А. Е. Гольберт. Изобретение - не на заказ

Гольберт  Артур  Ефимович,
горный  инженер-электромеханик,  изобретатель
      
О месте талантливой личности в техническом творчестве (Изобретение - не на заказ)*

                В деле науки нужно много званных, чтобы
                получилось небольшое число избранных.
                (Д. И. Менделеев) 

       Спросите нормального школьника или студента, знает ли он о том, что можно решать задачу, не зная ее условия? Он разведет руками.  Действительно, говоря строго, может ли решение задачи быть получено раньше ее постановки? Специалисты по психологии творчества ответят на этот вопрос утвердительно.  В самом деле, творческий процесс в психологической науке представлен не исключительно научным и техническим творчеством... В искусстве же в таком контексте об абсурде речи идти не может. Композитор, например, не всегда пишет музыку на заказ. Он нередко сочиняет тогда, когда его осенит вдохновение. Когда же идет речь о технике, сегодня имеет место несколько иной подход. Существуют современные методологии, позволяющие эффективно решать изобретательские задачи. Разумеется, они не имеют отношения к рождению пионерных изобретений и даже технических решений соседнего с ними творческого уровня. Но так или иначе известные методы поиска изобретательских идей дают возможность решения подавляющего большинства технических задач, которые могут быть идентифицированы как изобретения.

       Итак, бывает, изобретают нечто, когда не изобретают вовсе, или, точнее не собираются изобретать... Оказывается иногда и изобретения делают не на заказ, как мелодии у композитора, рифмы у поэта, и т.п. технические идеи возникают случайно и в значительной мере неосознанно. В этом случае процесс их генерирования в воображении не ограничивается никакими пределами.
       Творческая активность индивида не имеет никакой осознаваемой мотивации, кроме, может быть, познавательной. Отсутствуют сколь-нибудь определенные внешние стимулы и критерии оценки предполагаемого результата. Можно предположить, что при этом, кроме всего прочего, как бы случайно создаются идеальные условия для творческой реализации личности.
        Очевидно, что акт создания изобретения по обозначенному типу не есть случайный (вероятностный) процесс в буквальном смысле слова. И за определением "случайный", как за поводом, спрятана истинная причина этого действия. Зная об общности природы всех сфер творчества, можно провести соответствующие параллели и, не претендуя на оригинальность, отчасти разобраться в природе и этого процесса.

       Действительно, технические решения, рожденные случайно, иногда бывают высокого творческого уровня. Впрочем, этого никогда никто не проверял, так как сделать это практически невозможно: заявки на все без исключения предполагаемые изобретения оформляются по той или иной, но универсальной методике,  из которой не представляется возможным сделать предположение в пользу той или иной гипотезы происхождения технического решения.
       Процент  изобретений, требующих высокого творческого уровня и созданных случайно, разумеется, весьма невысок. Но вот значимость и цена этих редких догадок - настоящего успеха - огромна, ее трудно переоценить. И "религия посвященных" требует от свои адептов - "изобретателей не по заказу" вдохновения и подлинного таланта в дополнение к тривиальному набору специальных знаний.
       Можно допустить, что многие изобретения, созданные или могущие быть созданными, случайно-интуитивно, в результате так называемых "озарений", могли бы быть получены посредством специальных методик. Однако, очевидно, и это главное, что технические решения высокого и самого высокого творческого уровня, рожденные случайно (без постановки задачи) требуют от своих создателей, наряду со специальными знаниями, именно творческих способностей и прежде всего - воображения и интуиции, словом, подлинного таланта. И тут нечего добавить, много уже сказано до нас, еще больше - неизвестно. Речь идет о природе таланта в искусстве, науке, изобретательстве - творческого таланта вообще.
       В контексте обсуждаемого вопроса будет нелишним отметить следующее. Не исключено, что склонность к решению именно непоставленных задач (когда их решение предваряет постановку) является одной из черт талантливой творческой личности, другими словами, мы предполагаем существование корреляции между наличием - отсутствием этой личностной черты у специалистов и степенью их реализации в научном и (или) техническом творчестве. Представляет интерес, с нашей точки зрения, проверка этой гипотезы экспериментально в различных сферах (направлениях, областях) науки и техники. Это было бы полезно для последующих обобщений, а значит, для развития наших представлений о развитии творчества в целом.
       Приведем единственную цитату из предисловия учебного пособия, назначение которого весьма красноречиво следует из нее же, и из названия самой книги: "ТРИЗ (теория решения изобретательских задач. - авт.) создавалась, чтобы заменить интуитивные "озарения", которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегии мышления, которая позволяла бы КАЖДОМУ (!) (выделено авт.) хорошо подготовленному специалисту получать такие же результаты. (Меерович М. И., Шрагина Л. И., "Технология творческого мышления")". При том, что считаем работу уважаемых авторов весьма полезной, замена, о которой они говорят в приведенных строках, нам не представляется возможной в принципе.
       В то же время встает вопрос: какое место сегодня и будет отведено завтра талантливой личности в практической сфере и области знаний, которую принято называть "техника"? Действительно, использовать ее для решения шаблонных технических задач и даже мелких изобретений, малоэффективно. Опытный специалист, скорее всего, справится с ними более профессионально, а если осуществятся, даже частично, цели авторов указанных выше методологий, то тем более... Талант прежде всего необходим там, где нормальный специалист себя даже не мыслит. Например, для решения непоставленных технических задач. В материальном мире, который преобразует человек, существуют наряду со многими нерешенными проблемами бесконечное множество пока неизвестных и, следовательно, непоставленных задач.
       Перед тем, как поставить в работе последнюю точку, а также предваряя вероятные непраздные вопросы внимательных читателей, считаем необходимым привести некоторые свои размышления, не относящиеся непосредственно к рассматриваемой теме.
       Мысль о том, что таланты нуждаются в защите, покровительстве государства, не нова. С появлением технологий, упомянутых выше, пусть пока в одной из важнейших сфер деятельности человека - может быть поставлена под сомнение.
И еще. Известно, что для реализации потенциалов творческой талантливой личности последняя должна быть адаптирована в социуме. Реализация этого условия не представляется совсем простой, так как в обществе нередко можно наблюдать неприятие талантов. Неприятие и невостребованность талантливых личностей, как нам представляется, не носит временный и (или) локальный характер. Это явление более общее  и  не  есть проявление исключительно банальной зависти, а отражение некоторых свойств (черт) большинства психически здоровых, нормальных людей, имеющих отличные от эксцентричных талантливых субъектов направленности личности. Обычно подобное признается и принимается подобным, а не наоборот...


Краткое содержание

1. Рассмотрение априорной информации дает нам  возможность предположить, что многие изобретения самого высокого и высокого творческих уровней были  созданы не посредством решения поставленных технических задач, а   вследствие  идей, возникших безотносительно к ним,  и предваривших  их  (задач) постановку.
2. Методология  (методы),  позволяющая научаться  решать и затем решать технические задачи высоких уровней творчесткости,   нам не известна.
3. Предполагаем, что склонность к решению непоставленных задач является одной из характерных  черт талантливых личностей, занимающейся научным и (или) техническим творчеством.
4. Объектами приложения сил талантливых специалистов в науке и технике наряду с прочим могут быть не поставленные пока, или заранее задачи; не сформулированные  наперед или четко проблемы...
________________
*Впервые статья опубликована во всеукраинском деловом журнале "Меркурий" №4 за 2003г. Затем в журнале  "Изобретатели  -  машиностроению" - 2010. - N 3. - с. 19-20.  Печатается с незначительными  изменениями.
__________
Картина Марка Шагала.


Рецензии
интересная статья. удачи в творчестве.

Александр Михельман   18.10.2012 19:10     Заявить о нарушении