Отзыв на фильм Прошкина Орда

   Нечасто нас кинематографисты балуют экскурсами в историю, особенно кинематографисты отечественные. Поэтому, фильм «Орда», рассказывающей о жизни монголо-татар и их взаимоотношениях с московитами, смотрится с интересом. В каждом из нас течет хоть капелька крови от завоевателей степей и равнин из племени Чингисхана. Степняки живут в каждой русской душе: двести лет татаро-монгольского ига не прошли даром.

  Картина «Орда» хороша, как ни странно, своей натуралистичной жестокостью. У меня как зрителя возник неожиданный вопрос к авторам фильма: «Неужели так жили наши предки и наши же завоеватели?» Вот острый меч степняка рубит русину голову просто потому, что русич – пленный и слишком высок. Голова катится кубарем под ноги вождя монголов, а из тела ручьем бьет кровь. Я невольно провел по шее рукой, как бы погружаясь в кадр: ведь так наверное нашим предкам и рубили головы монголо-татары. Что-то на генном уровне буквально заставляет смотреть фильм «Орда» с вниманием.

    А еще изюминка картины, как мне кажется, в лицах. Нет, не в лицах русских актеров, коих немало на экране, а узкие глаза, широкие скулы, особая форма черепа. Нет, это - не китайцы и не японцы, не тайцы, А совершенно особый, уникальный человеческий тип – монголоидная раса. Я даже раньше не замечал, насколько многолики могут быть лица представителей данной расы, но фильм «Орда» что-то новое открыл мне в науке о лицах. Именно монголоидов нечасто увидишь в Москве, в Монголию съездить было бы неплохо, да только как-то стремно. А вдруг они так же как многие сотни лет назад будут рубить головы московитам, пусть последние и будут с фотокамерой вместо оружия? Впрочем, все это опять же генетические страхи. Я не сомневаюсь, что нашествия Орды нашит предки опасались поболее, чем неурожая.

  Фильм полон жестокости и я думаю, это правильно, потому как в те времена народы ходили друг к другу не в бирюльки играть. Я бы не стал показывать многие кадры маленьким детям. Нет, не так. НЕ НАДО им смотреть данный фильм. Но взрослый взгляд видит, что сцены первобытной жестокости необычайно органичны в контексте и на экране. Да, как не печально, но запредельная жестокость есть часть того мира, что показан нам режиссером Андреем Прошкиным и сценаристом Юрием Арабовым. Как-то давно видел на канале «культура» выступление Юрия, так тогда мне он показался каким-то азиатом в хорошем смысле этого слова. И вот тебе на: его перо составило основу «Орды».

   Глядя на экран, как бы погружаешься в мир шаманства и предрассудков. С легкой улыбкой смотрятся сцены с неуклюжими и наивными лекарями, что пытаются вылечить ослепшую царицу монголов – ханшу Тайдула (актриса Роза Хайруллина). И сейчас, спустя почти тысячу лет, уже современные белые и черные маги, сниматели порчи и организаторы приворотов пользуется теми же самыми фокусами, что шарлатаны времен монголо-татарского ига. Сейчас, правда, не кладут свежие верблюжьи фекалии на ресницы, чтобы вернуть зрение страдальцу, но вот охмуряют пациента по тем же канонам актерского мастерства, только в более цивилизованной форме.

  Фильм «Орда» хорошо тем, что погружает зрителя в неведомый ему мир степняков изнутри. Тут важно следить за деталями. Какое зеркало держит старая бабка, что стоит перед ханшей Тайдула? Что это за чудная утварь? Какое жилище было у тех, кто завоевывал почти всю Европу на копытах своих коней? Даже какой косметикой (бякой) мазали лица женщины Орды. Вот эти мельчайшие детали создают общую атмосферу познавательности фильма. За баталиями и битвами на мечах нужно идти на другое кино типа «Конан-варвар»  с Арнольдом Шварценеггером, тут же я бы сказал что перед нами лента историческая, в чем –то просто бытовая. Но это то ее и делает необычной! Боевиков и так снято много, даже на наших просторах, а вот историческое кино у нас мертво и появление «Орды» несомненно, вносит разнообразие в пресный мир российского кино (менты, бандюки, продажные чиновники).

   Сюжет картины сводится к вопросу как вылечить ослепшую ханшу, если все местные знахари облажались? Ее сын – великий хан – посылает в земли московитов послов, чтобы те привезли русского колдуна, как они его называют. Но на самом деле это митрополит Алексий (Максим Суханов). У последнего жесткий выбор: если ему не удастся исцелить женщину, Московию степняки сожгут. Сравняют с землей и перемешают с пеплом. Актерская работа Максима Суханова мне показалась удачной именно своей отрешенностью и обреченностью. Он вызывает и жалость, и некое желание ему помочь. А это - сострадание и значит, образ актером раскрыт достоверно. На долю Алексия выпало немало страданий. Но разве когда-нибудь русская доля была легкой? Земли руссичей издревле соединяли два континента – Европу и Азию, и нашествия вглубь русских земель шли как с востока, так и с запада, с севера и даже с юга.
 
 Я и так понимал, что раз монголы покорили полмира, то не ветер степей гулял в головах их военнон6ачальников. То были и смышленые, и бесстрашные воины. Великий хан Джанибек в фильме «Орда» затевает этакую жестокую игру с митрополитом Алексием. Хан же может в любой момент убить старика, но не делает этого, наоборот, заставляет русского мучится, но – жить. Изощренный ум тирана способен на пытки более страшные, чем пытки плоти. Имеются в виду душевные испытания. Хан окунает митрополита в омут горя, боли, страданий за свой народ и хладнокровно следит за реакцией подопытного митрополита.

   Картина еще раз подтвердила мое мнение, что степняки были ох как не глупы. Только вот непонятно: как с таким умом и такой силой и завоеванной всей Евразии в современности монголоиды никак не относятся к передовым цивилизациям. Как они могли профукать свое ВЕЛИКОЕ ЦАРСТВО МОНГОЛОВ? Фильм отвечает на этот вопрос так: нескончаемые перевороты в верхних эшелонах власти Орды и объединение русских земель против степняков разрушили мощь непобедимой некогда Орды. Но  я полагаю, здесь вопрос гораздо глубже, чем интриги во власти и русская сила. Что-то сломало Орду более сильное, нежели эти вещи. Но данный вопрос мы оставим аналитикам и историкам. Фильм же «Орда» заслуживает

9 из 10
 


Рецензии