28. Камень, что брошен

 

28. Камень, что брошен
На следующий день молодые люди отправились на Райский утёс. Они смотрели с высокого берега на воду, бросали камешки, отсчитывая время, за которое они достигали воды.
Иван, как бы испытывая девушку на сообразительность, неожиданно спросил:
- «Маша, понятно, что камень, брошенный с высоты, обязательно достигнет цели и вызовет круги на воде. Но вот вопрос, ответь мне, почему гранёные очертания камней при соприкосновении с водой образуют круги, а не грани»?
Маша подумала и ответила:
- «Мне в голову приходит только одна мысль. Камень – он и всегда твёрд. Вода, как женщина, должна мягкостью своей погасить напор мужского начала, расступиться перед ним, оставив в себе круги памяти о нём. Ведь вода является живым организмом».
Для Ивана этот ответ был необычным, но достойным для понимания.
 Тогда он задал ей другой вопрос:
- «А почему один брошенный камень на воде оставляет не один, а много кругов»?
Ответ был опять своеобразным:
- «Камень, пробивая воду, уходит на дно, но его движение запечатлевается в памяти воды, причём его соприкосновение с новой жизнью выявляется первой волной, а вытеснение его массы второй и последующими волнами».
 Иван подумал, что её необычный и многозначный ответ, исходит из семейной наследственной мудрости. О камне и воде она говорила не просто как о живых явлениях, но подразумевала в этом глубокий смысл.
Он не сдержался и похвалил её:
- «Машенька, твой ответ заставляет задуматься. Дочь таких уважаемых людей как Ростислава Викторовича и Ксении Григорьевны достойна своих родителей. Мне это очень приятно».
Она взяла Ивана на руку и сказала:
- «Пошли гулять. Сегодня такая хорошая погода».
И они гуляли, как и прежде, когда в первый раз приходили к утёсу. Она так же убегала вперёд, делая вид, что пряталась за деревьями, а он искал, догонял её, и она вновь убегала.
Пришли они домой уже к обеду, где их встретила Ксения Григорьевна с радостной улыбкой:
- «Ваня, пляши,- сказала она. Тебе письмо от жены».
Маша сразу погрустнела и ушла к себе в комнату, а Иван, покружившись перед хозяйкой дома, взял письмо, зашёл в комнату и стал его читать.
Жена писала о своей к нему любви, о маленьком их сыночке, который пробовал уже ходить:
«Поставила я своего мальчика на ножки и сказала: - Иди! И он прошагал свои первые три шажочка, а потом наклонился вперёд, упал на ручки и испуганно пополз ко мне. Я его подняла, и он улыбнулся нам. Мы все наблюдали за этими действиями и были счастливы первым шагам в новую жизнь нашего сыночка»,- читал он.
Далее Машенька сообщила об удовлетворительном здоровье своих родителей и о письме, написанном ей Надеждой Петровной из Петербурга.
Она переписала строки из этого письма:
«Дорогая, моя Машенька! Очень грущу о тебе и моём кнопоточке Серёженьке, так хочу его увидеть, взять на руки и прижать его себе. Думаю, что это очаровательный мальчик, похожий на тебя и моего Ванечку. Я надеюсь, что скоро вы обязательно приедете в Ленинград, а мы с Николаем Петровичем будем вас с нетерпением ждать».
Иван размечтался, счастьем светилось его лицо. Перед ним возникли образы жены, сына, мамы и папы, радовавшиеся вместе с ним первым шагам и улыбке сына.
Настроение стало приподнятым, и он ещё раз перечитал письмо.
Вечером все опять собрались за столом на ужин, после которого неожиданно состоялась серьёзная беседа о значимости уральской земли для России.
Всё началось с того, что Ксения Григорьевна спросила Ивана о здоровье его родителей.
Иван стал рассказывать о них и о сыне так, словно они были рядом с ним, отчего счастливая улыбка не сходила с его уст.
 Маша, видя, как радостно изменилось настроение Ивана после прочтения письма и, понимая серьёзные к тому основания, неожиданно обратила на себя внимание, задав многозначительный вопрос своему отцу:
- Папа, я понимаю, почему люди хранят в себе тайны, но почему их хранят горы, не понимаю? Хочешь, я расскажу тебе одну историю, которую, я думаю, ни ты, ни Иван, не знаете. Многие тайны хранят Уральские горы, о которых нам, студентам, рассказывали наши преподаватели на лекциях.
 Иван сразу переключил своё внимание на Машу, а Ростислав Викторович ответил на этот вопрос дочери тоже многозначительно:
- «Знаешь, Машенька, земля слухом полнится там, где тайное начало слышнее явного. Я с удовольствием послушаю тебя. Думаю, что и Ивану будет интересно».
Маша, задумавшая отвлечь Ивана от его дум, стала рассказывать о спектакле, в котором она участвовала, занимаясь в студенческом театре. Этот спектакль был поставлен по одному из уральских сказаний, в котором отображалась не только тайна гор, но и любовная история, рождённая в недрах уральской земли.
Она стала говорить о сильном и смелом богатыре, спасшем древний уральский народ от змеиного царства.
-«И взял он в руки золотой ключ, вручённый ему жителями Урала, и пошёл искать подземный дворец, в котором жили злодеи. А дворец тот был невидимый, и то, что он принял за дворец, оказалось только малой его частью. Но, как говорили на Урале, если уж один конец веревки в руки попал, то, как не полюбопытствовать, что на другом конце»,- говорила она.
Мужчины внимательно на неё смотрели и любовались эмоциональными жестами, которыми она ранее не отличалась, и, не проронив ни слова, давали ей полностью изложить весь сюжет сказания.
И они представляли себе этого мужественного Урал-батыра, проходившего по дворцу и могучими ударами распахивавшего многочисленные двери залов.
Иван смотрел на Машу и представлял себе её вместо прекрасной заколдованной возле трона девушки, которую батыр увидел в самом большом зале среди драгоценных камней и золота и, где находился посох с набалдашником с заключённой в нём всей силой уральской земли
А она продолжала:
-«Не успел он к нему притронуться, как поднялся сильный ветер и появился белый змеиный падишах Кахкаха, вступивший с ним в жестокую битву, желая проглотить батыра на месте. Но не тут-то было. Скрутил народный герой змея и бросил на пол, заставив сказать такие слова:
- «Ушёл, ушёл из моих рук волшебный посох, и сила моя ушла вместе с ним. Теперь сила в твоих руках, Батыр, приказывай, чего ты хочешь»?
Тогда Урал-Батыр  громко и уверенно сказал:
- «Я пришёл для того, чтобы расквитаться с теми, кто отнял богатства у моего народа, найти и погубить этих чудовищ, которые служат смерти».
 Она долго рассказывала, как одолел он змеиное войско, положив конец несправедливому царству, а потом открыл все подвалы, выпустив оттуда людей, томившихся в ожидании своей участи.
Потом после некоторой паузы она перешла к заключительному акту, где явился их предводитель Алгур, попавший в плен вместе с ними.  Из её уст были произнесены главные слова, волновавшие её сердце и направленные на Ивана:
-«Теперь, он вышел из толпы, да не один, а с той самой девушкой, которую уральский богатырь зачарованной увидел в тронном зале и, обратившись к нему, сказал:
- «Герой не может уйти от нас с пустыми руками. От всего народа просим тебя жениться на этой девушке, чтобы навсегда  остаться с нами. Пусть от тебя родится новый батыр. Он будет расти среди нас и в будущем станет нашим защитником. Эта девушка тебе под стать, сыну твоему будет достойной матерью. Не зря говорят, что каждое поколение рождает своего батыра».
Не мог отказать людям Урал - батыр, да и девушка ему полюбилась, остался он с ними и устроили для них люди веселую свадьбу».
 Маша неожиданно замолчала, и слёзы выступили у неё на глазах. Иван решил поддержать её и, не обращая внимания на слёзы, продолжил тему:
- «Да, действительно огромным богатырём лежит поперёк русской земли Урал. Я слышал от Владимира Петровича, что это земля была прародиной древнего народа, бывших горорытцев, рудознатцев и добытчиков камня, живших в горных пещерах. Добрыми и чистыми они были, словно дети. И будто бы был им положен срок: когда в здешних лесах появится белое дерево, то этот народ должен был уйти из этих мест. По преданию, ими правила женщина – красавица и богатырша, мудрая, как сама земля. Она и увела свой народ по тайным переходам и пещерам Урала во все стороны света на тысячи километров».
Ростислав Викторович, слушая их, понимал, что за этими рассказами кроется тайный диалог между дочерью и молодым человеком, и понимал, что и в этом диалоге сосредоточено новое чуткое отношение к Ивану его дочери.
 У него возникла трудная задача, с одной стороны, ослабить наполненное чувством отношение дочери к Ивану, он ведь знал, что Иван женат и очень любит свою жену, а с другой, ему хотелось привязать Ивана к Уралу, поэтому решил тоже продолжить эту тему.
- «Отрадно, что вы, мои дети, уже многое знаете о нашем крае. Да, Уральские горы действительно являются великим животворным источником на нашей планете, не зря же народ сочинил здесь столько прекрасных историй».
Он посмотрел на обоих пристальным взглядом и продолжил:
- «Уральские поверья о хрустальных хребтах, малахитовых палатах и подземных пещерах, тянущихся под каменным хребтом, хранят высокую энергию избранной земли. Ведь это не просто земля, а земля, где проходит уральский меридиан, где воссоединяются две России – азиатская сибирская и европейская, поэтому она наполнена особой силой».
Он сделал глубокомысленную паузу, посмотрел на дочь, задумался и произнёс:
- «Вот ты, Машенька, говорила о тайнах, которые хранят наши горы. Да, они есть. Люди до настоящего времени верят, что ещё живёт здесь горная хозяйка, не имеющая ни постоянного лица, ни имени, ни срока жизни. Кем хочет, тем она и обернется, где хочет, там и появится. Люди верят, что она охраняет эти неисчислимые подземные богатства, беспредельную мощь и силу уральской земли. Ваня, ты нам всем подарил изумительной красоты камни. Это отрадно, что ты полюбил уральские самоцветы, а вместе с ними и прекрасные горы. Уральский народ за камнем признал основополагающую роль, придавая ему особый смысл. Не случайно ведь, что здесь появились понятия "краеугольный камень", "опорный камень", «волшебный камень", «могильный камень». Наша задача, как геологов, не разбрасывать, а собирать эти камни, потому что они живые. Не поэтому ли люди, живущие здесь, почти каждую одиночную гору почитают за камень. Вот и пошли горы с названиями Хойдыпэ, Няропэ, Пэ Мал, Марункев, Лонгот-Етан-Тай-Кев, ведь по - ненецки «пэ», а по-хантыйски «кев» означает камень, который здесь держит людей, кормит и страшит. Всем здесь известно, что кричать и ссориться при камне нельзя и избави Бог связывать с ним корыстные расчеты. Может от этих никем не писаных законов и люди у нас добрые и честные, примагниченные к своей земле. Они берегут своё богатство на радость всем людям».
 До позднего вечера длились эта беседа. Иван заслушался рассказом хозяина дома и словно растворился в этом фантастическом мире гор. Он верил, что здесь заложена сила и власть, проникающая во всё живое.


Рецензии