Екатерина Вторая прощается с внебрачным сыном

Е к а т е р и н а  В т о р а я  п р о щ а е т с я  с  А л е к с е е м Б о б р и н с к и м




               Е к а т е р и н а  и  А л е к с е й  в кабинете императрицы. 
                (Рассказ в диалогах №11) 

     Е к а т е р и н а. Алексей Григорьевич, мне надобно объясниться с вами. Я обязана это сделать сейчас, на пороге вашего окончания Кадетского корпуса. Но прежде, может быть, вы сами желаете мне что сказать?
     А л е к с е й. О да, ваше величество! Да! Я хочу вам сказать… Я хочу благодарить вас за те  благодеяния, коими вы меня осыпаете. Но я не знаю, достоин ли я их? Я ведь ничего не учусь. И поведение мое оставляет желать лучшего.
     Е к а т е р и н а. Не будем об этом... Вам никогда не хотелось узнать, кто ваши родители? Почему их нет с вами? Почему обстоятельства сложились так, что вы жили в чужой семье?
     А л е к с е й. Василий Григорьевич Шкурин, в семье которого я воспитывался, рассказывал мне, уже после того, как я от него съехал, что мой отец погиб за отечество, а мать от тоски по нём.
     Е к а т е р и н а. Больше он ничего вам не рассказывал? Как вы у него оказались, он вам не говорил?
     А л е к с е й. Мой отец был ему братом.
     Е к а т е р и н а. Так.
     А л е к с е й. Когда Василий Григорьевич умер, я час проплакал. И не мог спать целую ночь. В его семье я был окружен любовью.
     Е к а т е р и н а. Не многое я могу вам добавить к этому. Мне известно лишь, что родились вы 10 апреля 1762 года. (Растроганно.) Что мать ваша… угнетаемая разными неприязненными и могущественными людьми, принуждена была скрыть ваше рождение… И тем спасти себя и своего старшего сына. Кто ваш брат и где он сейчас, я сказать не могу. Это всё, что я вам хотела сообщить... Но знайте, что я всегда буду любить вас… как мать, которой вы лишены  были по ужасному стечению обстоятельств. Может быть, по моей вине… Но знайте: сердце моё будет всегда с вами! Что бы с вами ни случилось! Где бы вы ни находились! (Хочет погладить голову Алексея, но пересиливает себя и одергивает руку.)
     А л е к с е й. Ваше величество! (Со слезами на глазах припадает губами к руке Екатерины.)
     Е к а т е р и н а ( сдерживает волнение и подступающие к горлу слезы). Все необходимые распоряжения об устройстве вашего будущего мною уже сделаны… По окончании Кадетского корпуса вам надлежит совершить путешествие, какое займет у вас несколько лет.

                Слеза покатилась по щеке Алексея.
               

Не плачьте, дорогой мой… Мне тоже тяжело будет  расстаться с вами. Но это я делаю для вас. Ознакомительное путешествие по России и за ее рубежами принесет вам пользу. Подготовит вас к лучшему служению отчизне. Вы ознакомитесь с различными способами промышленного производства и культурой других народов, с тем чтобы применить увиденное в своих трудах на благо России! Верю, что так то и будет… По вашему выбору можете взять с собой трех товарищей из числа тех, кои окончат Кадетский корпус в один год  с вами. Прощайте. (Отворачивается, чтобы скрыть слезы.) Идите… Алексей Григорьевич, а то я расплачусь! Уходите! (Алексей уходит, чтобы встретиться с матерью через много лет, и всего один раз, представляя свою супругу.)

                Сцена затемняется. Звучит песня.

              Она веселый нрав имела.
              И не могла, чтоб не влюбиться.
              Но быть счастливой не умела.
              Она была императрица.

              Возилась с внуками сама,
              С детьми любила веселиться.
              Но где, скажи, ее семья?
              Она была императрица.
               
              Очередной ее герой –
              Она как сыном им гордится,
              А провинился – с глаз долой.
              Она была императрица.

              И тайный муж, ее стена,
              Ей помогает так забыться.
              Он знает: главное – страна.
              Она была императрица. 

               


Рецензии