Первая встреча с деревней

 Именно сейчас, когда уже у меня самой внуки, частенько с теплом  вспоминаю своё детство, а именно то время, когда я гостила у родственников в деревне.
    Жизнь распорядилась так, что не было у меня бабушек. Но очень хорошо помню деда – маминого отца Василия Ивановича. Моим подружкам повезло, у них были бабушки, которые жили в деревне. Они рассказывали про своих  бабушек, про деревню, про животных, про речку, лес.
 Для меня единственной огромной радостью было время, когда детский сад на летний период выезжал на дачу.
     И всё-таки мне очень хотелось тоже иметь бабушку и тоже в деревне. Моя детская мечта сбылась. Однажды родители повезли меня погостить к дальним родственникам. Зимой я переболела воспалением легких, и чтобы окрепнуть после болезни, они решили поселить меня на лето к тётушке Поле в глухую деревеньку Павловское Юрьев - Польского района.
                *
   Просёлочная ухабистая дорога петляла между колхозных полей, то плавно спускаясь в овраг, то поднимаясь круто в гору.
    Русское ополье, цветастое, похоже на яркий ситец из мелких цветочков, на тот из которого мама шила мне летние платья и сарафаны.
   Жаворонки высоко носились  над лугом, пестреющим колокольчиками и ромашками в нежных травинках тимофеевки. По краю овраг кудрявился густыми зарослями лещины.
   В конце лета мы приезжали сюда за орехами. На лысом взгорье просматривались беспорядочно трактора, бульдозеры, комбайны, косилки и прочие, (для моего небольшого возраста) непонятного назначения сельхозтехника.
      Дальше дорога извилистыми ступенями плавно спускалась к мосту через узкую речку.
По одну сторону речушки тянулись заросли ракитника, ив, по другую – песчаная отмель, где купались, а поодаль по течению на водопой пастухи пригоняли стадо. Это место щедро отмечено навозными лепёшками. Под мостом речка не была столь глубока, и потому оба пологих берега заросли осокой, рогозом, таволгой. Это уж я потом прибегала сюда с подружкой изучать местные достопримечательности.
       Часть деревенских домов расположены были у подножья горы. Там же и главные строения – это сельский магазин и клуб с сельсоветом. Напротив них по одной стороне вытянулись частные дома с дворовыми постройками и усадьбами. Вторая часть деревеньки и дом тёти Поли находились на противоположной горе. Пыльная дорога круто от моста поднималась вверх. Бывало, возвращаясь вечером из клуба, мы ощущали при подъёме резкую перемену температуры воздуха: внизу зябко от холодного влажного воздуха, а, поднимаясь выше, земля дышала горячим теплом. Мы трогали её ладонью, и удивлялись, что даже вечером она сохраняла в себе это приятное тепло. Мне – пятилетней девчонке, это было очень забавно. На горе деревенская улица составляла два противоположных ряда домов, а посреди улицы искусственно выкопанный пруд, вокруг которого росли высокие липы. Кто-то из хозяйственных мужиков заготавливал лыко из липовой коры, которое потом вымачивали в этом пруду и изготавливали мочалки. Мы ребятишки сидели на корточках и наблюдали это интереснейшее действо. Оно ярко запечатлелось в памяти. 
   После пруда через пару домов по правую сторону стоял дом тети Поли, построенный из красного кирпича. Возле него росла очень высокая старая берёза. Тогда в детстве мне, казалось, она достаёт до самого неба. В моём возрасте - в пять лет все деревья казались высокими, а поля бескрайними. Луга по вечерам пахли мёдом. Этот аромат не отпускал с гуляний. И, когда меня звали домой уже время ко сну, то я просилась у тётушки спать на сеновале. Сено вечером особенно было душистым.
      С любопытством я рассматривала деревья в садах. Всё лето, наблюдая, как растут и поспевают фрукты и ягоды. Ведь ничего этого мне не довелось видеть раньше, и это было в диковинку. В городе мама покупала ягоды на рынке. Как сейчас помню. Сначала она покупала маленькую плетёную корзиночку, в которую вмещалось два-три стакана ягод. А свежие сливы я вообще никогда не пробовала. Вкус сливы знаком только из компота в детском саду.
   Часть деревни была расположена на горе. Поднявшись в гору и проехав ряд домов по пыльной дороге, обогнув пруд, покрытый зелёной ряской, папина машина подъехала к низкому дому из красного кирпича. Дом будто врос в землю, настолько он был старый и заросший высоким бурьяном. В палисаднике, огороженным редким штакетником красовались розовые, лиловые, белые, ярко-красные мальвы.
На крыльце, услышав подъехавшую машину, вышла тетя Поля, не молодая женщина невысокого роста с румяными щеками,  с морщинками – лучиками возле глаз, с доброй и ласковой улыбкой. Нельзя не заметить тетушкины натруженные руки. Тетушка вышла в цветастом переднике,  радуясь нашему приезду, пригласила всех в дом.
     На крылечке из трёх ступенек сидел соседский кот рыжий Василий. Пройдя по мосту, мы вошли в горницу. Я впервые увидела русскую печь. Как же чудесно пахло молоком, томлёными щами, пирогами, и сушёными грушами. Мне сразу всё понравилось. И больше всех сама тётушка Поля. Для меня она была похожа на волшебную фею, всё чтобы она не делала, что не говорила, я слушала и смотрела с удивлением и замиранием, я верила всему, что рассказывала мне тётя.  Потому легко согласилась у неё погостить.

На фото я в красной шапочке и моя московская подружка Оля, гостившая у свой бабушки. 1959 год


Рецензии
Татьяна, меня согрел Ваш рассказ, но особенно фото!
Да, так и я выглядела у бабани в деревне.
Хорошо , просто написано, а настроение сОздано!
Зашла познакомиться на обе Ваши страницы.

Тамара Свинцова   16.02.2015 16:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.