Вступление. Чтобы хвостик завертелся веселее

Это  очень простая история про путешествия по петербургским пригородам. Когда-то считалось, что путешествия спасали людей от  пережитых потрясений, жизненных разочарований, несчастной любви, и просто горестных мыслей. В путешествия отправлялись Евгений Онегин и Чайльд Гарольд,  герои Джона Голсуорси, и даже сэр Генри в финале «Собаки Баскервилей».
Однажды и для меня наступил такой  жизненный период, когда  путешествия стали необходимы моей душе, чтобы излечиться от всего, что ее потрясло. Или хотя бы попытаться   с этим справиться. 
Исцелили ли они меня  - наверняка сказать, что это так,  было бы неверно. Но они все-таки спасали меня, и развлекали моих друзей и добрых людей, с которыми мы их совершали, и хочу  надеяться, принесли в их жизнь тоже  что-то новое, интересное,  приятное и даже, не побоюсь этого слова, прекрасное.
У меня не было солидных сбережений, чтобы объехать весь мир. Не сомневаюсь, что он чудесен  и невероятен, и может быть,  даже перевернул бы всю мою жизнь.
Служебная поездка в Рим, например, несколько лет назад,  была удивительна самим Римом - с голубизной неба, цветущим, с зелеными оливами и огромными хвойными  шишками, фонтанами, лестницами, храмами. Рим оказался  белым и солнечным,  первое, что я отметила по дороге в город из аэропорта – удивительные незнакомые  розовые цветы на кустарниках. Он был вовсе  не темно- охристым, каким он мне казался по учебникам,  когда мы вычерчивали в институте арку Тита, делали акварели и старательно изучали  древние римские форумы.
Но эта же поездка  была и  совершенно невыносима от того,  что все это время  приходилось общаться с недоброжелательными, и неприятными мне людьми.
И от холода, исходившего от них, в сравнении с теплотой и простодушием нашей маленькой дружной и дружественной всем другим  людям семьи, я так измучилась, что в аэропорту, пройдя контроль, ступив на родную землю и увидев близких, расплакалась от счастья и пережитых страданий пребывания в нелюбви.   
Зато о путешествиях по петербургским пригородам можно с уверенностью сказать, что все они совершались  не только ради встречи с прекрасным, но и для радости дружеского общения.   
В то время, как,  впрочем, и  сейчас у меня  попросту  не было лишних денег,  чтобы даже  просто съездить в соседнюю Финляндию. Но зато появилось больше свободного времени, чем это было в последние годы.  И, наконец, нашлись друзья,  готовые отправиться со мною в путешествия по ближайшим пригородам Петербурга, местам, где мы уже не раз бывали, родным,  узнаваемым  и  от того еще более красивым и любимым.
Рассказами об этих небольших и не утомительных путешествиях, в каждом из которых мы открывали что-то новое и интересное,  я и хочу поделиться  на этих страницах.    
«Чтобы хвостик завертелся веселее»! есть такая  детская песенка про щенка. В  ней говорится, точнее, поется так:  «Я для друга ничего не пожалею, лишь бы хвостик завертелся  веселее!». Я так всегда говорила маме, оправдывая те или иные свои поступки, не очень рациональные и не очень практичные, целью которых единственно было подбодрить нашу семью. Я вообще в то время маминой болезни очень много шутила, искрилась, и  была как будто на неком подзаводе, стараясь излучать энергию, конечно, было это вовсе  не потому что мне было весело, а чтобы поддержать маму и нас всех, чтобы держаться… Ну и иногда нам действительно  все равно становилось весело, потому что иначе просто и жить нельзя.   
Но эту  милую и забавную  фразу я все равно забрала из того времени, потому что она как нельзя лучше передает то чувство, с каким  я хочу поделиться всеми этими маленькими приключениями и открытиями. Пусть возьмет тот, кому это пригодится.

И  прежде несколько строк о том, что этому предшествовало.
Этот текст, или, как сейчас принято говорить – проект – а это и на самом деле  проект! В хорошем, рабочем  и творческом  смысле этого слова. Хотя я вовсе  и не люблю бездушные модные слова направо и налево налепляющие свои ярлычки на  наши дела, но в слове проект можно увидеть и  нечто родное и архитектурное,  - основа большого, продуманного, нужного и  важного построения.
Итак – в этом проекте  есть не только сам рассказ, но и  целая коллекция фотографий, собранная за время путешествий всеми его участниками, и старинные фотографии, найденные в интернете, и  фотографии и слайды  из домашнего архива, и даже рисунки (которые даже побывали уже на  выставке!), и кинозаявка,  и журнальная статья,  а так же рассказы и воспоминания…
С кинозаявкой, правда сказать, у меня ничего тогда не вышло. Я писала ее и так и эдак, и переписывала по сто раз и горячо и убедительно доказывала студийному начальству старейшей в стране студии Леннаучфильм необходимость для людей этого фильма – об этом прекрасном и таинственном  парке под  Старым Петергофом. О старинных разрушающихся русских усадьбах. Если нельзя их сохранить по настоящему, хотя никогда в мое сознание это не вместится, так  хотя бы в фильме  сохранить можно.
Всякий раз все мои доводы  словно разбивались о неприступную стену, и я получала один  и тот же ответ,  потрясающей меня почти так же как невозможность сохранять историческое наследие  – «это никому не интересно».  Я  как могла уверяла, что Пушкин – это наше все, по крайне мере для тех кому уже ничто  Шишкин,  Левитан, Бенуа, Штакеншнейдер, Львов – все эти имена и многие, многие другие связаны с Сергиевкой, и я  напишу об этом  чуть позже. Но что-то мне  подсказывало, что и золотой эталон Пушкина уже совсем не привлекателен сегодня для студии.

Тогда я и решила, что сама напишу об этом и сохраню  на бумаге так, как я сама это знаю.  Это немного успокоило меня. И главное, об этом я читала в книжках и даже видела  в кино. Говорю я именно об обычных записях, для информации. Хотя по ходу работы я невольно начала пытаться придать им художественный вид.


Рецензии
Нонна, как мне близко это Ваше желание сохранить Красоту и Тайну! Записи и фотографии - это очень хорошо, но можно ведь сейчас самой снять фильм, - пусть любительский, - и выложить в тот же интернет. У Вас есть всё для этого: знания и любовь.
С неизменной приязнью,

Елена Шувалова   25.10.2017 09:22     Заявить о нарушении
Елена, большое вам спасибо за все и за веру в мои возможности!!!Я думаю, все же записи у меня лучше пока получаются, чем любительское кино. Но кое-что мы сделали и для интернета - правда, этот сюжет чисто краеведческий, называется "Пушкин-камень" http://www.youtube.com/watch?v=FpMEeMKHbSg
в разных вариантах по времени:
http://www.youtube.com/watch?v=q8WlqayB7wg
http://www.youtube.com/watch?v=Lg3f702ufu8
И еще есть небольшой видео сюжет ( он без звука)про Мордвиновку (у меня здесь есть про нее "путешествие" - "Оранжерея адмирала Мордвинова и невидимые люди"),все оставшиеся памятники этой исчезнувшей усадьбы - водокачка, погреба, остатки оранжереи и дубы показаны в этом сюжете, но на самом деле этот сюжет мы сделали для моего доклада на Петергофской конференции!



Ермилова Нонна   27.10.2017 19:39   Заявить о нарушении
Вот про Мордвиновку видеосюжет:
http://www.youtube.com/watch?v=156YplxOhxU&t=28s

Ермилова Нонна   27.10.2017 19:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.