Кто как думает

А Вам не приходил в голову вопрос, почему слушая одного, ничего не понимаешь, а слушая другого, схватываешь на лету? Дело в том, что у того, которого мы понимаем, в голове все знания разложены упорядоченно, как книги на стеллажах в библиотеке. Поэтому у него в голове знания (факты) взаимосвязаны друг с другом и в своих рассуждениях такой человек умеет устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Благодаря этому он также связно передаёт другим людям свои знания, а те в свою очередь без труда их воспринимают (схватывают).
Представьте теперь, что в библиотеке несколько стеллажей с книгами «случайно» завалились. Примерно такая картина: на полу в книгохранилище библиотеки лежит огромная гора книг, и не пойми, где там литература, где физика, где социология. Т.е. неупорядоченный набор фактов лежит на полу. Примерно такая же каша знаний лежит в головах людей, которых мы порой не можем понять, когда они эту кашу пытаются преподнести нам устно или в виде там различных учебников. Например, все помнят из своей жизни преподавателей, которых было любо послушать и тех, кого просто не понимали. Просто у одних в голове ясная картина (мозаика), а у других, тех, кого не понимали, каша (калейдоскоп). Причем, каждый раз эта каша у них разная, как и картинка в калейдоскопе.


Рецензии
Александр, Вы правильно мыслите.
У меня вот в голове всё расположено по полочкам, но,к сожалению, меня никто не понимает. Почему? Да, потому, что не имеют соответствующих знаний и теперь этому не учат!
Поэтому, у меня всегда проблема с объяснением своей идеи.
Окончил я два университета, в дипломе стоит профессия - математик. По второму диплому даже и не скажу, что у меня за профессия (был пропагандистом в системе партийной учёбы) - окончил университет марксизма-ленинизма. А работал всю жизнь программистом, пришлось работать на всех поколениях ЭВМ.
Так, что специалиста, знающего обе профессии, по жизни не приходилось встречать!

Евгений Чекалов   14.12.2012 00:03     Заявить о нарушении
Вот мы и встретились

Александр Афанасьев 3   13.12.2012 19:11   Заявить о нарушении
Очень рад!

Евгений Чекалов   14.12.2012 00:01   Заявить о нарушении
Смотрите Евгений. Для того, чтобы суметь объяснить обычному человеку свою идею, основанную скажем, на теории Марковских процессов или на теории идеального газа (прошу извинить за иронию), нужно найти нужный язык для общения с обычным человеком. Только не надо требовать каких-то знаний от него. Ведь не он напрашивается к Вам за Вашими идеями, а Вы пытаетесь их донести! Вот и потрудитесь придумать, как правильно это сделать. Например, я хочу объяснить своей шестилетней дочери, как греет Солнце. Ведь это не значит, что я должен перед ней написать мелом на большой доске все выкладки молекулярно кинетической теории и уравнения ядерных реакций со всеми двойными и тройными интегралами. Мне будет достаточно нагреть полный чайник воды со снятой крышкой и попросить дочку, чтобы она возле чайника поместила свою ладонь. Почувствовав тепло, она интуитивно поймет, как греет солнце, а бурлящая вода будет ей простейшим аналогом того, что происходит на Солнце. После чего она поцелует папу в щечку и скажет спасибо. Именно потому, что иногда мы склонны больше требовать от других, чем от себя, получается, что часто нас никто не понимает. В случае со взрослыми людьми нужно пытаться донести суть, самое главное с установлением причинно следственных связей. Поэтому некоторых профессоров мы не понимаем, а от некоторых схватываем налету. К тому же разум взрослого человека более инерционен, из-за чего взрослых переубедить в чем-то труднее, а людей преклонного возраста, сами понимаете.Но в общем объяснить можно что угодно и кому угодно, главное — как это сделать!
Вместо того, чтобы пичкать людей разнообразием фактов, нужно учить людей методологии (различению). Владеть методологией значит уметь получать новые знания без помощи умных книжек и величавых профессоров (репититоров), самостоятельно. В свое время мне было интересно, что по вопросу методологии пишут умнейшие. В студенческие годы скитался по библиотекам, читальным залам, шарил интернет. Нашел книжку преподавателя ВМиК МГУ «История методологии математики». Скажу так, о методологии в этой книге ни слова, просто тупо излагается история развития математики! Вывод какой, если ничего про методологию математики найти не удается, придется разрабатывать ее самостоятельно (я не гонец за академическими наградами и нобелевскими премиями, поэтому так чисто для себя). Поэтому хочу поведать Вам две истории, имевшие место произойти у нас на физмате, чтобы поделиться с Вами, Евгений, своим опытом.

Александр Афанасьев 3   14.12.2012 11:53   Заявить о нарушении
1
Как известно, на пятом курсе, чтобы получить допуск к защите дипломной работы, нужно сдать государственный экзамен. Такой был и у меня — госэкзамен по прикладной математике. Естественно гора вопросов и две недели на подготовку (у нас так было). Сижу я в общежитии с соседом — готовимся к экзамену. Настает череда вопросов по интегралам. Олег тогда сказал: «Как же не охота все это вспоминать!», да еще сказал матом. И мне в голову приходит умная мысль.
— А зачем учить определение интеграла каждого вида отдельно, — сказал я Олегу. Смотри, Олег, определенный интеграл — это суммирование площади маленьких прямоугольников под кривой функции, в пределе эта сумма и есть определенный интеграл. То же самое и с двойным интегралом, только там мы уже суммируем площади маленьких прямоугольников разбиения некоторой области (в том учебнике была замкнутая область D!), в пределе эта сумма и будет двойным интегралом. В случае тройного интеграла мы должны суммировать маленькие кубики—объемы, из которых состоит область Vв евклидовом пространстве, в пределе эта сумма и будет тройным интегралом! В случае криволинейных интегралов обоих родов все аналогично, только уже разбивается не область пространства, а кривая на множество ломанных, длины которых суммируются и в пределе эта сумма и будет являться криволинейным интегралом!
Иначе, я дал понять Олегу, что все интегралы задаются аналогично. Поэтому не нужно учить каждое определение в отдельности, а достаточно хорошенько разобраться в определение определенного интеграла, а все остальное делается аналогично. Тоже самое и в случае с несобственными интегралами. Олег тогда сказал: «Сань, ты,правда, сейчас дело говоришь, не каждый до этого додумается, а ты смог».
Далее шли вопросы про поколения ЭВМ с объяснением принципов его работы, начиная от лампового ЮНИАК и заканчивая современными на тот момент времени на базе INTELPentium. Если у ребят такой материал особых затруднений не вызывает, то мои одногруппницы готовились получить «неуд» по госу из-за вот таких вопросов. И снова мне в голову приходит практичная мысль. А зачем учить каждое поколение ЭВМ, если все они от самых первых, до самых последних основаны на архитектуре Джона фон Неймана. Достаточно всего лишь разобраться в принципах этой архитектуры и все! Этим я сэкономил не мало времени и себе и некоторым одногруппникам на подготовке к госу. Многие мне тогда спасибо говорили за такой подход к учебе, а староста группы даже поесть приготовила. Что может быть приятнее такого внимания для мужчины? Ничего!
Вот такой случай действительно имел место в моей студенческой жизни. Вот такой метод я сообразил.

Александр Афанасьев 3   14.12.2012 11:53   Заявить о нарушении
2
Другая история не про студентов, а уже про их преподавателей того же физмата, у которых имел честь учиться и я.
На кафедре математического анализа тогда, как и сейчас работали два ученых, их имен называть не буду: один из них академик РАН, доктор ф.-м.н., профессор — заведующий этой кафедрой, здесь и далее буду называть его просто Академиком. Другой, доцент этой кафедры, кандидат ф.-м.н., лет десять назад доказал гипотезу о нулях дзета-функции Римана для одного частного случая (я даже имел честь держать в руках эту монография, написанную на английском языке), буду называть его здесь и далее Доцентом. На протяжении всего времени, что они проработали на одной кафедре, они грызлись, спорили о том, кто круче шарит в математике и это у них продолжается до сих пор. Доцент преподает у разных потоков дисциплины: теорию чисел, математический анализ, ОДУ и теорию вероятностей. Академик только математический анализ, ТФКП магистрам и аспирантам — вот узкоспециализированный математик.
Однажды Доцент решил очередной раз подняться морально выше Академика и попросил одного своего студента передать Академику листок с составленной им задачкой из области теории вероятностей с просьбой решить ее. Студент так и поступил. Когда Академик прочитал условие задачи, по словам того студента, произнес: «Я отказываюсь браться за решение, это не в моей компетенции!». Подумать только академик, специалист по математическому анализу оказался не компетентным в теории вероятностей, которая на 90% состоит из математического анализа. В чем тут дело? Да в том, что наша академическая наука дошла до того, что уже ни то, что физик не понимает лирика, а математик из одной области не понимает математика из другой области. А дальше что,кандидата наук будут давать за умение превосходно разлагать функции в степенной ряд? Так что ли?
Чтобы этого не произошло, нужен язык междисциплинарного общения, методология по другому. Человеку нужно дать метод, а ни обилие фактов, графиков, таблиц!
Все это я Вам, Евгений, рассказал не просто так. Вы поделились со мной своей проблемой объяснить людям свои идеи. Я же написал Вам как можно правильно это сделать. Надеюсь, что мой опыт окажется Вам полезным. И самое главное удачи Вам!

С уважением Александр Афанасьев.

Александр Афанасьев 3   14.12.2012 11:54   Заявить о нарушении
Александр, я не совсем точно высказался. Когда я разговариваю с человеком с глазу на глаз, мне всегда удаётся донести до собеседника свою идею. Удается мне это даже тогда, когда передо мной выпускник школы. Дело касается Интернета, когда передо мной нет собеседника, а писать приходится на абстрактного человека. Да, многие просто не вступают в диалог. Здесь-то и начинаются проблемы.
Не знаю, читали ли Вы статью на моей странице "Российские гносеологические корни"? В ней я по-крупному высказал свою идею.
Хотелось бы услышать Ваше мнение - доступно написано, или нет?
С уважением, Евгений.

Евгений Чекалов   14.12.2012 14:19   Заявить о нарушении