Понаехали тут...

Ну! Понаехали здесь, тут…
От понаехавших не скрыться:
Куда не плюнь – чужие лица…

Валентин Багинский

Русская пословица гласит: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Так говорят о тех, кто решил изменить свою жизнь в надежде на лучшее.
Проходят годы, меняются поколения, а стремление найти лучшую долю, по-прежнему остается актуальной задачей для многих людей…

Правда, в наши дни, желание людей изменить свою жизнь, в лучшую сторону относится уже и к сфере интересов миграционной политики того или иного государства.
При этом следует отметить, что государственная миграционная политика различных стран, базируется, как правило, на конвенциях и других актах системы ООН, а также на документах континентального и регионального уровня и нормативно-правовых актах различных стран.

Миграция и интеграция в России

По прогнозу Росстата, к 2030 году россияне трудоспособного возраста будут составлять лишь 54-57% - чуть больше половины - всего населения страны. По худшему прогнозу, их станет меньше почти на 14 млн. человек, что равно населению целого мегаполиса. При этом число россиян пенсионного возраста, напротив, возрастет.
Переселение мигрантов в Россию может частично компенсировать убыль населения страны, говорится в новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Правда, здесь есть одна неувязка, по оценкам экспертов, в России, мигранты надолго не задерживаются. Главная причина этого заключается в том и это отмечается в Концепции, что: «Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов».

В настоящее время, говорится в Концепции, миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств – участников Содружества Независимых Государств.

Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств – участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

Национальную структуру миграционного потока в Россию можно посмотреть на примере Самарской области. В этом регионе за первое полугодие 2012 года на миграционный учет поставили 129 тыс. 514 иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом действительно, наибольшее количество иностранных граждан прибывают из стран СНГ. Например, из Узбекистана за первые шесть месяцев приехали 45 тыс. 413 человек, из Таджикистана – 22 тыс. 811 человек, а из Азербайджана – 7 тыс. 464 человека. Меньше всего мигрантов прибыло из Молдовы – 962 человека.

В новой Концепции говорится, что в современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах.
Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач – создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
Каким образом это будет реализовано? На этот вопрос, к сожалению, Концепция не дает ответа. Безусловно, российская экономика нуждается в труде мигрантов. Но надо понимать, насколько непростой процесс - включение в российский социум значительных групп иностранцев, менталитет и культурные традиции которых, порою значительно отличаются от исторически, сложившихся этнокультурных особенностей местного населения.
 
В новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в III разделе «Цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации» есть пункт: «содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом», который направлен на включение мигрантов в российское общество. Этому должен способствовать и VII раздел: «Этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации». На первом этапе (2012 – 2015 годы) предусматривается «создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации».

К сожалению, конкретных мероприятий по интеграции зарубежных «мускулов», то есть мигрантов, работающих в качестве неквалифицированной рабочей силы, Концепция не содержит.

Не хотелось бы верить, что это сделано преднамеренно. Авторский коллектив не мог не видеть, что обычные «пожелательные» пункты, не способны решить задачу интеграции мигрантов, с различными жизненными устоями в российское общество. Здесь необходим точный календарный план с конкретными мероприятиями, направленных на достижение весомых и ощутимых результатов, как для самих мигрантов, так и для российского социума, в целом…
Глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин считает, что задача интеграции мигрантов в нормальную среду комплексная, и ключ к ее решению лежит в сфере законодательной. С этим можно было бы согласиться, но оказывается, не все так просто.
Согласитесь, в России есть много хороших законов. Гораздо меньше законодательных актов, реально работают и в полной мере выполняют возложенные на них функции.

Понятно, что для устранения причин, препятствующих адаптации и интеграции мигрантов, необходимо взаимодействие, как государственных структур, так и институтов гражданского общества.

При этом немалая роль в этом важном деле должна принадлежать конструктивному диалогу с национальными и общественными объединениями, религиозными организациями, которые как никто другой знают о бедах, нуждах и чаяниях мигрантов.

Только при таком подходе к решению проблемы адаптации и интеграции мигрантов, можно будет говорить о том, что они сами будут ощущать себя людьми, а их права, с точки зрения социальной защиты и медицинского обслуживания, будут урегулированы.
Но даже при таком подходе, все равно необходимо ужесточать меры воздействия на компании, инициирующие рост нелегальной миграции  на бизнесменов, использующих нелегальную рабочую силу.

Но, пока, как говорят, имеем, то, что имеем. Заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию Владимир Бурматов убежден, что работодателям зачастую невыгодно не только заниматься минимальной интеграцией рабочей силы в общество, но и вообще, легализовывать мигрантов.

«С экономической точки зрения, им выгоднее платить штрафы или договариваться с сотрудниками Федеральной миграционной службы, чтобы они закрывали глаза на нелегальную миграцию. Если сохранится такая система, все разговоры будут пусты», - отмечает народный избранник.

Самая привлекательная…

В Европе, самая привлекательная страна для мигрантов, безусловно, Германия. Беженцев и соискателей статуса беженца в этой стране принимают в таком количестве и по такому социальному стандарту, какой едва ли можно встретить Европе. Ограничительные меры - ужесточение пограничного контроля, сокращение срока рассмотрения заявлений, сократили число заявителей, но не ослабили притягательности ФРГ для такого рода людей. Доля Германии по числу иммигрантов в ЕС растет.

Сегодня в Германии проживают свыше 15 млн. человек с миграционным прошлым. По определению Федерального статистического ведомства к ним относятся все лица, иммигрировавшие в Германию, а также родившиеся здесь дети, у которых, как минимум, один из родителей – мигрант. Около 7 млн. из них – иностранцы, примерно 8 млн. приобрели германское гражданство, подав соответствующую заявку, или потому что они относятся к 4 млн. переселенцев немецкого происхождения.

После переселенцев крупнейшую группу образуют мигранты из Турции (2,5 млн.) и бывшей Югославии или ее государств-преемников (1,5 млн.). Число проживающих в Германии мусульман оценивается в 4 млн. человек.
 
И это несмотря на то, что в немецком обществе постоянно идут споры о миграционной политике в стране. В октябре 2010 года в Германии разгорелась очередная острая дискуссия по этим вопросам, а также интеграции приезжих в немецкое общество. Масла в огонь подлили неожиданные заявления Федерального канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что мультикультурная модель в ФРГ потерпела крах, но ислам в дальнейшем будет все более ощутимо определять собой облик Германии.

Не особо повлияла на миграционную политику и скандальная книга германского политика Тило Заррацина «Германия самоупраздняется», вышедшая в свет 30 августа 2010 года и в которой речь идет о том, что приезжающие в страну мусульмане и мигранты не мусульмане отказываются интегрироваться в общество. Все это ведет, по его мнению, к разрушению страны, поскольку страна будет деградировать. И в итоге в будущем этнические немцы окажутся в меньшинстве по отношению к мигрантам.

Чем объясняется подобная стабильность миграционной политики? Скорее всего, эффективной нормативно-правовой базой, которая регулирует правовые вопросы, связанные с пребыванием иностранных граждан, а это в первую очередь, Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, называемом сокращенно «Законом об иностранцах» от 9 июля 1990 года с последующими изменениями и «Инструкции по исполнению этого Закона.
 
Очень важно еще и то, что государственная миграционная политика строится по принципу: «ФРГ не является страной иммиграции и не должна стать ею в будущем». Закон об иностранцах ограничивает приток иностранцев из третьих стран и облегчает интеграцию находящихся в Германии иностранцев, включая упрощение процедуры получения ими немецкого гражданства. Согласно Конституции немцем является, в сущности, не немец по крови, а каждый гражданин Германии.

И еще в Германии, гражданство может быть данным от рождения и благоприобретенным, но немецкое гражданство, немецкий паспорт - государство рассматривает не как «пропуск» в страну, а как своего рода «аттестат зрелости», знак того, что интеграция пройдена успешно.

Интеграции будет способствовать и закон о признании профессиональных квалификаций мигрантов и граждан ФРГ с дипломами других стран, который представила министр образования Аннетте Шаван.

По словам министра, ранее в Германии дипломы других стран не принимались всерьез, и российский физик-атомщик, например, мог водить такси. В лучшем случае, при всех равных русский инженер или врач считались «менее» подходящими и были вынуждены доказывать свою квалификацию, сдавая повторные экзамены.

Новые условия возникли, прежде всего, как следствие изменения менталитета, новой открытости по отношению к иммигрантам и иностранцам, живущим в ФРГ. Ведь абсурдно жаловаться на недостаток квалифицированных специалистов и в то же самое время закрывать двери тем, кто хотел бы полноценно трудиться по профессии. Теперь гражданство при признании диплома не будет играть никакой роли. И, например, российские специалисты в Германии больше не будут вынуждены получать то же самое образование во второй раз.
Вместо заключения

В Германии и России, как впрочем, и в других странах, куда стремятся мигранты - не утихают дискуссии между представителями различных подходов к оценке роли и регулированию трудовой миграции. 

Одни убеждены, что трудовая миграция носит исключительно негативный характер и выступают за закрытие страны от трудовых мигрантов. Другие придерживаются либеральных взглядов и исходят из того, что страна, с высоким потенциалом экономического развития обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы.

Возможно, что в определенной мере, разрешить эти противоречия сможет международная конференция «Миграция и интеграция в Европе и России: новые вызовы и возможности», которая состоится 16-18 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге. В рамках этого форума будут рассмотрены новые вызовы и возможности, с которыми сталкиваются современные миграционные системы Европы и России.

Эксперты убеждены, что Россия вполне может стать более привлекательной для мигрантов, пускай и не такой как Германия. И этому должно способствовать увеличение, до 86 млрд. рублей, финансирования миграционной политики. Из этой суммы - 18,5 млрд. рублей пойдет на борьбу с незаконной миграцией. Речь идет о совершенствовании миграционного контроля, дактилоскопии, упрощении процедуры выдачи миграционных карт и создании центров содержания мигрантов, которые подлежат водворению и депортации.

На адаптацию и интеграцию мигрантов планируется направить еще 14 млрд. рублей. Согласитесь, такие суммы должны принести результаты. Правда, это будет возможно, только при одном условии, если эти средства пойдут по прямому назначению, а именно - создание образа РФ как «миграционно привлекательного государства».
 
И может быть тогда, фраза «Понаехали тут!», которая уже давно стала крылатой, воплощая отношение коренных жителей ко всему остальному миру, а вернее к тем, кто ищем свое счастье в других странах и городах, изменится на фразу «Добро пожаловать!»


Фото с сайта www.gandex.ru/oboishow/23480/9


Рецензии
Чем живет страна, тем живут и мигранты в нее...
Если созиданием, то это одно, а если проеданием природных богатств и всего того, что было создано поколениями коренных жителей, то это совсем другое...

Андрей Бухаров   07.01.2021 18:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.