В День учителя

Сегодня на дворе октябрь 2020 года. Восемь лет прошло со дня этой публикации. Как много изменилось и в системе образования, и во многих областях нашей жизни. Где он, настоящий Учитель от Бога, Учитель с большой буквы? Наверное, не мне спрашивать и не мне отвечать. Но тот текст, который я вновь предлагаю вниманию Читателя, был написан мною вполне искренно и заинтересованно.
Стихотворение Вероники Тушновой в конце текста, на мой взгляд, выглядит скромно и непритязательно, но его основная мысль - на все времена. Особенно в период ограничений.
Человеку нужен человек.

"И всё-таки какое счастье,
Какая свобода – жизнь,
Когда не связан
Ни хлебом, ни похотью,
Ни людским мнением.
И кто это догадался
Дать человеку человека!
Какая невыразимая,
Возвышающая радость!"

Василий Мазурин. 18 марта 1925 г.


*** 

Тема школы и школьного учителя для меня и важна, и интересна. Какой должна быть современная школа? Каким должен быть учитель, работающий в этой школе?

Несколько лет назад я узнала, что есть такое направление научной и практической деятельности как Гуманная педагогика, основанная на принципах классической педагогики, которые  воплощали в жизнь и педагогическое творчество Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие.
Автором научного направления «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» является Шалва Александрович Амонашвили, ученый, педагог, писатель, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, инициатор  и вдохновитель ежегодных международных педагогических чтений по Гуманной педагогике.
 
Вот темы Чтений:
1. «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств» (2002г.),
2. «Улыбка моя, где ты?» (2003г.),
3. «Почему не прожить нам жизнь героями духа?» (2004г.),
4. «Без сердца что поймем?» (2005г.),
5. «Спешите, дети, будем учиться летать!» (2006г.).
6. «Истина Школы» (2007г.)
7. «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» (2008 г.)
8. «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя» (2009 г.)
9. «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света» (2010 г.)
10. «Как любить детей» (2011 г.)
11. «Учитель, вдохнови меня на творчество» (2012 г.).

В День учителя хочу поделиться с читателями некоторыми «Мыслями в учительской» академика Ш.А.Амонашвили, которые я взяла из его книги «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»

 «Друзья мои, учителя-коллеги!
Не кажется ли вам, что жизнь учителя — подвиг?
А учитель — герой? Герой Духа!

Мы предназначены быть героями Духа, но что с нами происходит?
Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок…

Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становятся всё больше.
Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается…
Мы дарим детям знания, а они не радуются…

Мы рождены быть героями Духа. Но Дух наш тускнеет и гаснет.
Не отсюда ли главные беды нашего образовательного мира и все трагедии воспитания?

Герой Духа мыслит духовно и героически, а мы унижаем себя, мыслим грубо материально и считаем себя маленькими людьми, от которых ничего не зависит.

Герой Духа призван помочь ребёнку раскрыть в себе Божественный образ, а мы насилуем его голыми знаниями…

Герой Духа ставит перед собой цель вести детей к Свету — к духовному и нравственному прозрению, а мы возвеличиваем горсть выгодно продаваемых знаний.
Герой Духа утверждает Педагогику Света, а мы насаждаем педагогику серости и насилия.

Герой Духа живет чувством долга ответственности перед Богом за воспитание ребёнка, а наша ответственность не уходит дальше министерских предписаний…

Спросите:
—  Как в школе идут дела?
И ответит начальство:
—  Хорошо в школе идут дела.
—  В школу завезли компьютеры…
—  Подключили школу к интернету...
—  Работаем по новым программам, углублённым и расширенным… 
—  У нас уже есть новые образовательные стандарты.
—  Завезены новые западные технологии образования…
—  Хорошо идут дела в школе, она обновляется…
Но не обманывается ли начальство?

Спросите: «Где вы берёте меру реформы, или модернизации, или обновления?»
И вам покажут на карте: Запад!
Но что нам Запад, когда мы — Восток?
Что нам Европа, когда мы — Евразия?
…Нужно ли нам принять диктатуру доллара, которая так порабощает? Нужно ли нам поддаваться зрелищам насилия, которые так растлевают? Нужны ли нам западные образовательные «технологии», которые без души и сердца? Нужны ли нам программы и индустрия секса, которые есть вторжение в наши нравственные святыни?

Школа есть носитель Духа нации, народа, Отечества…

Мы устремлены в будущее. В это будущее мы идём через обновление.
Где же мера этого обновления?
Она в обновлении Школы.

А школу реформирует учитель, но он же и деформирует её.
Обновляется учитель — значит, обновляется школа.
Деградирует учитель — значит, деградирует школа.
А что со школой, то и с обществом.

Только! Только! Только Учитель — Герой Духа — есть творец героического преобразования мира просвещения, а значит — Отечества.
Жизнь мертва без героев Духа…»


Из книги:
Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. — с. 64 (Антология гуманной педагогики).
Полный текст книги также можно найти в Интернете.

*******
Сегодня, 5 октября 2012 года, зашла на сайт Международного центра гуманной педагогики и увидела там стихотворение Вероники Тушновой, посвящённое учителю.

 Если б не было учителя,
 То и не было б, наверное,
 Ни поэта, ни мыслителя,
 Ни Шекспира, ни Коперника.
 И поныне бы, наверное,
 Если б не было учителя,
 Неоткрытые Америки
 Оставались неоткрытыми.
 И не быть бы нам Икарами,
 Никогда б не взмыли в небо мы,
 Если б в нас его стараньями
 Крылья выращены не были.
 Без его бы сердца доброго
 Не был мир так удивителен.
 Потому нам так и дорого
 Имя нашего учителя.
 В. Тушнова


Рецензии
Очень правильная статья, Вера! Однако, я как обычно, замечаю маленькие, прежде всего терминологические, погрешности. Прежде всего этим грешит самое главное понятие стати - "герой духа". Оно предполагает, что есть ещё и некие другие герои, духом не обладающие. Современное падшее человечество героям даже персонажей пьес, рассказов, фильмов называют. У них есть положительные и отрицательные герои кинофильмов, причём не совершающие никаких героических поступков. Тем не менее герой - это человек совершивший или совершающий героические поступки, а героические поступки они только с духом связаны, не возможен "герой тела", а в духе - трус и слизняк. Так что "герой духа" это почти масло масляное, но не совсем, я точно не знаю как научно называется введение в словосочетание главного отличительного признака следующего за ним слова ну типа "металлический танк". Но уж точно применение понятия "металлический танк" говорит о человеке его применяющем, что он в танках ничего не понимает. Духовное поведение, духовные поступки это поступки связанные с мужеством, т.е. с риском для своей жизни, карьеры и всегда во имя других, а не ради себя или своих близких. Эти же поступки называются героическими ибо они даруют жизнь вечную на памяти людей благодарных. Эти люди, их имена, сохраняются благодарными потомками. Ну ещё, хотел отметить, что "возвеличивание горсти выгодно продаваемых знаний" - это ещё пол беды нашего образования, беда в том, что продают то детям вовсе не знания, ибо сами "продавцы" это знаний не добывали, ничего не открывали, ничего не изобретали, не писали ни стихов, ни романов - они тупо послушали в педвузе процессора, который сам тоже ничего не изобретал, о том как изобретал Ломоносов, открывал Менделеев и как и о чём писали Пушкин с Достоевским и малую часть из того что слышали доносят нашим детишкам, выдавая за знания. Дети этот обман и его организаторов ненавидят и, весьма, правильно делают. Ведь эта информация и не более того, а не знания, которым "продавцы" делятся и самое здесь главное, что знаниями люди всегда делятся безплатно, а вот на чужой информации почему бы не срубить бабла... Настоящие же педагоги они действительно духовные люди и герои, и если и не закрывают своей грудью своих товарищей от пуль врагов, то по крайней мере, всегда готовы на такой поступок если сложится ситуация, как Корчак пошёл добровольно вместе со своими детьми на смерть...
С уважением,

Андрей Староверов   28.08.2016 12:06     Заявить о нарушении
Андрей, благодарю за "очень правильную статью", ещё за настоящих педагогов, которые, как Корчак, готовы совершать самоотверженные поступки во благо детей.
Поняла из Ваших ответов на рецензии, что Вы работали в образовании, все проблемы его знаете изнутри. У меня нет такого опыта и необходимых знаний для обсуждения "на равных". Мне нравится это словосочетание "герой духа", и я предполагаю, что есть герои, совершающие какие-то разовые подвиги своим телом под водительством духа, спасая физическую жизнь (одушевлённые телА).
А есть последовательность героических свершений в труде учителя, которые принадлежат области духа - мысли, слова. Основная задача "героя духа" - "спасать" не тела, а души, которые оживляют тела (и без тела существовать в нашем земном мире не могут).
Пока так коротко.
С уважением,

Вера Третьякова   28.08.2016 21:45   Заявить о нарушении
Вера, дух не душа, душевный не духовный. Герой-рой не рай.
Учитель - это живая книга, которая говорит. Ученики все разные.
Кто умеет слушать, кто нет, кто хочет понимать, а кто не заинтересован.
Педагог с греческого, раб, сопровождавший ребёнка в школу.
Не один учитель в ответе за ученика. Дух как герой, а душа хочет рая и равенства. Равенство даёт венок на голове, плетённый из цветов.
Имя Стёпа означает венок Степан, планку опустили П стало Н из-за А.
Душа плачет, а дух её не хочет понять. Соединяет дух и душу-тело-учи-тель.
Ель стала ёлкой ой до сих пор живём без "ё". Школу окончили безграмотно, пошли в институт, продолжение следует.
Когда Толстой писал "Войну и мир", был недоволен твёрдым знаком на конце слов.
Его убрали, но букву "ё" не признали. Пустяк, так и революция была на этой почве. Уровень у всех разный из-за материального содержания. Зачем богатому образование, если можно за всё заплатить. Духовно мы непобедимы, а душевно всё плачем. Вот она наша учёба без "ё".

Даша Новая   01.10.2016 19:40   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья! Благодарю за размышления, высказанные в Вашем неповторимом стиле (какой я увидела в Ваших произведениях).
А что нам самим мешает "ставить точки" над "Е"?
"Ё - моё" - берите и украшайте, уважаемые авторы, свои письма и "нетленки" этой замечательной буквой!
С уважением и добрыми пожеланиями,

Вера Третьякова   02.10.2016 17:02   Заявить о нарушении
Вера в этой букве вся суть революции. 1917-1991 гг для русский пропасть.
Сталин эту букву стал утверждать в 1942 году в фамилиях. Как сейчас делает Путин. Твёрдый знак был убран с конца слов. Мелочь. Твёрдый с "ё", а она как знак или буква? Почему в СССР считали 32 буквы, не 33? Если разобраться, то тридцать букв и три знака. На Ъ, Ы, Ь - слова не начинаются.
Ленин утвердил алфавит не Сталин. Ленинизм не сталинизм. Завет он оставил с буквой "ё"-ещё раз учись. Три раза слово "учись".
Буква "ё" седьмая и семя человека, так как человек-семь букв.
Много совпадений, странно. Чётко говорить, пишем четко.
Хотя с интернетом та же проблема. Слышим "э", пишем "е"-интернэт. Всё равно.
Всё не все поняли и опять война. Фамилия-фа-четвёртая нота.
Зажигает "е" и соль не сахар. Конечно, напишем четвертая, какая разница.
Суть библии? Эта книга была написана и закон тоже. Передавать устами информацию, суть искажается - испорченный телефон.
Церковь, где двое и трое во имя мое и немое кино, не моё. Человек и Бог не нашли единства как церковь и школа, наука и религия. Человек о век прошёл или прошел непрошенный гость.
Вера любовь начинается с неё, с вашего имени, а надежда умирает последней, последуем ей. Вера, надежда и любовь 30 сентября, с прошедшим вас.

Даша Новая   02.10.2016 17:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!

Вера Третьякова   04.10.2016 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.