Меценаты Ахмировы

На этой земле были когда-то Времена, когда бизнесмены и меценаты с чистыми побуждениями делали из своего дохода добро и для остальных людей, как того требует любая человеческая Вера... 
 
МЕЦЕНАТЫ АХМИРОВЫ

Из дореволюционного периода истории до 1917 года, истории города Атырау следует вспомнить и рассказать о купцах и меценатах братьях Ахмировых, построивших на собственные средства в городе на берегу Урала вначале мечеть, о чем писал еще в 1864 году В.Фосс в книге «Гурьев-городок». Затем, также на собственные средства, а не бюджетные, как делается это сейчас и ставится в заслугу, по данным известных краеведов Вячеслава Афанасьева и Сергея Киселева, выкупив двухэтажное здание у купца Хохлачева, переделали дом под школьные классы и передали его тогдашним властям для организации в нем русско-казахской школы. 
Я веду речь о втором здании школы имени Куйбышева для начальных классов и прослужившем народному образованию области около века, пока не была приватизирована кем-то из нынешних «бизнесменов».
А мечеть, до своего сноса, Советской властью используется под здания ДОСААФ и ОСВОДа, размещается здесь и морская школа, в которую мы, будучи еще детьми, бегали, чтобы плавать на шлюпках по седовласому Уралу, приобщаясь к морскому делу. При Советах и бывшая мечеть хоть как-то служила народу, а сегодня на его месте стоит чей-то коттедж... Почувствуйте, как говорится, разницу…
Сами Ахмировы до января 1920 года, т.е. прихода в город чапаевской кавалерийской дивизии Ивана Бубенца, жили в двухэтажных домах в купеческой и ныне снесенной части города, где в свое время размещались «Детский мир», Областной штаб Гражданской обороны и КГБ…
Кроме того, купцы и меценаты Ахмировы, по данным профессора Гинаята Ныгмета, были в числе основателей морского порта Ракуши на берегу Каспийского моря, игравшего важную экономическую роль в регионе в начале ХХ века.
По данным Памятной книги и адрес-календаря Уральской области на 1909 год, один из братьев Гали Ахмиров являлся членом Гурьевского городского по государственному налогу присутствию.
После Февральской революции в Петрограде, свержения царизма и прихода к власти Временного правительства Керенского, 4 апреля 1917 года в городе Гурьеве из числа 95 горожан в качестве исполнительного органа местной власти был избран Комитет мусульман города. В результате тайного голосования в Комитет был избран авторитетный в Гурьеве купец и меценат Валий Ахмиров, сын Галий Ахмирова, оказывавший поддержку бедствующим горожанам. 
Чуть позже, уже после захвата власти в регионе Уральским белоказачьим войском во главе с генерал-лейтенантом Владимиром Толстовым, при наступлении частей Красной Армии со стороны Астрахани, у мечети состоялся митинг, был сформирован мусульманский отряд, который выступил в защите Гурьева. По данным тех же наших краеведов, в финансировании этого отряда приняли участие и Ахмировы…   
 Теперь расскажем о русско-казахской школе, где готовились переводчики, волостные писари, учителя русского языка. Именно здесь учительствовал Анатолий Владимирский - отец будущего командующего Черноморским флотом в годы Великой Отечественной войны, легендарного нашего земляка адмирала Льва Владимирского.
Здесь получили образование многие из первых представителей местной интеллигенции, участники установления Советской власти, Второй мировой войны, строительства социализма, становления уже казахстанской государственности. Вот что пишет об этой школе и ее значении для преодоления безграмотности и развития народного образования в регионе участник Великой Отечественной войны, известный педагог, Почетный гражданин города Гурьева Шокан Каржауов в своей книге мемуаров «Воспоминания о жизненном пути» (Атырау, 1997).
«Гурьевское уездное двухклассное училище было открыто в последней четверти XIX века по подготовке переводчиков, волостных писарей и учителей русского языка в одноклассных русско-киргизских училищах. Первым заведующим был Даулетимбет Машаков, брат Досмагамбета (отца Халела). При училище был открыт пансионат на 120 детей на полном государственном обеспечении. Оно располагало довольно большим хозяйством – мастерскими по обучению слесарному и столярному делу, сапожников и переплетчиков. Училище занимало весь квартал. Здесь в советское время занимались совпартшкола, а с 1935 года педтехникум им. А.С.Бубнова (ныне филиал СШ им. Куйбышева). Вместе с Мурзагали Каржауовым в Гурьевском двухклассном русско-киргизском училище учились Алпан Кенжалин, Мухамбет Чукеев (позднее начальник казахского отдела в ревкоме Гурьева), Беркингали Атчибаев, Сейтмухамбет Мамбетов, Куаныш Алдияров, Таубаев Табылды, Жумагазиев, Амангали Аслялиев и другие. Все они в годы установления Советской власти в Прикаспийской степи были на руководящих должностях, честно служили Советской власти.
Мурзагалий Каржауов закончил Гурьевское двухклассное русско-киргизское училище 3 апреля 1903 года. Свидетельство с отличием за №174 подписали, почетный блюститель училища Станислав Ильин, заведующий училищем У.Алелеков, законоучитель, священник А.Л.Самарцев, учителя А.Владимирский и С.Мендыбаев (после него работал Таймасов Ахмедгалий). После окончания училища Каржауов М. был оставлен и работает учителем русского языка русско-татарской школы при Гурьевском Мусульманском медресе, которым заведовал мулла Идрис Галиев. (Памятная книга и адрес-календарь Уральской области на 1903-1907 г.г.)» 
               
Еще один легендарный наш земляк, Атаман Уральского казачьего войска и командующий Уральской отдельной армией, генерал-лейтенант Владимир Толстов в своей книге «От красных лап в неизвестную даль (поход уральцев)», изданной в Константинополе в 1921 году, очень тепло отзывается о меценате Вали Ахмирове, оказывавшему помощь бедствующему населению Гурьева. После трагического перехода Уральской армии и членов их семей из Гурьева через Жилую Косу по безлюдной пустыне при ледяных ветрах и морозах в Форт Александровский (Форт-Шевченко), последний Атаман Уральского войска так описывает свою последнюю встречу с Ахмировым. Заметим, что тогда из 15 тысяч человек уцелело всего лишь две тысячи…
«…вошли в комнату хозяин нашего общежития, туркмен Бек-Назаров и его приятель – гурьевский татарин, купец Валий Галиевич Ахмиров. Валий Галиевич хочет знакомить меня с Бек-Назаровым. Наш хозяин, одетый совершенно по-европейски, отвечает ему, что он уже знаком со мной…   
- Валий Галиевич постоянно задает мне вопрос, - говорит Бек-Назаров, - почему я такой веселый. Я отвечаю: если Бог меня таким создал – то, как я могу быть другим. Вот почему ты, Галиевич, невеселый? – обращается он к Ахмирову, удивляясь задумчивости своего друга.
- Не унывай брат, - хлопает он Валия Галиевича по спине, - поедем в Баку, Энзели. Народ там свой, заживем опять хорошо, опять торговать будем.
Ты говоришь, какие это у тебя деньги – одни бумажки! Это не беда: везде теперь бумажки. Там жить будем вместе, опять купцами будем...
…Валий Галиевич в высшей степени был очень отзывчивый человек.
Мне пришлось случайно узнать о том, что если помощь Ахмирова Войску не развернулась во всю, то виноватыми были русские купцы Гурьева, контролировавшие каждый шаг Валия Галиевича на пути спомоществований как бедным города Гурьева, так и области, и частенько останавливавшие его от пожертвований крупных сумм. Эта толстопузая братия боялась, как бы я не узнал о их денежной состоятельности и не растряс их кошельки…
…Валию Галиевичу Ахмирову еще при мне удалось выехать со всей своей семьей и семьей брата Бек-Назарова Шакира из Форта в Баку. Будучи в Тегеране в августе 1920 года я справлялся – нет ли его, Ахмирова, в Езели? Никакого ответа на свои запросы не получил. Денежных средств никаких тогда у меня не было, чтобы при современном положении вещей можно было добиться необходимых справок. Неужели их расстреляли, повесили, или применили к ним одну из тех пыток, которыми занимались в свое время царь Давид со своими приближенными?
…Где то вы теперь, славные люди?..» 

Действительно, эта линия Ахмировых, известная нам от Гали на этом прерывается и пока неизвестна. Но вот вторая линия, исходящая от его брата Аюпа имеет следующее продолжение. Когда речь идет уже о следующем их поколении, то имеются в виду Вали Галиевич и Ибрагим Аюпович Ахмировы. Могила Ибрагима Аюповича, как и всех других Ахмировых по этой линии находится в Атырау.
Вторая мировая война оставила глубокий след в семье бывшего купца Ибрагима Ахмирова. Все пятеро (!) его сыновей уйдут на фронт, четверо - Сафа, Акрам, Хамит и Риза с ранениями, но вернутся, а вот старший Абдрахман погиб, в память о котором один из братьев и назовет своего сына.
Акрам Ахмиров был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии в июне 1940 года, в войну вступил в составе в 329 стрелкового полка в оборонительных боях под Ленинградом, в которых получит тяжелое ранение... Перенеся три инфаркта, долгие годы будет на инвалидности... Награжден орденом Отечественной войны.
Его младший брат, боевой летчик Хамит Ахмиров станет участником ликвидации в мае 1944 года фашистского десанта Туркестанского легиона Абвера в Гурьевскую область. В семидесятые годы он будет одним из авторитетных областных руководителей, супругой которого была заслуженный врач Казахской ССР Каукап Арсланова…
Ну и завершая этот рассказ, отметим следующее.
Судьбе было так угодно, что Даниал Ахмиров, один из нынешних потомков меценатов Ахмировых, построивших в нашем городе мечеть еще в XIX веке, довелось поступить и учиться сейчас в Каире, в Университете Аль-Азхар – одном из старейших и наиболее престижной духовной академии, основанной в 988 году...    


Рецензии
Хороший пример для подражания. Да и всегда приятно читать о верующих людях, творящих добро, тем паче если их судьба трагична...
Спасибо!

Олег Ахмеров   06.08.2014 14:16     Заявить о нарушении
Олег, спасибо за добрые слова!

Тауфик Каримов   06.08.2014 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.