Экспроприация рабочей силы
Бесплатная рабочая сила при капитализме.
*1 « Не купля »
О том, что при капитализме используется наёмная рабочая сила – нам известно ещё со школьной скамьи. Но так ли это? Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Во введении к отдельному изданию (в 1891году) своей работы «Наёмный труд и капитал» К. Маркс пишет: «…Все внесённые мною изменения относятся к одному пункту. Согласно оригиналу, рабочий за заработную плату ПРОДАЁТ капиталисту свой труд, согласно теперешнему тексту – свою рабочую силу». (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч.т.22 стр. 205). Или: « Капиталист КУПИЛ рабочую силу…» (там же, стр.244). Или: «Владелец рабочей силы…вынужден ПРОДАВАТЬ свою рабочую силу в качестве товара». (К.М. и Ф.Э., соч. т.6 стр267-268). Или: «При капитализме рабочая сила выступает как ТОВАР…рабочая сила становится ТОВАРОМ». (БСЭ изд.3 т.21 стр.306).
Почему речь идёт о продаже? Согласно энциклопедии (изд.3) «Купля-продажа – это вид договора, согласно которому продавец обязуется передать имущество (стоимость) в собственность покупателя, а покупатель – принять это имущество и уплатить за него установленную цену». Таким образом, покупатель оплачивает деньгами цену приобретаемого товара при его ПОКУПКЕ, а не после функционирования у него товара в течение какого-то срока. К тому же, покупатель должен быть ознакомлен с инструкцией, в соответствии с которой следует использовать товар. Нарушение инструкции влечёт за собой ухудшение качества товара и его порчу.
Поскольку рабочая сила (РС - т.е. способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которыми он располагает и которые используются им для производства жизненных благ) есть товар, следовательно, она должна использоваться покупателем в соответствии с инструкцией по её использованию. Так как РС неотделима от её носителя – биологического существа – человека, следовательно, в инструкцию по использованию РС должно входить медицинское заключение о разрешённой длительности непрерывной работы РС, о длительности восстановительного периода и его качестве и т.п. Нарушение инструкции может привести РС к необратимым разрушительным процессам. Сознательное нарушение инструкции по использованию РС должно рассматриваться как ПОКУШНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ НОСИТЕЛЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (работника). Но покушение, равно как и действия, направленные на подрыв здоровья и жизни человека – есть уголовное преступление. Следовательно, именно органы правосудия должны заниматься покупателями рабочей силы, нарушающими инструкцию по её использованию.
На первой странице приведено несколько высказываний К. Маркса, где он утверждает, что РС есть товар, который продаётся и покупается. В другой работе (т.23, стр. 118-119) Маркс утверждает, что продажа есть превращение товара в деньги (т.е. движение Т-Д), а купля есть превращение денег в товар (т.е. движение Д-Т).Если буржуа покупает РС, то для него, как для владельца денег, было бы характерно движение Д-Т; т.е. буржуа, приобретая товар (рабочую силу) обязан предоставить хозяину товара (рабочей силы) деньги, и лишь после этого приобретённая буржуа рабочая сила может быть им использована. Но акт использования товара ДО его оплаты для получения прибыли, причём использования неоднократного, нельзя назвать куплей. Это всё что угодно: насильственное изымание, кража, мошенничество, обман, экономическое или правовое принуждение – но только не купля, так как собственник рабочей силы был принуждён совершить безвозмездный акт передачи своей собственности (рабочей силы) капиталисту (собственнику средств производства). Отсутствие движения Д-Т со стороны приобретающего товар, говорит об отсутствии акта купли-продажи и о бесплатном приобретении товара (рабочей силы) капиталистом. Законодательная система государства, создаваемая капиталом и для капитала – юридически узаконила такое ограбление собственников рабочей силы, хотя рабочая сила, коль она является товаром, имеет свою себестоимость, состоящую из затрат, которые необходимо произвести, чтобы развить в носителе (т.е. в собственнике) рабочей силы ту совокупность физических и интеллектуальных способностей, которая будет востребована и использована буржуазией (в широком смысле – любым работодателем) для получения прибыли. Себестоимость рабочей силы – это все затраты, которые необходимы на рождение, воспитание, образование и развитие всей совокупности физических и интеллектуальных способностей собственника рабочей силы. Поэтому, прежде чем говорить о РС, как о товаре, необходимо знать, каковы затраты на производство этого товара. Именно эта сумма должна быть определяющей в цене РС, то есть при оплате капиталистом покупаемого им товара (рабочей силы) – собственнику этого товара – работнику. Цена рабочей силы должна окупать её себестоимость, иначе собственник РС (работник) будет разорён. Именно это разорение работников и обогащение буржуазных работодателей за счёт получения бесплатной рабочей силы мы и наблюдаем повсеместно. Более того, цена такого товара, как рабочая сила, способного создавать прибавочную стоимость, должна быть значительно выше цены любого другого товара, не способного создавать прибавочную стоимость, а лишь используемого в обращении. Так почему же работник принуждён ПЛАТИТЬ ЗА ВСЕ ТОВАРЫ, даже самые дешёвые, а капиталист законодательно имеет право БЕСПЛАТНО ПРИОБРЕТАТЬ даже самый дорогой товар – рабочую силу? Капитал буржуа – это накопленный труд, но не только тех, кто непосредственно трудился, создавая капиталисту прибавочную стоимость (т.е. непосредственный труд рабочей силы), но это также труд всех тех, кто создавал эту рабочую силу – родителей, воспитателей, педагогов, наставников. Этот труд капиталист, прикрывшись преступным законодательством, также безвозмездно присваивает, обворовывая при этом не только собственника РС, но и всех тех, кто растил и обучал этого работника. Труд и энергия рабочей силы и её создателей превращается в частный капитал буржуа, оседая в его карманах, увеличивая его личное благосостояние. Это вопиющее социальное неравенство трудно не заметить. Так разве можно этот грабёж называть куплей-продажей? К. Маркс пишет: «…рабовладелец покупает своего рабочего так же, как он покупает свою лошадь. Теряя раба, он теряет капитал » ( Маркс, т 23, стр. 276 ). Но это не совсем так: купив и потеряв раба, давшего потомство, да ещё многочисленное, рабовладелец приобретает БЕСПЛАТНО всё потомство этого раба в качестве новых рабов, так что в этом случае капитал рабовладельца увеличивается. Вот почему существовал закон о потомственном рабстве. Вот почему можно сказать, что рабы были недороги относительно их себестоимости. Но капитализм в этом вопросе пошёл ещё дальше, найдя способ приобретать и использовать РС вообще бесплатно. Работорговцы отнимали дополнительные средства у рабовладельцев. Работорговцы стали обузой... Капитализм заменил невольничьи рынки рабов – армией безработных, которых закон позволял приобретать теперь совершенно бесплатно, выжимая всё что можно из этой дармовой силы и выбрасывая отработанный материал, который с лёгкостью можно было заменить тоже совершенно бесплатно на свежую рабочую силу, активно работающую из страха потерять рабочее место и снова быть обречённым на голод и нищету… Даже покупающий лошадь оплачивает хозяину лошади её стоимость ДО того, как начнёт использовать её лошадиную силу. Но буржуазия нашла способ одурачивания трудящихся: объявив работника свободным человеком, хозяином своей рабочей силы, она бесплатно приобретает эту рабочую силу, декларируя свободу и юридическое равноправие работника и буржуа… Недоумение вызывает следующее высказывание К. Маркса: « Сфера обращения, или обмена товаров, в рамках которой осуществляется купля и продажа рабочей силы, есть настоящий эдем прирождённых прав человека. Здесь господствуют только свобода, равенство, собственность и Бентам. Свобода! Ибо покупатель и продавец товара, например рабочей силы, подчиняются лишь велениям своей свободной воли. Они вступают в договор как свободные, юридически равноправные лица. Договор есть тот конечный результат, в котором их воля находит своё общее юридическое выражение. Равенство! Ибо они относятся друг к другу лишь как товаровладельцы и обменивают эквивалент на эквивалент. Собственность! Ибо каждый из них располагает лишь тем, что ему принадлежит. Бентам! Ибо каждый заботится лишь о себе самом. Единственная сила, связывающая их вместе, это – стремление каждого к своей собственной выгоде, своекорыстие, личный интерес. Но именно потому, что каждый заботится только о себе и никто не заботится о другом, все они в силу предустановленной гармонии вещей или благодаря всехитрейшему провидению осуществляют лишь дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса.» ( Маркс т.23 стр.187). Но ведь автор этих строк был прекрасно знаком с длительным процессом, который прошли в средние века экспроприированные огораживанием и секуляризацией монастырских земель крестьяне, испытавшие на себе «Кровавое законодательство против экспроприированных». Диалектический подход требует от нас не только всесторонности рассмотрения вопросов, но и историчности. История же – срывает овечью маску с волчьей морды буржуазии и показывает нам её сущность. История показывает нам процесс, в результате которого у якобы свободного работника даже мысли не возникает требовать от капиталиста деньги за свой товар – рабочую силу. Эта мысль выбивалась из головы работника в течение нескольких столетий.
Это началось ещё в 13 веке, когда феодалы-лорды в связи с повышенным спросом на шерсть стали огораживать и присоединять к своему домену общинные угодья. Начался процесс ликвидации ОБЩИННЫХ земель и распорядков. Так что историческая основа накопления капитала – массовая экспроприация крестьянства. Но если в 13 веке этот процесс происходил в недрах феодального общества, то к концу 15 века он приобретает уже другой характер. Причиной огораживания послужил рост цен на шерсть, вызванный не столько её экспортом, сколько развитием английской суконной промышленности, в которой началось зарождение капиталистических отношений. У крестьян забирали земли, изгоняя их из домов, с земли, превращая их в пауперов (нищих, не имеющих даже самых необходимых средств к существованию) и бродяг.
В 1495 году Генрих YII издал статут против бродяг и нищих. Но особо жестокими были статуты против бродяг и нищих 1536 и 15347 гг., изданные Генрихом YII, где экспроприированные крестьяне принуждались пополнять рабочий класс. Бродяг и собирающих милостыню без разрешения властей – бичевали, клеймили, отдавали во временное и постоянное рабство, а в случае трёх побегов из рабства – казнили. Позднее законы ещё ужесточились. Парламентский «Акт о наказании бродяг и упорных нищих» 1547 года просуществовал до 1814 года. «Кровавые законы» не могли приостановить роста пауперизма и бродяжничества, но они достигли другой цели: 1. подавляли сопротивление экспроприированных
2. превращали согнанных с земель крестьян в людей,
готовых к наёмному труду на любых условиях
(БСЭ изд. 3)
Естественно, экспроприированные не могли заставить буржуазию оплачивать рабочую силу, хозяевами и собственниками которой были эти экспроприированные. Нарождающаяся и крепнущая буржуазия принуждала их отдавать рабочую силу, не оплачивая ни гроша и бесплатно выжимала из них их жизненные силы. Тех грошей, которые получали рабочие на своё содержание – не хватало даже на еду. «Капитал не спрашивает о продолжительности жизни рабочей силы…Капиталистическое производство ведёт не только к захирению человеческой рабочей силы,… но ведёт к преждевременному истощению и уничтожению самой рабочей силы» (Маркс, т.23, стр. 275)… Но понимая это, нелогично говорить о равноправии рабочих и буржуазии – смотри там же, стр.187. Цитата, приведённая на стр. 187 кажется написанной другим человеком, но не Марксом – так противоречат друг другу эти две цитаты! Мысли о равенстве рабочих и буржуа могли прийти в голову лишь буржуа, но не основоположнику коммунистической теории…
Итак, буржуазия достигла своей цели – образовала из экспроприированных крестьян частью рабочий класс, частью – безработную массу, являющуюся источником бесплатной рабочей силы при капитализме. Источник этот буржуазии просто необходим, так как без него иссякнут капиталы и остановится производство, ведь «пережёванную» рабочую массу буржуазное производство «выплёвывает» вовне, заглатывая новую безработную массу… И всё повторяется вновь и вновь.
Пока безработица существует – существует конкуренция вакантных мест – капиталистический мир спокоен: активно борющихся за свои права рабочих легко можно заменить более пассивными или послушными работниками, взятыми из безработной массы и они будут согласны на любые условия из боязни вновь оя без средств к существованию. Существуют толпа потенциальных рабов, которых легко превратить в реальных, в бесплатную рабочую силу. Вот очень важная причина зверской эксплуатации рабочих. Единственным сдерживающим фактором может явиться организованное массовое выступление работников. Поэтому для буржуазии очень важными является нахождение способов усмирения, успокоения работников, вплоть до «празднования» так называемых дней согласия и примирения, после чего эксплуатация ужесточается уже безбоязненно. Поэтому прежде всего любым путём удаляют лидеров рабочего движения и движения сопротивления, которые способны объяснить трудящимся причины их бесправия и нищеты, которые способны возглавить борьбу трудящихся за свои права. Буржуазия нейтрализует любые силы, препятствующие эксплуатации, так как именно ограбление трудящихся и их интенсивная эксплуатация являются практически единственным источником сверхприбылей. Именно поэтому «…капитал не спрашивает о продолжительности жизни рабочей силы. Интересует его единственно тот максимум рабочей силы, который можно привести в движение в течение рабочего дня. Он достигает этой цели сокращением жизни рабочей силы…» (Маркс, т.23 стр.275). Бесплатной рабочей силы, уточним мы, так как если бы буржуа покупал РС, то продолжительность жизни РС интересовала бы капиталиста так же, как интересует любого человека сроки эксплуатации купленной им вещи, особенно дорогой вещи. Дармовую рабочую силу, истощённую непосильным трудом и нищетой, буржуа легко заменит любым количеством такой же дармовой, но свежей рабочей силой. Оказывается, из голодной, бесправной, нищей массы можно выжимать сверхприбыли…
Поняв это, правительства многих стран, где развивался капитализм, прекратили бороться против огораживаний, а начали предпринимать активные беспощадные действия против этой нищей массы, ускоряя её переход в класс рабочих. Активное сопротивление крестьян в виде многочисленных крестьянских восстаний – не изменили ход событий. БЫВШИЕ ФЕОДАЛЫ, ПОЧУВСТВОВАВ ВКУС СВЕРХПРИБЫЛЕЙ, ПЕРЕРОДИЛИСЬ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА. После английской буржуазной революции появилось новое обуржуазившееся дворянство. Народ попал под пресс, выжимающий народные жизненные соки, жизненную энергию. Одной стороной этого пресса была буржуазия, принуждавшая экспроприированных крестьян к бесплатному труду, а другой стороной были феодалы с их огораживанием… Так что тот труд, который до сих пор называют наёмным – есть принудительный бесплатный труд на того, кто получает за счёт этого труда прибыли и сверхприбыли…
Итак, иллюзии о юридическом равноправии трудящегося и его эксплуататора развеяны, так же как развеяны иллюзии о свободе выбора и равенстве (Маркс, т. 23,стр. 187). Становится очевидным, что ГРАБИТЕЛЯ, принуждающего работника бесплатно отдавать свою РС и ОГРАБЛЕННОГО, принуждаемого к этому, было бы кощунственно назвать юридически равноправными лицами. Капитал криминален от самых своих основ и по сей день.
Маркс пишет: «…рабочая сила оплачивается лишь после того, как она уже функционировала», но на стр.120 т.23 он же пишет, что метаморфоз Т – Д (товар - деньги) есть продажа, а Д – Т (деньги – товар) есть купля. Следовательно, продажа предполагает передачу товара покупателю при одновременном получении денег за этот товар при акте его передачи покупателю; купля же предполагает получение покупателем товара при одновременной передачи денег продавцу. Покупатель платит деньги, после чего товар становится его собственностью. И лишь ПОСЛЕ совершения акта купли – продажи покупатель имеет право пользоваться товаром. Вряд ли найдётся такой продавец, который по доброй воле позволит покупателю использовать товар до оплаты. Существует, правда такое понятие, как покупка в кредит, но:
1. и здесь покупатель выплачивает первоначальный взнос, равный определённому проценту от цены товара
2. государство через законодательно – правовую систему гарантирует продавцу полную оплату товара, применяя карательные меры при отказе покупателя платить за использованный товар.
Трудящийся получает от государства (на законодательном уровне) лишь гарантии частичного обеспечения капиталистом восстановительного периода производственного процесса. Эти средства называют заработной платой, совершенно ложно утверждая, что эта, так называемая «заработная плата» и есть оплата покупки товара – рабочей силы. Более того, Маркс (т23,стр269) пишет: «Минимальная граница стоимости рабочей силы есть стоимость физически необходимых жизненных средств». Но стоимость товара, в том числе и такого, как рабочая сила, есть «…воплощённый в товаре и овеществлённый в нём общественный труд товаропроизводителей» (БСЭ, изд.3), а цена – есть показатель стоимости товара. Следовательно, цена такого товара, как рабочая сила по крайней мере равна
ЦЕНА (рабочей силы) = c + v + m
т.е. цена должна быть не ниже её стоимости, или перенесённой стоимости израсходованных на изготовление товара средств его производства.
Для рабочей силы – это средства, затраченные на
1. внутриутробное (эмбриональное) развитие
2. вне утробное развитие - пищу, жильё, одежду, образование от рождения до момента продажи своей рабочей силы.
Это довольно большие деньги. Именно такие деньги и должен получить работник при заключении договора о купле – продаже рабочей силы, если уж мы говорим, что работник продаёт свою рабочую силу. Если приобретая рабочую силу, буржуа не платит работнику деньги, равные хотя бы себестоимости рабочей силы, то нельзя говорить, что в процессе приобретения рабочей силы капиталистом, происходит акт её купли – продажи, ведь при этом полностью отсутствуют движения Д – Т и Т – Д.
« Классическая политическая экономия заимствовала из промышленной практики ходячее представление фабриканта, будто он покупает и оплачивает труд своих рабочих. Этого представления было вполне достаточно фабриканту… однако будучи наивным образом перенесено в политическую экономию, это представление породило там совершенно поразительные заблуждения и путаницу…» (Маркс т.22 стр.205 ).
Да, фабрикату было достаточным и удобным считать, что он покупает и оплачивает труд работника; так же, как современному буржуа удобно считать, что он покупает и оплачивает рабочую силу. И в политической экономии до сих пор имеет место та же самая путаница, какая была во времена прежнего фабриканта. Та же самая путаница во всём, что касается вопросов купли-продажи рабочей силы и оплаты рабочей силы капиталистом.
К. Маркс во многих своих работах утверждает «Капиталист купил на рынке труда… рабочую силу на определённый срок» (Маркс т.23 стр. 207). Ф. Энгельс же убеждённо утверждает «Рабочая сила должна продаваться на определённое время, ибо… продавец перестаёт быть продавцом, а сам становится товаром» (псс т 16 стр. 2670). Ну и ну?! Да ведь работник продаёт не себя (как утверждает К. Маркс), а свою рабочую силу, которая есть лишь его способность к труду, а не он сам. Но если Ф. Энгельс считает, что работник продаёт себя и отличие рабовладельчества от капитализма лишь в том, что работник
1. продаёт сам себя
2. продаёт себя на определённое время
то этой своей фразой он перечёркивает все построения теории К. Маркса, который утверждал, что рабочий свободен и юридически равноправен по отношению к буржуа; и что между ними существует равенство. Но разве можно назвать свободой и равенством такое положение, при котором работник экономически принуждён продавать себя, пусть даже на определённый срок?.. Абсурд… Торговля людьми называется рабством.
Ну а если работник работает на двух работах? Это значит, что он продал свою рабочую силу буржуа «А», и его рабочая сила на время продажи перешла в собственность «А». Так каким же образом работник может продавать свою рабочую силу, являющуюся теперь уже собственностью «А», второму покупателю – буржуа «В»? Следовательно, один и тот же товар – рабочая сила – является одновременно собственностью двух буржуа «А» и «В»? Получаем противоречие, заключающееся в том, что работник может продавать собственность буржуа «А» в собственность буржуа «В», таким образом, продав свою рабочую силу буржуа «А», работник остался сам собственником своей рабочей силы, хотя продажа – есть передача товара в собственность покупателя… Если бы, приобретая рабочую силу буржуа её покупал, то он становился бы её собственником и работник не мог бы продавать эту рабочую силу вновь, как свою собственность. Это противоречие ещё раз показывает, что акт приобретения капиталистом рабочей силы не является актом купли-продажи.
Итак, из всего предыдущего этапа рассуждений вытекает вывод:
1. Буржуа приобретает рабочую силу бесплатно.
2. Буржуа материально обеспечивает не весь производственный процесс, так как восстановительно – подготовительный период производственного процесса буржуа во многом перекладывает на плечи самого работника, дополнительно удешевляя производственный процесс в целом.
3. Бесплатность рабочей силы и перекладывание на плечи работника обеспечения восстановительно – подготовительного периода производственного процесса – есть важнейший источник сверхприбылей буржуа и важнейшая причина существования жестокой эксплуатации трудящихся.
*2 « Не аренда »
Буржуазия предпочитает считать, что она покупает рабочую силу у «свободного» рабочего, как равноправный член единого процесса купли-продажи, а не грабит работников, принуждая их бесплатно отдавать свою рабочую силу. Но рассуждения, проведённые в *1 позволяют утверждать, что акт приобретения рабочей силы капиталистом не является куплей. Но если это не купля, то что?
В ряде высказываний классиков говорится о том, что капитал использует наёмный труд, что капиталист нанимает рабочую силу.
Итак, допустим, что буржуа приобретает наёмную рабочую силу на определённый срок, а работник предоставляет внаём свою рабочую силу (совокупность своих физических и интеллектуальных способностей). Такой акт передачи собственности внаём во временное пользование есть наём собственности, или аренда. Таким образом, буржуа арендует рабочую силу у работника, являясь арендатором этой рабочей силы, а работник в этом случае является арендодателем ( наймодателем ) своей рабочей силы. Но как известно, при аренде заключается договор о предоставлении собственности во временное пользование за плату. Следовательно, при подписании договора об аренде рабочей силы (трудового договора), собственник рабочей силы – арендодатель – должен получить от арендатора арендную плату. То есть плату за позволение пользоваться рабочей силой в течение определённого времени. Но ведь буржуа, как и любой другой работодатель, не выплачивает работнику – арендодателю арендную плату. Значит, он арендует рабочую силу без арендной платы, т.е. совершенно бесплатно. Так что, оказывается, как там ни называй приобретение капиталистом рабочей силы, но в любом случае он приобретает рабочую силу совершенно бесплатно. Более того: «арендатор (наниматель) собственности обязан использовать её в соответствии с назначением и договором, выплачивать арендную (наёмную) плату, производить текущий ремонт и по окончании срока аренды возвратить эту собственность арендодателю (наймодателю) в надлежащем виде» (БСЭ, изд. 3). Таким образом, буржуа, как арендатор рабочей силы, обязан:
1. выплачивать работнику арендную плату, которая выплачивается не после функционирования арендованной собственности, а до её функционирования, так как это плата за позволение пользоваться собственностью арендодателя;
2. арендатор должен использовать рабочую силу в соответствии с назначением и договором – это значит, выполнять правила пользования этой собственностью.
Далее, К. Маркс пишет о том, что в отношении рабочего, капиталист «…урезает время на еду и по возможности включает его в самый процесс производства, так что пища даётся рабочему как простому средству производства, подобно тому, как паровому котлу даётся уголь и машинам – сало и масло» (Маркс т. 23 стр. 275).
Но правила пользования котлом и машиной буржуа не нарушает, так как если они выйдут из строя – буржуа вынужден будет потратить деньги, чтобы купить новые котлы или машины для сохранения непрерывности производственного процесса, а значит, для сохранения непрерывности потока прибыли и сверхприбыли, текущих в его карманы. Поэтому буржуа правила пользования орудиями труда нарушать не будет. Но рабочая сила, как мы видели, достаётся капиталисту бесплатно, а многочисленная армия безработных готова предоставить капиталисту РС в любое время в нужном количестве, поэтому буржуа абсолютно безразличен к правилам пользования рабочей силой, поэтому и возможна зверская эксплуатация рабочей силы капиталом. Буржуа любят повторять рабочим: «За всё нужно платить», но сами они, оказывается, совершенно бесплатно пользуются самым дорогим товаром – рабочей силой, которая сама способна создавать новые стоимости. Такую льготу буржуазии даёт буржуазное законодательство, хотя трудящегося это законодательство принуждает платить даже за самые дешёвые, за самые ничтожные товары. Где же здесь хотя бы видимость равноправия? Необходимо сделать всё возможное, чтобы заставить капиталистов (и других арендаторов рабочей силы) платить арендную плату собственнику рабочей силы за аренду этой рабочей силы! Вот тогда исчезнет и зверская эксплуатация, вот тогда капиталисту не будет безразлично, как долго арендованная рабочая сила прослужит ему, ведь увольнение или потеря работника повлечёт новые затраты на аренду новой рабочей силы… Так что не совсем прав был Маркс, говоря, что пища даётся рабочему, как простому средству производства. Нет! Она ему даётся в гораздо худшем режиме! К тому же, средство производства получает пищу бесплатно, а рабочий платит за свою пищу сам. Можно уверенно сказать, что буржуа относится к рабочей силе, создающей для него стоимости и прибыли, гораздо хуже, чем он относится к любому, даже самому дешёвому орудию труда, которое он купил для своего производства; потому что орудия труда стоили для него определённых затрат, а рабочая сила досталась ему бесплатно. Поэтому было бы справедливо заставить буржуа:
1.оплачивать аренду рабочей силы
2.выполнять правила пользования рабочей силой.
Ведь по существу, вся борьба рабочих за свои права – есть борьба за требования выполнять правила пользования рабочей силой, как используемой капиталистом чужой собственностью. Причём, требования у рабочих – слишком слабые. Почему? Да потому, что рабочей силой, как и любой приобретённой собственностью, следует пользоваться в соответствии с её спецификой. Так как рабочая сила – есть совокупность физических и интеллектуальных способностей, использующихся для производства жизненных благ, то следовательно, на время аренды рабочей силы, капиталист кроме арендной платы, должен обеспечить рабочую силу условиями, при которых способность рабочей силы к труду должна сохраняться. А так как рабочая сила для своего физического восстановления нуждается в еде, одежде и жилье, следовательно, буржуа, в течение всего времени использования рабочей силы, обязан обеспечивать её едой, одеждой, жильём для того, чтобы рабочая сила была в состоянии ежедневно повторять производственный процесс.
Поясним эту мысль на примерах.
Пример 1.
Арендатор арендует лошадь у собственника этой лошади для обработки своего поля. При этом он:
1. платит собственнику лошади арендную плату за использование этой лошади
2. в течение всего арендного времени кормит лошадь, чистит её, лечит, содержит её в конюшне (т.е. в специально приспособленном для лошади помещении).
Но в соответствии с тем, как буржуа приобретает и содержит рабочую силу, этот арендатор поступил бы так:
а) не платил бы хозяину лошади арендную плату, а принудил бы
(под угрозой чего-либо) отдать лошадь бесплатно,
б) давал бы хозяину лошади деньги (причём недостаточные для
того, чтобы содержать лошадь в рабочем состоянии),
принуждая его кормить, чистить лошадь и оплачивать
конюшню. А ещё точнее, буржуа заставил бы заботиться о своём
содержании саму лошадь в её свободное от работы время.
Очевидно, что хозяин лошади никогда бы не сдал свою лошадь в такую аренду.
Пример 2.
Арендатор арендует у собственника машину для каких-то перевозок или переездов. При этом он:
а) платит арендную плату собственнику машины
б) в течение всего арендного времени закупает горючее и заливает
его в машину, чистит и ремонтирует неисправности, содержит
её в гараже.
Но в соответствии с тем, как буржуа приобретает и содержит рабочую силу, он поступил бы так:
а) не платил бы арендную плату
б) заставил бы саму машину (или в крайнем случае – хозяина
машины) закупать горючее, заливать его в машину,
ремонтировать саму себя в случае поломок, строить себе
гараж, выдавая на всё это такие деньги, которых явно для
всего этого недостаточно.
Вот так поступал бы арендатор-буржуа…А так как на таких условиях никто не захотел бы сдавать ему в аренду свою собственность, то он придумал бы законы, по которым ему обязаны были бы давать всё бесплатно: и лошадей, и машины, и т.п.. И эти законы незаконным путём протащил бы через парламент продажных законодателей, не скупясь оплатив их услуги…Возмутительно!..
Но именно так и поступил реальный класс буржуа в отношении экспроприированных и законодательно принуждённых к бесплатному производственному труду крестьян. Поразительнее всего, что не только буржуа при этом, но и сами рабочие считают такое положение естественным и борются лишь за то, чтобы им хоть немного увеличили средства на их содержание в рабочем состоянии, то есть увеличили так называемую заработную плату. Буржуа поставил рабочего в такие условия с помощью «волчьих», антигуманных законов, когда рабочий должен ещё и заслужить (заработать), чтобы буржуа выполнял правила использования «арендованной» им рабочей силы, хотя правила содержания арендованной собственности в течение всего арендного времени буржуа должен соблюдать по умолчанию. Собственник рабочей силы сдаёт свою рабочую силу в аренду арендатору-буржуа, у которого без рабочей силы «пылится» в бездействии его собственность – орудия труда. Но буржуа, узурпировав власть, смог законодательно принудить собственника рабочей силы отдавать свою собственность бесплатно буржуа; а рабочий, пока не узурпирует власть – не сможет законодательно принудить капиталиста бесплатно отдать его собственность – средства производства. Поэтому в условиях капиталистического рынка просто безграмотно говорить о равенстве, о юридическом равноправии работника и капиталиста, о свободе выбора у рабочего. Выбор у рабочего лишь в том, какому капиталисту бесплатно отдать свою собственность – рабочую силу, а не в том: сдавать её в аренду или не сдавать, продавать её или не продавать, отдавать её бесплатно, или не отдавать. Либо рабочий отдает свою собственность бесплатно – и тогда он не умрёт с голоду, либо он не отдаёт свою собственность, но тогда он обречён на голодную смерть. И вся свобода выбора рабочего сводится к выбору: быть или не быть. Это уже не свобода выбора, а экономическое принуждение, основанное на преступном буржуазном законодательстве. Буржуа (как и любой другой работодатель) грабит работника, принуждая его бесплатно отдавать рабочую силу, используя её для получения сверхприбылей. Буржуа прикрывается как щитом – криминальным законом, который делает этот грабёж «законным» и естественным. Преступное законотворчество совершают преступные законодатели, а охраняют – преступные исполнители. И тех и других прикармливают собственники капиталов, источником которых служит ограбление и эксплуатация трудящихся. Максимальной эксплуатации всегда подвергаются те классы, которые трудятся в передовых на данное время областях государственного хозяйства. Так в период развития сельского хозяйства это были крестьяне, во время развития промышленного производства это были рабочие, во время развития технологий это интеллигенция, выросшая в класс благодаря социализму и существовавшему в советское время закону о всеобщем и бесплатном образовании. Но классовое сознание интеллигенции ещё не развито, оно ещё не доросло до той степени, чтобы определять её бытие, достойное не только самой интеллигенции, но и двух дружественных ей созидательных классов – крестьянства и пролетариата…Но это вопросы уже другой статьи…
Итак, буржуа не платит арендной платы, приобретая рабочую силу для осуществления производственного процесса бесплатно. А не предоставив работнику условия для восстановления рабочей силы, то есть не предоставив ему еду, одежду, жильё – буржуазия ворует у работника его личное время, вынуждая саму рабочую силу заботиться о своём собственном восстановлении, хотя восстановительный период является частью производственного процесса и должен быть организован арендатором рабочей силы, а не самой рабочей силой. Как говорится в пословице: «Любишь кататься – люби и саночки возить», что в применении к рассматриваемому вопросу звучит: «Любишь получать прибыль с производства – люби и организовывать его», то есть организовывать оба его периода – и собственно производственный, и восстановительный. Именно буржуа-арендатор заинтересован в том, чтобы рабочая сила, «…трудившаяся сегодня, должна быть в состоянии повторить завтра тот же самый процесс при прежних условиях силы и здоровья. Следовательно, сумма жизненных средств должна быть достаточна для того, чтобы поддержать трудящегося индивидуума как такового в состоянии нормальной жизнедеятельности» (Маркс т. 23 стр. 182). Следовательно, не предоставляя работнику достаточных для восстановления его сил условий – буржуа, продолжая выкачивать из работника его жизненные силы в производственном периоде – покушается на здоровье и жизнь работника, что уже само по себе является уголовно-наказуемым деянием и должно быть отражено в уголовном кодексе государства, как и любое другое покушение на здоровье и жизнь гражданина этого государства.
Из определения рабочей силы следует, что восстановлению должны подлежать не только физические, но и умственные затраты рабочей силы на производстве, что также должно быть организовано арендатором рабочей силы – капиталистом; воистину: «Любишь кататься – люби и саночки возить!»…
Буржуа, как и любой другой работодатель, нанимая рабочую силу не желает заботиться об этой силе, то есть кормить, одевать, предоставлять ей жильё и возможность образования и профессионального роста. Буржуа желает лишь получать прибыли от рабочей силы, доставшейся ему бесплатно. Но буржуа не желает давать рабочей силе условия для её жизнедеятельности. Рабочая сила, растратив на буржуазном производстве свою физическую и интеллектуальную энергию, «…затрачивает определённое количество человеческих мускулов, нервов, мозгов и т.д., которое должно быть снова возмещено» (Маркс, т.23, стр. 181).
Трата энергии на производстве и её возмещение, восполнение для новой траты её на производстве – это циклический производственный процесс, наподобие работы поршневого двигателя, совершаемой при рабочем ходе поршня (его опускании), но требующей подготовки холостым ходом (его поднятием). Рабочий ход поршня – это собственно производительный период, холостой ход – восстановительный период производственного процесса: чтобы сделать выдох, необходимо сделать вдох.
И как невозможно сократить или ликвидировать восстановительный период в работе двигателя, так же невозможно сократить или ликвидировать восстановительный период рабочей силы, то есть период приведения её в рабочее состояние. …Во время аренды рабочая сила принадлежит арендатору. От полноценности восстановительного периода зависит и качество собственно производительного периода, подобно взаимообусловленности потенциальной и кинетической энергий, переходящих друг в друга при упругих взаимодействиях. Итак, И производительный, и восстановительный периоды относятся к одному производственному процессу, который должен быть организован капиталистом – организатором рабочей силы, а не самой рабочей силой. Рабочая сила лишь сдаётся в аренду (внаём) работником – собственником рабочей силы. Но, как мы видим, буржуа, жестоко эксплуатируя рабочую силу:
1. приобретает её бесплатно, даром, принуждая работника отдавать свою собственность (рабочую силу) в виде дара капиталисту;
2. не только принуждает работника, даром сдавшего в аренду свою рабочую силу, участвовать в производительном периоде производственного процесса, но и посягает на время, принадлежащее самому рабочему, т.е. на время восстановительного периода рабочей силы.
К. Маркс пишет: «Если рабочий потребляет своё рабочее время на самого себя, то он обкрадывает капиталиста» (Маркс, т.23, с.244), а капиталист «…не хочет, чтоб его обкрадывали» (Маркс, т.23, с.207), так как капиталист сам хочет обкрадывать и обкрадывает рабочего на каждом шагу, украв у него и арендную плату за рабочую силу, и его личное время, вынуждая рабочего самого заботиться о восстановлении рабочей силы, хотя это должно выполняться арендатором-буржуа. Следовательно, работник делает дополнительно и совершенно бесплатно работу буржуа за буржуа. Сам буржуа обкрадывает рабочего, предоставляя ему денежные средства, недостаточные для создания нормальных жизненных условий, необходимых для восстановления энергии, израсходованной в процессе труда рабочей силы при создании для буржуа стоимости и прибавочной стоимости. Так можно ли назвать такой обмен взаимовозмездным, и при этом ещё «капиталист наблюдает… за тем, чтобы ни одна минута не расточалась даром, без труда» (Маркс, т.23, с.27)! Какое вопиюще различное отношение буржуа к своей и чужой собственности?! Коль уж буржуазное право декларирует защиту и святость собственности – давайте исходить хотя бы из буржуазного права! Встанем на защиту экспроприированной собственности – рабочей силы, борясь за права собственников рабочей силы – работников: рабочих, крестьян, интеллигенции! Но как только начинается борьба собственников рабочей силы за свои права – буржуазия делает всё возможное, чтобы подавить эту борьбу. Таким образом, буржуазия ясно даёт понять, что в обществе, где господствует буржуазное право, охраняются и защищаются лишь права буржуазии. Поэтому не нужно строить иллюзий по поводу равноправия, свободы и равенства всех граждан буржуазного общества. Эти иллюзии пытаются навязать народу хозяева этого общества, то есть те, кто формирует законы жизни в этом обществе. Им выгодно развивать у народных масс иллюзорное представление о действительности, чтобы огромная масса собственников рабочей силы – самой дорогостоящей собственности – как можно дольше оставалась в зависимости от собственников мёртвой (без применения рабочей силы) собственности – средств производства. Собственники рабочей силы должны понять, что без рабочей силы все средства производства – лишь мёртвый хлам, на котором буржуа могут сидеть, как собаки на сене, подыхая с голоду. Вот почему буржуа боятся забастовок, особенно длительных. Вот почему буржуа до безумия боятся коммунистов – организаторов борьбы собственников рабочей силы за свои права. Вот почему антикоммунизм и антигуманизм – важнейшие составляющие буржуазной идеологии.
*3 « А экспроприация»
Теперь становится очевидным, что:
1. так называемая заработная плата – это на самом деле лишь очень малая часть тех средств, которые должна выделять буржуазия для создания условий восстановления рабочей силы, её энергии, отданной на буржуазное производство совершенно бесплатно. Так называемая заработная плата – это лишь небольшая часть тех условий восстановительного периода производственного процесса, которые должен обеспечить рабочей силе её арендатор, а не оплата стоимости рабочей силы, как пишут К. Маркс и Ф. Энгельс.
2. приобретение рабочей силы капиталистом не есть акт купли-продажи рабочей силы, а есть аренда рабочей силы, но:
а) без выплаты арендной платы арендодателю
б) без выполнения правил пользования арендованной
собственностью – рабочей силой, сознательная её
порча вплоть до уничтожения (так как зная, что
рабочая сила способна функционировать лишь
небольшой промежуток времени, после чего
нуждается в восстановлении, буржуа удлиняет
рабочее время и сокращает восстановительный
период, переложив бремя его организации на самих
работников – арендодателей рабочей силы. Это
намного сокращает восстановительный период,
развивает необратимые процессы быстрого старения
в истощённом организме носителя рабочей силы,
приводит к множественным заболеваниям и к
преждевременной смерти.
3. государство не охраняет права собственников рабочей
силы, позволяя буржуазии грабить их, вынуждая рабочих
бесплатно отдавать свою рабочую силу буржуазии. Таким
образом рабочая сила экспроприируется буржуазией.
4. экспроприация крестьянства в средние века – явилась
источником накопления капитала; экспроприация рабочей
силы буржуазией – явилась источником прибылей и
сверхприбылей. Буржуа, экспроприировавший рабочую
силу, не обеспечивает рабочей силе восстановительный
период, что приводит к её истощению и разрушению.
Очевидно, это называется покушением буржуа на здоровье
и жизнь носителя и собственника рабочей силы –
трудящегося; а так как покушение на здоровье и жизнь
гражданина является уголовным преступлением, то
следовательно, любой буржуа есть уголовный преступник.
Но любой капитал, полученный преступным образом,
является незаконным и должен быть конфискован.
Обычно буржуа любят поучать рабочих фразами: «За всё нужно платить», «Бесплатный сыр лишь в мышеловке» и т.п., хотя сами бесплатно получают самую дорогую собственность – рабочую силу – живой источник жизненных благ.
Чтобы избавить рабочих от эксплуатации, в прошлом поступали просто и прямо: экспроприировали средства производства у экспроприаторов рабочей силы – т.е. у буржуазии. Но прошло время, и буржуа вновь экспроприировали рабочую силу, вернув себе средства производства… Оказалось, что процесс экспроприации экспроприаторов – обратим, хотя за него заплачено многими и многими человеческими жизнями и судьбами. Но есть другой путь уничтожения эксплуатации трудящихся (и скорее всего, он не один) – его суть в том, чтобы заставить эксплуататоров выполнять те законы и правила, которые инициировали и приняли сами эксплуататоры. Буржуазия защищает собственность – согласны, давайте защищать собственность от посягательств на неё, в том числе и одну из самых дорогостоящих собственностей – рабочую силу! «За всё нужно платить» - согласны! Пусть буржуа оплачивает аренду рабочей силы, а также содержит рабочую силу в течение всего времени аренды… И наём рабочих окажется дорогим удовольствием, буржуа забудут о сверхприбыли, а трудящиеся начнут богатеть… Частная собственность вдруг окажется невыгодной… Без рабочей силы средства производства – такой же хлам, как и сама буржуазия. Осознание и понимание этого может помочь трудящимся провести борьбу за требования полной оплаты рабочей силы буржуазией и полного обеспечения восстановительного периода производственного процесса.
Необходимо, чтобы каждый трудящийся понял, что экспроприация рабочей силы есть:
1. источник прибыли и сверхприбыли буржуазии;
2. причина жестокой эксплуатации дармовой рабочей силы;
3. причина искусственного сохранения капиталистами необходимой им бесплатной рабочей силы – безработной массы, откуда буржуа могут свободно и в любом количестве черпать свежую рабочую силу взамен той, что изношена, истощена, обессилена жёсткой эксплуатацией.
Таким образом, в капиталистическом обществе одна его часть (буржуа-арендаторы) законодательно имеет право на бесплатное приобретение рабочей силы, а другая часть (трудящиеся – арендодатели рабочей силы) законодательно принуждается оплачивать любой, даже самый дешёвый товар. Трудящиеся оплачивают всё, а буржуазия не платит даже за самый дорогой товар – рабочую силу. Вот в чём суть неравенства в капиталистическом обществе: разные части общества имеют разные права. Вот в чём антигуманизм и фарисейство буржуазии. Вот почему личный труд не способен приносить сверхприбыли в отличие от массового принудительно-бесплатного. Общественный паразитизм состоит не в том, что часть населения, утомлённая, больная и голодная, не может работать и не работает, живя за счёт общественных средств. Общественный паразитизм состоит в ослаблении общества ради удовлетворения корыстных личных или групповых интересов. Буржуазия, обирающая, ослабляющая основную массу общества – трудящихся – подрывает силы общества ради получения личных дополнительных материальных благ. Вот почему буржуазия, паразитирующая на обществе, есть зло. Вот почему необходимо:
1. разъяснение трудящимся истинных процессов, происходящих при приобретении буржуазией рабочей силы путём её экспроприации,
2. осознание трудящимися неадекватности своего общественного значения своему общественному положению,
3. организация выдвижения трудящимися требований прекратить экспроприацию их рабочей силы и принять ряд законов о необходимости: а) выплаты трудящимся арендной платы, соответствующей высокой стоимости их рабочей силы; б) полного финансирования собственниками средств производства обоих периодов производственного процесса – как производительного, так и восстановительного.
Работники согласны играть по правилам, по которым играет капитал; рабочая сила принимает правила капитала: собственность охраняется законом; никто не может лишить человека его собственности, и грабитель будет наказан; за всё надо платить. Да, рабочая сила – собственность трудящегося – должна охраняться законом об аренде с выплатой арендной платы и обеспечением восстановительного периода рабочей силы. Экспроприацию рабочей силы запретить законодательно. Нарушителей привлекать к ответственности.
Вот тогда только можно будет говорить об эквивалентном обмене и юридическом равноправии буржуа и трудящихся. Вот ещё один путь уничтожения частной собственности и частных собственников как класса, а не как физических представителей этого класса. Вот ещё один из возможных путей вступления общества в гуманистические, в том числе и коммунистические формации.
Чтобы избавиться от частной собственности – нужно создать условия, при которых она стала бы невыгодной.
Чтобы избавиться от зла, как болезни общества, необходимо уничтожить причины его порождения и условия его существования.
Чтобы избавиться от некоторого элемента бытия, необходимо устранить источник его появления и среду его обитания.
Рассмотрение мыслей, высказанных в этой статье, среди трудящихся может способствовать осознанию ими своего истинного положения, и активизировать борьбу собственников рабочей силы за свои права.
Октябрь 2003 года
Свидетельство о публикации №212100200047