30. Челябинский Ленинград

30.  Челябинский Ленинград
 Приехал Иван в Челябинск поздно, было уже темно, и ему в зале ожидания на вокзале предстояло провести ночь.
Геологи разбрелись по скамьям, а Иван сел на то место, которое когда-то занимал Владимир Петрович.
-«Как будто ничего не изменилось, и я никуда не уезжал»,- подумал он.
Соседом его оказался такой же геолог из Москвы, но которого Иван ранее не знал.
- «А вы тоже геолог»?- спросил он.
- «Да, геолог. А я вас помню, вы тогда сидели на этой же скамье вместе с Владимиром, который интересно рассказывал нам о Таганае»,- ответил попутчик.
- «Будем знакомы. Меня зовут Иван».
- «А меня Алексей. Мы разъехались тогда сразу же после совещания  и не успели познакомиться».   
- «А куда вас направили»?- спросил Иван.
-«Я побывал в Миассе, где знакомился с запасами залежей горной породы миаскита».
- «А я оказался в Златоусте, откуда меня направили в экспедицию на Таганай. Кстати, экспедицией руководил сам Владимир Петрович, которого мы тогда здесь встретили. Это было незабываемо интересно».
Целую ночь они с интересом рассказывали друг другу свои истории. Иван узнал, что Алексей окончил политехнический институт в Москве, работал в министерстве геологии, откуда по его  просьбе он был командирован на Урал.
Но ещё более интересным для Ивана было то, что родом он был из Брянска и неоднократно бывал в Почепе.
Иван же поведал ему о своей жене Машеньке и о своём маленьком сыне, находившихся там.
Это общение вызвало их интерес друг к другу, и ночь прошла быстро.
С рассветом к геологам прибыл гонец из горсовета, который вновь отвёз их к тому же зданию и ввёл в тот же кабинет, где они встречались около месяца назад.
Всё тот же председатель горсовета говорил им суровые слова правды о войне, развязанной Германией.
 Главной мыслью председателя было то, что правительство Советского Союза и лично Сталин Челябинску отвели важнейшую роль в обеспечении армии военной техникой, что все бывшие геологи с этой минуты становились военнообязанными и, что для них то производство, где они будут трудиться, становится  их фронтом.
После этого их распределили по общежитиям, а по обоюдной просьбе Ивана и Алексея поселили их в  одной небольшой комнате, где Иван сразу же стал писать письма. Со дня его прибытия на Урал он написал уже их более десятка, но ответных писем получил всего два. Теперь он понимал, что чем раньше он сам напишет их, тем быстрее получит их от Машеньки и родителей.
Событий за это время произошло много, но обо всём не напишешь, да и бумаги для писем совсем не осталось. В магазинах он не был, а чистые листы тетради, положенные ему мамой ещё в Ленинграде, уже заканчивались.
Письмо писалось быстро, в котором было больше вопросов, чем повествований о себе, ему хотелось узнать о своих родных как можно больше.
Он сообщил, что мобилизован на трудовой фронт, и будет  работать не по специальности, а в связи с воинской необходимостью, обещая, что эта работа долго длиться не может.
Письма он написал быстро, и теперь оставалось только подписать обратный адрес, но, с этим вопросом возникла проблема. Никто этого ему сказать не смог, а спросив у дежурного по общежитию, услышал ответ, что он узнает об этом в отделе кадров.
На следующее утро Иван и Алексей направились в отдел кадров, о чём были предупреждены председателем, и, прождав очередь, по одному зашли в кабинет.
Первым вошёл Иван. В небольшой комнате за столом сидел пожилой мужчина в очках, который, услышав его фамилию, стал искать её в списках.
Прочитав, что Иван из Ленинграда, поднял голову и пристально посмотрел на него и спросил:
- «Мой земляк. Давно из Ленинграда»?
- «Почти месяц назад уехал».
-«Семейный»?
- «Да».
- «Очень хорошо. Я вижу, что вы окончили Ленинградский горный. Похвально. Будете работать на должности инженера. С работой вас познакомят сегодня же».
Далее Ивану был выдан листок с инструкцией о неразглашении государственной тайны, который он и подписал.
Инспектор также предупредил его о том, что он не имеет права упоминать в письмах предприятие, где будет работать, и выдал листочек с номером обратного адреса, добавив:
- «В связи с военным положением письма на родину проверяются.  Не подведи, дружочек, имени великого города. Да, меня зовут Фёдор Андреевич. На заводе меня знают все. Я вас ещё найду, молодой человек».
Иван вышел из кабинета взволнованным. Встретить ленинградца здесь далеко от дома ему ещё не приходилось. Так чётко и сурово с ним тоже никто не обходился. Это настраивало на серьёзный лад, что и отразилось на его лице.
Алексей спросил:
- «Что случилось? Почему ты вышел таким взволнованным»?
- «Нет, что ты? Всё в порядке. Иди, твоя очередь», - ответил Иван.
Алексея тоже назначили на должность инженера, учтя его работу в министерстве.
Так неожиданно Иван поменял свою профессию геолога на инженера.
В этот же день им определили фронт работ: намечалось строительство большой площадки для производства тяжёлых машин, но каких машин, ему никто не сообщил.
Ивана зачислили в конструкторское бюро, которому было поручено спроектировать места для установки станков и организовать работы по бетонированию площадки.
Сроки были сжатые. Неделю отвели на проектирование и две недели на строительство.
На работу он уходил рано утром и возвращался в общежитие поздно вечером. Очень уставал, и первые дни к вечеру просто не хватало сил. Добравшись до кровати, падал на неё, чтобы рано утром опять идти на работу. Дни пролетали быстро, о себе было думать некогда.
Его сосед Алексей несколько раз уезжал в Миасс, чтобы организовать бесперебойное поступление песка и щебня для производства высокого качества бетона, необходимого для бетонирования площадки завода.
Как только проект заводской площадки был окончен, обе группы приступили к строительству. Вскоре на месте огромного пустыря стало появляться ровное забетонированное поле.
Неожиданно для Ивана его вызвали вновь в отдел кадров, где Фёдор Андреевич сообщил важную новость.
 - «Скоро всё танковое оборудование Кировского  завода перевезут из Ленинграда в Челябинск. Площадка, которую вы возводите, вскоре будет очень необходима. Будьте внимательны, и обо всех нарушениях технологий сообщайте мне. Это очень серьёзно. И ещё. Думаю, что скоро вы получите новое задание. Начиная с июля месяца, в цехах тракторного завода начнётся перестройка всего производства»,- сказал он.
  Оказалось, что Фёдор Андреевич уже почти целый год по заданию правительства находится на Урале, чтобы вместе с другими кировцами организовывать производство танков.
Теперь Ивану стала более понятна та новая работа, которая хотя и захватила его всего, но требовала всё новых и новых знаний, так ему необходимых для нового дела.
 Иногда он слушал сводки советского информбюро о положении на фронтах и понимал, как необходимо иметь Красной Армии сильное оружие и особенно танки.


Рецензии