2. 2. Катастрофа

     Начало повести   http://www.proza.ru/2012/09/21/897

Вернувшись домой, Михаил покормил собак, быстро переоделся, заправил машину, поставил аккумулятор. Сосед уже в куче подкидывал дрова, что бы было удобней грузить.
Михаил повернул ключ. Стартер коротко взвыл и замолчал. Михаил ещё раз повернул ключ - никакой реакции. Все приборы работали.
-( Черт с ним. Заведу рукояткой,)- решил он.
Он зашёл спереди и попытался завести двигатель, но ни на сантиметр не смог провернуть рукоятку.
-( Двигатель заклинило,)- похолодело внутри.
Это были уже серьёзные неприятности. Он проверил уровень масла, щуп показывал два уровня.
-( Вода в картер пошла.)
Он залез под двигатель и открутил сливную пробку. Вместо масла потекла вода. Он подождал, пока не начало течь масло и закрутил пробку. Выкрутил свечи. С правой стороны одна из свечей была мокрой. Он снова попробовал повернуть рукоятку, двигатель легко провернулся, но из отверстия под мокрой свечой брызнула вода. Михаил подошел к соседу,
- Прокладка под правой головкой прогорела, вода в цилиндр пошла. Надо менять прокладку. Поможешь головку снять?
- Что ж делать, надо так надо, - философски согласился тот. Через два часа они разобрали двигатель и сняли прогоревшую прокладку.
- Жаль, нет запасной. Сейчас бы поставили и к вечеру успели бы загрузиться. А так надо ехать искать. Спрошу в станице у завгара, если нет, то поеду в Краснодар на базу Сельхозтехники, там точно есть.
Ему хотелось всё бросить, сесть в ЛУАЗ и поехать к женщинам. Удерживала лишь нерациональность этого решения.
 Он находился под действием инерции своих старых планов. Появилось лишь новое препятствие, но он его преодолеет. Завтра машина будет готова и он выполнит то, что наметил. К чему суета и спешка.
Он поражался тому желанию, с каким хотел быстрее увидеть своих новых знакомых, и неосознанно стал сопротивляться той силе, которая всё больше и больше влекла его в степи. Поэтому он поехал искать прокладку.
Не доезжая километра до трассы ЛУАЗ вдруг начало уводить вправо. Михаил остановился. Правое колесо было спущено.
- О, черт! У меня и запаска спущена. На прошлой неделе пробил. И тоже где-то здесь. Так и не сделал, - выругался он.
Они подкачали колесо, но пока доехали до соседа, оно спустило снова.
- Хорошо хоть вулканизатор с собой, и сырая резина есть, - сказал Михаил и попросил. - Сделай колеса, пока я буду ездить прокладку искать.
Он протянул соседу пятьдесят тысяч. Тот начал отказываться от денег, говоря, что и так сделает, но Михаил засунул ему деньги в карман.
- Дают - бери, бьют - беги. Вот монтировка, ключи, вулканизатор, сырая резина. Справишься? - спросил он, доставая инструмент. Сосед кивнул.
- Ну, тогда я поехал. Вначале в станицу, если не найду, то в Краснодар.
- Сейчас. Я Сеньку позову. Пусть съездит с тобой в станицу, хлеба купит.
- Пусть подходит. Я пошел голосовать, - и Михаил вышел на дорогу. Через пару минут подошёл старший сын соседа, парнишка шестнадцати лет, в сером пиджаке, с большой сумкой.
Первая машина их не взяла, но вторым проехал знакомый шофер на самосвале. Старенький МАЗ – 503-ий имел большую кабину, и они без труда разместились в ней, посредине Михаил, а у окна парнишка.
- Привет, Миш, - улыбнулся водитель. - Ты куда едешь?
- В станицу. Прокладка прогорела, еду искать. Ты в гараж? - водитель утвердительно кивнул головой.
- Тогда я с тобой. Завгар там? Не знаешь? - водитель неопределённо пожал плечами.
- А что это у тебя шипит?
- Да, система где-то травит. Ничего, приеду проверю, тут три километра осталось.
Машина поднырнула под высоковольтную линию. Водитель, спеша домой, давил на газ. Пустой автомобиль легко набирал скорость.
- Ты куда разгоняешься перед спуском? - спросил Михаил.
- Сейчас заторможу, - улыбнулся водитель.
 Он нажал на тормоз. Послышался хлопок и громкое шипение, стрелка манометра пневмосистемы резко пошла к нулю. Водитель, ещё раз надавив на педаль, в панике закричал:
- Трубка лопнула! Тормозов нет!
- Ручник! - крикнул Михаил.
- Не работает!
- Тормози двигателем!
Шофер должен был просто сбросить газ и заглушить двигатель, а он решил переключиться на более низкую передачу и, лишь выключив скорость, сообразил, какую ужасную глупость он сделал.
Сцепление на МАЗах тоже пневматическое, а в системе не было воздуха. Коробка передач репела, выла, визжала, но ни одна скорость не включалась. Машина пошла в накат. Она вышла в начало длинного спуска и начала медленно, но неуклонно наращивать и без того вы¬сокую скорость.
-( Влипли,)- мгновенно пронеслась мысль, -( К повороту скорость будет за сотню. Хоть ложи набок, хоть прямо, улетим до самых домов. Может и дом какой снесём.)
В памяти возникла картина летящей машины. Глаза лихорадочно шарили по дороге, а мозг со скоростью компьютера прокручивал варианты.
-( Слева крутой спуск, деревья, ниже дома, туда нельзя. Кюветов нет. На мосты машину не посадишь. Справа крутой глиняный косогор. Но мы сидим справа,)- и он крикнул - Мы выпрыгнем, а ты нашей стороной бейся в косогор! Сенька прыгай!
Паренёк растерянно застыл на месте, а Михаил, понимая, что даже доли секунды уменьшают возможность спастись, превратился в автомат запрограммированный на одну единственную задачу: выпрыгнуть из машины.
Он резко наклонился, дернул рукоятку и открыл замок двери. Потоки встречного воздуха не давали ей открыться, тогда он резко отклонился назад, почти лег на сидения, уткнувшись головой в водителя, левой ногой уперся в дверь, открывая её, а правой резко толк¬нул паренька в бок так, что тот, не изменив даже своей полусогнутой позы, вылетел из кабины с такой силой, что коснулся земли чуть ли не у самой обочины.
От толчка его развернуло, и он ударился ногами об асфальт, летя уже спиной вперёд. Его как будто подсекли. Тело резко крутанулось. Он перевернулся через спину и голову, снова стал на ноги и опять повторил тот же пируэт. Благодаря своей полусогнутой позе, он несколько раз перекатывался, становился на ноги и опять опрокидывался, пока, в последний раз перевернувшись через голову, не замер на четвереньках.
Михаил этого не видел. Паренёк был ещё в воздухе, а он уже стоял на подножке и отталкивался изо всех сил и руками и ногами от кабины, понимая, что если упадет слишком близко, то может закатиться под задние колёса.
В памяти на мгновение возникла картина десантников, прыгающих с движущейся машины, которую он недавно видел по телевизору. Но те прыгали с заднего борта, сильно оттолкнувшись и уменьшив при этом скорость, машина ехала не так быстро, да и прыгали они на песок, мягко перекатываясь по нему.
Последним было желание сжаться в тугой комок и оттянуть момент удара о землю.
В воздухе он сжался и коснулся асфальта круглым колобком. От удара начал стремительно вращаться, и скорость вращения была так велика, что от центробежной силы его голова отклонилась, нарушив форму колобка, и на очередном обороте столкнулась со всего маха с твердым асфальтом.
После удара головой, тело мгновенно расслабилось, колобок рассыпался и его плашмя, юзом ещё метров пять протащило на боку по асфальту, который, как наждак, разрывал  одежду, приводя её в лохмотья, и срывал кожу.
Машина проехала ещё метров семьдесят, пока водитель, осознав всю безвыходность, не решился направить её в косогор.
От удара правую сторону смяло. Водитель пробил головой стекло, но коленями зацепился за руль и не вылетел из кабины. Скорость была высока, удар полностью не погасил её. Машина начала взбираться на косогор, наклоняясь всё больше и больше влево, и, наконец, оттолкнувшись от косогора, перевернулась в воздухе и рухнула на кабину, вернувшись опять на дорогу. Кабину смяло до самых сидений. Машина, развернулась боком поперёк дороги, перевернулась и стала на колёса, не удержалась и вновь перевернулась.
Наступила тишина, лишь гудели подшипники вращающегося левого переднего колеса.
Шофёру раздавило грудь. Он лежал, наполовину высунувшись из смятой кабины, и смотрел в небо. Мужчина хотел вздохнуть, открыл рот, и оттуда хлынула мощная струя крови, которая тут же иссякла. Глаза остекленели, голова несколько раз дернулась, и он затих.
Шофер получил свое. Цена беспечности иногда бывает очень высока.
На асфальте лежали две фигурки. Первая начала шевелиться и даже попыталась сесть, вторая лежала неподвижно. От неё вниз по асфальту начинал течь тоненький ручеёк крови.

На шестой день старушка не выдержала напряженного ожидания. Сказались годы.
Света услышала шум падения чего-то тяжелого в комнате и крикнула:
- Что у вас там упало?!
Не получив никакого ответа, заглянула в комнату и увидела бабушку, бесформенной грудой лежащую на полу у дивана.

Она бросилась к ней. Тут же начали работать профессиональные рефлексы. Света не стала её тормошить и причитать, а молча внимательно осмотрела, послушала дыхание, пощупала пульс. Пульс был слабым, ды¬хание еле слышным, но ничего угрожающего, обычный обморок.
Девушка ловко переложила старушку на диван. Она понимала, что сейчас лучше совсем не трогать её, просто надо удобней устроить на полу, с другими она так бы и поступила, но всё-таки не удержалась и свою бабушку перенесла на диван. Положила ей под голову маленькую подушечку, расстегнула кофточку на груди, села рядом, взяла её холодную руку и стала гладить.
Через несколько минут старушка задышала глубже, щеки её порозовели. Ещё через минуту она открыла глаза. Света ободряюще улыбнулась ей и продолжала гладить руку.
Баба Маня попыталась что-то сказать и не смогла. В то время как правая часть лица напрягалась, левая оставалась неподвижной. Неподвижны были и её левая рука и левая нога, и девушка с ужасом поняла, что левая сторона тела её бабушки была парализована.
Она привыкла видеть таких больных и знала сколько мучений они доставляют и себе и близким своей беспомощностью. Но то были посторонние люди.
Сейчас же беда ударила в самое сердце и девушка вдруг с беспощадной ясностью поняла, что эта беспомощная старушка была её единственной опорой и защитой в этом жестоком мире, и сейчас эта опора рухнула, превратившись в самую большую беду.
Старушка оставила попытки что-либо сказать, и только слезы катились по её щекам. Светлана не выдержала и заплакала. Она плакала молча, продолжая нежно гладить бабушкину руку.
Старушка снова сделала усилие. Её губы разжались, и она с большим трудом тихо прошептала:
- Как же ты теперь, внученька?
       
        Продолжение    http://www.proza.ru/2012/10/03/1309


Рецензии