Конды

На самом деле память никакая не память, а только выборное беспамятство.Ведь ты же все помнишь, мой человечий мозг, это память все делает со мной, почему так а не иначе я забываю, а не помню, почему подставляет она мне просвечивающие друг в друге тексты и только будит ассоциации, всполохи проницательности, пророческие дежа вю и досаду. Вечную досаду ребенка на взрослых, их непонятные взрослые умолчания.
... Я не понимаю, зачем были сделаны эти заметки. Что-то в них  суматошное, истеричное, а я не помню что.
  ПОЯКОНДА!..
  Подолгу слушая паузы разговора, я все пыталась рассмотреть в себе что-то. Какая-та картинка из детства. Взгляд коротко выхватывает смутную тень. Мелькнула или показалось. Или нет. Сумерки карельские долгие, проселок прямо тащится между последними сараями и перекатившись через бывшее поле разделяет лесок. Лесом и назвать нельзя, так, кусты затягивающие бывшие покосы, прозрачные совсем по осени. Вот на просвет и видно как мягко оглядываясь не торопится косматая тень. Оборачиваюсь - ничего, а глаза повторяют в голове ясно, как перекатилось пятно поперек дороги,утонуло в тощем подлеске, не спряталось, быстро, тихо. Вроде медведь дорогу перешел. Рядом с деревней? Так близко? Да и они вроде уже в берлогах. Или нет?
   "Карельский медведь" газета.
 Вот что в книге "Загадки карельской топонимики" Г. Керт и Н.
Мамонтовой выделяются две основы: "конд" и "пога", для каждой из которых
есть свои топонимические соответствия. "Конда" - это мощная смолистая
сосна без сучков; "кондовый" - старинный, прочный, основательный;
"конда" - песчаный возвышенный берег. Карельский "kondii", вепсский
"kondi", финский "kontio" означают "медведь". А карельское слово
"kontu", финское "kontu", вепсское "kond" - "крестьянский двор".
Саамское слово "kondokk" означает "земля для оленей, ловля оленей".
Слово "пога", ассоциируемое с карельским "pond", вепсским "pokd" и
финским "pohja", - значит "основание", "дно", "крайняя часть залива". В
основе названия "Кондопога" могут лежать некоторые из этих понятий.
  По мнению краеведа Н.П. Кутькова, исторически сложившаяся граница между погостами Шуйским и Кижским отсекала северную (главную) часть Кондопоги от протяженной южной части. В этом феномене также может усматриваться ключ к расшифровке. Балтийско - финское "kond",означающее "крестьянский двор, хозяйство", в соединении с "pohja" - "дальний угол", на русской почве превратившимся в "погу", дало название "Кондопога", переводимое как "конда в дальнем углу".
  ...сенокос абсурдный. Лодкой возили копешки на остров, там же и коровник почему-то. Вот же люди живут. Геологи приехали, так их в дом не пустили. Совсем рехнулись. Что за религия такая.
  На том берегу брошенный совхоз, дома целые. Коптильню хозяин возил разбирать, перевозить собрался. Там много чего в домах. Но к домам даже подходить запретил, шаман чертов. Запугал. Что-то там есть. Я не знаю, мне по барабану, но жутко почему-то.
  Они и не карелы, оказывается. Во дают. Мне малец в лесу встретился, как заяц стоял. Русак. Когда чернику собираешь, часто зайцы здоровые такие встанут на задние лапы и смотрят, а шевельнешься - и раз во все стороны. Исчезнут в лесной светописи неторопливо и легко, а через пять минут голову поднимешь - опять стоят столбиками. Вот и ребенок так  рядом с бидоном моим, и не знаю сколько, вдруг вижу стоит. Ну уж не знаю, шутил, нет. Они, аборигены любят  приезжим глупости невозмутимо про себя втирать. Ну вроде они от чекистов еще в перед войной на север ушли. А что, могли. Вон ненцев до сих пор не пересчитали, они и перед войной и после и сейчас без паспортов где-то в тундре на оленях гоняют. мы, говорит, лесные, хлеба дай. Достала бутерброды, выложила на пенек. Моргнула, нет мальчишки, нпт бутербродов, заяц стоит.
  Геологи странно ушли, не попрощались. Жалко, с ними было весело. Конечно, никаких алмазов они не искали, но блинчики из гречневой муки были классные. Муку им почему-то только гречневую выдали.А может и не геологи, временами они порыкивали друг на друга, казалось вдруг темнее и выше человек. Вы на каком языке так рычите, спрашивала. А конды мы, но ты не слушай.
... Вещи собрала, а потом разложила все обратно, чтобы не заметили.
Я видела их! Ночью они прошли между домами куда-то в сторону заброшенного поселка. Высокие темные горбатые тени.
...До станции двадцать километров,только той заросшей дорогой вышло больше, пока шла, вся одежда высохла. Медведи не медведи, но всю дорогу горланила песни какие знала. Часто и без слов, а потом и без голоса. Просто, чтобы если зверь дикий, он услышит и сам уйдет. Дорога все время крутилась то болотца огибая, то спрятанные лесом каменные холмы. Все время дорогу было видно только до близкого поворота и только передо мной, лес густой. И все мне казалось мелькает темный бок,а нет, ничего, может, косуля.
 В самом конце дорога выскочила на открытое поле. На повороте проселка уже дядька тпщится, глянул на меня, ухмыльнулся, зубами свернул, и как будтт ниже ррстом стал.Это он  весь день шел, все время на один поворот впереди. А теперь очень весело посмеивался, оглядываясь на меня. Слышал мои вопли, я еще и стихи читала.


Рецензии