Кто как думает
Представьте теперь, что в библиотеке несколько стеллажей с книгами «случайно» завалились. Примерно такая картина: на полу в книгохранилище библиотеки лежит огромная гора книг, и не пойми, где там литература, где физика, где социология. Т.е. неупорядоченный набор фактов лежит на полу. Примерно такая же каша знаний лежит в головах людей, которых мы порой не можем понять, когда они эту кашу пытаются преподнести нам устно или в виде там различных учебников. Например, все помнят из своей жизни преподавателей, которых было любо послушать и тех, кого просто не понимали. Просто у одних в голове ясная картина (мозаика), а у других, тех, кого не понимали, каша (калейдоскоп). Причем, каждый раз эта каша у них разная, как и картинка в калейдоскопе.
Свидетельство о публикации №212100401176
У меня вот в голове всё расположено по полочкам, но,к сожалению, меня никто не понимает. Почему? Да, потому, что не имеют соответствующих знаний и теперь этому не учат!
Поэтому, у меня всегда проблема с объяснением своей идеи.
Окончил я два университета, в дипломе стоит профессия - математик. По второму диплому даже и не скажу, что у меня за профессия (был пропагандистом в системе партийной учёбы) - окончил университет марксизма-ленинизма. А работал всю жизнь программистом, пришлось работать на всех поколениях ЭВМ.
Так, что специалиста, знающего обе профессии, по жизни не приходилось встречать!
Евгений Чекалов 14.12.2012 00:03 Заявить о нарушении
Вместо того, чтобы пичкать людей разнообразием фактов, нужно учить людей методологии (различению). Владеть методологией значит уметь получать новые знания без помощи умных книжек и величавых профессоров (репититоров), самостоятельно. В свое время мне было интересно, что по вопросу методологии пишут умнейшие. В студенческие годы скитался по библиотекам, читальным залам, шарил интернет. Нашел книжку преподавателя ВМиК МГУ «История методологии математики». Скажу так, о методологии в этой книге ни слова, просто тупо излагается история развития математики! Вывод какой, если ничего про методологию математики найти не удается, придется разрабатывать ее самостоятельно (я не гонец за академическими наградами и нобелевскими премиями, поэтому так чисто для себя). Поэтому хочу поведать Вам две истории, имевшие место произойти у нас на физмате, чтобы поделиться с Вами, Евгений, своим опытом.
Александр Афанасьев 3 14.12.2012 11:53 Заявить о нарушении
Как известно, на пятом курсе, чтобы получить допуск к защите дипломной работы, нужно сдать государственный экзамен. Такой был и у меня — госэкзамен по прикладной математике. Естественно гора вопросов и две недели на подготовку (у нас так было). Сижу я в общежитии с соседом — готовимся к экзамену. Настает череда вопросов по интегралам. Олег тогда сказал: «Как же не охота все это вспоминать!», да еще сказал матом. И мне в голову приходит умная мысль.
— А зачем учить определение интеграла каждого вида отдельно, — сказал я Олегу. Смотри, Олег, определенный интеграл — это суммирование площади маленьких прямоугольников под кривой функции, в пределе эта сумма и есть определенный интеграл. То же самое и с двойным интегралом, только там мы уже суммируем площади маленьких прямоугольников разбиения некоторой области (в том учебнике была замкнутая область D!), в пределе эта сумма и будет двойным интегралом. В случае тройного интеграла мы должны суммировать маленькие кубики—объемы, из которых состоит область Vв евклидовом пространстве, в пределе эта сумма и будет тройным интегралом! В случае криволинейных интегралов обоих родов все аналогично, только уже разбивается не область пространства, а кривая на множество ломанных, длины которых суммируются и в пределе эта сумма и будет являться криволинейным интегралом!
Иначе, я дал понять Олегу, что все интегралы задаются аналогично. Поэтому не нужно учить каждое определение в отдельности, а достаточно хорошенько разобраться в определение определенного интеграла, а все остальное делается аналогично. Тоже самое и в случае с несобственными интегралами. Олег тогда сказал: «Сань, ты,правда, сейчас дело говоришь, не каждый до этого додумается, а ты смог».
Далее шли вопросы про поколения ЭВМ с объяснением принципов его работы, начиная от лампового ЮНИАК и заканчивая современными на тот момент времени на базе INTELPentium. Если у ребят такой материал особых затруднений не вызывает, то мои одногруппницы готовились получить «неуд» по госу из-за вот таких вопросов. И снова мне в голову приходит практичная мысль. А зачем учить каждое поколение ЭВМ, если все они от самых первых, до самых последних основаны на архитектуре Джона фон Неймана. Достаточно всего лишь разобраться в принципах этой архитектуры и все! Этим я сэкономил не мало времени и себе и некоторым одногруппникам на подготовке к госу. Многие мне тогда спасибо говорили за такой подход к учебе, а староста группы даже поесть приготовила. Что может быть приятнее такого внимания для мужчины? Ничего!
Вот такой случай действительно имел место в моей студенческой жизни. Вот такой метод я сообразил.
Александр Афанасьев 3 14.12.2012 11:53 Заявить о нарушении
Другая история не про студентов, а уже про их преподавателей того же физмата, у которых имел честь учиться и я.
На кафедре математического анализа тогда, как и сейчас работали два ученых, их имен называть не буду: один из них академик РАН, доктор ф.-м.н., профессор — заведующий этой кафедрой, здесь и далее буду называть его просто Академиком. Другой, доцент этой кафедры, кандидат ф.-м.н., лет десять назад доказал гипотезу о нулях дзета-функции Римана для одного частного случая (я даже имел честь держать в руках эту монография, написанную на английском языке), буду называть его здесь и далее Доцентом. На протяжении всего времени, что они проработали на одной кафедре, они грызлись, спорили о том, кто круче шарит в математике и это у них продолжается до сих пор. Доцент преподает у разных потоков дисциплины: теорию чисел, математический анализ, ОДУ и теорию вероятностей. Академик только математический анализ, ТФКП магистрам и аспирантам — вот узкоспециализированный математик.
Однажды Доцент решил очередной раз подняться морально выше Академика и попросил одного своего студента передать Академику листок с составленной им задачкой из области теории вероятностей с просьбой решить ее. Студент так и поступил. Когда Академик прочитал условие задачи, по словам того студента, произнес: «Я отказываюсь браться за решение, это не в моей компетенции!». Подумать только академик, специалист по математическому анализу оказался не компетентным в теории вероятностей, которая на 90% состоит из математического анализа. В чем тут дело? Да в том, что наша академическая наука дошла до того, что уже ни то, что физик не понимает лирика, а математик из одной области не понимает математика из другой области. А дальше что,кандидата наук будут давать за умение превосходно разлагать функции в степенной ряд? Так что ли?
Чтобы этого не произошло, нужен язык междисциплинарного общения, методология по другому. Человеку нужно дать метод, а ни обилие фактов, графиков, таблиц!
Все это я Вам, Евгений, рассказал не просто так. Вы поделились со мной своей проблемой объяснить людям свои идеи. Я же написал Вам как можно правильно это сделать. Надеюсь, что мой опыт окажется Вам полезным. И самое главное удачи Вам!
С уважением Александр Афанасьев.
Александр Афанасьев 3 14.12.2012 11:54 Заявить о нарушении
Не знаю, читали ли Вы статью на моей странице "Российские гносеологические корни"? В ней я по-крупному высказал свою идею.
Хотелось бы услышать Ваше мнение - доступно написано, или нет?
С уважением, Евгений.
Евгений Чекалов 14.12.2012 14:19 Заявить о нарушении