Фантастика как опыт
В советские времена фантастика была дефицитом. Тогда много чего было дефицитом, но книги вообще и научно-фантастические в частности – особенно. Впрочем, в Москве и Ленинграде это ощущалось не так сильно, там и с колбасой все было в полном порядке, а вот в городах поменьше фантастику можно было урвать только в библиотеке, и то если повезет. Поэтому каждая прочитанная книга была событием, которое помнится до сих пор и во всех деталях: когда, как, чем пахли страницы и как скрипел переплет.
Но вначале, конечно же, были даже не книги, а фильмы: "Москва-Кассиопея", "Отроки во вселенной" и "Через тернии к звездам". Перед глазами стоят пацан, приклеившийся ботинками к потолку кают-компании, бурлящая биомасса и карлик Туранчокс, бегающий вокруг Нийи и твердящий: "Иди на Астру, иди на Астру". Жуть советских антиутопий была посильнее чернушной жути империалистических ужастиков.
Нельзя не вспомнить и еще один шедевр – мультфильм "Тайна третьей планеты": "А хотите, я его стукну? Он станет фиолетовым, в крапинку!" После этого мультфильма читать книги про нашу скучную планету мне уже не хотелось. А еще – "Гостья из будущего": "Алиса! Отдай миелофон!"
Первой книгой, с которой началась моя страсть к фантастике, да и к чтению вообще, оказалась "Тайна двух океанов" – невероятный шедевр Григория Адамова о "чуде советской техники" подводной лодке "Пионер". Занимательное чтиво в жульверновских традициях, но на современный лад: с обязательными изобретениями, опередившими время, с лекциями о подводном мире, но и со шпионами, предателями, с драками и прочими атрибутами остросюжетной прозы. Книга попала мне в руки случайно – кто-то взял ее в библиотеке черноморского пионерского лагеря, куда нас всем классом сослали в лето Чернобыльской катастрофы. Фильм по книге посмотрел много позже – страшное разочарование.
Потом было разное: пытался читать Жюля Верна и Уэллса, но по малолетству не пошло. Беляев и Ефремов – то же самое. Брэдбери показался странным, хоть и затягивающим, зато очень нравились книжки в редком в то время формате покетбук - безымянных ныне для меня французских фантастов и таких же безымянных советских. Помню только удивительно мощный текст "День гнева", произведший неизгладимое впечатление. Кажется, там очеловечивались медведи.
В седьмом классе, заболев и попав надолго в больницу, получил от родителей "Понедельник начинается в субботу" Стругацких. С тех пор перечитываю эту повесть с регулярностью минимум раз в год, а вообще-то чаще. Получается, раз тридцать точно перечитал, и не могу остановиться. В чем секрет, кто бы рассказал!
С перестройкой, наконец, фантастику начали печатать больше. Издательство "Галактика" затеяла выпуск антологий фантастического рассказа. Книги немедленно стали культовыми: "Продается планета", "Крылья ночи", "Обнаженное солнце", "Конец детства"... Почти каждый рассказ – событие в читательской жизни. Самый первый сборник в этом смысле был вообще особенным:
Фредерик Браун. Арена – о поединке между землянином и шарообразным чужим. Впервые осознал мысль, что человечность может быть мощнейшим оружием. Тут же вспоминается изумительный фильм, который шел в советские времена на экранах – "Враг мой". Вот это было кино! Звездные войны в сравнении – мыльная опера без особой морали.
Рэй Брэдбери. Ржавчина – по ней был очень впечатляющий телеспектакль, но и сам рассказ отличный.
Альфред Элтон Ван-Вогт. Чудовище – опять же, гордость за человека. Очень я люблю этот рассказ. "Так вот вы какие, боги Египта!"
Тур Oгe Брингсвярд. Бумеранг – ку-клус-клановец возвращается домой после суда Линча, а его поджидает огромный негр с револьвером. Пришлось ехать с ним в клинику. Наутро бедолага проснулся черным. Очень воспитательный рассказ.
Генри Каттнер. Сплошные неприятности – веселая история про мутантов. Люди-Х отдыхают со своими надуманными проблемами.
Гарри Гаррисон. Преступление – Кто хочет пристрелить гада, посмевшего незаконно обрюхатить свою жену во второй раз? Лицензия объявляется открытой!
И так далее. Ну, и конечно же " Лед и пламя" Брэдбери из "Крыльев ночи". Этот рассказ многие называют лучшим фантастическим рассказом всех времен. Не знаю, не знаю, но прочитать нужно всем. Гениальная вещь. Сразу понимаешь, почему и зачем нужна фантастика.
Потом Союз развалился, зато книжный бизнес расцвел. У нас в городе два брата-еврея организовали первый частный книжный ларек, и главным товаром там били детективы и фантастика. Экономил на пирожках и томатном соке – покупал "Стальную крысу" и "Смертоносную планету" Гарри Гаррисона, трилогию "Основание" Азимова, "Чужака в чужой стране" Хайнлайна, "Хроники Амбера" Желязного и его же "Создания света и создания тьмы".
И вот – апогей: издательство "Текст" выпустила полное собрание сочинений Стругацких в авторской редакции. Сначала я случайно наткнулся на одинокий томик с романом "Град обреченный" и испытал потрясение. Нет, правда, впервые я понял, что фантастика может быть чем-то большим, чем просто фантастика. Стругацкие писали не фантастические истории, они делали Литературу. Для меня их романы стоят в одном ряду с романами Гессе, Кафки, Булгакова. К сожалению, романов этих не много: "Град обреченный", "Хромая судьба" с вложенными в нее "Гадкими лебедями" и "Отягощенные злом". Еще "Поиски предназначения" С.Витицкого (Б.Стругацкого). Это вещи, которые нужно прочесть. Они того стоят.
А потом фантастика стала вырождаться. Точнее, как в "Сказке о Тройке", хорошая фантастика потонула под лавиной ширпотребного фантастического чтива. Единственный автор, который меня порадовал за последние пятнадцать лет, это Лукьяненко с его трилогией про Лабиринт отражений. Первый роман прочитал за день, для меня это невероятная скорость. Впрочем, больше у Лукьяненко ничего хорошего или оригинального я так и не нашел. И вообще за новостями в современном мире фантастики я больше не слежу – не интересно. Нужно выждать время, когда что-то из нынче нового станет общепризнанной классикой. Вот тогда и почитаем.
БК.
Свидетельство о публикации №212100500252
По поводу упадка жанра, так это сейчас во всех сферах происходит, за редкими исключениями, (например, бурного развития цифровых технологий). Какое самое (или одно из самых) приятное из немногих доступных вечерних развлечений помнится из детства? Утонуть в диване или кресле за чтением томика Беляева или "Двух капитанов" Каверина. Сегодня для молодых людей столько соблазнов, что для чтения просто не остаётся времени, одних только каналов на пульте телека штук триста, - попробуй все переклацай!
Отдельная благодарность за эффектный фантастический приём по виртуальному перемещению автора Игерин с планеты Земля на планету Марс! (шутка, конечно, ещё обидится человек, он ведь столько читал, а никто не хочет его выслушать и оценить).
Вова Осипов 05.10.2012 13:16 Заявить о нарушении
Каверин -не фантаст конечно,но это тоже целая эпоха. Саня Григорьев...роман архетипов, Илиада советского времени. Это вообще фантастическая литература - Катаев,Каверин, Кожевников, Беляев,Другой Беляев-Старая крепость, Адамов,Шалимов,Ефремов,Войскунский и Лукодьянов, Еремей Парнов, Это все, что существовало в параллели с диссидентствующими Стругацкими, и не менее интересно.
Спасибо, Вова, что напомнили.
Черный Следопыт 05.10.2012 21:47 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2012/10/09/1358
Памятуя, об обещанной мне персональной трибуне.
С улыбкой
Ерин Игорь Геннадьевич 09.10.2012 19:04 Заявить о нарушении
Черный Следопыт 09.10.2012 21:40 Заявить о нарушении
Я - человек весьма толерантный, за право злословить в мой адрес, готов пожертвовать многим. Жизнь? - Вольтер, пожалуй, преувеличил. Но - многим.
Другое дело - Христос.
PS. Не поверите - в жизни ни разу не опоздал, и ни разу не случилось того, чтобы не сдержать данное, а хотя бы по пьяни, слово.
Ерин Игорь Геннадьевич 09.10.2012 21:54 Заявить о нарушении
Черный Следопыт 09.10.2012 22:02 Заявить о нарушении
Вова Осипов 09.10.2012 22:51 Заявить о нарушении
Черный Следопыт 09.10.2012 23:00 Заявить о нарушении
Вова Осипов 09.10.2012 23:06 Заявить о нарушении
Черный Следопыт 09.10.2012 23:41 Заявить о нарушении
1) Каким бы я не был, однако же никогда не опускался и не опущусь до навешивания ярлыков, перехода на личности. И т.п.
2) Более 100 лет назад Л.Толстой написал статейку "О непротивлении злу силою". В ответ русск. фил. Иван Ильин написал другую статейку "О необходимости противления злу силою". Где в частности сказал, что добро рождается в противлении злу и проявляется в противлении злу. Можно соглашаться с Толстым. Я принял позицию Ильина. Я хочу быть добрым. А чтобы им быть надо - как я понимаю - последовательно злу "противляться".
Позиция ясна? Возражения по сути есть?
3) Насчет "надувания щек" - это обрывок цитаты. Полностью звучит так: "Не надо передо мной надувать щеки, вы даже не представляете, какой я умный.
Вы цитируете известного умника. В чем я проблемы не вижу.
Я цитирую Ильина. Почему это для Вас образовало проблему?
Ерин Игорь Геннадьевич 10.10.2012 09:38 Заявить о нарушении
Пока!
Ваш -
Сергей Сергеевич Смирнов 2 11.10.2012 01:27 Заявить о нарушении
1) Каким бы я не был, однако же никогда не опускался и не опущусь до навешивания ярлыков, перехода на личности. И т.п."
Игерин, достаточно глянуть на вашу милую недавнюю беседу с Лорой Марковой, чтобы составить полную картину о вашем "никогда не опускался до навешивания ярлыков и перехода ниличности".
Для меня ваша позиция более чем ясна, я её в общих чертах изложил. Если обидел нечаянно, то простите великодушно. Но продолжать диалог не вижу смысла никакого, ввиду вашей непоследовательности и постоянной смены окраски. Удачи вам в творчестве! За автора должны говорить его работы! А всякие полемики, это так, мнениями поделиться...
Вова Осипов 11.10.2012 08:36 Заявить о нарушении
Лора Маркова 11.10.2012 10:37 Заявить о нарушении
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль. (с)
Лора Маркова 11.10.2012 10:49 Заявить о нарушении