Знак бесконечность. Часть1. Я разгадала знак беско

  Я РАЗГАДАЛА ЗНАК «БЕСКОНЕЧНОСТЬ»

   Крупная узловая станция, множество железнодорожных линий пересекается  в одной точке. Здесь у меня пересадка. Я сижу под сводом необыкновенно просторного зала и ожидаю свой поезд. Скорые, пассажирские,  пригородные – беспрерывный нескончаемый поток. Пассажиры  заходят и присаживаются, затем поднимаются и направляются к перрону, а я все сижу и жду. Мне спешить не надо, до моего скорого еще часа два.
   Незаметно наблюдаю, как мои случайные соседи занимают это отложившее свою стремительность  время: кто-то разговаривает, кто-то что-то читает, или  разгадывает кроссворд, ребята на соседней скамейке включили негромко и слушают музыку. А вот я люблю думать, просто сидеть в тишине и думать. Перебираются разные мысли, вспоминается что-то из прошлого.
    Много лет назад от этого причала я впервые отправлялась в свой далекий край.  Помню, как  сидела и напевала про себя свою любимую веселую песенку: «Сядь в скорый поезд, быстрый, как ветер. И не заботься ты о билете. Листик зеленый зажми ты в ладони. Прошлое больше тебя не догонит». Ее исполняла польская певица Марыля Родович – девушка в  необычном, как  было принято у артистов того времени, совершенно независимом наряде и с гитарой в руках. Это был поток свежего воздуха, мне тогда хотелось именно этого – бросить все, сесть и умчаться куда-нибудь далеко. Только почему-то «прошлое» моя песенка  ни за что не хотела принимать, его заменял «попутный ветер», он за мной гнался, и никак не мог догнать.  Но в жизни, к сожалению,  все оказалось немного по-другому, и увезти меня  от всех проблем моему поезду так и не удалось. 
   Тихо звучит мелодия, поет Земфира. В ее песнях есть что-то необыкновенное – неожиданные и  необычные мысли она нанизывает на тонкую невидимую нить, и концы ее связывает в одно целое. «Я разгадала знак «бесконечность»». Эти слова, как солнечный луч, вдруг озарили меня. Интересное предложение, почему я раньше его не замечала?  Знак «бесконечность» – это математика. Вот уж никогда бы не подумала, что в песню можно вплести строгую точную науку. Ясное дело,  здесь какая-то философия – жизненная мудрость. Может быть,  и себе попробовать разгадать этот знак? Придется обратиться к ее величеству – «царице всех наук»,   припомнить все, что пришлось пройти по этой теме.
    «Предел стремится к  бесконечности». Сказать по правде, в математике я всегда разбиралась неплохо, но такая фраза для меня была совершенно бессмысленна. Определение «бесконечность» было тем самым белым пятном в моих знаниях, которое мне так и не удалось заполнить.
    В школе нам показали, что этот  знак пишется в виде восьмерки, развернутой горизонтально, но на этом, к сожалению, объяснение и ограничилось.  Как-то я сама попыталась разгадать этот  таинственный символ, и сама себе сочинила такую гипотезу:  если попасть в замкнутый круг, то будешь кружить по нему бесконечно и выйти из него никогда  не сможешь.
   Математика в школе была не просто моим любимым предметом, это  был для меня настоящий праздник. Возможно, в этом была заслуга нашей учительницы, гречанки по национальности. Она еще  вела факультатив, приносила нам  невероятно интересные математические головоломки, на таких занятиях математикой я просто дышала.
   Это был единственный урок, где я  чувствовала себя, как дома. В этом предмете меня устраивало абсолютно все. К нему не нужно было изнурительно готовиться, сидеть и  заучивать то, что тебе было совершенно безынтересно, и что уразуметь у тебя никак не получалось. Тут не нужно было подстраиваться под чье-либо мнение, что с моим характером никак не совмещалось, здесь  создавался плод твоих собственных творческих воображений.
   Постижение любой науки всегда требует предельных мер осторожности.  В химии, например, в результате реакции может получиться какой-нибудь взрыв или отравляющее вещество, а в физике может ударить током или что-нибудь разбиться. И только в математике не было ничего такого,  что бы  могло тебя придерживать, думать – это не делать, и опасности в этом просто быть  не может.
   Особенно я любила что-то вычерчивать. Мне нравилось по формуле находить точки  и по ним выводить красивую плавную линию. Стоило только чуть-чуть изменить какой-нибудь параметр, и линия уже принимала совершенно другой вид.
   Любая функция для меня была не просто формула – я испытывала какие-то чувства, какое-то движение. Каждый график вызывал у меня особые ощущения. График квадратичной функции – парабола, находилась в нашем обыденном мире и ассоциировалась у меня с преодолением трудности: с восхождением на гору, покорением ее вершины и последующим спуском к ее подножию, или, наоборот, с погружением на глубину и выныриванием опять на поверхность моря.
   А вот гиперболу, график обратной пропорциональности, я воспринимала, как некое чудо, она находилась за пределами моего понимания, была чем-то загадочным и сверхъестественным. Гипербола состоит из двух ветвей, расположенных в противолежащих четвертях координатной плоскости и симметричных относительно центра координат. Эти две линии совершенно не соприкасаются, они не имеют ни единой общей точки и расположены друг против друга, но существуют  почему-то всегда вместе.  Если возникнет одна ветвь, например в первой четверти, где ось абсцисс и ось ординат имеют естественное для нас положительное направление, то одновременно вместе с ней в третьей четверти, где координатные оси уходят в отрицательную сторону, будет присутствовать ее зеркальное отражение, как нечто  таинственное и потустороннее.
     Но самым загадочным был тот момент, когда функция переходит через ось координат. При подходе к оси график проваливается бесконечно вниз и исчезает из поля нашего зрения, но как только мы ее проходим, вдруг опять появляется,  где-то из бесконечного высока. Здесь значение  «бесконечность» было закрыто для моего понимания, я никак не могла себе представить, что же при этом могло происходить?
     Меня поистине мучила жажда знаний. Любое новое задание  я всегда принимала с воодушевлением. Я отбрасывала все на свете, мысленно отрывалась  от земли и  взметалась ввысь. Я облетала  задачу вокруг, пытаясь заглянуть на нее со всех сторон. Иногда на меня накатывалась такая волна  просветления,  для меня открывалось такое совершенно неожиданное решение, что даже сама учительница до такого не додумывалась. Она сразу мне ставила пятерку. У меня было чувство настоящей свободы, в моем распоряжении была целая Вселенная, лети, куда тебе хочется.
    Некоторые из моих одноклассников иногда задавали вопрос: зачем нужно залазить в дремучие дебри, ведь  в жизни это все равно  не пригодится? Хотя, в какой-то степени, я с этим тоже была согласна, но отказаться от математики я не могла. А ответ  на вопрос «зачем?»  висел в кабинете над доской: «Математика – гимнастика ума».
    Здесь, в отличие от других предметов, у меня никогда не возникало желания от чего-то увильнуть. Решение очень сложных заданий учительница всегда демонстрировала сама, а все ученики совершенно безучастно его просто переписывали. Мне было интересно справиться с такой задачей самой, а потом свой результат сверить с результатом на доске. Когда наши ответы не совпадали, я искала у себя ошибку. Иногда погрешность допускала сама преподавательница, тогда я указывала ей на ее промах. За такую внимательность я тоже  награждалась высокой оценкой.
   По правде сказать, в самом начале прихода к нам этого преподавателя, я попала в какой-то провал. С первого по третий класс нас вела одна учительница, в четвертом – две, они с нами возились, все нам разжевывали. А в пятом классе  к нам пришло много учителей и появилось множество новых предметов. Для меня наступила настоящая психологическая перестройка, как после развала Советского Союза. Моя успеваемость резко упала, и в первой четверти по алгебре у меня была даже тройка.
    Выехать из ухабины мне случайно помогла моя подружка. Помню, сидим мы ней и делаем домашнее задание. Нужно решить пример:

   Но, как высказался один человек, жизнь идет по синусоиде. Когда график функции достигает своего максимума, он начинает опускаться вниз. Так произошло и у меня, случайный нелепый эпизод неожиданно прервал мой взлет и заставил спуститься на землю. Это было глупое недоразумение, которое произошло между нами с учительницей, хотя сейчас я понимаю, что никакой случайности в том вовсе и не было. Но тогда это вызвало у меня сильнейшую обиду, и  математическое  озарение от меня просто ушло.
   Интерес к математике снова проснулся во мне в институте.  Теперь она уже открывала передо мной поистине чудеса. Вот, например, есть числа, называемые мнимые, они могут присутствовать рядом с нами в скрытом виде, и их никак нельзя обнаружить, а потом они сами могут себя проявить.
   Или еще, например, существует такая интересная плоскость Коши – плоскость с одной поверхностью. Очень хорошо помню, как преподавательница взяла со стола белый лист бумаги, загнула его и начала нам демонстрировать, что если продлить его в полоску, один конец перевернуть на сто восемьдесят градусов и соединить со вторым концом в замкнутый круг, то получится так называемая лента Мёбиуса. Затем она поставила точку и начала вести как бы по кругу линию. Совершив полный оборот, она пришла в ту же точку, только с нижней стороны воображаемой ленты. Пройдя виртуально еще один круг, она вернулась  в первоначальную точку опять на верхней стороне листа.
    Конечно, исходная и конечная точки, хотя приблизились друг к другу в пространстве невероятно близко, это не может быть одна и та же точка, их разделяет время, равное длине ленты Мёбиуса.
    Но почему эту удивительную ленту приняли за знак «бесконечность», и что же эта лента Мёбиуса может означать? Если мы смотрим вверх и видим небо, солнце, крону дерева, плоды на нем, то, отправляясь  в бесконечность, мы обязательно придем в ту же точку, только снизу, и увидим, откуда это дерево растет – из земли.
   И тут, сама не знаю почему, у меня из памяти выплыл один жуткий случай. Это было, когда я лежала в роддоме, и об этом тогда говорила вся больница.
    В Советский Союз в отпуск из Германской Демократической Республики  приехала одна семья. Муж был военным, у них была дочь. Жена попала в наш роддом рожать второго ребенка, но вместо одного женщина родила тройню: двух мальчиков и девочку. Возвращаться в Германию с тремя маленькими  детьми не было возможности, поэтому семья принимает решение: забирают только одного мальчика, а на  оставшихся малышей они подписывают отказ.
   Когда роскошное по тем временам авто отъезжало от больницы, одна из наблюдавших через окно санитарок в сердцах бросила им вслед: «Чтоб они не доехали!». Не успели они выехать за пределы нашего городка, как машина переворачивается, и всех четверых доставляют в нашу больницу в тяжелом состоянии. Вся семья в полном сборе собирается под одной крышей.  Так какая же Сила перевернула эту машину и возвратила их в ту же точку, откуда они отправились в бесконечность, в надежде никогда больше сюда не вернуться? И теперь все они в таком же беспомощном состоянии, как и те дети, которых они бросили. Увидели обратную сторону медали.
   Н-да, Земфира, ты права, этот знак  действительно несет в себе загадку. Выходит, не зря  скорому поезду никак не удавалось раз и навсегда увезти  меня  от «прошлого», так вот почему  это слово не могло прижиться в моей песенке.   Теперь, кажется, передо мной начинает раскрываться мудрость слов: «Не судите, и не судимы будете». Осуждая человека, мы отталкиваемся от него, и, конечно же, по ленте Мёбиуса мы приплываем к такой ситуации, где мы в ней оказываемся далеко не на высоте. И тут уже мы становимся для окружающих предметом обсуждения.
   «Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам». Прежде чем насмехаться над человеком, надо войти в его положение, представить себя на его месте. То есть мысленно пройти по ленте Мёбиуса и посмотреть на все снизу, и тогда нашей жизни не придется демонстрировать перед нами свои законы. Выходит, что математика и философия – это, по своей сути, одно и то же.
   «Я есть Альфа и Омега».  Почему-то эти  библейские слова тоже выплыли у меня из памяти. Первая и Последняя Буквы греческого алфавита, Начало и Конец, Замкнутый Круг. Выходит, если мы возьмем тетрадный лист и запишем на нем все буквы алфавита в строчку, то при этом окажется, что понятия «начало» строки и  «конец» будут весьма условными. Ибо некая Сила завернет этот лист  и притянет конец к началу.
   Почему греческий алфавит? Из древней Греции вышли многие математики и философы. Постоянные величины в математике обозначаются буквами греческого алфавита. В Библии  иногда все сходится в одну точку с поразительной точностью. Что-то сильно разболелась голова. Наверное, нельзя так много думать.

(рисунок автора)

                продолжение следует


Рецензии
предлагаю в точке 0 вертеть ординальную ось, как фокусник трость и смотреть ситуацию со всех сторон


Бамбек   30.09.2013 13:28     Заявить о нарушении
В смысле, стоять на месте? Не получится. Время то движется. Лента Мёбиуса, или знак "БЕСКОНЕЧНОСТЬ", хотим мы того или нет, несет нас вперед. И в конечном итоге, принесет в точку отправленья. Она будет разворачивать нашу дорожку и даст возможность рассмотреть ситуацию со всех сторон. А еще, та ситуация завтра уже не будет такой, какой она была вчера. Поэтому со знаком "БЕСКОНЕЧНОСТЬ" желательно считаться.
Благодарю, что заглянули ко мне на страничку, и за рецензию.

Татьяна Полосова 2   30.09.2013 19:14   Заявить о нарушении
восьмёрку разве за ось ни взять?

Бамбек   30.09.2013 19:20   Заявить о нарушении
Что такое ось в той самой, как Вы говорите, "восьмерке"? Честность, справедливость, правильность - это и есть ось - та самая прямая линия, на которую мы должны ориентироваться, рассматривая любую ситуацию.

Татьяна Полосова 2   02.10.2013 20:22   Заявить о нарушении
не спорю,
ось имеется ввиду чисто абстрактна?
геометрия начинается в голове стало быть?

Бамбек   02.10.2013 20:39   Заявить о нарушении
Да, ось зарождается в нашей голове, это теоретическая ось. Но в жизни придерживаться такой оси не всегда получается. Иногда, видя несправедливость или неправду, нужно промолчать. Почему? Категоричность не всегда в состоянии решить проблему. Идеально ровная линия ведет в никуда. А вот знак "Бесконечность" здесь более мудр: если выждать некоторое время, положившись на Бога, т.е. решение проблемы предоставить знаку "Бесконечность", тогда лента Мёбиуса развернет нас в нужную сторону и проблема решится сама собой.
А вообще, математика - поразительная наука. Я встретила на сайте весьма интересного писателя - Виктора Хажилова, от него, правда, все шарахаются, и я поняла, почему - он зарылся в числах, так вот он открыл мне необыкновенно удивительные вещи.
Я благодарна Вам за беседу. С уважением

Татьяна Полосова 2   03.10.2013 22:21   Заявить о нарушении
про Виктора Хажилова я знаю,
он открыл свободный атом водорода,
неоспоримо, полностью его поддерживаю...
Спасибо Татьяна за беседу


Бамбек   03.10.2013 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.