Амфиокл и Энелай семь мудрецов

   Энелай:
Не понимаю,Амфиокл, чем мудры "7 мудрецов"? Они изрекают одни банальности! Разве Биант раскрыл сокровенное,сказав своё "говори к месту"? А Питак патетически восклицает - "Знай своё время".Неужели,если я скажу нечто подобное,то сразу стану мудрецом?

     Амфиокл:
Правда,как философы они весьма несовершенны,поскольку первопроходцы. Жители тех времён,что мы называем древностью, они должны были сделать самое трудное - первый шаг в неизвестном направлении. Они отделили философию от будничного и повседневного мышления,хотя сами оставались ещё рабами повседневности в большой степени. С них началась греческая философия, а разве начало бывает совершенным?
И потом,уверен ли ты,что они сказали только это,что до нас дошло? Может быть,время уничтожило память о самом ценном и оригинальном из того,что они говорили. Их изречения при их жизни даже почти не записывались.

     Энелай:
Человеческая память обязательно удержало бы оригинальное,если бы оно было!

     Амфиокл:
Не думай,что люди,к тому же люди низкой культуры,застрявшие в обиходном быту,столь разумны.Они не знали философии и низшее для них часто было высшим. Не умея даже толком осмыслить оригинальное,они его гнали, - оно лишь раздражало их.А гнать от себя чуждую информацию можно и в форме её забывания.В истории же происходит много нелепого и случайного.
Похоже уже на чудо то, что греки всё же сохранили память об этих мыслителях древности.И были же у людей какие-то основания прозвать их "мудрецами"?

     Энелай:
А что до нас дошло? Правильно ли мы понимаем смысл этого? Разве не может скрываться и в банальной гноме некий тайный и оригинальный смысл? Древние любили шифровать ценное.Что сохранилось, сохранилось благодаря "толпе",но не к ней обращались мудрецы.Возможно, дополнения к их гномам и разъяснения до нас как раз и не дошли!

     Амфиокл:
Именно так, Энелай.Питаково "Знай своё время" - разве это не указание на суть мудрости? Ведь мудрец не знающий свою современность,отстранённый от мира и истории - не мудрец.Осмысливая мир,мы начинаем понимать и душу человека. Мы уясняем значение,ценности, добро и Зло своей эпохи.Мы за явлениями начинаем постигать сущности.Это и есть мудрость философии...

     Энелай:
И философия мудрости ...

     Амфиокл:
Да. А в отношении искусства это изречение приобретает дополнительный смысл:знай вкусы,идеалы,устремления,ценности современников,чтобы сделать познанное материалом своего творчества,восхищением или критикой.
Относительно морали,эту гному можно понять так: знай этичческие системы и ценности современности,чтобы выбрать из множества единственное,близкое тебе по духу.Без понимания многого теряется и истинное понимание одного.

     Энелай:
Почти все эти философы были и поэтами ...

     Амфеокл:
А в поэзии,между прочим, много банальностей. Здесь важно не "что",а "как" и насколько личность смогла передать в общем своё,свою индивидуальность,живую душу,ум и чувство.Тема любви в поэзии банальна - и вечна.Один дурак сказал что любви нет и поэтому нельзя писать стихов о любви.Это желание навязать своё предпочтение миру - первое свойство глупости. И потом,возможны элегии на тему любви... В общем надо уметь выразить банальное внове и по своему. Хилон написал 200 стихов,а Клеобул и все три тысячи.Но ты знаешь,что древние отождествляли поэта с мудрецом,который являлся "гласом Бога на земле".Поэты одухотворяли мифы красочным словом и были первыми моралистами.Они саму жизнь вкладывали в строки, вдохновляли людей на определённые поступки и утверждали ценности родовой нравственности.И Гомера называют мудрецом.

     Энелай:
Наверное,нет мудрости без творчества и творчества без мудрости?

     Амфеокл:
Воистину так! Любая творческая и духовная деятельность ведёт к мудрости-опыту. Это очевидно.


Рецензии