Рассуждения об идеологии

Пожалуй самые бесполезные в Мире вещи - это рассуждения, которые не были записаны, слова, которые не были сказаны, дела, которые не были сделаны. Хотя хуже всего то, что не все доходит до своего логического финала, не находит своего конца и не имеет смысла. А какой есть смысл в моих словах?

В этом обществе, которое в своей большей части, погрязло в насилии, жестокости, ненависти, алкоголизме, наркомании нет места красивым и добрым словам. Никому не нужные сейчас, но так необходимые в жизни слова - любовь, забота и доброта, которые отходят на второй план. Впереди обыкновенная обывательская жизнь, не сулящая никаких изменений в этом социуме. Разве что негативные, сопровождающие сию серую биомассу, которая гордо шествует за жуликами-пророками, а заодно и подставляет свою шею под ярмо местных удельных князьков, причем на вполне добровольных основаниях. Если и необходимо, что-либо менять, то необходимо менять в самом обществе. Что важно для подчинения себе массы людей? Кнут? Изжито, хотя для многих лучше явное рабство, чем мнимая свобода. Пряник? В этом хлебобулочном изделии кроме изюма может попасться и запечённый таракан.

Кнут и пряник необходимы для дальнейшего управления, как и людьми, так и всей системой. А для руководства массами необходима идеология, культура, которая будет доминировать над всем остальным. Только слепая вера и беспрекословное выполнение всех норм идеологии способно сплотить нацию. Но идеология может ее, и сгубить, повергнув в темную пучину, как и ее саму, так и ее проповедников. Но сейчас, в эпоху развитой информации, которая являет собой, как и ценный алмаз, так и бесполезный хлам, легко внедрять необходимые догмы и правила. Ведь эту среду, плодотворную для развития идеологического мышления и подчинения породила сама доступность информации. Невозможно предотвратить возможную критику и не желание подчиниться своей системе, но это легко уничтожить в самом еще зачатии.

Кто не с нами, тот против нас. Этот простейший тезис проповедует и свято выполняет каждый, кто свято верит в пропагандируемые ему же идеалы. Только благодаря этому жесткому контролю и вбиванию идеалов в головы, толпа сама уничтожит отступников, не взирая ни на возраст, ни на пол, ни на бывшие заслуги. Толпа может и не понимать самой сути того, что происходит, по той простой причине, что она сама стала за плуг и тащит его. Только она никогда, либо крайне редко получит урожай плодов. Дадут только сено, если не повезет, а если повезет, то может быть дадут овес.

Культ идеологии не терпит конкурентов, и легко находит их. Вот почему религия всегда или никогда, была в основе любой идеологии. Вот почему многие актеры, композиторы, писатели, журналисты, трезвомыслящие люди, так рано уходили со своего поприща, если не уходили насовсем. Как любая идеология, так же как и религия, она уничтожает своих явных и мнимых врагов.  Нет ничего удивительного в радостных извещениях о войнах, наводнениях, землетрясения и разрушениях лагерей политических оппонентов. Идеология, благодаря своему тоталитаризму и всевластию забивает все возможные места в литературе и кинематографии. Если вернуться к ранее озвученному вопросу религии в идеологии, то можно вспомнить такие выражения, как "С нами Бог!", "Нация, избранная Богом", и недавно услышанная фраза "Правоверные политики". Религия в идеологии занимает, как и лидирующую позицию (тот же оккультизм в Германии в период правления А. Гитлера) так и негативные последствия для себя (в тридцатых годах в СССР пропагандировался атеизм, сопровождавшийся варварским разрушением памятников исторической ценности). Если вернуться к Средневековью, то религиозная идеология была доминатом во всех сферах. Что из этого получилось, можно легко понять, читая исторические сведенья о крестовых походах и уничтожении своих же соотечественников.

Как и в любой идеологии, всегда присутствует патриотизм и национализм. Не смотря на, казалось бы, вполне идентичные по смыслу слова, патриотизм и национализм имеют разные значения. Как и патриотизм, национализм основывается на любви к своей стране и нации, но интересы коренной нации всегда выше интересов остальных наций, которые проживают на данной территории. К слову, национализм это ветвь, которая отделилась от расизма и фашизма. Ведь недаром фашистские партии назывались в свое время националистскими, взять бы, к примеру, уроки Истории и вспомнить, как называлась партия А. Гитлера. Одной из причин того, как быстро коммунистическая идеология очень быстро распространилась по СССР - это была широкая пропаганда масс, подкрепленная, как и силой, так и улучшением условий жизни граждан, а это электрификация, возведение многочисленных заводов и фабрик, борьба с неграмотностью, поощрения за успехи в работе. Парадокс заключался в том, что из-за постоянных, фактически маниакальных поисков врагов этого строя страдали выдающиеся деятели искусства, опытные военные кадры и простые граждане. Из человеколюбивого строя, на некоторый период СССР превратился в кровожадного монстра. Но Вторая Мировая война перевернула все с ног на голову, принеся с собой не только разруху, но и новую волну возрождения патриотизма, а следовательно, и укрепление идеологии.

В основе любой идеологии всегда лежат патриотизм, фашизм (в формах национализма и расизма), религия (как полностью, так и некоторые ее элементы или ее полностью отрицание). К этим трем основным элементам идеологии (в некоторых идеологиях используют, как и все, так и один из этих элементов, так же используют и смешанные ее типы) можно отнести и такие инструменты идеологии как широкая пропаганда, искусство, систему образования.

Благодаря современным средствам информации, и ее доступности можно легко насаждать людям свои идеи, размещая их во всех доступных местах. Благодаря постоянным повторениям одних и тех же речей, да и широко распространённых афишах, человек подсознательно будет воспринимать то, что ему навязывают, при этом даже не сопротивляясь. По сути, идеология, как и менеджмент, и маркетинг, представляет собой своего рода рекламу. Как бы оно глупо не звучало, но товары, которые предназначены не на экспорт, а для продажи населению, укрепляют идеологический строй. Если взять СССР, и его некоторые торговые марки, то можно, без всякого сомнения, увидеть четкую направленность на укрепление идеологии. К примеру, можно взять такие распространенные названия, как: "Красная Москва", "Московский комсомолец", "Комсомольская правда" и другие. В то время, причем довольно часто, были и названия, которые носили исторический характер, такие как к примеру "Победа", "Молодая гвардия", в некоторых названиях товаров и предприятий встречались и такие слова, как "октябрь", "гвардия", "пролетарий", "звезда". Довольно часто псевдоним Ульянова Ленин, был востребован в наградах, орденах, медалях, названиях городов, заводов, фабрик...
Таким образом, и вполне обосновано, можно сказать, что реклама в современном обществе является одним из важнейших рычагов истории развития идеологии.

В современных условиях развития техники, довольно легко собрать в необходимом месте массу людей, которые поддерживают интересы идеологии. Не смотря на то, что некоторые страны поддерживают демократические идеалы, по своей сущности они редко выполняют свои обещания. Любая идеология носит утопические обещания, которые на практике редко воплощаются в жизнь. Но каковы бы не были сильны идеалы правления государства, но рано или поздно все уходит в Историю. Даже Римская Империя, не смотря на свою мощь, канула в воды Леты. Но если она рухнула под давлением внешних сил, так же как и Германия, то СССР погиб из-за расхождений в идеологии.

Но, пожалуй, единственное, чего никто не может понять - нельзя построить идеальное общество. А так же никогда нельзя держать людей в страхе. Как сказал Калигула? "Пусть ненавидят, лишь бы боялись". Но для него это закончилось плачевно. Главное для жизни любой идеологии, да и государства в целом - это вера в завтрашний день. Все остальное - приживётся.


Рецензии
здравствуйте Олег.
Вам благодарность можно вынести даже за первое предложение.
мудро и емко.
понравилось все
удачи

Евгений Торн-Тихонов   15.06.2013 19:30     Заявить о нарушении