Битлз. Please Please Me. Из книги Ian MacDonald

[3] Please Please Me (Lennon-McCartney)

Lennon: вокал, ритм-гитара, гармоника
McCartney: вокал, бас-гитара
Harrison: вокальная гармония, соло-гитара
Starr: барабаны
Записано: 11 сентября; 26 ноября 1962 года в студии Abbey Road 2
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Norman Smith
Дата выхода в Великобритании: 11 января 1963 года (А-сторона сингла/ Ask Me Why)
Дата выхода в США: 25 февраля 1963 года (А-сторона сингла/ Ask Me Why)

Джон Леннон написал «Please Please Me» в доме своей тетушки Мими, взяв первую строчку хита тридцатых годов «Please» Бинга Кросби (Bing Crosby) за основу к написанию замедленной соло-баллады в обреченно-кульминационном стиле а-ля Рой Орбисон (Roy Orbison)(1). Проигранная к концу финальных студийных сессий по записи  [1] «Love Me Do»,  песня заинтриговала Джорджа Мартина, но показалась ему не совсем законченной. Пока еще скептически настроенный в отношении  композиторских способностей Леннона и Маккартни, Мартин предложил ускорить темп песни и разложить ее на голоса.

Все еще находясь под угрозой нависшей над ними в виде «How Do You Do It» (2), Битлз старались изо всех сил, переделывая «Please Please Me», и девять недель спустя тогда, когда хит «Love Me Do» начал заметное колебание в Британском хит-параде, они возвращаются в студию Abbey Road с новой версией, которая, по их непоколебимой уверенности должна стать настоящим хитом. Переделанная версия, включая новый хук, исполненный Харрисоном, и вместе со скачоком из одной октавы в другую в припеве, сохранила характерный для Орбисона подъем с утробно-грудного регистра до стонущего фальцета. Однако теперь, новый вериант был больше стилизован под хит №1 Братьев Эверли (Everly Brothers) «Cathy's Clown». (Леннон и Маккартни были известными имитаторами Братьев Эверли и песня «Cathy's Clown» была их особо любимой).Ограничивая куплет практически одним аккордом, группа рассчитывала на максимальный эффект: Леннон вел мелодию (низкую часть, будто Дон Эверли), в то время как Маккартни (как Фил Эверли) держал высокую, повторяющююся ноту Ми основного тона, заркально отображенную басс-гитарой. Напряжение росло наглядно, посредством синкопированного моста в виде вызова-и-ответа между Ленноном и мощной гармонией Маккартни и Харрисона перед тем, как разорваться на три голоса в припеве. По правде говоря - это было надуманно, а слова песни даже больше, чем немного истеричны – однако надуманная истерика проваливается только тогда, когда сам материал очень слаб, но Битлз кропотливо замазали каждую трещинку в фасаде.(3)(Маккартни, особенно, демонстрирует невероятное внимание к деталям, строя контр-мелодию на бассу во время моста, и поддерживая мелодию бэк-вокалом в переходе, где весьма заметен намек на Б. Холли (Buddy Holy) во вставленной  им ‘i-un my heart’)(4)

За исключением наложения партии гармоники на гитарный рифф Харрисона, Дж.Мартину не пришлось больше ничего добавлять. «Хочу поздравить вас, джентельмены» – сказал он, нажимая кнопку переговорного устройства из кабины студии после финальной записи, - « Вы только что записали ваш Хит №1».(5)Тот факт, что он оказался прав, сам по себе менее примечателен, чем то, что человек его возраста и воспитания мог понять музыку, такую новую и неотесанную, какой была музыка Битлз, чтобы увидеть, что подчеркивание и выделение ее причудливости на самом деле делает ее лучше. Дж. Мартин тщательным образом отвергал идею, особенно популярную в кругах классических музыкантов, что это его гений произвел на свет музыку Битлз. ( «Я  лишь  интерпретировал их идеи. Без всяких сомнений - гениальными были они»). Тем не менее, было абсолютно очевидно, что в то время не было ни одного продьюсера по обе стороны Атлантики, который  был бы в состоянии работать с Битлз без нанесения им творческого ущерба – не говоря уже о его терпеливой культивации их таланта и обходительной адаптации к их желаниям при полном отсутствии всякой предубежденности, за что Мартин по праву получил заслуженное уважение Британской рок индустрией.

Выход «Please Please Me» поприжал много ушей в Британском музыкальном бизнесе. Пользуясь популярностью композиции, издатель Дик Джеймс (Dick James), например, встретился с Брайном Эпштейном  (Brain Epstein) для обсуждения организации собственной издательской компании группы, Northern Song. Между тем, инженер звукозаписи Норман Смит (Norman Smith) отправляет запись песни, без указания ее авторства Дику Рою (Dick Rowe) легендарному «человеку в компании Декка (Decca)», который ранее отвергнул Битлз, с тем, чтобы он отказал им во второй раз (Дик не попался на этот трюк). Благодаря восторженным ревью в Британской прессе и постоянному звучанию на радио, пластинка продавалась столь успешно, что через три недели после ее выхода Мартин посоветовал Эпштейну пригласить Битлз в студию для записи альбома, на тот момент находившимся в турне по Англии в шоу с Хелен Шапиро (Helen Shapiro). Соотвественно, на 11 февраля 1963 года для Битлз было заказано время в студии Abbey Road 2: 3 сессии по 3 часа каждая ( долгоигрющий альбом «Please Please Me» был записан лишь с часом дополнительного времении и уже на следующий день Битлз продолжили свое турне!). Две недели спустя композиция «Please Please Me» заняла место на вершине Британского хит-парада синглов, подтверждая предсказание Дж. Мартина.(6)

Так же как и с [1] «Love Me Do», с этой композицией возникла транс-Атлантическая проблема перевода. Capitol Records, американский филиал EMI не мог понять, что им делать с песней и отказался ее выпускать, будучи уверенным, что успех был чисто британским феноменом. (Часть проблемы заключалась в технической стороне самой записи: хоть и записанная белой группой, для американцев песня была все-таки слишком сыра и груба на слух. Другая трудность заключалась в словах, которые были широко истолкованы как проповедь фелляции). Эпштейн быстро лицензировал права на издания Чикагскому лейблу Ви Джей ( Vee Jay), который выпустил песню в феврале 1963 года под нулевую реакцию публики. И только когда композиция была переиздана в января 1964 года, под лавинообразное пробуждение вызванное  [21] «I Want To Hold Your Hand», она была признана американской аудиторией и заняла верхнюю строчку в US Top 5, пятнадцать месяцев спустя после выхода в Великобритании.


(1)Как говорил сам Леннон, вдохновлением для него послужил хит Орбисона 1960 года «Only The Lonely»
(2)Мартин настойчиво советовал Битлз записать «How Do You Do It», а группа отказывалась записывать чужую песню, настаивая на том, что их собственные песни были не хуже.
(3)Другое возможное влияние на схематику песни (и на истерическую надуманность) оказала композиция написанная Burt Bacharach под названием «Tower of Strength» в исполнении  Frankie Vaughan, которая годом ранее была Британским хитом №1.
(4)Эта вставка отсутствует на  записи «Please Please Me» минус гармоника, выпущенную на Аnthology 1, как версия записи 11 сентября. (На самом деле - это есть самый ранний дубль из восемнадцати, составленных в процессе непосредственной записи «Please Please Me» 26-го ноября. На данный момент, похоже, что у группы не было аранжировки вокала для моста и Мартин попросил Битлз придумать ее на месте)
(5) Тетушка Мими, прослушав «Love Me Do», сказала Леннону, что ему нужно еще раз задуматься о его надежде заработать кучу денег на этой песне. Однако после прослушивания «Please Please Me» она заметила: «Ну вот это уже что-то. Это должно быть успешным»
(6) В то время еще не было стандартизированного хит-парада. «Please Please Me» была №1 только в Melody Maker, New Musical Express, Disc и в программе BBC «Pick of the Pops», в остальных изданиях композиция была на 2-м месте, уступая первое песне «Wayward Wind» в исполнении Frank Ifield.


Рецензии