Холодно

Жизнь часто разлучает людей.
Только недавно, казалось бы, были лучшими друзьями, не проводили друг без друга ни дня, делились даже самыми незначительными новостями, и вот – уже стоят по разные стороны жизненного течения, словно разведенные створки петербургских мостов. Общение сходит на нет, интересы расходятся, меняются компании. Некого в этом обвинить, некому предъявить претензии. Просто так бывает.
Так бывает. Именно этим Саша и оправдывал то, что последний год практически не общался с лучшим школьным другом Андреем. Студенчество захватило ребят без остатка, на общение со старыми приятелями совсем  не оставалось времени. Поначалу они старались не забывать присылать друг другу сообщения, по инерции продолжали делиться новостями, но со временем новости становились все суше, сообщения приходили реже, а звонки и вовсе прекратились.
Поэтому Саша был крайне удивлен, когда однажды Андрей позвонил ему и без объяснения причин попросил встретиться. У Саши на тот день были совсем другие планы, однако что-то в голосе старого друга заставило его отменить все и приехать на встречу.
Друзья договорились увидеться в центре Москвы на станции метро Китай-город. Когда Саша приехал, Андрей уже ждал его на скамье в парке за памятником Кириллу и Мефодию и рассеянно крутил в руке сигарету.
Ребята сухо поздоровались, пожали друг другу руки, задали простые вопросы о делах, учебе, достижениях. «Об этом можно было бы поговорить и на встрече выпускников», - раздраженно думал Саша, понимая, что разговор не клеится. Андрей, казалось, не обращал на это внимания. Он был хмур и неразговорчив. Что-то тревожило его, не давало покоя, но каждый раз, когда юноша набирал в грудь воздуха, чтобы об этом рассказать, в последнюю секунду с его губ срывался лишь еще один общий вопрос.
Саша отвечал вежливо, но без интереса. Он витал в своих мыслях, жалел об упущенных планах и об упущенной дружбе. Раньше ребята без остановки могли говорить о чем угодно…
Из вежливости, Саша решил тоже задать другу какой-нибудь общий вопрос и спросил первое, что пришло в голову:
- А у Димы как там дела?
Ответ поставил юношу в тупик. Андрей посмотрел на бывшего друга так, будто тот только что сделал ему больно. Лицо его посерело, стали заметны темные пролегшие под глазами круги.
- Дима умер… - хриплым, скрипучим, словно у старика, голосом, ответил Андрей.
Злость и раздражительность Саши словно рукой сняло. Только теперь он понял, зачем школьный товарищ попросил его приехать. Юношу тут же начала мучить совесть: как можно было настолько не интересоваться жизнью старого друга, чтобы даже не знать о смерти его старшего брата? Оправдания «так получилось» больше не действовали.  Саша не знал, как утешить Андрея.
- Я… соболезную, - только и смог ответить он. Но Андрею не требовались длинные утешающие речи. Он продолжил рассказывать, избегая взгляда Саши.
- Дима умер зимой. Провалился под лед, когда приезжал на дачу. Я был тогда с ним, но помочь не смог… не успел…. Димка все твердил, будто видит на реке какую-то девочку, уверял, что она кричит о помощи, и мы не должны стоять в стороне. Я никакой девочки не видел, но брата было не остановить…. Я, конечно, бросился за ним, но… опоздал.
Слова давались Андрею тяжело – каждое он буквально выдавливал из себя. Чувство вины за смерть брата буквально душило его.
Саша молча слушал и стыдливо опускал глаза, в который раз коря себя за то, что вовремя не подставил товарищу плечо. 
- Мне очень жаль, - сказал он.
- Мне тоже, - нахмурившись, отозвался Андрей и ненадолго замолчал.
Примерно через минуту он снова посмотрел на Сашу и кивнул, продолжая свой рассказ.
- Знаешь, я долго злился на брата. Не мог понять, на кой черт ему понадобилось лезть в эту реку ради девочки, которой там даже не было!.. – глаза Андрея блеснули, лицо напряглось, и он отвел взгляд, сделав вид, что что-то попало в глаз. Саша предпочел не акцентировать на этом внимания. На ум не приходило никаких утешающих слов, и он промолчал. Казалось, Андрей был даже рад этому. Он продолжил.
- Иногда я вижу его, - окончательно побледнев, выдавил юноша. Голос опустился до едва слышного шепота.
Саша кивнул.
- Такое бывает, - неловко пожал плечами он, - умершие иногда приходят во сне, я много о таком слышал.
- Дело не в том, - прервал Андрей, и посмотрел на друга внимательным, пронизывающим взглядом, - я видел его не во сне. Он приходил ко мне наяву. Бледный, с печальными глазами. Он все время дрожал и повторял одно слово: холодно.
Саша был скептиком и не верил ни в приведений, ни в НЛО, ни во что другое, связанное с мистикой. Он всегда с сомнением относился к подобным рассказам, однако от слов друга по его телу почему-то пробежала мелкая дрожь.
- Я думал, я схожу с ума, - продолжал Андрей, качая головой, - месяц назад понял, что больше так не может продолжаться. Заказал панихиду брату, поставил свечку в церкви, съездил на его могилу. Но этого было мало. Я решил, что должен приехать на берег  той самой реки, где он погиб, и в тот же день поехал.
Андрей, наконец, закурил сигарету, которую все это время вертел в руке, и тяжелым взглядом посмотрел на друга. Казалось, он и не ждал от Саши, что тот поверит ему. Он просто хотел рассказать кому-то. Кому-то близкому, который знал Диму и знал, что Андрей – не сумасшедший.  Кому-то, кому хоть когда-то было не все равно…
Своими следующими словами он полностью подтвердил догадку Саши:
- Знаешь, если бы я там не был сам, то не поверил бы. Наверное, поэтому и попросил тебя приехать. Мне надо было кому-то это рассказать, но другим бы я не стал. Это слишком личное, а ты знаешь меня много лет и знаешь, что я бы не стал выдумывать.
- Жаль, что ты не позвонил раньше, - качнул головой Саша, - если бы я знал…
Андрей жестом остановил друга и слабо улыбнулся.
- Ты не виноват. Мы мало общались в последнее время, а я замкнулся в себе. Не принимай на свой счет, хорошо? Главное, что сейчас ты здесь.
Саша облегченно вздохнул, с его души свалился тяжелый камень. Казалось, теперь и Андрею стало немного легче рассказывать свою историю, несмотря на то, что он подобрался к самой необъяснимой ее части:
- Я вышел на небольшой мостик на берегу реки. В том месте достаточно глубоко, и я присел на него, свесил ноги в воду по колено. Задумался, закурил, даже заплакал по брату. Вспомнил, знаешь, как мы с ним в детстве играли там, а мама ругалась и говорила, чтобы мы не прыгали в воду. Так прошел где-то час… или больше, не знаю, я не следил за временем. А потом произошло что-то, чего я до сих пор не могу объяснить.
Андрей затушил сигарету, выкинул ее в урну, сцепил руки и заговорил, избегая взгляда Саши.
- Что-то холодное коснулось моей ноги. Я вскочил, тут же вспомнил, как Дима… или его призрак, не знаю, произносил это свое «холодно». Мне стало жутко, и я хотел убраться оттуда, как вдруг прямо на воде появился брат. На воде, понимаешь? – Андрей взглянул другу в глаза, отчаянно надеясь, что тот все еще верит ему.
Саша молчал. Он, безусловно, верил, что Андрей это видел, но объяснения произошедшему пока не находил и не знал, найдет ли.
- Что было дальше? – тихо подтолкнул он.
- Я подумал, что это галлюцинация. Отвел взгляд, попытался заставить себя не думать о брате. Тогда-то я и увидел ЕЕ.
Он особенно выделил это слово. Саша непонимающе качнул головой.
- Кого?
- Девочку, - пояснил Андрей слегка раздраженно, - она была, как отражение. Такая невесомая и полупрозрачная, совсем юная, младше нас с тобой. В коричневом платьице со сложенными на груди руками и закрытыми глазами, она проплыла рядом со мной. Я закричал. Тогда было уже не до неверия: она открыла глаза и улыбнулась, причем так, что у меня от ужаса волосы дыбом встали. Ноги сами понесли меня прочь от этого жуткого места к машине. Начался ливень, но ехать в непогоду я боялся меньше, чем остаться на даче. Я гнал машину изо всех сил, и мне казалось, что в стене дождя я все еще вижу эту девочку с ее страшной улыбкой. И тогда свет фар действительно выхватил ее фигуру из темноты. Я знал, Саш, знал, что она уже мертвая, но руки машинально повернули руль, чтобы объехать ее, и моя машина слетела на обочину и врезалась в дерево.
Саша ахнул, испуганно распахнув глаза. Он понял, что вот уже несколько минут с силой сжимает кулаки так, что костяшки пальцев побелели, а короткие ногти  оставили на ладонях следы.
Андрей тяжело вздохнул.
- Я не знаю, сколько времени провел без сознания в машине. Дождь лил стеной, и я чувствовал, что коченею, но был не в силах очнуться до конца. Перед глазами стояла улыбка девочки, мерещился коварный смех, и я снова впадал в забытье. Мне приснилось, что я иду с братом по воде и говорю с ним. 
«Я умираю», - сказал я ему. Дима улыбнулся и покачал головой.
«Нет, не умираешь. Я не дам ЕЙ тебя забрать».
«Помощи не будет», - продолжал упорствовать я.
«Нет, тебя уже забрали на скорой. Тебе нужно только вернуться, это просто», - все это время Дима улыбался. Он не выглядел таким несчастным, каким казался в моих галлюцинациях.
«Я не хочу возвращаться. Мне будет очень больно».
«Будет. Но иначе тебе придется остаться с НЕЙ. А это хуже, поверь. Только из-за тебя я еще не ушел дальше, я хотел уберечь тебя от НЕЕ. И я – не я, если этого не сделаю».
Я посмотрел вдаль и увидел эту девочку. Она стояла прямо на воде и звала меня с собой. Она тоже уже не казалась мне опасной. Здесь было спокойно и тихо, только очень зябко. Что-то заставляло меня идти к этой девочке в платье, но Дима силой удерживал меня от этого.
«Не надо, Андрей, не ходи. Лучше перетерпи боль. Все это обман. Если переступишь черту, здесь станет ужасно холодно».
Каким-то образом это слово вернуло меня к жизни. Я дернулся и очнулся в больнице. Все тело ломило, бока ужасно болели. Оказывается, я сломал четыре ребра и получил сотрясение мозга.
Саша прикрыл глаза, снова ощутив укол вины за то, что не был с другом в трудный час.
- Кошмар… - прошептал он.
- Когда в больницу приехала мама, она долго плакала, говорила, что не переживет, если не станет еще и меня. Когда она успокоилась, я рассказал ей все: и про Диму, и про девочку. Когда упомянул утопленницу, мама побледнела. Она точно знала, о ком я говорю. Разумеется, я стал допытываться и понял, что не успокоюсь, пока не узнаю, кто она.
Теперь Саша нахмурился. Андрей кивнул, словно подтверждая свои слова, и продолжил:
- Мой отец родом из деревни. Жил там, пока не поступил в институт в Москве, и у него была девушка… Светлана, на год младше моего отца. Когда папа уехал в Москву и перестал писать ей, она не пережила разлуки и утопилась. Ей было шестнадцать. Моя мама узнала об этой истории уже после свадьбы. 
- Вы с Димой оба похожи на папу… - задумчиво произнес Саша. Андрей взглянул на него с надеждой.
- Ты веришь мне? Веришь, что я не псих?
Саша не знал, верит ли в приведений. Но на оба вопроса, которые задал ему друг, он мог однозначно ответить «да», что и сделал.
- Спасибо, - искренне поблагодарил Андрей.
В тот день они еще долго разговаривали о жизни. А затем разъехались по домам, и привычная студенческая жизнь снова захватила Сашу. Он обещал себе, что позвонит другу после экзаменов, и они обязательно встретятся еще раз.
Он себе обещал…
Через месяц, когда сессия кончилась, Саша решил написать Андрею сообщение и с удивлением обнаружил, что школьный товарищ больше не значится в списке его друзей в социальной сети. Поиски страницы ничего не дали, и Саша решил, что Андрей просто удалил ее. Юноша попробовал позвонить другу на мобильный, но номер был отключен.
Забеспокоившись, Саша нашел домашний номер друга и набрал его. Трубку взял какой-то незнакомый мужчина и уверил юношу, что он ошибся номером. Вторая попытка дала тот же результат.
Не сумев оставить эту историю просто так, Саша собрался и поехал по адресу друга. По домофону ответил тот же незнакомый мужчина и пригрозил, что вызовет полицию, если Саша продолжит донимать его этим «хулиганством». Юноша решил спросить соседей, знают ли они что-либо о его друге, однако никого, как назло, не было вокруг.
Саша угрюмо присел на скамью во дворе дома, размышляя, как же ему найти товарища. На душе скребли кошки, юноша предчувствовал что-то недоброе.
Взгляд Саши рассеянно упал на качели. И тут он увидел Андрея. Он сидел и улыбался, едва заметно раскачиваясь. Саша встал и сделал несколько шагов по направлению к другу, но тут же остановился, как вкопанный, не в силах вымолвить ни слова. В сумерках друг казался ему бледным и больным.
«Игра воображения», - одернул себя Саша и сделал еще два шага к школьному приятелю.
- Слушай, это не смешно, я весь день тебя ищу! Куда ты пропал?
Друг бесцветно улыбнулся ему и кивнул, словно благодарил за внимание.
- А знаешь, Саш, он был прав, - почти неслышно произнес Андрей, - здесь ужасно холодно…


Рецензии
Наташа, мне очень понравилось! Несмотря на то, что, конечно, жутковато. Но в такие истории верю, не раз сталкивалась, только не пишу об этом! Дальнейших Вам творческих успехов! Простите меня, хочу ещё сделать одно замечание, как верующая православная христианка, исправьте, пожалуйста, слово молебен на панихиду. Ваш история очень достойно написана, увлекательно, интересно, но в православии не заказывают молебны за упокой. Молебен служится Иисусу Христу, Матери Божией, разным Святым только о здравии живых людей. Панихида совершается только за покойных, проскомидия, сорокоуст, обедня может быть за живых и мёртвых.

Ольга Голяндина   28.02.2015 17:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Ваше замечание учту, исправлю - благодарю за него. Не люблю такие несоответствия у себя.

Наталия Московских   06.03.2015 11:29   Заявить о нарушении
Ничего страшного, Наташа! Всякое бывает. Второй Ваш рассказ "Ночь на Ивана Купалу" мне тоже понравился. Я поняла, о чём вы пишите, но жутковато всё равно! :) Желаю дальнейших успехов!

Ольга Голяндина   07.03.2015 01:54   Заявить о нарушении