Зодчие волнуются. Но не все - газета Строитель

По сложившемуся у большинства экспертов мнению, по сравнению с другими отраслями стройиндустрии для изыскательско-проектно-архитектурного цеха вступление России во Всемирную Торговую Организацию не столь опасно. Поскольку их зарубежные коллеги и так уже довольно свободно чувствуют себя в нашей стране.

– Более того, и безо всякого ВТО ряд нормативных актов предусматривает для иностранцев более льготные условия, чем для россиян. К примеру, законопроект о повторном применении зарубежных проектов с минимальной экспертизой по фундаментам, – уверен вице-президент Союза архитекторов России (САР) Максим Перов. – Добавлю еще только один факт: в России уже есть саморегулируемые организации исключительно с иностранными проектировщиками, куда русских не берут.

– После вступления в ВТО нам предъявят новые регламенты, а отрасль совсем не готова работать по европейским нормам, – полемизирует с этой точкой зрения генеральный директор института «Ленгражданпроект» Валерий Овчинников. – Даже опытным профессионалам придется ломать основы своей работы, переучиваться. А по мелким проектировщикам все это ударит особенно сильно. Если они и останутся работать, то только по очень малому сегменту рынка.

– Очень сложный вопрос перехода, потому что вся наша идеология нормирования была выстроена по-другому. Это две принципиально разные системы, – согласен Максим Перов. – Если сразу перейти на еврокоды, то это дискредитирует отечественных проектировщиков. Процесс должен быть растянут хотя бы лет на пять.

– В любом случае реальным последствием может стать уход с рынка порядка 50 тысяч малых и средних предприятий строительной сферы, – тем не менее предрекает президент СРО НП «Северо-западный альянс проектировщиков» Владимир Юсупджанов. Понятно, что он имеет в виду не только архитектурно-проектные мастерские. Но все же масштаб возможных потерь впечатляет.

– Это, безусловно, проблема с большой буквы. Но если мы хотим быть полноценной частью мирового экономического сообщества, то ее можно и нужно решать, – анализирует ситуацию председатель Красноярского отделения Союза архитекторов России Борис Шаталов. – Конечно, если власти разрешат применять иностранные проекты на территории России без ограничений, то это неправильно. Но переходить на международные и европейские технические нормы необходимо. Главное, чтобы темп обучения и сроки адаптации были внятные и посильные. Правительство не должно забывать, что это большая отрасль, и многие люди кормят свои семьи этим трудом. Сейчас на Западе явный дефицит работы по нашему цеху, потому они охотно сюда пойдут. И если иностранцам разрешат все делать, что называется, «в дюймах», да еще без экспертизы, то солидная часть граждан России начнет голодать. С другой стороны, эта солидная часть граждан должна поднапрячься и понять, что необходимо совершенствоваться, а то многие живут по инерции, в старых временах.

– Процесс перехода на международные регламенты – дело не разовое. Сама Европа срок введения единого еврокода перенесла на 2015 год, что уж про нас говорить, – согласен с этой точкой зрения заместитель генерального директора ОАО «КрасноярскпромстройНИИпроект» Андрей Еленкин. – То есть если мы ничего сейчас делать не будем, а через три-пять лет скажем, что не готовы, то к ВТО это никакого отношения не имеет. А означает это только наше разгильдяйство и безалаберность. Пока же ситуация прямо зеркальная. Зарубежные коллеги в своей массе точно так же не умеют по нашим нормам проектировать и тем более не умеют проходить госэкспертизу. Но в любом случае меняться придется нам, а не им.

Впрочем, среди архитекторов и проектировщиков достаточно широко распространено мнение: россияне работают за столь малые деньги, что отдемпинговать этот рынок иностранцы не сумеют. Действительно, по экспертным оценкам, в России в общей стоимости объекта доля затрат на изыскательско-проектно-архитектурную часть кратно ниже, чем в той же Европе. По «авторским» работам разница еще значительнее. Но уповать на это не стоит. Поскольку помимо Старого света есть еще Китай, а также другие азиатские страны со столь же неизбалованным населением.

А Красноярью, как и Сибири, скорее следует опасаться экономической интервенции не с запада, а с юга. Среди других рисков эксперты отмечают опасность массового перехода к иностранцам наиболее квалифицированных и талантливых специалистов, что кадрово обескровит отечественный сегмент этого рынка. Но особенно важно, что будет происходить у девелоперов. Если иностранцы вытеснят наших застройщиков, то российские проектировщики и архитекторов по понятным причинам тоже долго не протянут.

Врезка

Российские заказчики сравнительно мало платят российским проектировщикам, но и качество получаемых проектов, как правило, оставляет желать лучшего. (Борис Шаталов)


Евгений Зыков, архитектор

– Если ситуация с защищенностью российского проектного и строительного рынка не изменится, то вступление в ВТО может серьезно подкосить местных проектировщиков и строителей. Если посмотреть, как обстоят дела в Европе или США, то архитектор, аттестованный в одном регионе, не имеет права практиковать в другом. В США к завершению профессиональной карьеры архитектор в лучшем случае может иметь аттестацию в 8-10 штатах. В России система профессиональной аттестации архитекторов отсутствует, а допуски СРО элементарно покупаются. Получается, что ВТО не открывает двери в Европу для российских архитекторов, но открывает двери в Россию для иностранцев. (Евгений Зыков, архитектор)


Это материал из серии статей о влиянии ВТО на различные сектора строительной отрасли: "ВТО и стройиндустрия: что дальше?", "Купечество не радо», "Зодчие волнуются. Но не все», "Самые уязвимые» и "Угроза с востока».


Рецензии