Как ускорить процесс написания книги

    


   Как ускорить процесс написания книги
   (практические советы начинающим писателям)


Если вы пишете для себя, ради удовольствия, и это ваше хобби, то данное сочинение вам совершенно не нужно и никакой пользы не принесёт.
Если же вы, как молодой, начинающий автор, решили сделать писательство своей профессией, тогда польза вполне может быть. Писатель-профессионал (профи) зарабатывает на свою нелёгкую жизнь писательским трудом. Писательство — его профессия, выбранная и доведённая до определённого совершенства им самим. И самообразование играет здесь решающую роль.

Написать книгу, как можно быстрее...
Пожалуй, это самый больной вопрос для молодого, начинающего автора. Хочется заполучить написанное произведение, чтобы положить хорошее начало для портфеля собственных произведений и получить уверенность в завтрашнем дне.

Первая книга (пусть пока в вашем компьютере), ещё не делает вас писателем. Писатель, как утверждает старая истина, начинается со второй изданной (изданной!) книги. Потому, что очень часто происходит неприятный эффект: автор полностью выкладывается в своём первом произведении (романе, повести) и более уже не может ничего написать.

Поэтому, изначально, нужно грамотно войти в писательский процесс. Для этого существуют достаточно простые приёмы (и достаточно старые).

Прежде всего литературное творчество должно быть для вас лёгким, воздушным, безтягостным. В этом утверждении многие сразу же увидят противоречие.
Нет, как же так! Творчество — процесс мучительный, изнурительный, с чёрными кругами под глазами. Сколько их, исторических, шедевральных примеров, когда автор пишет книгу десять, двадцать, а то и более лет. Да, всё правильно. Есть такие примеры. Гёте писал «Фауста» почти всю жизнь, аж до 70-ти лет.  Булгаков писал «Мастера и Маргариту» практически 20 лет. Есть и другие примеры.

Но всё изменилось. Современность уже не терпит долгостроев. А современный литературный рынок требует скорости в написании книг.

Разумеется, требования к художественной литературе остались прежними: хороший стиль, хороший сюжет, хорошая динамика описанных действий и убедительные герои (и персонажи), действующие в реальноподобных ситуациях. Но при этом, как это ни утомительно звучит, нужна скорость. Большая скорость написания текста.

Самое время вспомнить, что авторы-классики прошлых веков писали гусиными перьями, чернильными перьями, а впоследствии чернильными и шариковыми авторучками. Согласитесь, такие писательские инструменты — что-то вроде кайла для прорубания в граните литературы глубокой траншеи к читателю. А сейчас? В лице компьютера мы имеем могучий экскаватор. Вот только пользоваться им надо умеючи.

Немного старины.
Очень давно, когда появились первые бытовые ленточные магнитофоны, композиторы и писатели сразу оценили их достоинства. Проиграть сочинённую музыку и записать её на магнитофон, а потом вдумчиво прослушать и исправить ошибки — это класс! Продиктовать на магнитофон своё будущее произведение (по частям или целиком) — тоже интересно. Слушая свой родной голос (правда, неузнаваемый), вникая в содержание рассказа и хихикая над его несуразностями, можно получить хорошую порцию вдохновения и заряд новых сюжетов. Конечно же, печатать текст под собственную диктовку — беспардонное блаженство! Попробуйте.

Компьютер даёт возможность совмещать процесс творчества с процессом отдохновения. Наверняка многие из вас имеют в своём компе библиотеку из музыкальных файлов. И наверняка эти музыкальные файлы подобраны в соответствии с вашим вкусом. И если печатать приключенческий роман под сладкий лепет приключенческой музыки, то описания приключений пойдёт живее и веселее. Музыка невольно накладывается лейб-мотивом на мотив вашего произведения. Каждый литературный текст тяготеет к своему музыкальному сопровождению. Подобрать и выбрать музыку для услаждения писательского слуха — вполне посильная задача для любого автора.

Должен отметить одну интересную деталь. Уже немало молодых (и немолодых) авторов, которые смотрят с экрана компьютера кинофильм (полезный для литературного творчества) и тут же, в уменьшенном окне Word, печатают нужные тексты под воздействием волшебного мира кино.

Следующая важная деталь — умение пользоваться несколькими открытыми окнами Word.
В своей практике я пользуюсь тремя окнами. Два окна я уменьшаю по вертикали так, чтобы они соприкасались «рамками», не перекрывая друг друга, и всё время оба были на виду. Когда я кликаю на нужное окно, активирую его, (чтобы впечатать сочинённый текст или же внести текст из буфера обмена), второе окно, не активное, не исчезает, не прячется. Третье окно Word раскрыто полностью, оно позади первых двух, и его не видно, пока оно не понадобится. Для этого достаточно кликнуть мышкой его иконку на нижней панели-баре. Это раскрытое полностью, активированное окно закроет два полуоткрытых, неактивных, и даст возможность взять из него нужную информацию (скопировать и перенести куда надо).

Теперь о «классификации» окон.
Конечно же, каждое раскрытое окно Word — это файл, который имеет имя, понятное только вам.

Первое окно, верхнее, по вертикали уменьшенное наполовину — это ваш рабочий, писательский файл. Здесь вы производите сборку текстов для задуманного произведения. Задаёте порядок глав (или абзацев). К каждой главе обязательно пишете маленькую аннотацию, понятную только вам. Например: "Глава 3. Главный герой, Вася, движимый чувством мести, вламывается к любовнику своей подружки, чтобы сделать из него что-то нехорошее". Ну, а как Вася будет делать задуманное и какой убийственный монолог произнесёт, это уже ваше писательское дело.

Второе окно, нижнее, тоже по вертикали уменьшенное наполовину (оно впритык касается верхнего окна), — вспомогательное окно. Это файл справочной, текстовой информации о сюжете, фабуле, героях, персонажах, именах, психологических портретах и т. д. В виде отдельных абзацев-модулей, необходимое только вам, вы заранее вносите их в этот файл и обзываете понятным для вас именем. Например: «Досье на мой роман».

Третье окно, открытое полностью, — это черновой вариант, наброски вашего произведения. Оно написано стихийно, на взлёте мысли, без чёткой системы, с огрехами стиля и прочими ошибками. Вы печатали этот файл, как придётся, без всякого стеснения и сомнения. Что называется: вали кулём, потом разберём. Но этот файл даёт постоянную пищу для ума и ставит перед вами вопросы о необходимых переделках и корректировке окончательного текста. Разумеется, этот файл тоже имеет своё имя, понятное вам. Например: «Дикий черновик».

Думаю, всем понятна мысль, что любую нужную «инфо» для окончательного варианта произведения вы впечатываете в верхнее окно (чистовик книги) через буфер обмена. Этот буфер — чудесная штука. Нужно открыть его опцией Clipboard в окне вашего Windows. Это буферное «окошко» будет слева в вашем раскрытом окне. В него очень удобно, по-порядку, скопировать имена персонажей (они всегда будут перед вашими глазами), детали психологических характеристик и внешности героев. В романе эти «параметры» часто повторяется на страницах текста и нужно только кликнуть по нужному «параметру», как он бодро впечатается в ваш текст, причём, без ошибок и путаницы. Особенно это удобно, когда персонаж имеет длинную фамилию, имя и отчество, а так же оригинальные характеристики внешности. Получается солидная экономия времени за счёт впечатки готовых копий длинных имён и описаний. Точно так же копируются длинное тире, кавычки, диалоги из «черновика» и прочее, что легко через буфер обмена переносится в «чистовик». Если нужно впечатать заранее скопированные стихи — вообще без проблем. Поэзия оживляет прозу и процесс оживления романтического текста пойдёт намного быстрее. И, что самое главное, живая работа с разными окнами и разной информацией стимулирует писательский процесс. Он становится не так утомителен. А тут ещё и любимая песня под ухом: «Э-эх, валенки, валенки, не подшиты, стареньки!...»

Конечно же. Всё, что описано выше, требует предварительной организации вашего писательского труда. Должна быть единая «папка» для романа (вашей будущей книги). В этой «папке» пронумерованные файлы «чистовик», «досье», «черновик».  Всё должно быть под рукой, в едином поле зрения.

На сегодняшний день существуют специальные программы (разработанные в Европе, США, Японии) для написания литературных текстов и даже стихов. Я не пользовался этими программами, ничего не могу сказать, насколько они хороши. Но в США программы для написания киносценариев пользуются хорошей репутацией. Эти программы помогают выстроить требуемый строгий формат, диалоги и нужный временной интервал описанных действий, предлагают готовый справочник английских имён и фамилий, и другие приятные мелочи. Так что вникайте в новые достижения по части таких программ. Молодые люди легко хватают компьютерные  новинки. У них это получается намного лучше, чем у нас, немолодых. Пробуйте и наслаждайтесь!

В. Сандовский, 3-4 октября, 2012 г.
---------------------------------------------------

 


Рецензии
Спасибо, Владимир! Набрал в яндексе " музыка для написания книги" и яндекс высветил вас. За что я ему несказанно благодарен.)

Серёжа Дрожжа   01.09.2017 09:11     Заявить о нарушении
Сергей, доброго дня! Спасибо за комментарий. Рад, если чем-то оказался полезен. Удачи в творчестве и творческого здоровья. В. Сандовский

Владимир Сандовский   02.09.2017 03:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.