В мануаре

Только что вернулась с семинара, который проходил в огромном мануаре, в Нормандии. Его размеры, вблизи, меня так впечатлили, особенно в том плане, что никогда ранее мне не приходилось жить в такой громадине - что хочется его назвать замком. В трехэтажном мануаре, с многочисленными комнатами, с фамильным гербом на стене, составленным по традиции из мечей, шпаг и карабина - которые когда-то участвовали во Французских исторических баталиях - я ночевала одна, среди лесов Нормандии. Из окна открывался вид на сад с прудом и речкой, и на верхушки деревьев леса, которые на фоне темно синего неба казались черными, в этом совершенно безлюдном, далеком от города и его огней местечке.

Я уже как-то мечтала о том, чтобы жить одной в старинном замке - спрятанном в горах, изолированном от цивилизации, в таком как Нойшванштайн, но при попытке включить воображение на полную мощность, понимала что это, пожалуй было бы не только восторженно, но и жутко... Блуждать одной, как привидение, вдоль лестниц и стен, выложенных из грубого камня, заключающего в себе неведомую историю, прожитые жизни...

Но о мануаре мечтать как-то не приходилось. Поэтому поселение в нем на один день стало неожиданностью, как и впечатления от него.

Первое, что я для себя отметила - то как приятно гулять по этим огромным просторам интерьера, заблудиться между внутренними лестницами, в стенах - ведущими через деревянные балки в другие комнаты, как лабиринты. Само по себе - загадочно ощущение, когда открывая дверь огромного резного шкафа в стене, понимаешь что это не шкаф, а тяжелая рельефная дверь, которая ведет на внутреннюю лестницу между разными уровнями-этажами. Приятен и люкс - когда на всех этих сотнях квадратных метров, каждая деталь ухожена и украшена до сантиметра.

Но когда я осталась в комнате одна, я поняла все то же, что мне уже приходилось осознавать ранее: чтобы жить - достаточно и каких-нибудь двадцати метров... Как бы не был просторен и красив дом, ты не можешь быть везде одновременно, и в итоге обжитой будет лишь одна комната. Так зачем столько простора на одного человека?

Люди, которые "внезапно" богатеют, или же которые всю жизнь стремятся к такой цели, как огромный роскошный дом - радуются достигнув этого, просто радуясь достигнутой цели. Это способ поставить галочку в личной состоятельности, это возможность блеснуть перед другими. Таковы люди, которые всю жизнь кладут на алтарь своей мечты о таком материальном благе, не думая, что извлекут из подобной роскоши лично они (уже после того как порадуются достигнутому, и похвастают перед знакомыми и незнакомыми). Но французская аристократия порой передает такие особняки в наследство, в то же время с пренебрежением относясь к богатству и новым веяниям моды в отрасли товаров люкс. Наоборот - они ценят старину и семейные реликвии, все то, что наживалось веками, оставляя его для себя и не перед кем не козыряя. Так зачем столько места? Я пришла к выводу, что это - попытка изолироваться от мира, купить место лишь для себя, приобрести себе покой.

Точно так же, как средний класс в наши дни с удовольствием ездит в ретриты, желая сбежать от шумной и суетливой реальности, точно так же, как жители городов покупают себе домики в деревне или вдали от всего - на природе. В наше время те, кому хочется восславить факт своего существования - приобретают предметы роскоши, другие же - приобретают за свои деньги покой, купив огромные территории и обжив их. Это становится их планетой, их миром, их крепостью, их территорией личной свободы. И если я все более равнодушна к предметам роскоши - то от покупки свободного пространства в тишине, на раздольи, в уголке, утопающем в первозданной природе - я бы и сама не отказалась. В этом я почувствовала особую прелесть.

Но наверное точно так же счастливы могут быть люди, живущие в маленьком домике, где-нибудь в горах или в прериях, когда выходя на порог, они видят перед собой расстилающиеся равнины, или бесконечные цепи гор, и понимают, что все это - насколько хватает взора - им принадлежит. Не только им (всем кто ценит свободу, природу и тишину) но и им тоже. Точно так счастливы бывают дети, потому что каждый ребенок в отдельности уверен, что мир вращается вокруг него и для него, и ему ничуть не мешает, что одновременно, он вращается и вокруг всех остальных. То ли дело взрослые, которые порой прилагают колоссальные усилия, чтобы кроме них другие не смогли обладать чем-либо, и лишь тогда ощущают всю полноту владения.

Богатство определенно не в материальных ценностях, а в умении ценить общие блага, как свои, не предъявляя на них право собственности, и не чувствуя себя ущемленным, не продиктовав другим свои правила на владение чем-либо. Но для этого надо уметь чувствовать себя дома повсюду - где бы ты ни был, куда бы ни пошел. "Что видишь - все твое, везде в своем дому", как писал Ломоносов. Это возможно, если принять, что Земля - это наш общий дом.

А пока каждый сражается в течение своей жизни, дабы сделать что-то (или кого-то) своим и только своим, остается лишь мечтать об обретении свободы, тишины и покоя, путем покупки обширной территории.


Рецензии