Т. Гумбатова Бакинские страницы жизни семьи Нобель

      Семья Нобель исповедовала  лютеранство. С 1877 года они были  членами  Евангелическо-Лютеранской общины г. Баку. Благодаря их усилиям была построена Евангелическо-Лютеранская Церковь Спасителя немецко-шведского прихода, единственного в Российской Империи. Здание  кирхи чудом сохранилось и при непосредственной поддержке  Президента Азербайджана Гейдара Алиева, практически не потеряло своего предназначения, так как в  расположившемся там Зале Органной и Камерной музыки продолжает  звучать божественная духовная музыка  и  проходят   лютеранские богослужения.
     Деятельность Нобелевских предприятий преподала нам бесценный урок цивилизованного хозяйствования. Они, не ссылаясь на обстоятельства, здесь, на нашей земле, в привычных условиях, при наших традициях и повадках, сумели организовать разумную систему производственных отношений, конкурентно-способную экономику и получение высококачественных продуктов.
Как известно, первым Баку посетил в 1872 году старший брат Роберт Иммануилович (1819-1896). Его идея включиться в индустрию нефти была поддержана братом Альфредом (1833-1896), который предоставил капитал для развития нефтяного  дела. Это был новый поворот в жизни  семьи, который вполне согласуется с библейским утверждением: "Пути господни неисповедимы..." Роберт Нобель  в 1874 году вернулся в Баку и заложил первый камень грандиозного здания нефтяной промышленности. Он глубоко верил, что Бакинскому  делу предстоит мировое развитие и блестящее будущее, «так как нефтяные источники на Апшеронском полуострове   неисчерпаемы».
          Весной 1876 года  в Баку приехал его брат, инженер- технолог Людвиг (1831-1888). Уверовав в Бакинское предприятие Роберта, он вместе трудится над завершением собственного керосинового завода.  Поиском новых источников нефти у них занимается немецкий геолог доктор Фил. Людвиг хорошо понимал, что дело может быть выгодным только при большом производстве и правильном его ведении. 18 мая 1979 года было  учреждено "Товарищество нефтяного производства Бр.Нобель", которое вскоре стало одной из крупнейших нефтепромышленных фирм мира.
      В  1881 году Роберт,  в связи с болезнью, выехал из Баку. Во главе всей бурно развивающейся нефтяной промышленности в Баку стал Людвиг. Это был энергичный, трудолюбивый, упорный и предприимчивый  человек. Благодаря  творчеству   Людвига  и было воздвигнуто « здание» Нобелей. В этом ему помогал приехавший в 1882 году в Баку его старший сын Эммануэль  (1859-1932).
      Людвиг Нобель считал, что нужно экспортировать только продукты переработки нефти (керосин) и для этого строил нефтепроводы и железную дорогу для транспортировки  сырой нефти  на нефтеперерабатывающие заводы внутри России.  И это все было сопряжено с большими трудностями.."Вы знаете, что это значит- получить дозволение"?! - восклицал Людвиг. Для этого нужно не менее года обтирать пороги разных департаментов, снискивая благоволение разных начальников. Человеку, желающему сохранить чувство собственного достоинства и желающему действовать только во имя закона и права, это разрешение обходится дорого!"
        15 октября 1882 года Людвиг сделал свой известный доклад "О положении нефтяной промышленности" и во всеуслышание заявил: "Я не отступлю перед борьбой с американской конкуренцией и не уроню чести русской нефтяной промышленности!" И он сдержал это слово. Россия только один раз «догнала и перегнала Америку». Это случилось в 1900 году, когда она заняла первое место по получению и сбыту керосина. 95% этой победы принадлежало азербайджанской нефти.         
        Стремясь  вытеснить с рынка России американский керосин,  16 декабря 1883 года  состоялось открытие русско- немецкого общества « Deutsch-Russische-Naphta import-Gesеllschaft zu Berlin», которое должно было заниматься покупкой и продажей нефтяных продуктов (керосина)» Т-ва братьев Нобель « из России за границу. Это было новое и важное дело.
       Но конкуренты наступали. Известный  железнодорожный предприниматель С. Палашковским начал строительство железной дороги, соединяющей Каспийское море с Черным.  Имея четкую позицию против продажи сырой нефти,  Нобели не поддержали это строительство. Тогда Палашковский, не имея достаточно  средств ,  обратился к Парижским Ротшильдам, занимающихся строительством железных дорог по всему миру. Те быстро поняли, что экспорт Бакинской нефти создаст конкуренцию американской компании »Стандарт Ойл» Рокфеллера,  господствующей  на европейском рынке, и включились в это дело.
     В 1883 году строительство железной дороги Баку- Батуми  открыло  путь  российской нефти на запад и  положило начало жестокой и долгой борьбе за мировые нефтяные рынки. Можно без преувеличения сказать, что эта борьба продолжается до сих пор.
     В 1885 году американцы праздновали 25-летие успешно развивающейся  нефтяной промышленности.  Баку, начав добычу нефти  в 1832 году, за 52 года добыл ее в 4 раза меньше, чем Америка. По мнению  Л. Нобель  это объяснялось » отсутствием правильной организации и единства в среде промышленников, главным девизом которых является - каждый против всех и все против каждого». Для нефтяной промышленности Баку этот год был суров и  невыразимо тяжел.  Перепроизводство нефти привело к тому, что предложения превышали спрос. Продав керосин  на три года вперед по низкой цене,  многие стали   « крепостными», что срезу же отразилось на всей жизни города. Все акции "Батумского нефтепромышленного и торгового общества", принадлежащие Палашковскому, были приобретены парижским Ротшильдом для своего зятя (мужа дочери Беатрисы) Морица Эфрусси, в руки которого и перешло ведение дела шестимиллионного общества, переименованного в "Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое  обществе", но обычно именуемое-  «Ротшильдовским». Инспектировал эти  предприятия главный инженер парижского дела Ротшильдов -Жюль Арон.
        Два имени:  «Ротшильд - Нобель,  Нобель - Ротшильд» - не сходили с языка  бакинцев. До этих пор  нефтяное дело «Т-ва Бр. Нобель» было недосягаемо. Это была сила, по отношению к которой измерялось все.  «Теперь- пишет Людвиг своему брату Альфреду в Париж- наши конкуренты, германские евреи, торгующие американским керосином, развернули  систематичную,  планомерную компания по оговору нашего предприятия. Они не могут простить мое стремление к независимости и того, что я не хочу позволить им прибрать в руки весь сбыт нефти. В их распоряжении - наша продажная пресса , против которой я бессилен, как бы не клокотал гневом. Я ничего не понимаю в спекуляциях и не доверяю биржевой игре, полагаясь исключительно на работу, и считаю, что только честным путем можно поставить компанию на ноги. Я верю, как в этот принцип, так и в себя. За будущее нашего предприятия я спокоен».
     В декабре 1886 года армянская газета «Мшак» первая  распространила ложную информацию о том,  что Нобели продали Ротшильдам  свое Товарищество  за 27 млн. рублей. Нефтепромышленник Ованнес Минасович Мирзоян (тогда представлялся ,как Иван  Минаевич  Мирзоев) часто распускал слухи о том, что его материальные трудности вызваны Нобелями. Те,  в свою очередь, объясняли  это отсутствием в его фирме «энергичных и головастых людей» и старались свести свои отношения с армянами к минимуму.   Армяне завидовали Нобелям  и  пытались захватить в свои руки как можно больше всего, что можно захватить. О сложившейся ситуации   еще в 1883 году писал  представитель московского купца Саввы Морозова – А.Макаров в своем отчете:  «Общий вывод, к которому я пришел внимательно  вглядываясь в настоящее положение Закавказья, заключается в глубоком убеждении, что этот богатейший по своим естественным богатствам край поставлен в чрезвычайно невыгодные экономические условия , вследствие того, что вся промышленность края эксплуатируется армянами, захватившими в свои руки всю торговлю и стремящимися в настоящее время присвоить себе и  политику в крае,  стараясь занимать там административные посты,  а между тем едва ли можно рассчитывать, чтобы они в должной мере служили русским национальным интересам».
         Факт сложных отношений Нобелей с армянскими нефтепромышленниками  подтверждает  в  наше время   Хачатур  Дадаян  в статье  »Армянская нефть Баку» ( газета  «Азг» , 6.12. 2001), который утверждает, что развитие нефтепромышленности Баку шло только  благодаря усилиям армян, а » приписываемое братьям Нобель «отцовство» нефтяной промышленности Баку является недоразумением!».
 Известно, что Нобели были космополитами, и  чувство национального чванства  было для них чуждо. Библейское: »Все мы дети Бога» были основой их убеждений. Широко занимаясь благотворительностью, они «не спрашивали, где родились их родители и не поклоняются ли они божеству лилипутов и считали, что надежда людей на милосердие – это  право людей,   и оно не нуждается в исповеди». Милость была заложена в их фамилии «Нобель»-от латинского слова»благородность» Но, при обращении армян или армянских благотворительных организаций за пожертвованиями, Т-во Нобель , как правило, находило основания для отказа.
         Баку для семьи Нобель стал их судьбой. Людвиг любил этот город и всегда увлеченно писал своим детям «обо всем о том,  что является здесь восхитительным , при  изобилии  интересного».  Любимым местом  была построенная  в 1884  году в Черном городе -"Villa Petrolea". «Все это дало мне ощущение большого счастья, особенно если учесть множество трудностей, через которые пришлось пройти, прежде чем все устроить»- писал   он своей дочери Анне в Швецию.          
         В 1888 году семью постигло горе-  31 марта в Канне в кругу своей семьи   умер  Людвиг Иммануилович Нобель. Ему было всего 59 лет. В  последние, трудные годы ухудшилось его здоровье, чаще стали приступы грудной жабы, прогрессировала болезнь легкого. Он был похоронен в Петербурге на Смоленском кладбище. К сожалению, до настоящего времени могилы Людвига Нобель, его жены Вильгельмины и двух его детей в Санкт-Петербурге  находятся в запустении.   Бюст Людвигу был установлен в Астрахани, хотя справедливости ради, этот человек заслужил  памятный монумент,   прежде всего в Баку.
           Глубокое  увлечение  историей семьи Нобель позволяет мне согласиться с утверждением его жены Эдлы : «Ни одному человеку на свете не заполнить оставшейся после него пустоты». Это был человек горячего  общественного темперамента  и неустанный проповедник новых идей.  Он не был дельцом, в том значении слова, которое обычно придают этому слову. Главным принципом  Людвига в своей деятельности было: ничего не скрывать, ничего не монополизировать и  никогда не пользоваться никакими привилегиями.  В деле он любил борьбу и поиски новых путей. Это был энтузиаст труда. Нетрудовых денег он не желал. Обычной  его поговоркой было: » в тот день, когда не хочешь работать, не должен и есть». Это благодаря Людвигу, традиционная русская лучина была заменена керосиновыми лампами, которые до сих пор многие   зажигают с идущими от сердца словами » Да будет свет!»
       Людвиг Нобель был  демократом и считал, что одной из предпосылок промышленного успеха  является социальная поддержка  людей. Он говорил:» Я уже 20 лет стараюсь приложить к своим предприятиям ту теорию, чтобы сделать каждого человека, который работал со мной, участником в достигнутых результатах. Чтобы тот , кто делит со мной мои труды , имел право делить со мной и мои барыши». И это не праздные слова. Работать на  предприятиях Нобелей было почетно и выгодно.  Он также хорошо понимал фундаментальную роль науки и образования в создании конкурентно способной  промышленной базы .Людвиг всячески содействовал развитию знаний среди молодежи, повышению их квалификации и на  просветительские цели никогда не жалел ни средств, ни времени.  За внешней  рациональностью и не сентиментальностью, скрывался романтичный, благородный и  не безразличный к людям  человек. Добро,  и словом и делом, он творил без огласки. Людвиг  радовался всей душой, когда мог кому-то помочь и этот день считал счастливым.  И рука его не оскудевала…
В среду 6 апреля Бакинская  городская дума провела заседание, посвященное памяти Людвига Нобель. Городской голова Деспот-Зенович выразил глубокое соболезнование о понесенной утрате-«смерти выдающегося деятеля нефтяной промышленности, почетного гражданина нашего  города». Тогда же было принято постановление о  наименовании улицы, проходящей около заводов «Т-ва Бр.Нобель»   на вечные времена Нобелевской. Это постановление было выслушано стоя и принято единогласно. Так появилось Нобелевское шоссе в Кишлах.
       27 мая 1888 года приехал  в последний раз в Баку основатель керосинового завода Роберт Нобель. К его приезду фотограф Жорж изготовил и художественно оформил  фото группы из 140 лиц служащих Т-ва Нобель. Все это было преподнесено Роберту. Следующим главой фирмы, по Воле Божьей, было уготовано стать Эммануилу Людвиговичу Нобель. Это был милый, доброжелательный, порядочный и серьезный молодой человек, на плечи которого лег » безмерный труд и безмерная ответственность». 
      1 декабря 1888 года было опубликовано Положение  об учреждении в Бакинском реальном училище стипендии им. Л.Э.Нобель.   31 марта 1889 года на торжественном заседании Императорского Российского технического общества, посвященного памяти Л.Нобеля,  была    утверждена  премия  и   золотая медаль с его профилем «за лучшее сочинение  или исследование по металлургии или нефтепромышленности или за какие-либо выдающиеся изобретения  или усовершенствования в технике этих производств». Для этого в 1891 году Т-во  выделило 6000 руб. Первая премия была присуждена 31 марта 1891 года. Всего было присуждено три  Людвиговские  премии. Это стало прообразом  мировой Нобелевской премии.
        23 ноября 1893 году в Цюрихе, по пути  в Италию для лечения, в возрасте 32 лет умер второй сын Людвига – Карл, Управляющий Петербургским механическим  заводом. Его похоронили рядом с отцом.
В связи с предстоящими торжествами  закладки на Телефонной улице (28 мая) Евангелическо-Лютеранской Церкви Спасителя, 4 апреля 1896 года, по предложению гласного М.В. Жиглова , Городская Дума  переименовала  улицу   в  память Людвига Нобеля - в Нобелевский проспект.  Предполагалась, что именно эта улица будет занимать в жизни города положение,  аналогичное Невскому проспекту Петербурга.  Но позже, этот проспект был  опять разделен на две части: Телефонная улица до Черногородского железнодорожного моста и далее, Нобелевский проспект. В Советской время постановлением  Баксовета,  эта улица была переименована в Рабочий проспект, и только в 1993 году ей опять вернули имя Нобелевского проспекта .
21 апреля 1896 г. в 1 час дня на Телефонной улице, во дворе немецкой лютеранской школы была совершена закладка лютеранской церкви во имя Спасителя. На молебствии присутствовал все начальство Баку и более 500 прихожан. На закладку кирхи специально из Петербурга приехал Эммануэль Людвигович Нобель со своей мачехой (второй женой Людвига)  Эдлой- Констанцией Коллин (1848-1912) и ее дочерью Миной (Эстер-Вильгельмина - 1873-1929). Торжество закладки началось с того, что любителями духовной музыки  «Т-ва Бр.Нобель»был исполнен молитвенный гимн, затем после пасторских речей и молитв, была совершена закладка первого камня. В этот же приезд Эммануэль Нобель решил вопрос о строительстве Черногородской православной церкви Святого пророка Ильи в Баку.
         Религия в целом для семьи Нобель имела значение только в той части, в какой выражала их взгляды на жизнь, на общество, на любовь к человечеству. Высшим законом для них, в соответствии с утверждением основоположника этого вероучения  Мартина Лютера, был Разум. При  этом,  всю свою  жизнь они прожили  в глубоком уважении ко всем религиям и поддерживали материально все другие  вероисповедания. На их пожертвования  была  построена православная церковь в  Дербенте. «Т-во Бр.Нобель»  активно участвовало в строительстве Александро-Невского  Собора, были сделаны пожертвования на строительство римско католического собора Пресвятой Девы Марии. В 1907 году оно удовлетворило просьба рабочих и построило мусульманскую мечеть в Балаханах. Выделялись деньги на содержание Святой гробницы Биби-Эйбатской мечети.  Духовным символом их жизни стал храм огнепоклонников  в  Сураханах, изображение которого можно обнаружить на всех их памятных вещах.
           2 июля 1896 года в Бакинском Лютеранском молитвенном доме с глубочайшим прискорбием состоялось траурное богослужение в связи со смертью 26 июня в собственном доме "Гето" в Швеции  незабвенного Роберта Иммануиловича Нобеля. А 1 декабря этого же года   умер Альфред Нобель. Он не бывал в Баку, но вся его жизнь была связана с этим городом. Смерть не делает различия между миллионером и нищим. В одной из своих рукописей Альфред Нобель  писал: "Ты стоишь перед алтарем смерти, жизнь на земле и жизнь после смерти - две вечные тайны, но угасание искры жизни приводит нас в священный трепет и умолкает все, кроме религии, говорит только вечность". В смерти, как и в религии, только душа имеет значение. В лютеранской церкви прошла панихида по усопшем. Словами :»  Shlafen Sie  Wohl!  Спи спокойно! «  простились с ним   Бакинские лютеране.         
     31 декабря в Стокгольме было вскрыто его Завещание, согласно которому все свое  богатство он отдавал на учреждение известной уже сегодня всем Нобелевской премии.  Надо добавить, что с этим завещанием не согласились дети и жена Роберта  и  в судебном порядке,   они  вернули свои деньги. Эммануэль Людвигович сумел уговорить всех остальных родственников признать волю Альфреда Нобеля и никто ничего не получил в наследство. Этим и  объясняется  тот факт, что все потомки семьи Нобель являются небогатыми людьми, в чем мы могли убедиться при  общении с ними , начиная с 1999 года.
    Дело продолжил Эммануэль.1 3 апреля  1897  года Государь Император  объявил Высочайшую Благодарность коммерции-советнику Эммануилу Нобель за труды, направленные на развитие и совершенствование отечественной добычи и переработки нефти. 1898  год в истории Баку отмечен особым стремлением в развитии нефтяного дела. К этому году Россия не только догнала, но и значительно перегнала уровень добычи нефти в США. С одной стороны, прилив иностранного капитала в Бакинскую нефтяную промышленность объективно имел своим следствием улучшение техники добычи нефти, усовершенствование средств перевозки нефтепродуктов и укрепление позиции Бакинской нефти на международном рынке. С другой стороны, среди людей росло открытое  недовольство постоянным наплывом в город иностранцев. Только за 8 дней марта прибыло 34 человека. По преимуществу, это все «рыжие культуртрегеры» англичане, которые "едут с целью приобретения промыслов и земель" .  Иностранцы присутствуют  везде -  в ресторанах , конторах,  гостиницах  и  не только кавалеры туманного Альбиона -  англичане, но много разных других.  Практически из всех стран земного шара, начиная от амстердамских купцов и кончая черногорскими подданными и французскими  распутниками». Газета "Каспий" 1 января 1899 года  писала: "по воле судеб вся наша нефть захвачена в плен иностранцами, которые долго крепились, ждали, как это без них  будут заниматься  подобным делом и потом, вдруг подвалило  счастье, и  готовые миллионы уплыли в туманный Альбион». Приведу анекдот тех дней : Один говорит другому: Нынче много чужих людей в город понаехало… Да,  я на днях у своей жены в будуаре нашел чужого!» 
В  1899 году  14 марта состоялось  освящение Евангелическо - лютеранской  церкви  Спасителя  в Баку, на котором присутствовали и представители семьи Нобель .
      Семья Нобель  прожила свою жизнь в уважении к городу и  народу, с которым их свела судьба. 10 декабря, когда вручаются ежегодные Нобелевские премии,  Евангелическо-Лютеранская община г. Баку,  проводит День Доброй Памяти семьи Нобель.  Впервые  этот  был отмечен  в 1996 году  при поддержке АМОК и с тех пор, это стало традицией.


Рецензии