Заметки после 4-го Всемирного Конгресса казаков

Опаздывали в этот день многие…
Опаздывал и наш автобус выделенный правительством РО для аккредитованных СМИ. Центр Новочеркасска был взят в кольцо. Улицы перегорожены бетонными блоками, автомобилями с мигалками и полицейскими нарядами. Нашему автобусу, с приклеенным к лобовому стеклу правительственному пропуску и то не было доверия. Не пропускали. На площадь Платова пришлось въезжать, объехав пред
варительно её вокруг.
Время ли раннее? Нет! Уже к девяти утра…. Несколько человек вблизи универмага. Возле театра и музея…. Где же люди? День-то рабочий, пятница! На память приходит недавняя отставка мэра города. Видно стала подготовка к Конгрессу последней каплей. Попала та капля прямо на перо и легла строкой отставки…. Не выдержал. Упал!
А на площади Ермака. Центральная площадь столицы Всемирного казачества на то и устроена подобным образом, чтобы на ней не видно было даже 50 000 человек. Ни коммунисты, ни демократы не посягнули на такую монументальную пустоту…. Такая площадь всем нужна! Видна вся мелочность и ничтожность земной суеты. В Москве, замечали? Красная площадь заполняется, мало того, бывает битком набитой людьми, техникой. Как большая квартира. А здесь такого не смогут произвести ни танки, ни катюши. Здесь же пространство открыто ветру, солнцу! Чувствуется степной простор! В сознании всплывает дышущая волна Донская. Здесь естественным будет дождь и снег во время парада…. Несчастная тысяча казаков (и двадцать репортёров, вместе с камерами, длинными микрофонными палками, в том числе) под громадой Вознесенского собора растеклась, растаяла.
Опоздание не отмеченное.
То, что было сказано к площади – справедливо и к Вознесенскому собору. Казалось бы, что его мощные, величественные, заметно облупившиеся стены просто задавят этих людишек. И сами эти люди, в отсутствии на амвоне Верховного атамана и Губернатора…. Уп-с-ссс. Проговорился! И только сами эти люди воодушевлённые молитвенным пением, душами своими удерживают те стены от …падения. И так двести лет. И так двадцать три года возрождения! Люди главное, народ! Оказывается можно вести службу в отсутствии первых лиц! Хотя в пренебрежении церковных таинств ни Водолацкого, ни Голубева обвинить невозможно. Уж слишком часто появляются они в публикациях СМИ на фоне возрождающейся православной церкви.
А вот церковной братии в соборе было предостаточно. Нельзя конечно лезть в чужой монастырь…. Однако. В литии по братски, в одном хоре слились священники сразу трёх митрополий. Как бывало во время пасторского приезда на Дон патриарха РПЦ МП Кирилла - Ростовская и Новочеркасская, Шахтинская и Миллеровская, а также митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл со товарищи. Конечно такой собор не может принадлежать одной из епархий. Он принадлежит Миру, казачьему Миру. И стены соборные сегодня держат духом своим казаки со всемирного форума! А помогали делегатам прихваченные с городов и весей духовники окармливающие общества хуторов и станиц, округов и войск России, Украины и прочих, и иных стран.
Виктор Петрович встречал делегатов перед ступенями храма. Внизу. Беглая постановка на общий исторический снимок оставила половину желающих внутри собора. Ну и ничего. В наш век цифровой фотографии! Да сколько угодно! Только после того как VIP-свита скроется, согласно сценария, в усыпальне…. Вот почему, тянущие нудную строку писаки оппозиционных СМИ не трубят: -«Го-Го!! Нас не пустили в усыпальню!» Потому что не значимо это, не зацепиться за открытие памятных досок кавалерам Георгиевских крестов…. А ведь пускали. И на пленарных заседания, и на круглых столах и в музыкальном театре были посторонние, не делегаты и не аккредитованные. При желании, как принято в России – можно всё!
Кардинальные опоздания.
Сравнить самолёт с конём мог бы, наверное, Чкалов Валерий. Или Кузнечик из фильма «В бой идут одни старики». По-любому - человек не снимающий парашюта, с кривыми от седла ногами и с мозолями от штурвала на ладонях. Дмитрий Козак, председатель постоянного Президиума Всемирного конгресса казаков – один из них! Что ангел во плоти – влетел. Посетовал на самолёт. Отметил казаков как явную консолидирующую силу в неспокойных регионах. Призвал атаманов не размахивать «красной тряпкой» на Кавказе, ведь там «…и без того шаткий мир». Открыл. И улетел.
То что Василий Голубев задержался на десять минут, поздравляя с профессиональным праздником НЭВЗ – не беда! Не беда и в том, что Гимн России прозвучал дважды – в начале заседания и спустя пятьдесят минут перед самым исчезновением заместителя председателя правительства РФ. Беда в том, что больше писать не о чем. Поэтому поднимается шум из ничего! А писать-то есть о чём…. Надо только не уезжать восвояси после прозвучавших поздравлений. Надо лишь потрудиться, проникнуться…. Да, ещё придётся вместо заявленного перерыва в четверть часа погулять девяносто инуут. Сходить на мероприятие Донской казачьей республики проходящее в городском парке. Использовать возможность побеседовать с.... И ждать…. Что сейчас начнётся главное!
- Ну зачем ты меня сюда притащил! Ведь не хотел же ехать! Не нравится, не моё всё это!!!
До того был сердит на происходящее атаман Семиреченского Войска Союза казаков России Г.И.Баженов, что высказывал полковнику Савченко Ф.О. всё что думал, всё что ложилось на язык. Слова не дали. Докладчики несут всякую белиберду, лишь бы создать усладу слуху…. Тьфу! Проблемы конечно стоящие – создать памятник из старых заржавевших гильз, заключить договоры со священниками на получение услуг церковных, вернуть архивы и регалии из-за границы….
Игорь Владимирович Ребров, казак станицы Гниловской О.В.Д., заслуженный художник России, председатель Правления ростовской областной общественной организации Объединение Лейб-Гвардии его и.в. цесаревича полка: -Я приехал пообщаться с хорошими людьми. От Конгресса, как и от государства уже давно ничего не ожидаю…. А всё же, может государство российское развернётся к казакам? Хотя уже ожидали 20 лет. Всё, что было в начале – всё утеряно, остаётся надеяться лишь на себя да на друзей-казаков.
Проценко Сергей, атаман Курганинского городского общества Межрегиональное Объединение Казаков, Кубань: -Вряд ли поднимется здесь вопрос официально, но звучать он здесь будет непременно – это официальное признание казачьего народа. Есть Закон о реабилитации репрессированных народов. Там о казаках сказано. Но закон-то не действует! И больше ничего не надо! В своё время на Кубань, при батьке Громове, были возвращены регалии: грамоты царей из них главные. Там прописана всеми российскими царями общественная собственность на кубанскую землю казаками. Но вряд ли власть пойдёт на такой шаг. Поэтому вопросов нет.
Баженов Геннадий Иванович, атаман Семиреченского казачьего Войска: - Здесь идёт неприкрытое чествование атамана Водолацкого. Иные вопросы не ставятся и не решаются. Сейчас ничего хорошего от Конгресса не жду. Мы работаем по переезду казаков из Киргизии на Ставрополье. Сказать, что встречают там нас неоднозначно. То это не так. Местные казаки , терцы, с удовольствием нас принимают как своих родственников и всячески помогают нашему скорейшему переезду. Сейчас получили 42 участка. Распределили их. Ещё выделено уже 30 гектаров. Это, начиная от станицы Симберийской(?), в 30 км от Ставрополя и в юго-восточном направлении. Намерение переселиться высказывают 2000 семей. Участки по 15 соток, выделяются совершенно безплатно. Единственный вопрос – финансирование. Вот этот вопрос надеемся решить с помощью братьев-казаков на Конгрессе. Путём определения нашего статуса не как переселенцев, а как репатриантов. Мы переезжаем домой. Наши прадеды, неся службу России были посланы Государем Императором на защиту южных рубежей государства. Задачу они выполнили. Пусть Россия берёт теперь своих сынов обратно. Ну и кроме того нам не хотелось бы чтобы Россия потеряла Ставрополье. Для того мы селимся на границу с Дагестаном. Условия проживания и климат здесь схожие с Киргизскими.
Семён Бойков, атаман посольской станицы Забайкальского войска в Австралии: - Вы меня извините, но мы слишком далеко проехали, чтобы не высказаться. 20 000 км отмахали. Хочу высказать своё мнение, касающееся зарубежного казачества, касающееся тому, что же мы тут обсуждаем. 22 года идёт возрождение. А мы до сих пор говорим о регалиях, об архивах, документах. Неужели через 22 года мы не можем говорить о развитии? О возвращении казаков в Россию? О вступлении наших молодых казаков в ВУЗЫ? О получении оружия? Какая радость была, когда я, приехав впервые в Россию, держал в руках автомат Калашникова. Его не увидишь в Австралии. Вот надо запускать такие программы Архивы получить мы всегда успеем. Мы должны делать свои регалии. Мы должны заработать свою казачью славу. А смотреть на победы отцов и дедов - это прекрасно. Я сейчас обращаюсь к представителям зарубежных обществ, господам войсковым атаманам. Всё! Программа возрождения закончена! Прошло уже 22 года! Пора уже нам возвращаться на Родину. Мы со своим войсковым атаманом уже рассматриваем вопросы возвращения на родную землю, вопросы охраны государственной границы. У нас есть желающие молодые ребята. Есть люди, которые много уже лет мечтают о получении российского паспорта. Давайте развивать это направление. Или иначе через 10-15 лет уже всё закончится. Я третье поколение, которое выросло в Австралии. Мои прадеды родились в России. Вот Кузьма Ильич Родионов, этот человек никогда не был в России. Впервые приехал сюда, на Конгресс. Он тоже хочет здесь жить. Развивайтесь! Хватит уже возрождаться! Пожалуйста, сейчас вопросы о регалиях могут подождать. Обсуждайте вопросы о возвращении людей. Многие желают это сделать. Многих отпугивает недоверие нам оказываемое. Многие из дедов у нас в Австралии думают, что здесь до сих пор Ленин и КГБ. Но люди горят желанием приехать в Россию. Просто обращаюсь к Вам - думайте о людях, а не о регалиях.
Итак. Для понимания смысла мероприятия, проведённого Правительством Ростовской области, инвестировавшего в него 5 млн. руб. предлагаю разобраться вначале, что же такое, в понятии участников Конгресса, казачество? Кто такие казаки? Есть ли между этими словами разница? Одни и те же люди определяются этими понятиями или разные? А уж затем попытаемся выяснить, для чего эти люди нужны русской православной церкви? Ведь в эти дни свершается явная экспансия священников в ряды казачьего движения. Нужны ли эти люди государству? Если – «да», то в какой ипостаси? Ведь каждый человек читающий газеты, изредка заглядывающий в телевизор, да и просто, иногда выходящий на улицу знает, что если с начала 90-х это были … «ряженные чудаки». То с начала 2000-х они стали одним из народов России. Хоть до конца не признанным, но народом.
По словам одного из организаторов Конгресса ещё на предварительном этапе подготовки было решено не выносить к обсуждению ряд вопросов. В том числе и о казаках, как о народе. Однако, как точно заметил один из участников вопрос этот, так или иначе, всплывёт. Уж больно он насущный. И действительно, в речах большинства выступающих звучали определения никак не могущие касаться сословия, армии, клуба по интересам. А напрямую указывающие на казаков как на народ, а порой и просто приводящие слово «народ» в единой связке с «казаки».
В.Ю. Голубев: -«Дон – прародина всех казаков». В.П. Водолацкий, известный своей национальной ориентацией с Переписи населения 2002 года: - «В зале становится всё светлее и светлее от седых голов. Где наши казачьи дети?» К.Ф. Затулин: - «Казачество не знает границ. Наш народ раскидало по свету». Митрополит Кирилл, в послании Патриарха: - «Казаки соблюли свою самоидентичность и культуру». Очень близко к понятию «народ» говорил и Д. Козак о «славной культуре казачества являющейся неотъемлемой частью социально-культурного наследия нашей страны». Я понимаю, что эти слова относятся к казакам как к народу.
Другое понятие, относящее казаков к сословию – «казачество» так же звучало со всех сторон. Чаще всего из уст священников. Оно связывается по смыслу со служением. Служение казачества православной церкви, казачество защитники Отечества. Видимо это можно связать со словами проповеди патриарха Кирилла, прозвучавшей во время пасторской поездки на Дон. «На Дон бежали разные люди. Одни из них становились казаками, иные – разбойниками». Ничем иным как воспоминанием детских забав эти слова объяснить невозможно. Однако они востребованы сейчас священнослужителями, ищущими себе надёжную защиту. И видящих её в казаках.
Среди рядовых участников Конгресса также царит двойственность в отношении определения казаков. Так, десять раз повторивший в своём двухминутном выступлении – «Слава Богу», Главный атаман Верного казачества Украины А.Селиванов наверняка относит казаков к служилому сословию. В речах войсковых атаманов Налимова и Далуды, директора департамента по делам казачества РО И.В. Казарезова сплошь сословные определения. Я связываю это с профессиональными навыками и качествами военных.
А вот заместители Верховного атамана по экономике В.Ф. Хейло и по внешнеэкономическим связям П.В. Шпиро без всякой интриги определяют себя казаками кровными. Относят себя к народу и К.Н. Хохульников – председатель фонда «Казачье зарубежье», войсковые атаманы Семиреченского войска в разных версиях Г.И. Баженов и А.М. Работа. Впрочем так же как и старейший участник Конгресса Е.Г. Брюн де Сент Ипполит, Канада. Все опрошенные отзываются о реке Дон как о сакральном месте всех казаков, действительно считают её своей пра-Родиной.
Так для чего он состоялся-то?
Официальную версию, думаю, озвучил представитель Президента в ЮФО В.В. Устинов: -«Объединение конструктивной части казачества со своими коллегами за рубежом». Действительно неконструктивную часть казаков – Президента ДКВ С.Юдина, атамана Кавказской линии Ю.Чурекова, Ю.Колобродова со спутниками фейсконтроль на ступенях казачьего театра им. Комисаржевской в зал не пропустил вначале. А проникать «потом» они не захотели и разъехались по станицам. Самая популярная версия рядовых делегатов о том, что они довольны общением друг с другом, разрушением информационного вакуума, налаживанием горизонтальных связей тоже имеет место жить. Но вряд ли она учитывалась устроителями.
Позиция церкви ясна и выражена в послании предстоятеля зарубежной русской православной церкви: -«Роль казаков не только в охране церквей, но и в активной общественной жизни». Кроме того не зря ведь митрополит Кирилл напомнил о ещё одном юбилее отмечаемом в текущем году. …«но этот год и 400-летие преодоления смуты в России. Точно также как и теперь был страшный переломный момент, в который было непонятно, что будет с Россией. По какому пути она пойдёт. И в какой вере будут находить потомки тех людей, которые жили в то время. Конечно, сегодня для этого мы и собираемся. Чтобы почувствовать локоть друг друга. Чтобы понять, что казачество это совершившаяся реалия в России. Прошли те времена, когда пытались забыть само наименование казака. Что казачества сегодня вновь и вновь, не целиком пока, не все пока, но большая часть ассоциируют себя с русской православной церковью. Очень важно почувствовать, что все казаки, где бы они не находились, в какой либо стране, близко или далеко от России чувствуют себя причастными к казачеству, а значит к русской православной церкви, а значит и к России».
Думается мне, что в те полтора часа занятых никому не понятным безделием, «судьба» казаков решалась где-то во время совместного обеда представителей церкви и светской власти. Где священники убедили в своей искренней вере в тяжесть сложившегося момента и в необходимость «служилого» казачества патриархату, а через него и России. «Вершители» наших судеб отодвигают вопрос о казаках, как о народе, на неопределённое время. Однако не всё пошло по плану…
К.Н. Хохульников: - «По итогам работы Конгресса принята широкая, развёрнутая резолюция. В ней впервые чётко указано о том, что геноцид казачества в Советском Союзе является тягчайшим преступлением против человечества. Очень хочется надеяться, что эта резолюция будет выполнена Правительством Российской Федерации».
Эти слова ещё раз подтверждают, что народом, да ещё таким сильным хоть и разбросанным, очень сложно управлять. Казаку атаман непререкаемая власть лишь во время очень ответственных событий. Когда необходима сильная власть для выживания. В остальное время он сам себе атаман. Что в полной мере выразил на конгрессе представитель казаков Белоруссии Н.И. Еркович: - «Душу – Богу, жизнь – товарищам, честь – никому!»


Рецензии