Автостопом по европам

АВТОСТОПОМ ПО ЕВРОПАМ (2000)

Путевые записки о моём месячном "вольном" путешествии по странам Европы за 800 евро

         Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть

                Гилберт Честертон


Эти путевые заметки были написаны для нескольких моих приятелей. Я не собирался их публиковать, полагая, что поездкой за границу сейчас никого не удивишь. Но недавно мой друг убедил меня, что эти мои впечатления, возможно, будут интересны кому-нибудь ещё.

МАЛЕНЬКАЯ МЕЧТА

Всё началось в январе 2000 г. Я в очередной раз заболел, хандрил, и холодное сибирское небо казалось мне с овчинку. Вот тогда-то и родилась у меня идея отправиться летом в путешествие по Европе. В качестве основного способа передвижения предполагался автостоп, но я был готов двигаться и всеми иными возможными (для моего кошелька) способами. Со временем мысль о путешествии меня очень захватила. Предстоящие приключения, неизвестные, но такие знакомые с детства названия городов: Париж, Амстердам, Венеция, пьянили и навевали сладкие фантазии. Автостопные мечтания помогли мне поправиться и взяться за работу. Ну, а в свободное время я вновь и вновь открывал атласы и путеводители, намечая маршрут. Серьёзно подозревая, что второй раз подобное приключение  мне уже предпринять вряд ли удастся (финансы требовались, по моим меркам, немалые), я решил совершить действительно большое (для меня) путешествие.

Что нужно для самостоятельной поездки в Западную Европу, а точнее, в Шенгенскую зону? Во-первых, конечно, необходим загранпаспорт, во-вторых, виза, в-третьих, - деньги, хотя бы минимум, в-четвёртых, знание английского языка (хотя бы азов), наконец, в-пятых, некоторые общие представления о том, как ты будешь жить, питаться, ночевать, передвигаться, посещать достопримечательности. Ну, и наконец, страстное желание путешествовать, несмотря на тяготы, усталость и относительное безденежье.

В принципе, почти всё это у меня было. Некоторое количество честно заработанных денег имелось, и я решил, что имеет смысл вложить их в реализацию моей маленькой мечты, превратившуюся в фикс-идею. Загранпаспорт уже был. Самую дешёвую шенгенскую визу (итальянскую) оформил через турагенство. Поскольку я планировал у Европы взять всё и сразу, то решил не мелочиться и взял визу на месяц. (В самом деле, думал я, пусть уж лучше будет несколько дней лишних, чем не хватит). Это обошлось мне, правда, в 130 долларов.

В целях безопасности часть суммы положил на карточку VISA (это давало, между прочим, бесплатную международную медицинскую страховку на год), другую - на карточку Visa Travel Money, и совсем небольшое количество баксов оставил наличкой. Карточки позволяли снимать в банкоматах деньги сразу в той национальной валюте, которая была мне нужна в данный момент. Единой европейской валюты (евро) ещё не существовало. Пару месяцев я совершенствовал свой английский, а в поездку захватил французский и немецкий разговорники (опыт показал, что вполне можно обойтись без них).

Оставалось одно единственное условие: набрать побольше знаний о подобных путешествиях. Здесь мне на выручку пришёл Интернет (тогда у меня дома его ещё не было.- С.С.), а точнее книжный CD, где были скопированы из «всемирной паутины» рассказы о различных экспедициях Истории вольных путешественников вселяли уверенность, что не Боги обжигаю горшки. (Хочется сказать спасибо за ценную информацию всем «европейским первопроходцам»). Параллельно накапливал другие сведения, почитывал и газету «Иностранец». Морально я был готов претерпеть самые трудные ситуации. Насколько позволяло время (а его, как назло, было немного) старался готовиться и физически: заставлял себя совершать продолжительные ежедневные прогулки в быстром темпе. Но этого было, конечно, мало.

К июню я уже чувствовал себя достаточно подготовленным в морально-психологическом отношении, в информационном плане, более или менее в физическом. В общем, я, как говорится, рыл землю копытами и рвался в бой. Даже некоторые проблемы со здоровьем мне уже не могли помешать. Единственное, о чём я молил Бога, чтобы были здоровы мои близкие. Меня могло остановить уже только это.

СТАРТ

Итак, я стартовал в Омске 16.06.2000, выехав в Москву скорым поездом «Иртыш». В столице я впервые (и неожиданно успешно!) попробовал себя в роли автостопщика. Моя уверенность не подвела: дважды совершенно бесплатно меня подвозили московские водители. Туристический (но в то же время опрятный) вид, заявление о том, что я - автостопощик, вполне подействовали. В Москве встретился с друзьями. Они с некоторым сомнением качали головой, услышав о моём огромном маршруте. Говорили и о том, что через немецкую границу с итальянской визой могут не пропустить.

Приехал утром, а вечером того же дня состоялись проводы на Белорусском вокзале. А уже на следующий день (19.06.) около полудня я прибыл поездом в Брест. Идти на автопереход не рискнул, зная, что там большие очереди. Решил пересечь границу на электричке. Ближайшая станция на польской стороне - Тересполь.

ПОЛЬША

В Бресте, как выяснилось, огромное количество населения живёт лишь тем, что ежедневно (и даже по несколько раз в день!) провозит в Польшу сигареты и спирт, которые там стоят в несколько раз дороже. Поэтому при посадке на электричку Брест - Тересполь меня ждало великолепное шоу под названием «Контрабанда на границе». Я даже рискнул принять в этом зрелище скромное участие (по просьбе одной польки провёз стандартную норму сигарет и спирта). Нет, в самом деле, забавно и немного грустно, когда женщины далеко не первой молодости используют вместо силикона сигаретные пачки и резиновые ёмкости со спиртом, причём занимаются этим прилюдно. В электричке познакомился с польскими студентами, возвращавшимися из Белоруссии. Поехал с ними до Варшавы, там один из них (польский белорус Марек) любезно предложил переночевать у него в общаге. Благо место соседа пустовало. Утром осмотрел старый город, а точнее то, что поляки с большой любовью и искусством воссоздали на его месте после войны (было очень много разрушено), и двинул автостопом («по бездорожью и разгильдяйству»).

Из большого города проще всего выезжать на трассу с помощью электрички, хотя потом нередко нужно ещё переть по трассе порядочно пёхом. Так оно и получилось, когда я выехал из Варшавы (до станции Блони). Тем не менее, где-то в середине дня я был на трассе и примерно через час уехал на огромном грузовике «Вольво». Шофёр-поляк сперва не хотел меня брать, узнав, что я - русский («Вдруг ты – какой-нибудь бандит?») и предварительно посмотрел мой паспорт.

Несколько часов ехали мы с ним недурственно, он неплохо говорил по-русски, а я старался быть хорошим попутчиком и поддерживал разговор. Но в какой-то момент моего водителя понесло. Парень настрадался от поборов российских таможенников, гаишников и бандюг. Это всё мне было понятно и я ему посочувствовал. Но когда он стал просто-напросто поносить весь русский народ, мне стало неприятно. Я отчётливо осознал, что слушать это не могу. Сказал ему: или прекращай, или я выхожу. Водила резко остановил машину, и я оказался на дороге около 11 вечера. Было уже совершенно темно. До Познани было ещё далековато (по моим прикидкам - километров 60).

После долгих и безуспешных попыток "застопить" машину, когда я уже смирился с ночёвкой в придорожных кустах, меня подвёз случайный автобус до пригородов Познани, а потом один симпатичный парень (имя не отложилось в памяти, но дай Бог ему здоровья) уже ввёз в ночной город. В общежитии университета мест не было, ночевать в гостинице было дорого, и поэтому эту ночь я спал на улице. Устроился на лавочке в укромном закутке возле общаги. Не скажу, что это было очень здорово, но ведь к трудностям я был готов. И даже к намного большим.

Рано-рано утром осмотрел Познань. С интересом наблюдал как польские дворники, одетые в аккуратные комбинезоны тщательно подметали тротуары щётками. Вообще, средний уровень жизни в Польше заметно выше нашего. Это легко заметить хотя бы по обилию 2-3 этажных домов со спутниковыми антеннами. Но меня, конечно, интересовали, в первую очередь, памятники прошлых эпох и я направился на «Старо Място». В центре этого исторического ансамбля находится знаменитый «Старый рынок». Белоснежная ратуша, словно игрушечные, разноцветные домики с лепниной, много красивых небольших скульптур - всё было необыкновенно очаровательно.

Закусив на Старом рынке прикупленной в магазине снедью, сделав несколько снимков на свой старенький фотик, я опять отправился на трассу под палящее солнце. Путь был, как это и бывает, у автостопщиков не совсем простой. Сперва доехал на окраину города на трамвае. Голосовал около часа, пока один добрый парень на роскошном авто не сжалился. Он подвёз меня километров 60 до крупной заправки. Здесь я перекусил и побрился в придорожной кафешке.

Пожалуй, стоит рассказать, как я частенько готовил себе пищу. Моими базовыми блюдами в поездке были (надеюсь, читать моё описание будут в основном люди, привыкшие к походной кухне): 1) основное блюдо: геркулесовая каша (или мюсли) и 2) китайская лапша быстрого приготовления (и то, и другое у меня в некотором количестве было запасено, а потом докупалось). Для приготовления обоих блюд необходим был лишь кипяток. (Естественно приходилось покупать и другие продукты, но эти были минимальной базой).

Обычно я подходил к буфетчице или бармену и скромно спрашивал: может ли он налить мне в кружку кипятка. Как правило, отказа не было. После этого я спокойно доставал свою литровую «кружечку». Получив желанный кипяток, под несколько шокированным взглядом бармена я занимал столик и «приготовлял» свою немудрёную еду. (Как правило, возражений не было. Возможно, от шока). Часть кипятка шла на кашу (завтрак) или суп-лапшу (обед), а оставшаяся - на чай. Если же готовка происходила в хостеле (молодёжная общага), то для добывания кипятка использовался припасённый кипятильник. Всё это сэкономило мне немало денег, но, конечно, иногда нужно было подкупать бутерброды, хот-доги или пиццу. Выручал и «Макдональдс», который в Европе сравнительно дёшев.

На заправке после Познани я сменил тактику автостопа. Встал в тенёчке и подходил к машинам, ненавязчиво предлагая себя в попутчики до Франкфурта-на-Одере. Поначалу шли отказы. Спустя часа полтора, крупно повезло: меня согласился подвести в своём микроавтобусе русский немец Алексей. Он уехал в Германию в 1993 г. из Казахстана, но тёплые ностальгические чувства у него остались. С бывшим соотечественником мы великолепно поболтали, посмеялись. Он с жадностью слушал новости о нашей российской действительности. Рассказывал охотно и о себе. Русские немцы держатся друг друга, а к коренным относятся немножко как … к недотёпам. Впрочем, «коренники» их попросту дискриминируют.

Я несколько напрягся, когда мы подъехали к польско-германской границе. В общем-то, ходили разговоры, что в ряде случаев немцы требуют, чтобы была именно немецкая виза. Говорили, что первая шенгенская страна, куда ты въезжаешь, должна быть именно та, в которую ты открыл визу. Если же хочешь в Италию, то езжай (лети) туда напрямую. Но, слава Богу, всё обошлось: мы миновали границу без проблем. «Расслабься: ты уже в Шенгене», – сказал мне Алексей с широкой улыбкой. В знак уважения к затеянному мной путешествию, Алекс (так он именуется в официальных документах) даже довёз меня до центра Берлина. Мы сфотографировались возле ратуши, и он поехал дальше.

ГЕРМАНИЯ

Первая ночь в столице Германии тоже была весьма «романтичной». Я приехал в Берлин, когда информационные туристические центры были уже закрыты. Спросить адрес хостела было уже негде (вот он был мой прокол: не догадался загодя скачать и распечатать списки хостелов), а отели, естественно, были не по карману. Один пожилой немец (седой крепкий мужик с голым торсом), у которого я стал выспрашивать совета по этому поводу в Парке Тиргартен (возле Бранденбургских ворот) рекомендовал мне ночевать прямо здесь, в Тиргартене. (До сих пор меня не оставляет мысль, что возможно он закалялся в гитлерюгенде). Я поразмыслил и счёл это приемлемым, правда, решил всё же слегка подстраховаться. Нашёл там тихое место, положил возле себя большую дубину, нож и … отлично выспался.

На следующее утро я отправился в находящийся по соседству информационный центр для туристов и получил-таки адреса хостелов. Последующие две ночи ночевал в хостеле, где, кстати, впервые столкнулся с тем, что «мальчиков» и «девочек» селят … в одни комнаты, особо не разбираясь.

В Берлине я для начала побывал в зоопарке (в Западном Берлине). Есть ещё и восточно-берлинский зоопарк, но там я был в 1984 г., когда студентом приезжал по линии бюро молодёжного туризма «Спутник». Затем отправился в знаменитый Пергамон-музей, где хранится вывезенный из Малой Азии древнегреческий алтарь. Это действительно потрясающие древности, которые я мечтал посмотреть вновь (в далёком году 1984 г. это удалось). Поднимался на Рейхстаг (там сейчас сделали огромный стеклянный купол) и, конечно, вспоминал наших воинов, которые штурмовали этот оплот германского фашизма. Сверху нынешний Берлин выглядит как одна большая стройка. Фотографировался у остатков берлинской стены , которая когда-то разрезала город надвое.

В столице Германии купил себе подробный автодорожный атлас Европы с планами крупнейших городов (совершенно необходимая вещь для вольного путешественника). Но там же я пришёл к выводу, что автостоп, хотя и дёшев, но занимает слишком много сил и времени. А потеря времени, кстати, тоже бьёт по карману: надо же кушать и платить за ночёвку. График у меня был довольно жёсткий. Поэтому применять этот вариант передвижения решил лишь в крайнем случае. (Автостопщиком я себя почувствовать уже успел, но ехал-то я на Запад не ради автостопа).

По совету ещё одного хорошего человека - берлинца Томаса, с которым я познакомился, когда покупал атлас, решил чаще использовать автобус как наиболее дешёвый в Европе вид транспорта. Кроме того, поразмыслив, пришёл ещё к одному выводу: надо несколько сократить маршрут. Этого требовала ограниченность финансовых средств, времени и физических возможностей. Безжалостно выбросил, для начала, Гамбург и Бремен, максимально спрямив свой путь.

НИДЕРЛАНДЫ

Из Берлина выехал автобусом в Амстердам (с пересадкой в Ганновере). Впервые увидел автобус с лежачими местами. В Ганновере я залез на лежачее место. Потом уж сообразил, что эти места стоят дороже (у меня был билет на сидячее место), но меня почему-то не побеспокоили. Рядом со мной ехал (в том же горизонтальном положении) молодой немец до Лондона (вот так далеко там ходят автобусы). Ехали всю ночь, и, таким образом, проблема ночёвки снялась сама собой. (Этот крайне выгодный вариант ночёвки я использовал ещё не раз). На границе с Нидерландами была дополнительная проверка документов, но мне так и не пришлось нелегально переходить границу (скажу по секрету, что этот вариант я тоже рассматривал, но, разумеется, как самый нежелательный): мой паспорт никаких вопросов не вызвал. Больше внимания уделяли ехавшим в автобусе шумным неграм, которые надо сказать вели себя довольно развязно.

Амстердам встретил меня дождём. В город я приехал ранним утром, и было ощущение, что населения здесь просто нет: только тысячи велосипедов стоявшие и валявшиеся вдоль улиц. «Город забытых велосипедов» – прозвал я голландскую столицу. В Берлине я раздобыл маленький справочник европейских хостелов и поэтому уже имел адреса возможного ночлега. Не сразу, но всё-таки смог устроиться. В этот раз хостел представлял собой несколько комнат на втором этаже ирландского бара. Как обычно: двухэтажные кровати и минимум удобств. Стоит ещё сказать о таких дополнительных нюансах: в небольшие комнаты селили аж по восемь человек, причём особей обоего пола. И никакого постельного белья. У каждого посетителя был шкафчик для вещей, запиравшийся на ключ.

В столице Нидерландов я провёл время неплохо. Плавал по амстердамским каналам на катере и наслаждался видом красивых готических домиков и храмов. Представьте только, что в городе 50 каналов и 500 мостов! Гулять по Амстердаму очень интересно: каждый домик красив по-своему и годы постройки, выложенные на фасаде домов, бесстрастно свидетельствуют, что этот дом стоит уже триста или даже 400 лет. Как тут не проникнуться к нему уважением? Голландцы действительно бережно хранят свою старину.

В дни моего пребывания в Нидерландах вся страна (а, скорее всего, вся Европа) жила большим футболом. Некоторые матчи европейского чемпионата проходили в Голландии. На улицах полно было разноплемённых болельщиков, некоторые из которых вели себя бесцеремонно. Шатались, орали, размахивали флагами. Большинство магазинов и кафе Амстердама были украшены голландскими флагами и оранжевыми шарами. «Оранжевые волшебники», как иногда называют футболистов голландской сборной, были всеобщими любимцами. Лавки ломились от оранжевой атрибутики: начиная от футболок и флагов, кончая трещотками и париками. В одном из таких магазинов я открыл для себя тайну рёва, который изредка сотрясает западные стадионы. Слыша этот рёв дома во время телетрансляций я, по наивности конечно, терялся в догадках: дуть с такой силой в дудку человеку физически невозможно. Оказалось всё до смешного просто: с оранжевой дудкой в комплекте продаётся баллончик со сжатым воздухом. Поэтому достаточно лишь нажать кнопку и труба издаёт рёв трёх Тарзанов сразу.

Вечером, чего уж скрывать, не преминул посетить знаменитый Красный квартал или квартал красных фонарей. (Мужское любопытство было слишком велико). Особенно далеко идти не пришлось: пристанище пороков располагается в самом центре столицы. Не думайте ничего «такого». Просто побродил немного по этим улицам. Но сие зрелище было не очень впечатляющим и навевало скорее грустные мысли. Женщины всех расцветок (как правило, не слишком привлекательные) с пустыми глазами, стоявшие как куклы за стёклами с красной подсветкой, ничего кроме жалости и отвращения не вызывали. А в тёмных переулках в центре города толкались разного рода люмпены (разнообразных рас), открыто предлагались наркотики. Но все мы помним знаменитое: «Руссо туристо! Облико моралес!»

На следующий день побывал и в Райхсмузееме - одном из крупнейших западных художественных музеев. Там – потрясающее собрание картин, особенно, конечно голландских и фламандских мастеров. Вот так это всё и уживается в Амстердаме: и высокое, и низкое. (Как в человеческих душах!). Я и раньше был неравнодушен к голландским художникам, но великолепное собрание в Райхмузееме сделали меня их верным поклонником. Хотя, признаюсь, без какого-то наигрыша и пафоса, что всё-таки для русского сердца нет ничего роднее Третьяковки, русских художников.

После Амстердама отправился в Лейден (полчаса на поезде). Лейден - старинный городок, некогда он был намного больше Амстердама. Здесь так же много каналов (создавались эти каналы, между прочим, не для красоты, а были совершенно необходимы для торговли: по ним баржи плавали), полно красивых стародавних церквей и домишек, словно из сказок Андерсена (к великому датчанину в гости заехать не удалось). Зато в Лейдене удалось покататься и на велосипеде. Кто-то посмеётся: тоже мне невидаль- велосипед. Но одно дело кататься в России, другое - в Голландии. Ощущения - просто классные. Для велосипедистов здесь - настоящий рай: везде есть специальные дорожки. Я впервые в жизни видел и … велосипедные развязки (круговые). Во время велосипедной прогулки за городом наблюдал прямо-таки идиллию, словно сошедшую с картин Вермеера или Поттера: на лугах пасутся тучные голландские коровы, кормятся кролики и какие-то пичуги. Когда же я присел передохнуть на бережку маленького канала, ко мне, нисколько не смущаясь, подплыл красавец-лебедь и довольно громко, по-хозяйски на меня зашипел. Я его сфотографировал на память.

После Лейдена вновь был вынужден ехать поездом. (Междугородних перевозок на автобусах в Западной Европе не практикуют: только международные). Автостоп непосредственно на скоростных трассах запрещён. Остаётся возможность стоять лишь на въездах и выездах с автотрасс, да ещё заправках. По дороге на Брюссель заехал в Роттердам. Этот город был практически стёрт с лица земли в годы Второй мировой войне и поэтому там много модерновой архитектуры в центре города. Погулял там полдня, но большого впечатления город не произвёл. Всё-таки все эти навороченные архитектурные новации (например, когда дом напоминает огромную падающую стену, подпираемую столь же гигантской палкой) ничто по сравнению с теплом, уютом и очарованием старины.

От Роттердама я ехал сначала электричкой (старым добрым «зайцем»: этот способ даёт самые большие скидки на билет, если, конечно, ездить «по-умному»). Сначала всё шло неплохо, но на одном участке был пойман. Контролёр предложил оплатить проезд. В принципе, можно было оплатить билет по повышенному тарифу и ехать себе спокойно дальше, но, памятуя о скудности моих средств, решил не платить. Прикинулся, что не понимаю ни по-английски, ни по-немецки. Тогда он посуровел и потребовал паспорт. Конечно, я давать паспорт ему не собирался. Но, прикинув, что дело может кончиться, не дай Бог, полицией, предпочёл выйти на маленькой, неизвестной станции и вновь заняться автостопом.

Крошечный полустанок, где я вылез, располагался не очень далеко от автострады, но уехать оттуда было довольно сложно. Никто не останавливался. Лишь когда я набрёл на придорожный ресторан, и стал подходить к каждому отъезжавшему водителю, смог уехать сначала до большой заправки, а потом и до Антверпена. В этом заключалась, как выяснилось позже, моя ошибка. День уже перевалил половину, и мне нужно было не клевать на подвернувшийся Антверпен, а ждать прямой машины на Брюссель. Вот так и учишься науке автостопа.

БЕЛЬГИЯ

В Антверпене я надолго застрял на шоссе. Сначала стоял на въезде на скоростную трассу, затем - на ближайшей заправке: всё без толку. Терпение постепенно заканчивалось, а усталость росла. Улыбчивый фламандец объяснил, что машину на Брюссель можно будет поймать теперь лишь утром. Ночёвка в Антверпене не входила в мои планы, и я решил покинуть его поездом. (В городе практически и не был, хотя говорят, красивый городишко). Добрался до вокзала на автобусе: шофёр милостиво согласился взять за билет пару голландских гульденов (бельгийских франков у меня ещё не было). Он тут же рассчитал на калькуляторе курс гульдена по отношению к бельгийскому франку: чтобы меня не обидеть и себя не наказать.

В поезде познакомился и разговорился со своей соседкой: дамой средних лет и она была столь любезна, что из поезда позвонила по своему мобильнику (тогда мобильные телефоны в России ещё были редкостью) в несколько хостелов, чтобы узнать о наличии мест (некоторые телефоны и адреса у меня уже имелись). Места обнаружились лишь в одном, и она тут же заказала место для меня. Но по прибытию в Брюссель (был уже вечер), меня ждал ещё один небольшой «облом»: в хостелах не было мест вообще. Ни в том, куда звонила моя попутчица, ни в каком-нибудь другом.

«Мест, к сожаленью, в гостинице нет», - вспомнил я несчастного буржуя Мистера-Твистера, которому товарищи дружно отказывали в устройстве в советскую гостиницу. (Впрочем, не такого уж несчастного. Уж он-то в Брюсселе спокойно устроился бы в престижный отель, где места есть всегда, но цены кусаются). Конечно, в гостиницах бельгийской столицы мест было полно, но все они были мне не по карману. Настолько не по карману, что мысль об этом я сразу же выбросил из головы. Быстро темнело и я уже стал настраиваться на «парковый вариант» ночёвки, но ничего подходящего поблизости, как на зло, не было.

Моим попутчиком по поиску хостела неожиданно оказался сын Индии. Очень маленького роста с тёмным, почти шоколадным лицом (вероятно, тамил), у которого я спросил совета, почему-то проникся ко мне симпатией и ходил со мной. Сам он жил в весьма стеснённых условиях с огромной семьёй и потому звать меня в гости не решился, да и я бы поостерёгся. На память я подарил ему значок с советской символикой и он был очень тронут.

Тогда (для разнообразия) решил ночь провести на вокзале, куда меня индус любезно проводил. Спустился на самый нижний этаж вокзала, где находится станция метро и уютно прикорнул на большой скамеечке. Усталость заставила забыть даже про грохот метропоездов, проносящихся в каких-то трёх метрах от меня. Но удалось поспать лишь часть ночи, т.к. с полвторого до полпятого вокзал закрывается, и всех бродяг и застрявших пассажиров выгоняют на улицу. В вынужденных прогулках по ночному городу кампанию мне составил литовский парень Дайрис, который так же, как и я, ехал на перекладных (добирался в Испанию устраиваться на работу: в Литве он ничего подходящего для себя не нашёл). Молодой литовец страшно мне обрадовался. Рассказывал, что у него почти все друзья - русские. Бедняга потерял своего спутника: на одном из перегонов они пытались проехать в поезде по одному билету, но не вышло. Дайрис явно не привык к серьёзным переделкам и сильно приуныл. Я, как мог, его подбадривал.

Мы гуляли с ним по ночному Брюсселю, любовались подсветкой старинных башен, но, к своему удивлению, не нашли ни одного ночного кафе или клуба. На улицах вообще никого не было. Город спал безмятежным сном и вероятно, даже похрапывал. Мы же смогли заняться этим приятным делом лишь после открытия вокзала в 4.30. Я вновь спустился к выходу в метро: там скамейки показались мне особенно удобными. Вскоре я сладко заснул, укрывшись своим походным пледом. Если постоянно выматываешься, то никакая бессонница не страшна: спишь в любых условиях.

Утром нашёлся приятель Двайриса - Роландас: он приехал на вокзал утренним поездом. Роландас оказался парнем бывалым (он успел уже даже отсидеть небольшой срок). Мы прекрасно поболтали, сфотографировались, а потом они отправились дальше в Испанию. В Аликанте у них был знакомый, обещавший устроить их в автосервис.

Полдня я бродил по бельгийской столице. Брюссель, в общем-то, - очень симпатичный город. Есть что посмотреть: красивейшие здания, памятники. Особенно прекрасна центральная площадь Гранд-Пляс с королевскими дворцами и резиденциями XV и XVI веков. В одном из этих зданий сейчас находится брюссельская мэрия, а в другом - музей истории бельгийской столицы. Только одно осталось для меня загадкой: всенародная любовь к всемирно-известному писающему мальчику. Этих мальчиков в сувенирных лавках столько, что не хватило бы туалетов пары армейских дивизий, чтобы всех пристроить.

ФРАНЦИЯ

Из Брюсселя на автобусе я выехал в Париж. В столице Франции я провёл почти шесть дней. Уж если добрался до Парижа, то глупо было не посмотреть его вдоль и поперёк. Жил в хостеле возле метро «Волонтез» (самом дешёвом варианте, какой смог найти). В первую же ночь случился забавный случай. Впрочем, это теперь он мне кажется забавным. Ночью в комнату вломилось четверо мужиков и, не обращая внимание на уже спящих туристов, начали шумно общаться и смеяться. Прямо-таки орали. Накануне я жутко устал и, не открывая глаз, по-английски попросил их вести себя потише. Они стихли на полминуты, а затем всё продолжалось в том же духе. Со злости, что меня столь бесцеремонно лишают сна, я довольно громко покрыл их отборным русским матом. И тут случилось неожиданное. На мгновение наступила гробовая тишина. А когда кто-то из новоприбывших попытался что-то сказать, последовала резкая команда: «Get shut up!» (Заткнись!) и после этого наступил полный покой. («О, великий и могучий, правдивый и свободный русский язык!- с умилением подумал я, вновь засыпая).

Наутро продрал глаза и увидел, кого же это я давеча так далеко посылал. Увиденное меня не очень обрадовало: это была четвёрка здоровенных накаченных лбов, настоящих шварцнеггеров. Как потом выяснилось, парни были сержантами американской армии, приехавшими на выходные оттянуться в Париж из Германии. Разборок, впрочем, никаких не последовало, наоборот, мы соседствовали весьма мирно и с парой парней даже неплохо поговорили.

У меня был припасён подробный путеводитель по Парижу и я добросовестно посетил весь туристический «джентльменский набор»: Лувр, Эйфелева башня, Версаль, Пантеон, Дом инвалидов, Триумфальная арка (одно из самых памятных парижских ощущений - ливень, когда я стоял на крыше арки и смотрел на мокнущую французскую столицу), Музей Орсэ, Музей Клюни, Вентсентский замок, Центр современного искусства Жоржа Помпиду (последний музей - настоящая абстракционистская помойка). Однажды дождь загнал меня в так называемый Центр открытий - музей, где маленькие французы знакомятся с устройством мира, там проходят даже уроки. Залы, посвящённые различным отраслям знаний, заполнены детьми и учителями. Естественно моя карточка преподавателя дала возможность смотреть коллекцию музея бесплатно.

Среди парижских церквей, если не считать Собора Парижской Богоматери, особо сильное впечатление на меня произвела церковь Сен-Сюльпис. Гуляя по французской столице, жалел, что у меня не было верного товарища, с которым можно было бы поделиться впечатлениями. Но найти товарища на такое немаленькое приключение не так просто.

Если вы приехали в Париж впервые, то рекомендую для знакомства с главными достопримечательностями воспользоваться прогулочными катерами, которые возят туристов по Сене (например, система Batbus). Билет действителен в течение целого дня, и вы можете выйти у любого туристического объекта, а затем продолжать свой путь до следующего. А можете, просто сделать круг по Сене и выйти там, где вам нужно.

Билеты в парижские музеи - недешёвы (впрочем, как и всё в Париже), но мне здорово пригодилась международная карточка преподавателя. Большинство музеев во Франции по ней я посещал бесплатно. В оставшуюся часть наведывался, покупая билеты со скидкой, как «студент» (использовалось моё служебное удостоверение. Приходилось немножко кривить душой, убеждая себя, что французы точно не обеднеют). Если бесплатный вариант не проходил, и скидок не было, то я, чаще всего, не разрешал себе тратиться. Подобное практиковал успешно во многих странах. Удостоверение (да здравствует западная кириллическая безграмотность) мне не раз помогало получать студенческие скидки и при покупке международных автобусных билетов.

В Париже я наблюдал по телевизору в баре своего хостела финал европейского чемпионата по футболу, когда встречались команды Франции и Италии. Это был действительно потрясающий матч! Французы буквально вырвали победу (2:1). Что творилось в эту ночь на улицах Парижа! Зрелище было не слабее самого матча. Национальная эйфория вытолкнула на улицы сотни тысяч людей. Они вопили от восторга как сумасшедшие и носились всю ночь по улицам с национальными флагами. Машины, украшенные флагами, разъезжали по городу до утра и беспрерывно сигналили, празднуя победу.

В столице Франции я чуть не застрял. Причём абсолютно по глупой причине. Перед отъездом в Ниццу (поезд отходил рано утром) решил снять деньги в банкомате поздно вечером. Банкомат заглотил мою карту и не вернул, сообщив по-французски, что она какая-то «нехорошая». Французским я не владею, но догадался. Пришлось мчаться на вокзал, сдавать билет, а рано утром бежать в банк и выяснять там отношения. Слава Богу, всё удалось уладить довольно быстро, карточку мне вернули. (Вообще, с карточками были определённые проблемы. Особенно с картой Visa Travel Money, которую обналичить можно было не во всех банкоматах. Но без кредитных карточек мотаться по разным странам неудобно).

Итак, пожертвовав ещё одним городом из первоначальной программы - Марселем, я приехал 5 июля в Ниццу. Ехал практически всю ночь, в очередной раз решив проблему с ночёвкой. Жалею слегка, что взял билет до Ниццы. Можно было, поскольку поезд ночной, брать до Дижона и спокойно ехать до Марселя. Ночью нас контролёры не беспокоили. Чего нельзя сказать о разговорчивых не в меру арабах и прочих инородцах, которых во втором классе ездит немало.

Встреча с морем всегда волнующа. Я ждал его появления в окне вагона, как будто никогда не видел его прежде. Впрочем, действительно, Французскую Ривьеру и Средиземное море я видел впервые. И, конечно, в этом море мне, кровь из носа, нужно было искупаться. Ещё хотелось хоть чуть-чуть отдохнуть и согреться после дождливой парижской суматохи. В общем, дорвался я до Ниццы и испил её, как чашу вина, до дна (естественно, сообразно своим скромным финансовым возможностям).

Поселился, как обычно, в недорогом хостеле (адрес взял в информационном туристическом центре на вокзале). Условия были самые спартанские: в небольшой комнате 8 коек (в два яруса) и больше абсолютно ничего. Рюкзаки сдаются в камеру хранения. Каждый день получаешь одноразовые бумажные простыни. Сей молодёжный приют был расположен близко от пляжа и от главной улицы города - Инглиш променад, которая тянется вдоль моря. Первый день я купался и шлялся по окрестностям (там тоже есть что посмотреть, но мне музеев уже хватило). На симпатичной машинке с вагончиками ездил по серпантину на высокую гору, с которой открывается великолепный вид на город. Ницца когда-то была владением Италии и на набережной есть памятник по случаю перехода её к Франции. А ещё этот город был связан с освободителем Италии Гарибальди, в честь которого названа одна из площадей. Именно отсюда он отправился освобождать Италию.

На пляже познакомился с молодыми грузинами, которые приехали во Францию нелегально и теперь пытались получить статус беженцев. Признались мне, что мечтают получить вид на жительство и пособие, а пока пробавляются мелким воровством и ночуют в ночлежке. Ночлежка устроена хитро: ты можешь придти получить ужин и переночевать, но только должен придти туда к семи вечера. Фокус в том, что после уже оттуда выйти не можешь до самого утра. Так власти избавляют вечерний город и туристов от беспокойных разномастных бродяг. Кавказцы говорили, что никогда не пошли бы на отъезд, если бы можно было нормально жить и работать в Грузии, но, по их словам, там сейчас полный мрак. Спорить с этим было сложно. Самый крутой их них уже пару раз отсидел в Швейцарии и Франции, но на родину его не отправили, видимо, из гуманных соображений. Мол, «беженец от войны». Раньше надо было уезжать, говорил он мне доверительно, тогда устроиться было проще. На прощанье грузины (ох, уж это кавказское гостеприимство) подарили мне отличную футболку с рисунком яхты. В том, что они её «не покупали» у меня не было никаких сомнений, но не принять подарок было просто невежливо.

МОНАКО

6 июля стал одним из самых приятных дней моего путешествия. В этот день я поехал в Монако. В связи с тем, что средства мои таяли всё быстрее, ехал банальным «зайцем» в оба конца. (Надо только правильно рассчитывать поезд: если поезд идёт из Марселя, то билеты проверяют раньше, а поздно вечером вообще билеты не проверяют). Крохотное Монако меня совершенно очаровало. На маленьком пятачке, поджимаемом, с одной стороны, горами, а, с другой, - морем, насовано немыслимое количество строений. С большим интересом я осмотрел музей океанографии, коллекция которых собиралась местными князьями и принцами на протяжении многих лет. Но куда интереснее исполинских скелетов и изделий из раковин и кораллов, огромный аквариум, куда подаётся морская вода. Там плавают различные диковинные рыбы, в том числе двухметровые мурены, толщиной с моё бедро, довольно большие акулы (но видимо, не хищные) и много всякой разноцветной мелюзги.

Но Монако показалось мне мало, и я отправился в Монте-Карло. Монако-Вилла и Монте-Карло - это такие сиамские близнецы, которые соединены пуповиной - дорогой, проходящей (в целях экономии места) над морем. В Монте-Карло я преследовал давнишнюю цель: решил проверить свою удачу в казино. Догадывался, что не выиграю, но небольшое количество франков, сэкономленных ранее позволяли мне слегка гульнуть. Поиграть и пусть даже проиграть не где-нибудь, а именно в Монте-Карло казалось мне чертовски красивой затеей. (С лёгкой небрежностью произносишь: «Да было дело, как-то проигрался в казино в Монте-Карло?». И все падают под стол от моей крутизны. Но это так, шуточка. Обычно я предпочитаю не хвастать и … не проигрывать).

В шикарном казино Монако Гранд Отеля сбылась «мечта идиота». Таки-да, проигрался. Но, конечно, копейки. Должен заметить, что все эти однорукие бандиты, рулетки и карты особого впечатления на меня не произвели. Действительно меня увлекла игра на игрушечном ипподроме, где бегали крошечные лошадки с разноцветными наездниками. Бросаешь пятифранковый жетон и ставишь на лошадь, нажимая на соответствующую кнопку. А дальше всё, как на настоящем ипподроме: несутся лошади, и какая-то приходит к финишу первой. Я играл по соседству с одним стариком. На втором жетоне я угадал и выиграл, но потом постепенно всё продул. Мой пожилой сосед (кажется, немец) несколько раз ходил с ведёрком к обмену и после моего первого успеха всё подглядывал, на какую лошадку я ставлю. Но, в конце концов, тоже продулся в пух и, разведя руками в стороны, грустно сказал: «Финиш».

Последними номерами моей программы пребывания в Монте-Карло было посещение очень милого японского садика и купание в море. После чего, с чувством до конца исполненного долга, я вернулся в Ниццу.

ИТАЛИЯ

А на следующий день я уже мчался на автобусе по горным дорогам Приморских Альп в Милан. Билет мне удалось купить со скидкой, но этого мне показалось уже мало. Поскольку лежачие места в автобусе пустовали, я решительно залез туда. Вскоре ко мне подошёл сменный шофёр и сказал, что эти места стоят дороже. Я ему сказал, что, мол, командир, как скажешь, но ведь места-то свободные. В общем, махнул он рукой, и я остался лежать на своей второй полочке.

Город Милан, откровенно говоря, на меня не произвёл большого впечатления, но его знаменитый собор Дуомо, конечно, не может не удивлять. Дуомо меня покорил. Это один из самых больших и красивых католических соборов мира. Построен он был ещё в XV веке. Если вы когда-нибудь там будете, то не поленитесь забраться на его крышу (по лестнице - дешевле, на лифте - дороже), чтобы лучше оценить мощь и красоту этого величественного храма. Ещё рекомендую посмотреть Кастелло Сфорческу - чудный замок из красного кирпича с мощными башнями. (И он неслучайно напоминает чем-то наш московский Кремль. Кремль тоже проектировали итальянские зодчие). В Кастелло Сфорческу сейчас находится интересный и очень богатый музей (к тому же бесплатный).

Среди бесчисленных прекрасных картин и скульптур музея моё внимание привлёк старинный бюст … дьявола (точнее модель), сделанный с некоторой выдумкой. Если покрутить приделанную снизу ручку, то страшилище открывало пасть и высовывало язык. Видимо, на неискушенных простых итальянцев подобное зрелище оказывало колоссальный эффект и все они мигом переставали грешить.

9 июля на самом дешёвом поезде (там их несколько видов), в вагоне второго класса я выехал из Милана в Венецию. Решил воспользоваться методом «одной остановки», неоднократно описанным русскими «вольными путешественниками». Взял я, правда, билет не до следующей станции, а до Вероны (это примерно половина пути). Всё прошло, как по нотам: контролёр запомнил, что билет у меня есть, но не запомнил  до какой станции. Я, конечно, в Вероне не вышел, а доехал до венецианского вокзала Сан-Марко.

В Венеции довольно трудно найти подходящее жильё. Там просто толпы туристов. На вокзале в туристическом офисе я взял список хостелов, но почти все они были переполнены туристами или довольно дороги. Был самый дешёвый вариант - жить за городом и приезжать сюда на автобусе или электричке. Но мне это не очень нравилось. Кроме того, поездки на автобусе и электричке тоже стоят недёшево, и экономия будет небольшой. Мне повезло: на вокзале я познакомился с девушкой Барборой, которая продавала трёхдневный проездной. Купив его вы могли не только разъезжать на катерах сколько влезет, но и иметь скидки в некоторых магазинах и ресторанах. Барбара когда-то немножко изучала русский язык (она даже предложила величать себя Варварой), мы разговорились, и она любезно избавила меня от хождений по хостелам. Сделав несколько звонков, довольно быстро она отыскала место, где я мог бы сносно существовать за скромную плату. Так я оказался в общежитии католического университета (общежитие на период каникул сдаёт комнаты туристам. Условия, в которых живут студенты, просто отличные).

В этом общежитии мне довелось пообщался с премилыми бабушками-монахинями (сестрой Эстер и сестрой Альбой), которые осуществляют функции администраторов. Самое забавное, что я практически ничего не понимал по-итальянски, а они ни слова не знали, ни по-русски, ни по-английски. Тем не менее, общий язык мы нашли (правда, иногда приходилось объясняться с помощью рисунков) и, как мне показалось, остались друг другом весьма довольны. Они читали Достоевского и когда я объяснил, что Омск – это город, где Фёдор Михайлович сидел в остроге, они были слегка потрясены. И, видимо, прониклись ко мне некоторым сочувствием.

Венеция не может оставить человека равнодушным, хотя, признаюсь, мои представления об этом городе оказались несколько красочнее, чем реальность. (Поразительно, но только спустя какое-то время, уже став воспоминанием, Венеция снова стала особенно прекрасной). Я бродил по узким улочкам, осматривал достопримечательности и вспоминал всё, что я знаю об истории этой поразительной республики, бывшей когда-то весьма влиятельной державой Средиземноморья.

Главные туристические достопримечательности (Сан-Марко, Дворец Дожей) я, конечно, посетил. Они произвели на меня сильное впечатление: и златокупольный собор, где находится усыпальница евангелиста Марка и великолепный дворец потрясающе красивы. Но, пожалуй, не менее интересными были поездки на остров Лидо (там находится чудный пляж), и особенно на острова Мурано и Бурано.

Поселения на этих небольших островах возникли некогда как места спасения жителей распадавшейся римской империи от варваров и разбойников. Сейчас же они привлекают туристов необычными работами местных мастеров. Мурано известен как центр производства высокохудожественных изделий из стекла, а Бурано славится тончайшими кружевами, которые даже меня (далёкого от подобных вещей человека) не оставили равнодушным. Да, и в самом деле: как  устоять перед красотой и высочайшим мастерством. Вы видели когда-нибудь лукавого стеклянного кота, у которого в животе плавает маленькая красная рыбка. А икону Богородицы, сделанную из кружев Вам случайно видеть не доводилось? Если нет, то обязательно побывайте на этих замечательных островах.

АВСТРИЯ

11 июля ночным поездом выехал из Венеции в Вену. Решил повторить итальянский номер и взял билет на половину пути (до первой крупной австрийской станции - Клагенфурт). Не учёл я единственной вещи, что на границе поменяется контролёр (вместо итальянца пришёл австрияк). Он стал проверять билеты сразу после Клагенфурта и сразу обратил внимание, что станцию свою я проехал. Пришлось сделать вид, что проспал и сильно расстроился. Он мне простодушно объяснил, что нужно выйти и проехать одну станцию назад. Я безутешно кивал. Когда он ушёл, я по-тихому перебрался в другой вагон (2-й класс, но с лежачими местами). В таких вагонах есть собственный проводник и туда контролёры ночью не ходят. Проводник безмятежно спал, а я быстренько нашёл свободное местечко в одном из купе и продремал там до Вены. Когда проезжали Альпы, было довольно прохладно, но я не решился лезть за пледом, чтобы не разбудить пассажиров купе.

В Вене был сутки. Опять устроился в хостел. С утра меня немного тянуло в сон: всё-таки сказывалась плохо проведённая ночь и общая усталость. Когда почувствовал, что уже совсем клюю носом, лёг на скамейку и полчасика подремал под удивлёнными взглядами прохожих. Вообще, в Вене народ какой-то пугливый: шарахаются даже когда спрашиваешь, как куда-нибудь пройти. (А может у меня уже вид к концу путешествия стал измотанным)

Посмотрел там кучу всяких церквей и музеев (вот уж действительно, где их навалом, так это в Вене). Музеи средневекового оружия, старинных музыкальных инструментов и коллекция эфесских древностей находятся под одной крышей во дворце Новый Хофбург. Ещё я посетил этнографический музей и знаменитый Кюнстисторишемузеум (попробуй, выговори!) - одно из крупнейших собраний живописи и скульптуры. Габсбурги напокупали и наворовали действительно огромную коллекцию. Особенно много шедевров голландских мастеров. (Как уже говорилось, с некоторых пор я стал почитателем великих голландцев. Всё-таки хождение по лучшим музеям мира не проходит бесследно).

ВЕНГРИЯ

В Вене я понял, что уже порядочно устал и хочу домой. Впечатлений было с избытком, а деньги катастрофически таяли. Дождливая погода навевала дополнительную тоску. Тем не менее, я решился заехать в Будапешт, хотя первоначально планировал возвращение через Братиславу. Не раз уже я слышал восторженные отклики о Будапеште и захотел посмотреть этот город своими глазами. Ещё один довод, который определил данный маршрут: Венгрия планировала ввести визовый режим и тогда бесплатно заехать сюда было бы довольно сложно.

Автобусов из Вены на Будапешт не было и мне пришлось вновь стать пассажиром поезда. В этот раз я взял билет до станции назначения (но оказалось, что это не избавило меня от сюрпризов). Когда австрийские погранцы поставили мне выездной штамп, я испытал чувство лёгкой грусти. Я покидал Шенген. Кто знает: доведётся ли мне ещё когда-нибудь приехать в зарубежную Европу? Не скажу, что мне здесь дико понравилось, но было всё ж таки интересно… Впрочем, грустить мне пришлось недолго. Вскоре в вагон зашли венгерские пограничники, и началась проверка паспортов. Подал паспорт и я, но девушка, быстренько его пролистав, спросила визу. Я удивился и сказал, что с Венгрией у России пока безвизовый режим (буквально накануне поездки я об этом читал в «Иностранце»). Но она вновь потребовала визу, и это же подтвердил её напарник. Мой паспорт и билет перекочевали в сумку пограничников, а мне было предложено проследовать за ними. Так мы и шли через весь поезд, постепенно собирая безвизовых и беспаспортных пассажиров.

Во время остановки в Гёре нас всех высадили и повели к «шефу», который важно прогуливался по перрону среди подобострастных подчинённых. И тут я вспомнил о международной преподавательской карточке. Всё-таки выглядела она солидно и, кроме того, давала обо мне более полное представление, чем паспорт. Когда меня подвели к начальнику, я её продемонстрировал и объяснил, что Венгрию лишь пересекаю транзитом. «Шеф» посмотрел на карточку, пожевал губами и, полистав мой паспорт, тиснул въездной штамп. Правда, поставил его в середину паспорта, наказав меня таким образом (чтобы паспорт быстрее закончился). Но это была уже мелочь. На прощанье он сказал мне то, что должен был сказать: «Мистер, ноу Будапешт, транзит-транзит». И я, как и положено, тоже весьма убедительно ему покивал, но, по-моему, мы оба знали, что в Будапеште я всё-таки чуть-чуть задержусь…

На подъезде к венгерской столице по вагонам стали ходить молодые люди и приглашать останавливаться в хостелах и гостиницах. Одно из предложений показалось мне интересным. На вокзале нас (клюнувших на рекламу) встретили и бесплатно развезли. Мой хостел назывался «Марко Поло» и был довольно комфортабельным. Хотя в комнате (я выбрал самый дешёвый вариант - «дормиторий») было аж 24 кровати, но фактически они были расположены так, что каждая двухэтажная кровать находилась как бы в небольшой секции, отделённой занавеской. У каждого проживающего был свой шкафчик с ключом. В общем, живал я и в более унылых местах.

В Будапеште я провёл сутки. Они вместили в себя катание на катере по Дунаю с рассказом о достопримечательностях города (выбираешь в наушнике тот язык, который тебе нужен), прогулки по улочкам Буды (там масса интересного), посещение парка и художественного музея, осмотр памятников. Могу подтвердить, что Будапешт действительно красив, и погулять здесь весьма занятно.

14 июля я выехал из столицы Венгрии. Автобусов в направлении Украины не было и в очередной раз пришлось ехать поездом. Чтобы проезд был более дешёвым, билет я взял не до Москвы, а до пограничной станции (Захонь). Оттуда перебрался в Чоп (уже почти ночью) и сразу почувствовал, что я почти дома. Огромную толпу приехавших людей загнали в небольшое помещение и украинский пограничник (один единственный!), не торопясь, пропускал по одному человеку.

УКРАИНА

В Чопе я неожиданно узнал, что с билетами большие напряги. Но пока будапештскому поезду меняли колёса на российский стандарт, я смог взять билет (уже за гривны) в вагон СВ (других вариантов не было), следовавший до Киева. Первоначально в столице Украины я останавливаться не планировал, но обстоятельства вынудили. 15.07 вечером я был в объятьях «матери городов русских», ставшей в последние годы нежданно-негаданно чуть ли не столицей русофобии.

Решил повидать своих дальних родственников, но их не оказалось дома. Тогда нахально без звонка заявился к очень старым знакомым, с которыми мы поддерживали переписку, но не виделись много лет. Удивились позднему гостю, конечно, но, когда меня признали, обрадовались и приняли хорошо. Жаловались мне на нищету и западно-украинских националистов, которые теперь делают погоду везде, особенно в СМИ.

В Киеве почувствовал, как сильно изменился город. Раньше я его очень любил. Последний раз был здесь в 1984 г. и теперь просто не узнал. Всюду (даже в каких-то мелочах) ощущались запустение, уныние и местечковость. Объявление в метро: «Сановны пассажиры, не повышайте ваши речи». Вы поняли, что это такое? Догадайтесь с трёх раз. Для недогадливых: «не забывайте ваши вещи».

На следующий день поехал на вокзал и, к некоторому своему удивлению, довольно легко купил билет до Москвы. В оставшееся до поезда несколько часов сходил в Киево-Печерскую лавру (забирался там на 96-метровую колокольню, фотографировал и любовался видом города). Посетил, конечно, и Святую Софию. Но, в целом, повторюсь, впечатление от посещения Киева было тяжёлым. Казалось, что город болен и понемногу вымирает. На улицах было мало машин (не сразу до меня дошло, что бензин на Украине многим не по карману). На Крещатике в этот день было вообще запрещено движение автомобилей, и это ещё более усиливало моё невесёлое впечатление.

ФИНИШ

До первопрестольной добирался на верхней боковой полке, но это мне не было в тягость. «Сегодня я к тебе вернусь, моя неласковая Русь», - мурлыкал я на своей полочке и вспоминал города и страны, где побывал. Приезд в Москву означал, что моё большое кольцо путешествия замкнулось. С Киевского вокзала перебрался на Ярославский. Уехать в те дни из Москвы было весьма сложно, но мне опять повезло: выкинули билеты на читинский поезд, и я уехал буквально через 30 минут после покупки билета.

19 июля я доехал до своего славного Омска, оставив позади по моим подсчётам более 12,7 тысяч километров. Оказалось, что это примерно равно диаметру планеты Земля. И всё это примерно за 800 долларов. Снова и снова проплывали у меня перед глазами Варшава, Познань, Берлин, Амстердам, Лейден, Роттердам, Брюссель, Париж, Ницца, Монако, Милан, Венеция, Вена, Будапешт и Киев. (Даже не могу представить, во сколько бы мне обошлось подобное путешествие через турагенство). Кого я только не встретил за время своего путешествия. Ведь Европе полно представителей всех стран и народов. Соотечественников в хостелах не наблюдалось, но русскую речь можно нередко услышать и в Париже, и в Ницце, и в Венеции.

Я рад, что съездил и посмотрел своими глазами Европу по собственному графику. И, между прочим, доказал себе, что вполне самостоятельный человек, который может организовать подобное путешествие без посредников. Знакомство с Европой избавило от многих иллюзий, дало возможность ещё раз оценить свою родную сторонку.

Не исключено, что я ещё когда-нибудь снова решусь на подобное путешествие, но уже по другим городам и весям. Должен сказать, что такое путешествие не всем подойдёт. Для начала неплохо бы хоть в минимальных пределах уметь говорить по-английски (в ряде стран подойдёт и немецкий). Не стоит ехать, если вы не обладаете некоторой суммой денег. Количество их зависит от продолжительности Вашего путешествия во времени и пространстве. Чем меньше вы подготовлены, тем больше должна быть эта сумма. Не советовал бы пускаться в такого рода поездки людям с очень слабым здоровьем, а также одиноким девушкам (особенно в Южную Европу и уж тем более в Азию). Всё-таки риск должен быть просчитан и всегда должны иметься запасные варианты. Но если Вы не боитесь трудностей и приключений, хотите посмотреть мир именно так, как Вам самим захочется, наконец, если Вы желаете путешествовать экономно то, может быть, Вам стоит последовать моему примеру? Во всяком случае, желаю Вам удачи.

                2000, Омск

P.S. Всё хорошо в своё время.Такие дальние вольные путешествия я больше уже не предпринимал, но был доволен, что в моей жизни такое было. Приключений хватило, да и на Запад долго не тянуло.


Рецензии
«Сановны пассажиры, не повышайте ваши речи». Я бы подумала - не разговаривайте громко...:)Путешествие, описанное Вами читается с интересом, порой что-то и своё вспоминается: http://proza.ru/2014/07/30/1233

Марианна 2   18.08.2014 13:21     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание.С уважением

Сергей Сизов Омск   24.08.2014 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.