Книги на помойке

   
    Днем собралась сходить в овощной магазин за арбузами. Этим летом арбузы были особенно хороши, крупные, сладкие. Стоящая все лето аномальная жара, явно  пошла им на пользу. Решив взять сразу несколько штук, я взяла сумку на колесиках и заодно прихватила пакет с мусором. Подходя к мусорным бачкам, я еще издали увидела стоящую на земле пачку книг. Как не печально об этом говорить, но в последние годы часто можно увидеть выброшенные за ненадобностью книги. Книги и за ненадобностью!
 
    Если в наше время за книгами стояли очереди, покупали их на последние гроши, отказывая себе во всем, чтобы достать желанный томик, бережно хранили, и только близким друзьям давали почитать, то теперь они стали не нужны. Я всегда удивляюсь, когда в современных, богатых квартирах нет книжных шкафов, а за стеклами полированной мебели стоят только хрустальные стаканы, бокалы, рюмки, салатницы. Они вытеснили из домов книги. Все свободное время многие наши сограждане проводят не за чтением, а за столом, уставленным многочисленными бутылками. Иначе, для чего же     куплена эта многочисленная посуда для пития. Раньше лучшим подарком считалась книга, теперь это набор рюмок или  бутылка коньяка.

    Я вспоминаю, как в 1964г. я в обеденный перерыв стояла в очереди за томом Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Я в то время увлекалась научной фантастикой, покупала все, что появлялось в продаже, а новые книги появлялись не часто. А тут Ефремов! Я его обожала. Обеденное время подходило к концу, я явно опаздывала. Было понятно, что выговора от строгого начальника не избежать. Судорожно пересчитала деньги в кошельке, на книгу хватало, а на трамвай не оставалось. Значит, еще минут 15 добавится к опозданию. Начальник убьет!  А тут еще продавец объявил, что книги кончаются, и очередь не занимать. От нетерпения и боязни, что  мне не достанется так горячо желанная книга, мне стало жарко, хотя в магазине было холодно, почти как на заснеженной улице Ижевска.  Но, на мое счастье, последняя книга была моя! Я  вприпрыжку мчалась на работу, гнев начальника меня уже не пугал. Кое-как обмела валенки от снега, а навстречу по коридору движется начальник! И я, не сдержав радости,  доложила.
    - Вячеслав Петрович, смотрите, что я купила! Весь обед простояла в очереди. Извините меня за опоздание. – Вячеслав Петрович взял в руки книгу, глянул на меня с завистью и попросил.
    - Дашь почитать?


    А теперь передо мной стояла целая стопка книг, чистеньких, в хороших переплетах. Видно стояли долгие годы за стеклянными дверцами мебельных стенок. Ненужные теперешним хозяевам.  В  соседнем доме размещалась библиотека, можно бы отнести туда, но их выставили на помойку. Хорошо хоть не в мусорные ящики выбросили.  Я перебрала книги, все мне не увезти, отобрала сборник  романов Джона  Апдайка,   «Приглашение на казнь» Набокова, сборник романов Лиона Фейхтвангера, рассказы Куприна и сборник романов Сименона.  Купленный арбуз с трудом уместился сверху, для других в сумке места не было.

    Дома рассмотрела свое приобретение, изданы книги были в 60 – 70х годах. Значит выбрасывали их внуки тех, кто в свое время покупал их, или получал в обмен на макулатуру. Был такой метод в советское время: сдал бумажную макулатуру (обои,      старые газеты, журналы, школьные тетради и т.д.), и можно получить томик романов. Это было время, когда советский народ считался самым читаемым в мире. Так ли это было, не знаю, но в моем окружении активно читали все. В том числе и мои сыновья. А теперешняя молодежь проводит свободное время за компьютером, или перед телевизором. Чтение заменили компьютерные игры, многочасовые посиделки в «Одноклассниках», программы типа «Дом-2» по телевизору. Насколько снизился уровень культуры большинства молодых людей, видно невооруженным глазом.
 
     В нашем городе резко уменьшилось число книжных магазинов, центральный книжный магазин более половины своих площадей сдает внаем - сократилось число покупателей, читателей становится все меньше. На днях остановилась около уличного продавца книг. Старик разложил на большей клеенке старые книги прямо на земле, около рынка. Спросила, есть ли покупатели. Ответил, что почти нет, если и покупают, то это пожилые люди, все остальные равнодушно проходят мимо.

     Не знаю, как вас, но меня это очень печалит и тревожит.


Рецензии
Страсть к чтению, несомненно идёт от родителей. И раньше далеко не все уважительно относились к книгам, но то, что сейчас происходит - это тихий ужас. Согласен с Вами. Всего Вам доброго!

Александр Сумзин   30.05.2013 07:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.