Новая система образования деструкция или прогресс?

Конкурсное эссе для V Фестиваля Русской речи "Русское слово"

Государственный стандарт общего образования подразумевает не только содержание основных образовательных программ, но и определенный уровень подготовки выпускников образовательных учреждений. Должен ли учитель понимать это как государственный заказ на выпускника, обладающего стандартным набором качеств сверхчеловека?
Я, сельский учитель, работающий в конкретной школе с конкретными детьми, обязана понять только одно: как должно отразиться принятие новых законов и ФГОС на моей преподавательской деятельности, на моих учениках.
Насколько я понимаю, новая система образования призвана создать «человека гераклитовского типа», предугаданного психологом А.Г. Маслоу  в прошлом веке. Мне нравится подобная идея. Мир и общество действительно существенно изменились за последние сто, да что там – десять, пять лет! Новые технологии так яростно врываются в наши дома, что зачастую между  поколениями отцов и детей разверзается пропасть: мама не умеет пользоваться сотовой связью, а сын чувствует себя как рыба в воде на просторах всемирной паутины, заходя в нее с нового айфона. Ах, Иван Сергеевич, нам бы ваши проблемы!
Консерваторы ищут минусы в новой системе образования, а я утверждаю, что при современном уровне развития техники, средств связи и информационно-образовательной среды в целом жить и преподавать по-старому нам не удастся.
Позвольте небольшой экскурс в историю. Моя бабушка, учитель начальных классов, после Великой отечественной войны работала на Камчатке. Класс из 43 мальчиков (тогда еще сохранялось раздельное обучение), за длинными партами по 5-6 человек, на уроке – гробовая тишина, слышно, как муха пролетела. Каждое слово учительницы впитывается, как чернила в промокашку. Каждая картинка, ею показанная, вызывает массу восторгов, каждая книжка – благоговение. Дома-то такого нет. Конечно, когда приходится учиться писать крючочки на полях газеты, наглядные пособия, пожалуй, эффективны. А теперь перенесемся в современный класс. Какое впечатление произведут засиженные мухами таблицы, изданные при царе Горохе, на школьника, который смотрит мультики на плазменной панели с DVD-проигрывателем последнего поколения, а словари не в библиотеке берет, а открывает с ноутбука на сайте Грамота.ru?
А ведь новая система образования как раз и предполагает использование на уроке всех достижений науки и техники. Разве это плохо? Сейчас мне возразят реалисты, ждущие инвестиций на местах. Да, господа, реальность не всегда соответствует гениальным задумкам государственных чиновников, но мы должны хотя бы знать о своих возможностях. Со временем будет в моем классе интерактивная доска, а смогу ли я ее использовать, если посвящаю время не овладению новыми методами обучения, а сетованиям по поводу того, «как у нас все плохо»? Мне оказалось проще объяснить моим ученикам основы проектной деятельности и осуществлять на уроках проекты, связанные с изучением русского языка и литературы, нежели заставить их перечерчивать в тетрадь бесконечные таблички. На уроках вместе с детьми мы учимся пользоваться не только «бумажными» словарями, но и электронными. Мы не только изучаем классиков, но и читаем блоги современных писателей и поэтов. Таким образом, я считаю, что я правильно поняла и реализую принципы новой системы образования. И более того – так работать легче и продуктивнее.
Наши школьники – дети 21 века, нового мира, в котором «все течет и все изменяется». Новый ФГОС сохраняет научное ядро нашей традиционной  школы, возвращает школе воспитательную функцию и делает акцент на развитии творческих способностей учащихся. Можно ли это назвать деструкцией? Не думаю.
Хочется процитировать слова Марии Сташенко, прозвучавшие на саммите, посвященном информатизации современного образования: «Устаревшие формы образовательного процесса уступили место новым: происходит переход от индивидуальной работы к командной, от лекции и предупреждения ошибок  - к совершению максимально большого количества ошибок и постоянному эксперименту, от классического системного мышления  - к нелинейному и творческому «потоковому» мышлению и действию». Позвольте мне согласиться с этим. Мы знаем, что в древности образованным считался человек, умеющий цитировать, и чем точнее и длиннее была цитата из авторитетного источника, тем выше оценивались его способности. Достаточно ли нам в современном обществе подобных умений? Ответ однозначный: нет.
В связи с этим вырисовывается облик современного учителя – это человек, который постоянно учится сам. Овладение новыми технологиями, эрудиция, пополнение знаний по своему предмету, отслеживание и передача своим подопечным всего, что может оказаться им полезным, творчество – вот что требуется сегодня от нас и вот что поможет превратить минусы новой системы образований в плюсы.
Скажем прогрессу «да», потому что завтра уже наступило!


Рецензии
Доброе утро Лена! Очень доходчиво и верно, и красиво.
Мой Егорка ещё в 5 летнем возрасте уверенно пользовался компом. Сегодня он шустрее меня всё делает, а семь лет ему будет в ноябре. Но я вижу, что он сам отрывается, когда надоест и начинает подвижные игры, копирующие увиденное, то он человек-паук, то железный человек. В прошлом году сам пытался набирать в поисковике "жильезныи чиловек" Сегодня он, нажав первую букву игры из раскрывшихся ссылок, сразу выбирает нужную.
Знаю, что многие родители запрещают детям подходить к компу из боязни, что разовьётся зависимость. Я тоже этого побаиваюсь, но вижу, что по сравнению со сверстниками, умение думать и рассуждать у него развито посильнее. Вчера возвращались домой, я нёс младшую внучку Машу на руках, а Егорка катил коляску, в темноте коляска наткнулась на, что-то и колесо отвалилось. Егорка страшно расстроился, с чувством большой своей вины сообщил мне об этом. Я его упокоил и сказал, что приставить колесо обратно плёвое дело и я завтра научу его этому. Бабуля же дома его отчитала, пока я ходил за коляской. Егорка спросил бабулю: -А когда дед придёт? -бабуля отвечает в сердцах и растрйстве, -Да никогда не придёт! - Егорка заплакал. А когда я пришёл,укладываясь в кровать Егорка сказал мне: -Дед, ты добрый.

Сергей Чибисов   14.07.2013 07:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.