Музыка для монстров

Иллюстрация к книге "Осколки чего-то красивого"
http://mildegard.ru/balgarworld.html

--
Осколки чего-то красивого

Эта книга — дневник сказочника. Обычный парень 18 лет, студент-биолог, он повествует о своей жизни в духе магического реализма: глядя на обычные вещи как на чудо и — более того — вплетая их в сказки. "Ключи от Замирья прячутся всюду, - говорит Бальгар, - в опавшей листве, в чужой улыбке, в птичьей песне, в мимолетном сне... надо только уметь их собирать".
Бальгаровские сказки примечательны тем, что, в отличие от сказок традиционных, повествуют о Добре и Зле очень редко и больше склоняются к повествованию о силах, находящихся за гранью Добра и Зла, но оттого не менее прекрасных и могущественных.
Это настоящие чудеса: которые простой смертный не знает как толковать; после которых жизнь больше не может быть прежней. Они ни на что не претендуют, ничего не добиваются, а просто следуют своей природе: как дождь, как пожар, как существа языческого мира.
Но что всегда присутствует в бальгаровских сказках, так это надежда; Бальгар никогда не оставляет без надежды своих читателей, даже если герой сказки погибает. Бальгару не свойственен мрачный фатализм; и, кажется, он искренне любит всех своих персонажей, даже тех, кто бывает жесток и ломает чужие судьбы вместе со своей собственной.

ISBN 978-5-458-23164-0 Издательство "Книга по требованию", год издания 2012

--

"Жили-были два мага. Старинные друзья. И однажды наступил такой день, который бывает раз в 300 лет, самый странный и самый удивительный праздник у магов. И эти двое решили подарить друг другу что-нибудь замечательное. Один сказал: «Я подарю своему другу пламя восхода», развернулся на каблуках и направился на восток. Другой сказал: «Я подарю своему другу пламя заката» и неслышно побрел в своих мягких мокасинах на запад.
И вот, до окончания 300 лет оставались считанные минуты, когда маги встретились и пожали друг другу руки. Но вид у них был очень печальный. «Друг, я хотел подарить тебе пламя восхода» - сказал один. «А я хотел подарить тебе пламя заката» - сказал другой... и на раскрытых ладонях оказались два куска угля... И восход, и закат сгорели. А над миром раскинулась бездна горящих звезд..."

Мне всегда безумно нравились фантазии, книги и философствования о параллельных мирах. И, пожалуй, в данном случае причудливым образом переплетаются сразу три: мой, бальгаровский реальный и бальгаровское замирье.
 

Да есть теперь в Замирье сказочно красивый Остров Картилаго, именуемый Землей Свободы еще. Там замечательная страна с дикими лесами, белоснежными замками и богатыми городо-портами. А какие там строят корабли!..
 
Замирье - общее название мест, где происходят события сказок Бальгара. Вряд ли кто-то возьмется нарисовать для них общую карту, хотя определенные закономерности прослеживаются: то и дело упоминаются знакомые острова, города и земли, народы, и даже некоторые герои путешествуют из одной сказки в другую. Что касается времени, то в основном это своеобразное "волшебное средневековье", хотя изредка читателю приходится совершать прыжки в далекое прошлое Замирья, к диким людям и диким верованиям, или в далекое будущее, к звездам и космическим кораблям, а то и в некое межвременье, напоминающее о современном нам мире. Встречаются и совершенно особые места, затерянные и таинственные, которые можно назвать замирскими "бермудами", как в истории о семье, путешествующей вдоль аквамаринового пути, пронзающего тысячи миров... об искусственном мире, где люди живут лишь до 18 лет, прежде чем их заберет таинственный луч... или об Острове Выбора...
 

"Изящное, нечеловеческое тело ее было изранено, но все же не потеряло своей красоты. И лицо, которое осталось в памяти Сэдэра искаженным хищным оскалом, теперь хранило след спокойствия и тихой улыбки. Она была... похожа на человеческую девушку в своей смерти. И при мысли об этом становилось больно..."

Персонажи Бальгара редко склоняются к каноническим Добру или Злу, и тем более ни то, ни другое не побеждает в его сказках. Замирье наполнено силами, не склоняющимися ни к одной из сторон, могущественными, прекрасными, необъяснимыми. Это настоящие чудеса: которые простой смертный не знает как толковать; после которых жизнь больше не может быть прежней. Они ни на что не претендуют, ничего не добиваются, а просто следуют своей природе: как дождь, как пожар, как существа языческого мира.

Но что всегда присутствует в бальгаровских сказках, так это надежда; он никогда не оставляет без надежды своих читателей, даже если герой сказки погибает. Бальгару не свойственен мрачный фатализм; и, кажется, он искренне любит всех своих персонажей, даже тех, кто бывает жесток и ломает чужие судьбы вместе со своей собственной.

Страж у входа загородил им путь. Ему было скучно, каменному, холодному Стражу, особенно вечерами, когда заходило солнце и у него остывала кожа. Поэтому он рад был пришельцам, хрупким, теплокровным - теплым, будто для них солнце никогда не заходит...

Мы привыкли, что любое повествование строится на конфликте. Мы не мыслим интересного рассказа и, более того, интересной жизни без этого. Но у Бальгара полно сказок, где конфликт отсутствует напрочь и, что удивительно, это не лишает их волшебства и смысла. Хотя чему здесь удивляться, если по принципу "нет скучных вещей" счастливо живет он сам?..


Рецензии