А. Е. Гольберт. Изобретение в психологическом...

 


Гольберт  Артур  Ефимович,
горный  инженер-электромеханик,  изобретатель

       
Изобретение в психологическом ракурсе (о феномене бессознательной творческой смелости)*


Изобретение как таковое можно рассматривать в двух ракурсах. С одной стороны — это новое, имеющее существенные отличия от аналогов (изобретательский уровень) и пригодное для промышленного применения техническое решение. С другой — проявление высших психических процессов человека, то есть продукт творчества. На этом, втором — психологическом — ракурсе остановим свое внимание в настоящей статье.

Известно, что создание любого оригинального произведения, и изобретения в частности, требует от его автора, наряду с прочим, преодоления подсознательных психологических барьеров или достижения избирательного и направленного их действия. Тему, которую мы попытаемся раскрыть, можно, наверное, представить как рассмотрение такого процесса.

Вначале примем к сведению следующую априорную информацию.

Некоторые авторы при классификации потребностей индивида подразделяют последние, в частности, на потребности сохранения и развития. Так, потребности сохранения, к которым в принципе могут быть отнесены социальные потребности, удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, как правило, превышают эти нормы. Потребность же в творческой реализации может быть отнесена ко второй группе. Таким образом, следует отметить, что некоторое сущностное различие социальных и творческих потребностей одного субъекта невольно подводит к мысли об их взаимной несовместимости, точнее, о вероятной невозможности их одновременного существования и удовлетворения.

Теперь обратимся к рассмотрению отдельных психических особенностей творческих личностей.

Такая личность для реализации в избранной области, с нашей точки зрения, должна иметь такую природу психики, благодаря которой возникает возможность во время творческого вдохновения непроизвольно преодолевать различные не совместимые с ним желания, побуждения и включать процессы торможения соответствующих возникающих влечений. Другими словами, в это время превалирующими для такого индивида должны становиться исключительно творческие ценности. Так, социальные потребности, выраженные в стремлении к определенной оценке, статусу в коллективе и уважению в обществе, должны интуитивно подавляться таким субъектом, с тем чтобы удовлетворить связанную с риском глубинную потребность в самореализации через созидательную деятельность.

Считаем, что сопряженное с риском такое подавление, обеспечивающее удовлетворение любопытства путем исследований и проведения экспериментов, результаты которых часто заранее даже не предсказуемы, а также потребности в выдвижении новых, порой абсурдных идей и гипотез, создание, на первый взгляд, невразумительных и бесполезных произведений возможно только для людей творческих. Поэтому одним из свойств психики (подсознания) созидающей личности, по нашему мнению, следует считать возможность действия феномена, который назовем: «феномен бессознательной смелости». Это одно из бессознательных свойств  «творчесткости»  такого индивида, проявляющееся в неосознанной им самим собственной смелости, риске, которое и определяет его выбор в пользу творческой деятельности.

Рассматриваемый гипотетический феномен есть необходимая составляющая творческого процесса, однако, творчество не исключительная область его существования (приложения). Любопытной в этом смысле представляется следующая аналогия. Итак, изобретательство и любое другое творчество будем рассматривать как действие, внутренне связанное с встречно направленными потребностями, т.е. обладающее определенным конфликтным смыслом. Это и обнаруживает некоторую аналогию между процессом созидания и требующим от субъекта смелости подвигом или преступлением, когда в сознательной борьбе стремлений (потребностей) в душе человека берет верх соответственно нравственное стремление или наоборот. Предположим, что в экстремальных условиях такой конфликт может возникнуть и разрешиться в бессознательной области психики человека — его подсознании. В этом случае, видимо, происходит неосознаваемое преодоление и выбор потребностей, определяющих мотив поведения личности. Санкционируемый таким образом непредсказуемый поступок (подвиг или преступление) героя или его антипода является по существу независящим от его воли. И такой поступок может быть разным, т.е. его можно рассматривать как случайный. Продолжая это уподобление, можно отметить, что многие открытия, пионерные изобретения были сделаны тоже случайно. Возможно, эта параллель может служить косвенным подтверждением того, что творческий процесс в момент своего апогея в значительной мере является бессознательным и предполагает такой выбор потребностей, который требует, если можно так сказать, неосознанного бесстрашия, смелости — своеобразного внутреннего подвига души.

Одна из распространенных точек зрения на состояние вдохновения заключается в следующем: возникающее состояние характеризуется непредсказуемостью, неуправляемостью процессом со стороны субъекта, а результат этого процесса представляет, с одной стороны, глубинное постижение до сих пор закрытой истины, а с другой — более или менее точное ее выражение.

С нашей точки зрения, психикой творческой личности (изобретателя) без его сознательного участия во время вдохновения осуществляется соответствующий самовыражению (иррациональный) выбор потребностей. Посредством него возбуждается влечение, которое возникшую в подсознании и неадекватную наружному восприятию мысль каким-то образом трансформирует в соответствующее реальности смысловое выражение и мотив, санкционирующий деятельность с этим выражением в сознании индивида. Следовательно, рассматриваемый феномен — это свойство психики индивида, определяющее явление преодоления цензуры, стоящей на пути в сознание неосознаваемых мыслей и желаний. В контексте творческого процесса роль этого свойства заключается в том, что с его помощью оригинальная идея из глубин бессознательного (подсознания) может появиться в сознании творца. Словом, проявление обозначенного психологического феномена, как, возможно, и некоторых других, может сыграть ключевую роль, т.е. может непосредственно оказать воздействие на создание в конкретное время конкретного изобретения — повлиять на то, состоится это изобретение или нет.

Представляется, что доля влияния феномена бессознательной смелости на психическую деятельность изобретателя во время пика его творчества может быть разной, потому что создание изобретения представляет собой синтез нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых психологических факторов, только одним из которых является рассматриваемый нами. Можно предположить, что в создании простых технических решений роль этого фактора будет наиболее весомой, потому что алгоритм мыслительной деятельности, направленный на поиск собственно технического решения, в этих случаях менее сложен. В творчестве, например, артиста, особенно клоуна, этот фактор также, видимо, весьма значим. Может быть, о готовности к его проявлению в импровизации иногда говорят как о кураже.

По сложившемуся у нас представлению предложенный рассмотрению феномен является одним из характерных признаков личностей — пассионариев, иррациональная направленность интуитивного выбора потребностей которых наряду с прочим детерминирует неоднозначное положение таких людей в обществе, их эксцентричные характеры, судьбы и т.д. Итак, вернемся к вопросам, связанным с созданием простых изобретений.

Во всем мире, когда говорят об изобретении, понимают, что речь идет о техническом решении, которое является неочевидным для специалистов. Итак, с одной стороны, это решение является неочевидным для специалистов, а с другой стороны — простым. Следуя традиционной логике, можно предположить, что если решение очень простое, то оно не может быть неочевидным для образованных людей, глубоко разбирающихся в этой области знаний, равно как и наоборот: если оно неочевидно, тогда оно, вероятно, не может быть таким простым. Что же это, абсурд? Нет — это «нормальный парадокс», который может быть разрешен и объясняться наличием рассмотренного нами глубинного конфликта противоречащих друг другу потребностей.

Преодоление этого подсознательного конфликта может стать возможным для изобретателя, проявляющего активность, и это преодоление, по нашему мнению, следует объяснять указанной нами феноменальной способностью творящего субъекта. Разумеется, сложность создания простых изобретений, как и простых стихов, произведений музыки, графики и т.д., не видна со стороны. Нужно отметить в этой связи, что автор и потребитель (конструктор, проектировщик, инженер-практик) решают разные задачи в отношении изобретения. И то, что потребителю требуется лишь принять в данность, автор должен создать впервые, рискуя ошибиться и подвергнуть сомнению свою деловую репутацию — так, во всяком случае, это можно представить, претендуя на объективность. Но трудность создания простого изобретения, как представляется нам теперь, заключается не в том, чтобы суметь увидеть и понять на первый взгляд невидимое, и не в том, чтобы впоследствии его преобразовать в воображении до удобоваримого вида, и даже не в том, чтобы осознанно не побояться заявить о нем и открыто связать его со своим именем. Трудность заключена, если можно так сказать, в самой природе психики человека, не позволяющей простой идее, родившейся в его подсознании, являться ему самому. Ведь перед тем как осознанно, рискуя ошибиться, автор может заявить или не заявить о своем изобретении, он должен непроизвольно также пойти на риск и рисковать тем же престижем в своем подсознании, где нет места логике. Иначе идея по существу не посетит его. Словом, речь идет как раз о дефиците рассматриваемой нами бессознательной смелости, которая, по сути, является тем ключом в душе человека, который открывает дверь в стене цензуры, отделяющей его сознание от подсознания.

Краткие выводы.
I. Творческий процесс имеет отношение к неосознаваемому конфликту потребностей в душе человека. Иногда такой конфликт может разрешаться в пользу творчества и не в пользу здравого смысла.
2. Предполагается существование феномена бессознательной смелости, который может влиять на разрешение, а значит, и следствие этого глубинного конфликта.
3. В соответствии с моделью, определенной принятой гипотезой, этому феномену отводится ключевая роль в творческом процессе — он ответственен за прохождение в сознание субъекта его интуитивных идей.
_____________
*Впервые статья опубликована в журнале Донецкой торгово-промышленной палаты "Меркурий", №12 за 2000г.  Затем в журнале "Изобретатели  -  машиностроению" - 2010. - N 1. - С. 19-20


Рецензии
Пишу о механике творческого процесса.

Владимир Добровольский   02.02.2014 00:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.