7. И опять станция Петушки уже от Владимира

     В свое время попала в руки статья Морозовой Венеры Вениаминовны, которая была работником Ульяновской библиотеки, об Алексее Александровиче Пазухине, выпускнике Царскосельского лицея осужденного по Делу лицеистов в 1925 году. Это был не единственный арест этого человека. В названии статьи были указаны и годы жизни А.А. Пазухина – 1883-1942. И вся его деятельность отмечена и как генеалога, и как хранителя семейного архива, где рассказано было и о происхождении семьи и о тех, кто был рядом с семьей в разное время.
 
      Казалось, что какое отношение Ульяновск мог иметь к одному из осужденных по делу «Контрреволюционной монархической организации». Но рождение в городе Симбирске А.А. Пазухина, дает это полное право им интересоваться и исследовать его жизнь. И городов в жизни Алексея Пазухина было много, и если до революции 1917 года он сам выбирал, где ему жить, то после революции этот выбор на себя взяли органы защиты государства, в котором жил Пазухин, от самого Пазухина.
 
     Воспоминания дочери Алексея Александровича Пазухина имеют такое название «У Владыки в Петушках». Только стоит помянешь эти Петушки, так они к тебе и выскакивает. Ехали в электричке во Владимир заговорили о станции Петушки, так вот тебе и лицеист Пазухин, и его дочь, и название статьи такое необычное, в котором и есть эти прославленные Петушки.

     Наталья Алексеевна Пазухина пишет о месте работы своего отца до революции, и называет Русский музей. Указывает, что Алексей Пазухин был научным сотрудником. Образование получил он в Александровском Императорском Царскосельском лицее, это было не военное учреждение, и вышел он не в чиновники, как всех готовили, а в научные работники.

     О том, с чем было связано Дело лицеистов, по которому и арестовали выпускников лицея, и не только их, не говорится в воспоминаниях. Да, и что можно сказать, если причинами ареста назывались такие, что трудно и представить, что они и могли служить основанием для расстрелов. Ну, ходили в церковь, и были службы по Николаю, вообще Николаю, но решили, что по императору Николаю I. Собирали деньги на помощь друг другу.  Но денег было мало. Встречались лицеисты иногда, но все встречи были подозрительными, любые. Конечно, искать нужно причины более существенные.

     Имя Алексея Пазухина возникло случайно при одном из допросов. Не зря говорила жена директора Царскосельского лицея Анна Михайловна Шильдер, урожденная Клингенберг, что она не может назвать ни одной фамилии, так как понимает, что может грозить человеку, и что ни один не может быть уверен в том, что его не арестуют. Вот какое понимание жизни и строя было у женщины, которой к тому времени было почти семьдесят лет. И заметим, что эта женщина была родной сестрой губернатора города Владимира, Николая Михайловича Клингенберга.

    Арест состоялся, приговор был вынесен без всякого суда, имущество Алексея Александровича Пазухина конфисковано, а его в 1925 году отправили в ссылку в Ишим. Так как бумаги его оформлялись долго, никто никуда не спешил, то пробыл в Ишиме Алексей Пазухин четыре года вместо трех лет. При этом нужно понимать, что это не простая ссылка, а такая, когда и на работу тебя не принимали. Значит это ссылка на смерть. Это не царское время, когда выдавали ссыльным деньги, и разрешали переписку, и те могли и сбежать из ссылки, и уехать за границу. Здесь только одно состояние, работы нет, имущества нет, только смерть рано или позже за тобой придет или в ссылке или в следующем аресте.
 
     Возвращение в свой город Ленинград тоже было невозможно, так появилась сначала Калуга, потом город Владимир. Сестер Алексея Пазухина тоже арестовали в Москве, их было три – Мария Александровна, Ольга Александровна и Вера Александровна.
 
     Переезд во Владимир состоялся в 1930 году, когда дочери Алексея Пазухина было 12 лет. А в 1936 году Алексея Александровича Пазухина арестовали во второй раз. И срок новый – пять лет в Медвежьегорск. До Пазухина уже этим этапом прошли другие приговоренные по Делу лицеистов в 1925 году, там были те, кто получил три, пять и десять лет концентрационных лагерей. К тому времени, к 1936 году многих уже не было в живых, или другие закончил свой срок, но и их аресты не обошли. Обычно аресты шли до тех пор, пока никого не оставалось. Финиш-смерть.

     В Ишиме Алексей Пазухин познакомился с Владимиром Алексеевичем Комаровским, а в Медвежьегорске с владыкой Афанасием.
     Дочь Алексея Александровича Пазухина, Наталья Алексеевна, встретилась потом уже в 1957 году с владыкой Афанасием в Петушках. Он помнил А.А. Пазухина по лагерю. 
     Судьба его новых знакомых по ссылке и концентрационному лагерю была не менее трагичной, чем судьба самого Алексея Александровича Пазухина.

     Владимир Алексеевич Комаровский родился в 1883 году, ровесник он был Алексею Пазухину. И вместе оттого и в ссылке в одном месте оказались, в Ишиме. По специальности В.А. Комаровский был и иконописцем, и искусствоведом и реставратором. Многие его работы не сохранились. Сохранилась икона Донской Божией матери в церкви Данилова монастыря.

     После освобождения уже после второго ареста в 1936 году Алексей Александрович продолжал жить во Владимире, там же жила и его семья, дочь Наталья Алексеевна тоже здесь работала долгие годы.

 В книге памяти Владимирской области записано:
Пазухин Алексей Александрович   (1883,Москва--,1936) Без определенных занятий, житель: г. Владимира. Арест: 1936.04.26 Приговор: 5 лет лишения свободы.   
      Вернулся Алексей Александрович Пазухин во Владимир в 1941 году после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря. Работал в больнице, здесь заразился от больного и умер.
 


Рецензии
Ну. да... про моего деда тоже есть запись в этой Владимирской книге -
расстрелян в !937-м.

Владимир Ауров   10.03.2013 13:27     Заявить о нарушении
Владимир. Такая судьба, несправедливая и бессмысленная. Остается только помнить о невинных жертвах. Катерина

Екатерина Шильдер   15.03.2013 18:25   Заявить о нарушении