Закат на Западе 5. Агония образования

Европейское и американское образование, как в средней, так и в высшей школе - это процесс получения небольшого количества околонаучных знаний, в большинстве случаев вне системы и связи, а также обучение искусству демагогии и навыкам требуемого поведения в обществе. Упрощая, скажу - достойный выпускник вуза умеет пользоваться компьютерными программами и вполне наукообразно выдавать какие-либо сентенции. Но тех, кто способен объяснить почему что-то происходит на действительно научном уровне - единицы. Это, как правило, талантливые самоучки или эмигранты.

Вот, пример - чтоб не быть голословной, вы ведь наверняка привыкли к мысли, что "учиться в Европе - это мечта"? Весь интернет пестрит рекламой, приглашающей обучаться за рубежом. Многие наши сограждане на форумах суетятся в поисках возможности обучаться в Европе. Вот они - последствия нашей доверчивости саморекламе и самоуверенности Запада.

Директора школ Саратова побывали во Франции с целью обмена опытом. Большинство из них вежливо отмечают, что качество и уровень образования в российских школах - намного выше.  

В половине штатов США - разрешены телесные наказания в школах. Также телесные наказания вновь ввели с осени 2011 года в школах Великобритании. Вы завидуете, хоть немного, детям олигархов, которые учатся в Лондоне? Право, не стоит. Этих детей просто ссылают в закрытые школы, которые не могут похвастаться ни высоким уровнем образования, ни привычными нам бытовыми условиями. Подробно о британских школах писал в книге "Корни дуба" В.Овчинников. Со времени написания книги изменилось там немногое.

В западных школах нет понятия дроби. 80% опрошенных американских учителей не смогли сложить 1/2 и 1/3. Французский студент-математик, обучающийся на 4 курсе Эколь Суперьер может спросить: "Профессор, а 4/7 это больше или меньше единицы?" Эти и еще много столь же ужасающих примеров агонии западной модели образования приводит в первой части своей книги  "Конец феминизма" А.Никонов  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/nik/01.php

Запад пошел по пути упрощения образовательных программ и методик преподавания. Школьников не учат мыслить логически. Одна из особенностей преподавания - отсутствие и намеренное игнорирование связей между целыми темами и отдельными суждениями. То есть, вам сообщат таблицу умножения и рекомендуют выучить. Но вам никто не объяснит, что суть умножения -  это сложение одного и того же числа несколько раз. Зубрежка, зубрежка и еще раз зубрежка. Целый комплекс естественных наук - химия, физика, биология -  сведены к одному предмету - "наука".  В результате, окончив школу, вы будете иметь весьма смутное представление о мире и своем месте в нем.  Да, понимаю возразят - "мне знание строения сердца лягушки ни разу в жизни не пригодилось". Но, как минимум, у вас осталось представление о месте лягушки в системе эволюции, о том, что эволюция вообще имеет место быть.  Знаете, была такая мудрая мысль: "образование - это то, что вы будете знать, после того как забудете, чему вас учили"

Объяснения подобному облегчению школьной программы есть. Одно мягкое, приятное для детей и родителей - "ребенок переживает стресс и чувство дискомфорта, когда не может справится с заданием". Поэтому, видимо, задания рассчитаны на дебилов - чтоб с ними мог справиться любой.  Стоит вспомнить тесты PISA, которые разрабатываются по заданию и под эгидой ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) консорциумом из пяти институтов, занимающихся статистикой и оценками в образовании: двух из США и по одному из Австралии, Нидерландов и Японии. В каждой стране, участвующей в исследовании, более или менее случайно выбираются регионы, школы и конкретные ученики - участники испытания; последние в течение двух часов должны письменно ответить на несколько десятков вопросов, в большинстве из которых требуется выбрать один ответ из четырех предложенных. Проводятся эти тесты среди 15-16 летних школьников, хотя по уровню трудности более соответствуют 1-5 классам российской школы. Некоторые задания просто неэтичны, многие ответы, указанные правильными являются просто ахинеей - например, правильным считается ответ "расстояние равняется скорости деленной на время", "скорость идущего человека 0,8 м\сек или8000 км\ч" (!!!),  также можно не указывать в ответах размерности величин, просто проставить числа.

Очень подробный анализ  тестовых заданий  произвел  старший научный сотрудник химического факультета МГУ Анатолий Краснянский http://avkrasn.ru/category-47.html  А вот к таким же выводам относительно тестов PISA приходит академик Виктор Анатольевич Васильев в своей статье "Испытание «П»"
Независимая газета, № 114 (3510) Дата публикации в источнике: 08.06.2005
Но вернемся к причинам столь необременительного образования. Вторая из них, и основная, к тому же, но редко и только шепотом высказываемая в политкорректном, демократическом, основанном на уважении к личности, западном обществе - "из образованного человека плохой потребитель".  Когда наука становится бизнесом - а на Западе это произошло уже давно,  она становится "коммерческой тайной".

Безграмотность населения кормит многих - можно рекламировать и продавать ультразвуковую стиральную машинку, шампунь с "экстрактом кашемира", растительное масло без холестерина и прочую туфту. Также, становятся востребованы населением курсы, обучающие сбору грибов, специалисты по замене электролампочек, дизайнеры, которые высчитают вам сколько обоев и краски нужно для ремонта квартиры. Потому что лишь единицы знают, как сделать это самостоятельно. Мягко и медленно эта "недееспособность" потребителя все больше культивируется. Тут же возникает следствие - во имя безопасности, для блага народа - у этого народа отнимают законодательно все больше прав. В США вы под угрозой тюрьмы не имеете права заниматься самолечением - ни траволечением, ни лекарственной терапией простуды или гриппа. В Финляндии служба опеки лучше вас знает как нужно воспитывать вашего ребенка, что открыто декларируется в законодательстве http://www.lastensuojelu.info/ru/basis.html   В странах Балтии после вступления в ВТО был грандиозный скандал - чиновники ЕС заинтересовались - а почему импортируется Прибалтикой так много сахара в летне-осенний период? Когда выяснилось, что это женщины варят варенья на зиму, последовала директива - запретить! А то еще отравятся самодельными консервами, типа. Ходили инспекторы, проверяли кладовки в домах. И очень похоже, что большая часть населения западной цивилизации де-факто зависит от властей намного больше, чем достойно человеку. Получается, что массам отведен удел скота - жить в загоне, размножаться, платить налоги и потреблять всякую рекламную чушь.

И тем более страшны планы наших министерских чиновников от образования, озабоченных тем, что наши дети раз за разом проваливают тест PISA - реформировать систему российского образования, подогнать ее под европейскую. О том, почему школьники проваливают эти тесты - разговор отдельный. В двух словах - примерно потому же, почему вы не смеетесь над английскими анекдотами. Вроде предупреждены, что это юмор, а не смешно. Разница менталитета, разница на уровне - "скока будет, если смешать три валенка с двумя карандашами"? Российский школьник просто не поймет - ему непонятно, что такое "смешать", он не знает такого действия в математике. И знает, что валенки с карандашами не складывают. Старшеклассник, идущий на тестирование по математике, да еще накрученный учителем "испольуй все свои знания, старайся изо всех сил, это международное тестирование, проверяй и перепроверяй"  не предполагает, что от него потребуется ответ на уровне "это будет пять предметов". Для наших школьников 15-16 лет математика - это квадратное уравнение, функция, система уравнений, решение треугольников - пусть начальный, но уровень академической науки. А не игра в чет-нечет с тем, что подразумевали создатели тестов квазинаучного типа.

Также чиновники возмущаются тем. что в рейтинге вузов наши занимают место в хвосте. Тоже требуют реформ. А проблема в том, что наших ученых меньше цитируют. На самом же деле в США, например, полагается из соображений патриотизма цитировать только американских ученых. Плюс откровенные русофобские настроения, которые имеют место быть не только в политике, но и в науке. Там где наука - это бизнес, не понимают и боятся ученых-бюджетников,которые независимы от транснациональных корпораций. Фундаментальная наука - она в принципе не располагает к коммерческому подходу. Многие открытия, патенты на которые получены и действуют в США, например, - еще в советское время были сделаны нашими учеными. Но среди советской интеллигенции считалось не комильфо гнаться за деньгами, поэтому патентовалось только то, что шло в массовое государственное производство. А то, о  чем писалось в учебниках, теоретические открытия - об этом никто не заботился.


Рецензии
Трудно не согласиться со всем вышеизложенным. А.И. Фурсов (его лекции смотрел на Youtube)
говорит о сознательной программе правящих слоев снижать уровень образования, вроде как "больно умные стали", в смысле народные массы. На Западе этот процесс запущен уже давно, у нас не так давно, но уже появилось меткое выражение "жертвы фурсенки". Темный народ - такова задача. Но где как ни у нас, где так верили лозунгу "учиться, учиться и учиться" можно ожидать активного сопротивления программному оболваниванию?

Боцим Бюголев   15.02.2014 23:58     Заявить о нарушении