Рассказ Ларисы Андреевой-Румянцевой

Ларочка четвертая слева в первом ряду, рядом с учительницей.

Мой первый заработок

«Мой первый рубль»… Сейчас это модная тема на радио. Известные и заслуженные люди города рассказывают о своём первом заработке. Дважды и я пыталась дозвониться в редакцию рассказать свою историю, но не тут-то было, видно желающих много, телефон отвечал короткими гудками. Вот и решила взяться за перо, вспомнить для себя и рассказать тем, кому интересно, как это было. Начну издалека и подробно.
Себя я помню лет с 6. В школу не приняли (я-октябрьская): ребёнок войны, пусть ещё ходит в садик, там и кормят хорошо, и под присмотром… Так что оказалась я второгодницей в старшей группе. «Подготовишек» тогда не было.

Надо сказать, что садик у нас был очень хороший.  Двухэтажное здание во дворе дома 14 по ул.Нагорной, потом оно отошло кабельному заводу. Большой вестибюль со шкафчиками для одежды. Большая игровая комната с огромным роялем и фикусом до потолка. В углу – статуя маленького Володи, опирающегося на стопку книг, лежащих на тумбочке. И всё это ещё на одной большой тумбе, так что места занимал Ильич достаточно. За него прятались, когда играли в прятки. Огромный ковёр на полу с детской мебелью, куклами, машинками.

Фикус и рояль запомнились особенно. Фикус вытирали влажной тряпочкой, это входило в обязанности дежурного. Потом фикусы истребили напрочь, как элемент  мещанства и буржуазной культуры. Но он прочно вошёл  в  моё сознание, и я однажды привезла из командировки отводку, посадила и любовалась своим деревом много лет. Оно было из моего детства.
Рояль тоже был огромный – концертный с толстыми ножками. И его тоже  протирали каждый день дежурные – он всегда блестел. Но главное – на нём играла Елена Константиновна- музыкальная воспитательница. Удивительная женщина! Играла нам – малышам – Шопена и Чайковского, рассказывала о композиторах. У нас даже был маленький оркестр – какие-то дудочки, металлофоны, треугольники… А уж как мы любили петь! И вот тут проявились мои музыкальные способности. Я пела не только в хоре, но и соло!  «Ты, синичка, где была?  Ты, синичка, где жила?» – пели дети. И я: «Всё летала по лесам, всё сидела по кустам, по кустам...» Такие музыкальные занятия запомнились на всю жизнь.
А как пел мой младший брат! Елена Константиновна называла его «мой колокольчик», прочила ему музыкальное будущее (как и мне) – не получилось… Я стала инженером, брат – врачом, но любовь к музыке осталась.
Вообще о садике остались самые тёплые воспоминания.
Время было послевоенное, довольно голодное. Когда болел младший брат, я шла в садик и брала еду для него в судочки – миски, скреплённые по бокам друг с другом общей дужкой. Тётя Лёля – повариха – наливала и накладывала еды столько, что и мне, и  старшему брату хватало. Я тогда уже училась в школе.
Смешно вспомнить, как боролись за хлебные горбушки. Как только садились за столы, до команды приступить к еде, надо было схватить горбушку с тарелки в центре, лизнуть её, чтоб никто не взял, и положить обратно.
А вот эпизод с «фотосессией». Пришёл корреспондент снимать сюжет о нашем счастливом детстве. Отобрали поприличнее одетых детей, и давай их снимать в разных вариациях. Я, например, держу голубя (голубя Мира, конечно), а вокруг улыбающиеся дети. Мальчик держит зёрнышки на ладони. Кстати, помню, что мальчиков звали Миша и Алик, а девочку Аля. Фото сохранилось, хоть и сильно потрескалось. Был у нас живой уголок с морскими свинками, а ещё был уж, лягушка и голубь.
Вот такой у нас был замечательный садик. И бегали мы туда без сопровождения (рядом же с домом). Кто построил это здание и для кого – не знаю, может и не для садика вовсе. Стоял он на территории бывшего кладбища, что располагалось за храмом. Сейчас на ВИЗе храм, его восстанавливают. Могильные плиты со стершимися буквами, ещё находили в густой траве. Но в детстве на это не обращаешь внимания…
И вот мне почти восемь лет. Я иду в женскую школу №74 Молотовского района. Школа далеко – идти 10 кварталов. Близко школа №1, но она мужская, там учится старший брат.
Первые недели - одни двойки (оценки тогда ставили с первого дня), «палочки и крючочки»  в прописях не поддаются, всё криво и косо. Мама, приехав из Ленинграда (папа там был на длительных курсах) в конце сентября, приходит в ужас. Начинается муштра, и через  месяц я уже отличница. Дальше проблем с учёбой не было.
Подхожу к эпизоду, вынесенному в заголовок. Но перед этим - ещё несколько воспоминаний о «первоклассной» жизни.
На 7 октября - день моего рождения – папа из Ленинграда прислал огромную коробку конфет «Медный всадник». Несу коробку в школу, угощаю одноклассниц. А конфеты оказываются с ромом! Никто из взрослых почему-то не прочитал, с какой начинкой угощение… Вот так первая капля алкоголя попала в наши детские организмы.
Жили мы в общежитии индустриального (потом – радио-) техникума. Огромное здание в четыре этажа, всё вместе: и учебные классы, и мастерские, и большущие комнаты-классы, где жили учащиеся, по 30 человек. В войну в этом здании был госпиталь. Семьи работников живут тут же – в комнатах 16-18 кв.м. Одну из них занимает наша семья: родители, трое детей и бабушка. Спальные места – диван, кровать и сундук. На сундуке днём кукольная комната, с мебелью и куклами, всегда одетыми по сезону, мама обшивала. Там же библиотека для друзей-товарищей: набор книжек, картотека, тетрадка записей. Очень часто читали вслух – это мама или сестра Вера, которая училась в мед.институте и жила с мамой - сестрой моей мамы – через комнату от нас. Очень любили раскраски, а папа классно затачивал цветные карандаши – тоненько-тоненько, залюбуешься. Часто вышивали крестиком: детские головки в матросках, кудряшках, домики в лесу.

Само здание заслуживает отдельного описания. Огромный дом (ул.Нагорная, 12) в четыре этажа с широкими лестницами, вестибюль с высокими зеркалами и раздевалками. Зрительный зал – все кинокартины и концерты были нашими. В центре зала висела огромная люстра, под ней боялись садиться – вдруг рухнет! Коридоры, по которым бегали с мелом в руках, играя в «сыщиков-разбойников», ставили стрелы. Классные комнаты по вечерам и по выходным были наши – в них играли в школу. Спортзал со всякими кольцами, брусьями, конями. Особенно любили раскачиваться от стены до стены, сидя на узле каната для лазания. А библиотека с читальным залом в два этажа! Сколько там было интересных журналов с картинками! Так что от тесноты в комнате особенно не страдали.

Зима, темно. К 8 утра надо в школу. Хожу одна, хоть и далеко. Встаю по горну -побудке. Однажды протрубил горн побудки. Я встала, попила чаю, мама заплела мне косичку, и я отправилась в школу. Спускаюсь в вестибюль, тут меня останавливает вахтёрша: «Ты куда»? «В школу», - отвечаю. А на больших часах вижу время:  2:45. Это студенты пришли ночью с какого-то мероприятия и «прогорнили» побудку в шутку. Моим родителям здорово досталось от той вахтёрши.
В том же первом учебном году был и грустный случай. Родители часто ссорились, я, видимо, сильно переживала. Однажды на уроке пения стояла у рояля (мы все почему-то стояли вокруг рояля) и упала, потеряв сознание. Пришла в себя уже в кабинете врача, одетая в шубу, «готовая» к отправке в больницу. Пролежала неделю, сказали что был нервный срыв. Родители! Не ссорьтесь при детях!
Итак, подхожу к главному, с чего я начала – как я первый заработок-то поимела. Я уже говорила, что хорошо пела, так вот на этом и заработала. Младший брат ещё после меня два года в садик ходил. Меня пригласили на роль Снегурочки - ведущей, как говорят сейчас. Это 4 или 5 представлений для детей разных возрастов. К ним надо готовиться. И вот я весь декабрь репетирую с детьми. А зарплату получаю в виде обеда и полдника в дни репетиций. Целый месяц практически живу в садике после школы. Когда дети спят, с удовольствием играю в куклы, потом полдник, и опять репетиции. Песенку Снегурки помню до сих пор:

Меня все звери знают,
Снегурочкой зовут.
Со мной они играют,
Мне песенки поют.
И мишки-шалунишки,
И зайкчики-трусишки -
Мои друзья!
Люблю их очень я.

Для проведения самих ёлок приглашался «настоящий» Дед Мороз, я у него была помощница, но уже без оплаты, даже подарок не давали.

Той же зимой состоялось моё знакомство с Театром оперы и балета. А было так. Соседка тётя Клава – кладовщица и бывшая балерина – подрабатывала в театре в кордебалете. Она и пригласила меня вместе со своей дочкой пойти в театр. Давали балет для детей «доктор Айболит», где и собака Авва, и обезьяна Чи-Чи, и злая Варвара. Привели нас в театр, усадили сбоку в оркестровой яме. Само представление совершенно не помню. По воспоминаниям смотревших этот балет, самая страшная сцена была – отрубание головы злодею. Меня же оглушал оркестр, на сцене видны были только ноги, среди которых мы искали ноги нашей тёти Клавы. Зато в антракте нас повели в настоящий буфет для артистов, и угощали сосиской! Потом был второй акт, и путешествие домой – долгое и мучительное. Дело в том, что мне дано было 3 копейки на трамвай, и показана остановка. То ли трамвай пошёл не по маршруту, то ли я что-то перепутала, но уехала я по Толмачёва чуть ли не до вокзала, тогда там были трамвайные пути. Спохватилась, вышла, а трёх копеек-то уже нет. Спросила дорогу до площади, а оттуда я уже знала как добраться до дому, - это по Ленина, потом по аллее - ВИЗ-бульвару, и вверх по Спичечников (теперь Мельникова). Так как было холодно, домой явилась вся в соплях и слезах. Впечатление от первого посещения «храма искусств» было испорчено.

А потом была весна моего первого учебного года. Перелезаем из валенок в ботинки с галошами. Помните: «Купила мама Лёше отличные галоши. Галоши настоящие, красивые, блестящие…» Солнышко сушит лужи, и вот уже галоши стоят рядком вдоль стены на крыльце дома, а на асфальте – классики! А потом громко топаем кожаными ботинками по гулким мраморным ступеням лестницы, спускаясь со второго этажа. Бежать на улицу с куском хлеба с сахаром (пришлёпнуть ладошкой, чтоб не сыпался!), выскочить и успеть крикнуть: «Сорок один – ем один!», пока кто-нибудь не крикнет: «Сорок семь – дели всем!». Но откусить всё равно давали, не жадничали. Как же было здорово!
Первый класс закончила отличницей. Дальше наступали дни велосипеда, сандалий с носочками в мелкую полосочку с отворотами (ленинградские!) и поездки к бабушке в Шамары, где в деревне учительствовала папина сестра.
Малина, собранная в лесу бабушкой к завтраку, и свежая картошка размером с лесной орех, с укропом и маслом! Чудный «домик в деревне»…
Во втором классе я опять была Снегурочкой с той же «зарплатой». А в третьем классе уже не пригласили: младший брат пошёл в первый класс, из костюма Снегурочка выросла…

Недавно пересмотрела старый фильм «Первоклассница». Это обо мне и о нас – девочках начала 50-х – наивных и добрых, смешных и милых. Только мы уже 1 сентября шли в школу в белых фартучках, а по фильму – в черных . в конце 1-го класса они в белых. Помните, поют: «Первый класс, первый класс! Год назад ты принял нас. Перешли мы во второй, и прощаемся с тобой». Смотрела,  конечно, со слезами на глазах.

Вот и всё. А в денежном выражении первый заработок – 30 рублей – я получила после окончания школы, поступив в УПИ. Тогда нас, школяров, на полтора года отправляли работать. Я была учеником токаря, потом токарем, точила чугунные заготовки. Работали в три смены – ещё не будучи совершеннолетними! Чугунная пыль и стружки забивались и в рот, и в нос – всюду. А после смены нужно было ещё ехать в институт на лекции, семинары, контрольные…
Но остались и хорошие воспоминания о ребятах из цеха, о походах , о волейболе в обеденный перерыв, о вкусных  толстых оладьях в столовке.
Пела я потом ещё долго: в школе, на концертах и смотрах, в пионерлагере, в институтской капелле – во время и после учёбы в институте.
 


Рецензии