24. Жизнь, разделённая надвое

24. Жизнь, разделённая надвое
И вот он уже снова в пути к его родному дому. Но как объяснить своим родным людям столь долгое его отсутствие? Ведь сейчас за него переживает вся его семья: родители, братья и сёстры, родственники.
Дорога быстро увлекала его своей красотой, петляя меж останцев и высоких кустарников. На этот раз ярко светило солнце, птицы своим разноголосым пением сопровождали небыстрый бег коня, копыта которого чётко и уверенно выбивали устремлённый к дому ритм.
Через два часа он был уже у дома, войдя в который, увидел рассевшихся по лавкам своих родных, размышлявших о его судьбе.
 Бабушка Василиса и мама Анна сидели в чёрных платках и плакали. Увидев живого Петра, они на миг замерли, а потом, кинувшись ему навстречу, заголосили от счастья.
 Мать, обнимая сына, плакала, и в первые минуты встречи не могла произнести ни слова. Рядом стояла бабушка Василиса, которая, также плача, задавала внуку вопросы:
- «Где же ты пропадал столько времени, ведь мы все изошли слезами, думая о тебе? Посмотри, что стало с мамой. Папа объездил в поисках тебя все соседние посёлки».
Мама Анна, немного успокоившись, тоже стала задавать свои вопросы:
- «Почему же ты никого не предупредил об отъезде? Да и где же ты был»?
Когда все сели, Пётр подробно рассказал маме и бабушке обо всём, что с ним произошло.
С этого времени его жизнь разделилась надвое. Одну неделю он отправлялся с отцом на старательство, вторую неделю отъезжал к Родиону, где учился грамоте, осваивал старообрядческую веру и любезничал с Надеждой. 
Однажды в дом Родиона Селивёрст привёл приехавшего из столицы для исследования геологии Южного Урала учёного – геолога Петра Львовича Брусницина, знакомство с которым полностью перевернуло жизнь Петра. Он заболел геодезией, а беседы с учёным будоражили его мозг.
Пётр Львович рассказывал ему об истории Земли, о процессах, происходящих на её поверхности и в недрах.
Во время бесед Пётр стал понимать, какую большую работу проводит Пётр Львович вместе с другими учёными для развития горного дела в России и особенно на Урале.
Учёный также рассказал и о себе. Родом он был из Петербурга, где закончил Горный, согласившись поехать исследовать Уральский край.
Пётр Львович предложил Петру отправиться вместе с ним в экспедицию, на что, тот с радостью согласился.
С этого момента началась его новая неизведанная ещё жизнь геолога.
 Вместе со своим учителем он два года посвятил изучению положений береговых линий Южного Урала, определяя периоды развития земли с целью составления геологических карт участков на Южном Урале.
Постепенно Пётр стал размышлять почти как учёный и мог  разделить слои земной коры по возрасту на основании сохранившихся в них остатков древней фауны и флоры. Он научился даже обобщать и систематизировать разрозненные сведения и пытался сам создавать геологические реконструкции уральской земли.
.Пётр и Пётр Львович настолько сдружились, что с виду суровый учитель иногда раскрывал себя чувствительным юношей и нисколько этого не стеснялся.
Во время одной из бесед учёный рассказал о своём детстве. Оказалось, что он был сыном известного горного инженера Льва Ивановича Брусницына, открывшего на Урале знаменитые Берёзовские золотые прииски.
О своём отце он вспоминал с большой теплотой, хотя видел его не часто из-за постоянных разъездов.
 Он рассказывал, как они, будучи детьми, каждый раз после возвращения из экспедиций встречали его дома.
В памяти так и осталась запечатлённой эта картинка, когда пятеро детей вслед за своей мамой Настасьей Филипповной выбегали на улицу встречать его. Мама кидалась ему на шею, а дети облепляли его вокруг, почти вися на нём, так, что он с трудом входил в дом.
Потом уже в доме отец брал каждого ребёнка на руки, целовал и высоко поднимал, говоря при этом:
 -«О, моя драгоценность! Как я рад тебя видеть!», а потом, опустив на землю добавлял: - «А это тебе подарочек», - и вручал вначале конфеты, а потом какой-нибудь цветной камешек.
Пётр Львович был самым маленьким ребёнком в семье и обычно ждал своей очереди последним. Так было заведено.
Отец нежно целовал его, поднимал выше всех и произносил слова:
- «Почтение тебе, самое маленькое моё чудо».
Они сами придумывали игру с уральскими камням – самоцветами, которых у мальчишек тогда собралось очень много, и каждый ребёнок держал их в своём укромном месте, доставая только во время ребячьих игр. Отец знал это пристрастие детей к «камешковым играм», и всячески поддерживал их, привозя из экспедиций всё новые и новые заветные камешки.
Во время игры камни раскладывались перед мальчиками, а мама, называя природные цвета радуги, требовала от них правильного подсчёта количества таких оттенков. Мальчики долго перебирали и отсчитывали их, выкладывая в длинную цепочку.
К сожалению, отец Петра Львовича трагически погиб, когда сыну было всего семь лет.
 В дождь и сильный ветер Лев Иванович поднялся на самый край горы, который неожиданно рухнул вместе с ним вниз. Его подобрали стоявшие внизу рабочие, видевшие, как вместе с огромными камнями, упал и он.
Его похоронили там же, на верху горы, и только через несколько дней всю семью на подводах привезли к месту захоронения. Там, на высоте, среди диких скал, была единственная могила, у которой плакала вдова и её дети. Потом по просьбе родственников его перезахоронили на кладбище посёлка Уралочка, но памятник на высоте отца так и остался стоять.
- «Вот такая история моего отца. А камешки, его рассказы об Урале, сама его жизнь были восприняты нами как начало нашего пути в геологию»- подвёл итог Пётр  Львович.
Пётр был потрясён таким рассказом, и не знал, как продолжить разговор.
Пётр Львович новую тему начал сам.
-« Мама попросила начальство перевезти её и детей в Петербург, откуда отец приехал на Урал, и где жила их бабушка. Тогда перевезли и меня. Все мои братья окончили Горный институт, правда, трое старших братьев уже умерли. Остался один  брат Николай, поныне живущий в Ленинграде».
Пётр предложил Петру Львовичу посетить места, связанные с судьбой его отца, однако сказать что-либо определённое об этом тот пока не мог, поэтому ответил уклончиво:
-«Что ж, будет час – будет и время».
Ох, эта людская непредсказуемая судьба, круто меняющая жизненные события. Круто менялась судьба и Петра Петровича.
Дело в том, что в Екатеринбурге открывалось горное училище для обучения молодых людей, желающих совершенствоваться в области геологии и Петру Львовичу, как наиболее способному и опытному горному инженеру, предложили должность директора.
Через несколько дней его ждали в училище, чтобы ознакомить с предложением. Узнав об этом, Петр напросился быть в числе первых его учеников.
 Вскоре Пётр Львович отъехал в Екатеринбург, пообещав Петру, что когда он вернётся и, если на эту должность его утвердят, то непременно заберёт его с собой.
Возвратился он в дом Родиона месяца через два и, дождавшись Петра, который появлялся в этом доме регулярно, предложил немедленно отправиться с ним для дальнейшей учёбы.
Всё было бы прекрасно, если бы не появились новые обстоятельства, затруднявшие решения этого предложения. Намечалась его свадьба с дочерью Родиона Надеждой, так как отношения между ними приблизились к тому моменту, когда любовь достигла апогея, и вопрос о свадьбе между ними уже был решён. И хотя они ещё не посвящали в свадебные хлопоты своих родителей, но всем и так было понятно, что момент настал.
Когда Пётр сообщил своей невесте о его решении поехать учиться в Екатеринбург, Надежда забеспокоилась, но Пётр, взяв её за руку, успокаивал словами:
- «Надюша, моя любовь к тебе постоянна, и свадьбу мы справим, но после получения мною диплома помощника горного инженера. Верь мне, это произойдёт скоро, всего через один год».
Пётр Львович, наблюдавший за их напряжённой беседой, догадался, что между ними идёт внутренний сложный спор, и решился подойти к ним, чтобы помочь убедить Надежду в необходимости такого неожиданного решения.
 -«Не помешал я тут вам разговаривать?- спросил он и продолжил. Моё предложение Петру поехать учиться, вызвало между вами спор, но Надюша, ты знаешь, как я тебя люблю, поэтому хочу тебя убедить в том, что это необходимое решение. Тут всё просто, появился отличный момент получить прекрасное образование, другого такого случая может и не встретится. У Петра большая тяга к учёбе. Если он окончит это училище, а я в этом не сомневаюсь, у него будет хорошая специальность, с которой потом улучшится и ваше благосостояние. Я делаю это и для тебя, чтобы ваша будущая семья жила в почёте и достатке. Очень сожалею, но не могу перенести отъезд. Дел в училище много, и занятия уже начались. Отпусти его, а он пусть даст при мне слово о том, что свадьба состоится сразу после получения диплома. И меня не забудьте пригласить».
Пётр, пока его защитник не покинул их, сказал:
- «Наденька, моя дорогая, будет так, как сказал Пётр Львович».
Наденька повеселела и прижалась к своему жениху.
Через два дня мужчины уехали.
«Счастливая судьба возникает не сразу. Отступишь – потеряешь, преодолеешь- победишь»,- так говорил Пётр Львович и этому безраздельно верил Пётр, ставший лучшим учеником училища.
Жил он в отдельной комнате большой квартиры директора, которую ему предоставили при его назначении.
Пётр, не жалея сил, осваивал предметы. Хорошо, что он уже знал грамоту, умел читать и считать, и обладал познаниями в области геологических предметов. Пётр Львович всегда ставил его в пример другим ученикам.
Нежные письма от Нади Пётр получал постоянно, она писала, что скучает по нему. Пётр отвечал ей теми же чувствами. А в одном из писем, она писала, что занемогла. И тогда Пётр попросил директора училища дать ему недельный отпуск.
Пётр Львович вначале хотел удержать его от этой поездки, но увидев в глазах молодого человека грусть, а в устах большое желание, согласился. Мало того, он предоставил ему коня с бричкой, предупредив, чтобы обращался с ним бережно и осторожно.
Двое суток добирался молодой человек до посёлка. Он теперь уже не искал новых неисследованных путей, как это случилось с ним несколько лет назад. Пришлось только остановиться на ночлег, чтобы дать возможность отдохнуть казённому коню.
Прибыл он в его теперь уже дорогую Уралочку к полудню. Надя чувствовала себя неважно, однако, тут же поднялась с постели, увидев вошедшего к ней Петра. Она, не стесняясь, прильнула к нему и долго стояла так, говоря:
- «Ты услышал биение моего сердца, спасибо, это я просила Бога, чтобы ты приехал».
Приезд жениха придал девушке много сил, больше она не чувствовала себя больной. Теперь Петр объявил о желании создать семью и своим родителям. Отец Петр Петрович, мама Анна с бабушкой Василисой решили не медлить и отправили к родителям Надежды сватов.
Для Родиона Олеговича и его жены Марии Петровны визит сватов был ожидаемым, и родители Петра были приняты очень хорошо. Договорились о том, что свадьбу сыграют сразу после окончания Петром училища.
Незаметно пролетел год учёбы. И вот наступил день вручения диплома. В самом большом классе училища собрались все преподаватели, которые во главе с директором расселись за покрытыми белой материей столами. Ученики же расселись рядами на лавках напротив.
Говорились тёплые слова о директоре, училище, преподавателях, об учениках. Потом начали раздавать дипломы. Вручал их, крепко пожимая руки ученикам, сам Пётр Львович.
Каждому выпускнику он желал замечательной работы по освоению горных богатств уральского края.
Пётр в свой адрес тоже дождался лестных слов. Ему вручался диплом с похвальной грамотой и направлением учиться дальше. Петра пожелали поздравить и другие учителя, напутствовавшие его на поступление в горный институт и считая его талантливым и трудолюбивым.
 Пётр Львович обещал ему всяческую поддержку при поступлении в Петербургский горный институт.
Теперь перед Петром встала новая задача, показавшаяся ему неразрешимой: совместить будущую семейную жизнь и новую учёбу в институте.
С такими мыслями отъезжал он к своей невесте, чтобы, наконец, соединиться с ней единой семьёй.
Пётр Львович решил также ехать с ним, чтобы поддержать его и помочь разрешить мучившие его проблемы.
 И вот они в праздничных форменных тёмного цвета костюмах, в белых рубашках, которые специально одели при подъезде к посёлку, соскочили с подводы и заторопились к дому.
Их бричку, показавшуюся из-за горы, сразу заметили. Любопытные сестрички Надежды, постоянно выскакивавшие на дорогу в предчувствии встречи, увидели её первыми и на радостях вбежали в дом своего отца:
- «Они едут! Выходите встречать».
Все родственники вышли из своих домов: Родион Олегович шёл первым, за ним его жена Мария Петровна и их  дочери.
 Наденька шла вровень со своей матерью, а Анечка и Вера шли чуть поодаль. Здесь же были и их сыновья Иван, Павел и Николай со своими семьями, остановившись посреди улицы, поджидая Петра и Петра Львовича.
Встреча была очень тёплой, гостей обнимали и целовали. Надежда держала Петра под руку, не отпуская от себя.
 В доме, пока хозяева рассматривали диплом с золотой вязью и похвальную грамоту, гости распаковали свои поклажи, привели себя в порядок после долгой дороги.
Потом все сели за приготовленный по этому поводу уставленный всякими яствами стол, за которым Пётр Львович говорил о своём ученике восторженные слова, что очень нравилось невесте Наде. Она то и дело заглядывала Петру в глаза, всячески выказывая перед своими родными ему своё восхищение.
 Раздавались подарки, говорились приятные слова, вспоминали о прошлых грустных событиях, связанных с Петром.
 Но всех удивили слова Петра Львовича, который сообщил о том, что Пётр заслужил честь поступления в Горный институт Санкт-Петербурга и успокоил всех родных, заявив, что главное событие, которое у них впереди, это, конечно, свадьба.
По традиции, ко дню свадьбы готовились с обеих сторон: варили пиво, запасали кушанья, мылись избы.
 В доме невесты её сёстры и подруги помогали шить приданое: полотенца, скатерти, одеяла, платки, ткали половики. Пётр угощал их пряниками, конфетами, кедровыми орехами.
Надежда отправилась в дом Петра, чтобы посмотреть на свадебное платье своей будущей свекрови Анны Евсеевны, хранившегося у неё в сундуке. Обилие красного цвета на платье вначале удивило Надежду, но после рассказа Анны о том, что это цвет радости, жизнелюбия, благополучия и любви, она согласилась подумать сшить такое же.
Невеста готовила свои дары: вышивала жениху рубаху и штаны, а также готовила подарки свекру, свекрови, золовкам. 
Надежду учили серьёзно относиться к  своим свадебным предметам, считая их залогом счастливой жизни, утверждавших прочность семейных отношений.
Первая часть свадьбы состоялась в доме, где родился Пётр Второй, прошли его детские и юношеские годы, откуда он отправился в своё первое путешествие, неожиданно ставшее для него путёвкой в жизнь.
Свадьба собрала всех родных ему людей. Пришла бабушка Василиса со своим мужем Андреем. Они значительно постарели, но держались бодро.
 Их дети, родные братья Петра Первого, Василёк, Андрей и его сестра Василиса, жившие отдельно от них, пришли со своими детьми и даже внуками.
Родители жениха Петр и Анна в построенном ими новом доме умело распоряжались свадебными делами. Им в этом помогали их дети, Анечка, Татьяна и Надежда, Андрей, Михаил и Василий.
Приехали на свадьбу и родители Анны, дедушка Евсей и бабушка Катерина Петровна со своим семейством. Бородатый сын Илларион и усатый Антон важно выхаживали возле дома, а их дочери - красавицы Анна и Ирина сновали возле жениха, давая ему какие-то последние советы.
Все ждали прибытия невесты со своей свитой. Вскоре показались быстрые кони с двумя бричками, которые с ветерком везли долгожданных гостей.
 Невеста сидела на первом сидении в красивом белом платье с розовой накидкой на голове, за ней расположились её родители: отец Родион Олегович, мама Мария Петровна и многочисленные их
дети, внуки и внучки. Рулевым был старший брат Надежды Иван.
 На второй подводе, управляемой другим братом Николаем, находились все остальные родные невесты: брат Павел со своей женой и жёнами других братьев с детьми, ещё незамужние сёстры Анна и Вера. Конечно, почётное место на свадьбе было отведено Петру Львовичу и Селивёрсту.
Впервые собралась здесь такая большая семья, основателем которой была прабабушка Василиса. Младшее поколение выражало шумные дружеские и родственные чувства друг другу, не в силах сдержать свои эмоции. Путаница имён часто переходила в дружный и громкий хохот.
- «Анны, сколько вас, вперёд выходите!- шутил сын Евсея, Антон.
Вышли три молоденькие Анны.
Антон не унимался, указывая на более старших женщин:
- «А вон Анна Евсеевна и ещё Анна Родионовна».
Так высчитывались и другие имена. Кроме шести Анн, набралось пять Петров, четыре Андрея, три Ивана, два Николая, по две Василисы и Веры. По одному имени оказались у Евсея и Катерины, Родиона и Марии. Надежда тоже оказалась в единственном числе.
Три дня продолжалась свадьба у жениха, самая знаменитая свадьба посёлка. На четвёртый день все гости отъехали в дом невесты, где состоялось венчание в старообрядческой церкви. Потом гости разъехались, а Пётр и Надежда начали свою семейную жизнь.
Поселились они в доме невесты и целый месяц жили беззаботной жизнью, пока не подошло время решать их дальнейшую жизнь.




 


Рецензии