Моя Чусовая

Моя Чусовая (14-25.07.2007)

Левый приток Камы – Чусовая – одна из красивейших рек Урала. Свое название она, возможно, получила от искаженного коми-пермяцкого “чусва” – быстрая вода. Чусовая имеет уникальные особенности: это единственная река, протекающая по двум частям света – Азии и Европе. Она берет начало на восточном склоне Уральского хребта, пересекает его и заканчивает свой бег на западном склоне. Освоение реки русскими началось с XVI века. По грамоте царя Ивана IV в 1558 году купцы Строгановы получили “на вечные времена” обширные владения в пределах верхнего и среднего течения Камы и ее притоков, а в 1568 году “страна Чусовия” от устья до истоков и 20 верст от берегов была отдана в полную власть этим купцам. Потом эти земли осваивали и купцы Демидовы. По Чусовой активно сплавляли баржи с железом и лес.

Река стала мечтой для многих туристов. Сказочную красоту придают реке известняковые и доломитовые великаны – “камни”. Скалы на Чусовой называют “камнями”, а наиболее опасные – “бойцами” (видимо потому, что раньше о них частенько бились баржи). В среднем течении их около двухсот. Камни возвышаются над водой от 10 до 115 метров и тянутся по берегу от 30 метров до 1,5 километров. В некоторых камнях есть пещеры. Почти все они карстового происхождения. Многие скалы на Чусовой взяты под охрану государства и являются памятниками природы.

Чусовая берет начало на севере Челябинской области, в среднем течении дважды переходит из Свердловской области в Пермскую, и заканчивает свой путь в Камском водохранилище. Длина реки 777 км. Мы проплыли 140 км. от пос. Чусовой Свердловской области до дер. Кын Пермской области. Узнал я о готовящемся сплаве из рекламной статьи в бесплатной газете. Вообще же в Интернете большое количество сайтов турфирм, предлагающих сплавы по Чусовой (в основном, из Екатеринбурга и Перми).

Мы выехали 13 июля в пятницу (!). От Омска добирались на автобусе аж 18 часов, но прямо до реки. Затем сплавлялись: было два катамарана и полтора десятка надувных лодок «Уфимка».

Душой нашего сплава был его организатор, бывший учитель географии, а ныне предприниматель Геннадий Викторович Ананьев («Дядя Гена»), человек колоритный, сочетающий огромный опыт, коммуникабельность, умение делать любую работу и при этом рассказывать потрясающие байки. (У него есть и свой сайт: unclegena.ru). Обаяние этого человека не уступает его работоспособности. Он вставал утром рано и делал для всех завтрак. Позавтракав, мы, не особо спеша, отправлялись, причём первым плыл его помощник - студент-математик Антон. Он приплывал в качестве нашего авангарда и организовывал обед. А мы особо не спешили, наслаждаясь природой. Последним покидал стойбище Дядя Гена со своей помощницей, везя основное «общаковское» барахло и продукты. Потом всё ж-таки люди как-то подтягивались к новой стоянке, разбивали палатки, отдыхали, занимались бытом. Вечером ужином нас кормил Дядя Гена. Эта была обычная туристическая еда: каши, супы, макароны, чай или компот из сухофруктов. Хлеб покупали в деревнях, а когда закончились деревни на нашем маршруте перешли на заранее припасённые сухари. Дядя Гена любил предварять кормёжку добродушным рёвом: «Берлёж готов на фигачку!!!» Фраза считалась фирменной.

Были у нас и другие радости. Пару раз была туристическая баня (в палатке). Это просто здорово: напариться, а потом вылететь пулей в речку. Частенько певали вечерами у костра, особенно, когда узнали друг друга чуть поближе. Дядя Гена предоставил нам и гитару. Роль походного маэстро приходилась играть мне: остальные играть не умели, но при удачном раскладе завывали мы дружно. Огорчало лишь, что юное поколение почти не знает хороших песен (разрыв традиции налицо), правда, песни из советских мультиков пели довольно складно. Самый сильный комплимент, который я случайно услышал от одного из не очень трезвых моих сотоварищей, не запомнить было нельзя: «Серёга орал как надо!»

Проходили мы каждый день по-разному: от 3 до 25 км, задерживаясь на самых красивых местах. Дважды были днёвки. Погода в первые дни была жаркая: некоторые сплавщики порядком обгорели и даже ворчали на нестерпимое солнце, но потом пожалели об этом своём ворчании. Начались дожди, в том числе и сильные, и мало уже не показалось. О тепле уже мечтали, причём страстно. Только на природе, в походных условиях вновь вспоминаешь как важны для нас простые человеческие радости, например, возможность быстро согреться, обсушиться и постираться. Я легкомысленно не взял сапоги и в результате, когда начались дожди, постоянной проблемой стали мокрые ноги. Моя лодка немного пропускала воду, а если ещё шёл дождь, то кроссовки, конечно, не выдерживали. (Они даже росы-то не выдерживали и сразу промокали). В финале я просто стёр себе ногу в мокрых кроссовках. Слава Богу ещё, что удалось не простудиться.

Вообще о снаряжении даже для такой, сравнительно простой вылазки надо думать серьёзно. У меня были собственные палатка и спальник, непромокаемые мешки, что значительно облегчало моё положение. По крайней мере, по сравнению с теми, кто понадеялся на дяди Генины «общаковские» брезентовые палатки (устанавливать такие палатки муторно, нет сеток от насекомых и т.п.) и весьма тощие спальники. Хорошо, что некоторые брали у нашего организатора по два спальника или одеяла. Холод и сырость ; это серьёзные проблемы. Вообще, когда начинаются дожди, лучше, если к палатке прихвачен ещё и большой полиэтилен, чтоб её накрыть сверху. Ещё одна хитрость: если невозможно просушить коврики-пенки, то их лучше подкладывать под днище палатки, а не тащить внутрь. Туда же я засовывал и мокрый спасжилет вместо подушки.

И всё же снова хочется сказать о природе. Природа Чусовой действительно изумительна. Лежишь в лодке (нередко меня заставляла это делать не только тяга к красоте и романтике, а элементарная боль в спине) и перед тобой разворачиваются совершенно фантастические картины. Какие-то каменные крепости (например «Большой Владычный камень») и великаны, зелёный хоровод деревьев, причудливые игры облаков. В небе парят орлы и коршуны. Когда рядом нет никого, то охватывает совершено фантастичное чувство: кажется, что ты один на всей Земле. Иногда приходит ощущение, что ты здесь просто гость и сгрудившиеся толпой у воды деревья как будто внимательно смотрят на тебя.

Правда, вся эта лирика хороша, когда с неба не льёт дождик. Мне также приходилось думать и о спасении своего «судна»: лодочка была не новая и постоянно сдувалась, да к тому же немножко пропускала воду. Подкачивать её приходилось каждый час, и я наловчился это делать на воде, не приставая к берегу. Что касается воды под ногами (а её порой становилось довольно много, если с неба хлестал ливень), то элементарно выручала кружка.

Немножко отравляли жизнь оводы, ну, а на стоянках - комарики и мошки (на Белой, кстати, этого не было вообще). Клещи редки, но прививка от энцифалита очень желательна. Ну, это неизбежные сложности. Надо сказать, что Чусовую народ любит. Сплавляется на реке много всяческого люда, в том числе и довольно юного: река очень спокойная. Плывут, кто на чём: байдарки, лодки, плоты. Иногда попадались и совершенно циклопические плоты почти фабричной работы с деревянными строениями и несколькими лодочным моторами. Видал я и самопальное плавсредство, сработанное из пустых пластиковых бутылок.

Обратно ехали так. От деревни Кын до станции Кын автобусом. Потом поездом до ст. Кузино. (Здесь дядя Гена погрузил всё в «газельку» и уехал в Омск). Далее мы добрались электричкой до Екатеринбурга, а потом - поездом до Омска. 26 июля мы приехали в родной город. Сотовая связь начала работать только с Кузино. И это надо знать заранее: на маршруте позвонить по сотовому телефону невозможно. Из деревень по стационарному тоже крайне сложно.

В общем, впечатлений много и, несмотря на дождь, в целом, я доволен. Стоило всё удовольствие 6200 руб., т.е. ок. 240$ (без стоимости билетов Екатеринбург-Омск. Купейный поезд 2500 руб. и уехать можно сразу, плацкартный -1400 и надо ждать, поскольку дешёвые в билеты в дефиците).

Несмотря на некоторые неурядицы, поход всё равно был классным!

2007, Омск


Рецензии