских национальные государства покинут состав РФ, присоединившись к более крупным центрам силы.
Для России жизненно важно реализовать проект союза трех русских государств – России, Украины и Белоруссии. Да, понятно, что Запад и Европа будут до последнего препятствовать вхождению в такой союз Украины, ибо ослабление единого русского народа было целью не только большевиков, но и наших внешних противников, но единое сильное государство мы можем воссоздать только вместе. Пока же у России даже с Белоруссией возникают постоянные проблемы во взаимоотношениях.
России следует быть умнее и не повторять прежних ошибок. Реинкарнация СССР в нынешней ситуации невозможна и прямо угрожает крахом уже самой РФ. Средняя Азия не готова к полноправному сотрудничеству с Россией. Исключение составляет разве что Казахстан, да и его перспективы в связи с предстоящим рано или поздно уходом Назарбаева не очевидны. Прочие же государства региона стали частью третьего мира, и как бы им не упасть в четвертый, что уже произошло с Киргизией.
Так что нам надо думать не о слиянии со Средней Азией, а о дружбе с Украиной. Именно здесь – ключ к любым возможным союзам на постсоветском пространстве. Не договоримся с украинцами – Россия всегда будет ослабленной, в т. ч. и за счет украино-российского противостояния. В свое время колонизаторам удалось поссорить евреев и арабов, индусов и пакистанцев. «Разделяй и властвуй» – старый римский принцип, и его никто не отменял. При Ющенко русских с украинцами ссорили долго и сознательно. Не получилось тогда, но ничто не мешает предпринять аналогичную попытку спустя еще 10 лет...
Так что либо Москва и Киев придумают новый сценарий интеграции, либо объединение постсоветского пространства встретится с непреодолимыми трудностями, которые не решить никакой болтовней про евразийство.
Павел Святенков
Русская Церковь выступила за воссоединение России, Украины и Белоруссии
25.09.2012,
Виктор Мартынюк
Для реализации этой идеи необходима политическая воля властей
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин выступил на днях с инициативой, которая наверняка может найти отклик в сердцах расколотого по воле политиков на три части единого народа. В столичном храме святителя Николая на Трех горах, где о. Всеволод является настоятелем, с 21 сентября каждый желающий может подписаться под Хартией о воссоединении русских, белорусов и украинцев. В идеале массовый отклик на этот документ должен инициировать и соответствующий референдум, вероятность которого пока, впрочем, представляется ничтожной. Но вода камень точит.
«Воссоединяясь, мы полагаем в основу нашего бытия и развития миролюбие и мораль, веру в добро, принципы фундаментальной справедливости, равенства, достоинства, стремление к счастью и благополучие нашего единого народа. Наше развитие и будущее будут строиться на взаимоуважении с другими народами, взаимообогащая наши культуры и делая жизнь лучше, комфортнее и безопаснее, – говорится в предлагаемом на подпись документе. – Мы, наследники тысячелетней истории и великой цивилизации, опыта созидания, добрососедства, воинской доблести и сотрудничества наших предков, объединенные общей культурой и совместной деятельностью по обустройству и защите нашей земли, при воссоединении возьмем все самое лучшее из практического опыта нашего народа». Хотелось бы, чтобы хотя бы теперь эти правильные слова не остались лишь правильными словами на бумаге. Порукой тому, быть может, послужит сам автор: ведь в государственных верхах любят говорить о важности конструктивного сотрудничества с РПЦ. Кажется, вот им и прекрасный повод доказать все это на деле.
О том, что в России, на Украине и в Белоруссии живет, по сути, один народ, известно каждому школьнику, изучающему историю, даже если это – история, преподаваемая в современной школе и исключительно ради ЕГЭ. Факты – вещь упрямая, но, что, опять же, не секрет, политика и факты как-то приноровились существовать не то чтобы совсем порознь, но независимо друг от друга. Более того, как послушаешь протокольные выступления глав братских государств – не нарадуешься: всё ведь понимают о единстве народов, о единстве культуры, традиций... Всё понимают, только вот почему-то сказать не могут. Не в смысле произнести правильные дежурные слова, а изречь императив, за которым уже последует действие.
На словах все понимают, как хорошо и удобно быть вместе – и в плане экономики, и в плане безопасности, и т. д., и т. п. Но как только дело доходит до какой-либо конкретики – никак. И за примерами далеко ходить не надо. Сколько там лет мы уже пытаемся стереть границу с Белоруссией? Даже бюрократически всё обставили, секретаря Союзного государства учредили. А толку?.. А уж какой Виктор Федорович Янукович не дурак порассуждать о единстве украинского и российского народов! Но пока что даже полноценное экономическое партнерство с Россией в рамках Таможенного союза – непосильная для Украины задача.
Границ между Россией, Украиной и Белоруссией не существует лишь для Русской православной церкви. Влияние Московского патриархата, как известно, канонически распространяется на Украину и Белоруссию. Можно сказать, РПЦ таким образом и оказалась в положении этакой, по сути, единственной скрепы, объединяющей братские народы неким единым знаменателем. Но значит ли это, что «на том и ладно»? Протоиерей Всеволод Чаплин уверен: вовсе нет.
Конечно же, обязательно найдутся (если уже не нашлись) скептики, считающие очередную громкую инициативу представителя Русской православной церкви о воссоединении трех братских народов лишь новым случаем пиара и не более того. Но, оставив такие суждения на их совести, постараемся всё же признать: так или иначе, вопросы, затрагиваемые в предложенной Хартии, как минимум просто справедливы и логичны.
Сам автор Хартии, о. Всеволод, к сожалению, оказался недоступен для комментария.
Инициативу протоиерея Всеволода Чаплина в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов:
– Что же до сих пор мешает нашим народам наконец-то стереть границы?
– Как ни парадоксально это прозвучит, но пока что этому мешает отношение к этому вопросу со стороны России и самих ее граждан. Все опросы последних лет показывают, что желающих объединения трех братских славянских республик гораздо меньше в Российской Федерации, чем в Белоруссии и на Украине. Каким бы странным это кому ни показалось, но, тем не менее, рост изоляционных настроений в России налицо. В принципе, с желающими объединяться как в Белоруссии, так и на Украине проблем нет – их немало, и стоит лишь действительно начать массовую кампанию о духовном и гуманитарном объединении, вы увидите массу подписей желающих. Но, опять же, все зависит от России, от воли России и, самое главное, от воли граждан.
Никто и не спорит, что, конечно, этому будет сильнейшее противодействие. Сейчас уже здесь, на Украине, местные националисты подняли очередной шум по поводу, как они говорят, очередной провокации Москвы. Понятное дело, что на политическом уровне будет масса препятствий, причем не только непосредственно в России, на Украине и в Белоруссии. Очевидно, что подобным проектам препятствовали, препятствуют и будут препятствовать далеко за пределами наших государств. И, несомненно, практическая реализация идеи объединения трех славянских народов – очень сложный и болезненный процесс, на который могут уйти годы, поскольку распадались мы тоже очень болезненно. Но если мы говорим об общественном мнении, о мнении жителей наших республик, то еще раз подчеркну, что как минимум украинцы и белорусы готовы серьезно обсуждать эту тему.
– Каковы перспективы новой инициативы, исходящей теперь от о. Всеволода Чаплина?
– Это, конечно, не первая подобная инициатива. Уже была масса политических проектов по объединению России, Украины и Белоруссии, существуют они и сейчас. Есть на Украине партии, которые последовательно выступают за это, соответствующие заявления время от времени звучат. Так что вопрос не закрыт, он обсуждается постоянно. Я не знаю, насколько массовой окажется поддержка инициативы протоиерея Всеволода Чаплина, но на Украине еще в середине и конце 90-х практика сбора подписей за референдумы подобного рода была очень популярной. Но, опять же, все тогда упиралось в полное равнодушие со стороны России.
Мы помним ведь, кто автор слов «Берите суверенитета сколько сможете», помним и другие высказывания политиков. А в нулевых общественное движение за воссоединение было, по сути, и вовсе раздавлено. И, конечно же, когда подобная инициатива теперь исходит от Церкви (по сути, от единственной институции, которая сохранила тот стержень, на котором наше духовное, гуманитарное и культурное единство еще держится как минимум формально), – это хороший знак. Как минимум стоит рассчитывать, что дело теперь не ограничится тремя-четырьмя организациями, и позиция будет услышана в Кремле.
Виктор Мартынюк
Свидетельство о публикации №212100200102