Армен Джигарханян

Грани и кадры



- Лучший в мире д’Артаньян
Это А. Джигарханян…

Э, скажете, а ты, парень, ничего не перепутал? К примеру, с Гафтовским:
 «На свете столько нет армян,
Сколько ролей сыграл Джигарханян».

И вообще при чем тут бесспорный фаворит французской классики, коего блистательно «отдартаньянили» такие корифеи, как, допустим, Ж. Маре («Железная маска») и Ж. Баррэ («Три мушкетера")?…

Ничего доказывать не буду, ибо нужно просто увидеть, но чтоб увидеть надо найти, а чтобы найти… А вот найти-то как раз не удается! Я про «20 лет спустя» - утерянный телеспектакль 40-летней давности. Там, между прочим, и Портос первостатейный – Роман Филиппов, и Атос - Олег Стриженов, и Мазарини - Владимир Зельдин, и Арамис - Владимир Смехов. А виконт де Бражелон – Игорь Старыгин. Он же (7 лет спустя) непревзойденный Арамис. Уж Старыгинскго Арамиса видел каждый... Поэтому поверьте на слово…

Правду говоря, с большим трудом продрался я к далекому д’Артаньяну Джигарханяна. До этого помелькивали в голове некие ностальгические мозаинки, но очень смутно. Пока не напал здесь (сайт «Кино-Театр.ру») на страничку об этой дивной постановке. И сразу все срослось, все вспомнилось.

На мой взгляд, Александр Дюма-отец именно таким и представлял своего гасконца на 5-ом десятке: лукавым, мудрым и надежным, а уж потом – бесстрашным, озорным и неотразимым. Плюс чертовская обаятельность. Если все это сложить, получается Джигарханян. Ну, или д’Артаньян…

Лукавинка и обаяние – черты, органичные для Армена Борисовича, можно сказать, определяющие, «фамильные», даже, если это отрицательный персонаж, каковых за плечами артиста – не воз, а армейский обоз. На вскидку: разбойничий атаман Хасан («Али-Баба и 40 разбойников») и штабс-капитаны Овечкин («Новые приключения неуловимых», «Корона российской империи») и Цион («Свеаборг»), «советские паханы» по кличке Горбатый («Место встречи изменить нельзя») и «Король» («По прозвищу Зверь»), американский мафиози Фаричетти («Рафферти») и межконтинентальный киллер Ришар («Тегеран-43»)…

Для меня в трилогии про «неуловимых» его Овечкин – игрок № 1, притом, что вокруг хватало как более «главнорольных» (четверка мстителей), так и не менее на тот момент матерых: Крамаров и Сичкин, Сорокин и Юхтин, Ивашов и Трещалов, С. Филиппов и Р. Быков, Белокуров и Толбузин, Свердлин и Переверзев, Копелян и Стржельчик… Притом, что не слишком красив, не очень фактурен и совсем не высок. Но… – центр притяжения! Даже, когда глух, как запутавшийся Крупанин («Профессия – следователь»).

Подобно старшему мэтру с армянским -ян (Копеляну), Джигарханян умудрился создать свою метрополию национальных характеров и вненациональных типов - Джигарханянию. В ней найдется место и сродным армянам («Здравствуй, это я», «Аревик», «6 июля», «Треугольник», «Человек на своем месте»…). Славяне тоже не обидятся (перечислять не хватит места), как и немцы («Дороги Анны Фирлинг»)… Или англичане («Здравствуйте, я ваша тетя») с испанцами («Дульсинея Тобосская», «Собака на сене»). Плюс янки («Короли и капуста»), итальянцы (неаполетанский - в «Николо Паганини» и американский - в «Рафферти»), евреи (суровый местечковый раби в «Детстве Тёмы»), курды (великий султан Саладин в дилогии по В. Скотту: «Рыцарь Кеннет» и «Ричард Львиное сердце»). И даже византийцы, коих давно нет (киевский митрополит - «Ярославна, королева Франции»)…

Что добряка, что злодея Джигарханян играет абсолютно естественно, со всеми человеческими слабостями и достоинствами. Актер исключительно точен и достоверен во всем: от тончайших психологических нюансов до сугубо бытовых штрихов и даже физиологических деталей. Скажем, мало, кто перед камерой умеет столь смачно и слюноточиво, либо же, наоборот, так отталкивающе и мерзко пить\есть, как это удается Армену Борисовичу. Слюнки текут, когда его армянский дедушка Погосян жарит на типовом московском балконе фирменные кавказские шашлыки («Когда наступает сентябрь»). Но вместе с его же Ришаром может стошнить, когда наблюдаешь, с каким зубовным напрягом этот монстр («Тегеран-43») осиливает стопку джина.

Монстр! В применении к Артисту вовсе не обидное слово. Тем более, когда речь об А.Б. Джигарханяне. Так получилось, что он преуспел, прежде всего, как экранный злодей (даже в кинокомедиях «крестный отец»: то Козюльский, то Филипп в «Ширли-мырли» и «Возвращении «Броненосца»»). Яркая, сочная, на грани инферно, «игра в Зло» затмила вполне приличных «подданных Джигарханянии». Среди них хватает честных инспекторов полиции («Тайны мадам Вонг», «Физики»), чекистов и комиссаров («За час до рассвета», «Чрезвычайный комиссар», «Операция «Трест»», «Рассказ о простой вещи»), советских солдат и офицеров («Журавушка», «Белый взрыв», «На киевском направлении»). И… целые микрорайоны просто мирных советских людей, тружеников и мечтателей («Старые стены», «Осень», «Премия»). Ну, и россыпь «классической породы»: Варавка («Жизнь Клима Самгина»), Шамраев («Чайка»), Лежнев («Рудин»)…

Менее колоритному, многослойному, в общем, пресному и односложному актеру одного такого «позитива» достало бы, чтоб честно и заслуженно заделаться «народным». По званию, не по сути…

Впрочем, Армен Джигарханян многие годы уже не только Народный для армян, русских, украинцев, евреев… всего Советского Союза. Он, надлежит заметить, давным-давно уже Международный. Одним - Джигарханян, другим - д’Артаньян.

Джигарханян всегда остается Джигарханяном. Но не будем лукавить, для многих он все-таки остается Там – в Великом Советском Кино. Нет, Мастер и сегодня снимается: много и активно (про «охотно» не нам судить). Но, если честно, не так заметен. И не столько на светских тусовках (шут бы с ними), сколько на экране: ролей заметных нет. Что тоже понятно: в мелкой водичке сомы не водятся. А вот задохнуться запросто могут. Ежели их не спасет былая слава и неугасимая любовь миллионов поклонников.

Пускай же Армен Борисович живет столько, сколько и принято на Кавказе, радуя народы своей беспредельной интернациональной и межконтинентальной империи самим фактом неподражаемого «джигарханизма»!

Родился 3 октября 1935 года в Ереване. Работал помощником оператора на киностудии "Арменфильм" (1953-1954). Окончил Ереванский художественно-театральный институт (1958).

Народный артист СССР (1985).

Лауреат Государственных премий Армянской ССР: за участие в фильме "Треугольник" (1975), в фильме "Снег в трауре" (1979). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актёрские работы за 1987 год. Премия «Золотой орёл» 2008 года - Лучшая мужская роль второго плана в фильме «Исчезнувшая империя».

На фото: газетный анонс знаменитого и утраченного телеспектакля "20 лет спустя" (1971), подробная информация на сайте "Олег Стриженов - изысканный актёр".


Рецензии
И все таки жалко, что не сохранился тот телеспектакль!!! А Джигарханяна - везде узнаешь!!! Пол

Пол Унольв   02.10.2012 19:48     Заявить о нарушении
Очень, Пол, надеюсь, что найдем-таки. Я отыскал самые любимые и забыте фильмы.

Владимир Плотников-Самарский   06.10.2012 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.