10. Беседа у костра

10.Беседа у костра
Тем временем, костёр продолжал гореть, времени до сна было ещё почти два часа, и геологи были предоставлены до ночлега сами себе. Обычно отбой начинался в десять вечера.
У костра остались Владимир и Иван. Александр, как дежурный, поддерживающий постоянное горение костра, был тоже здесь. Остальные геологи находились в палатке и должны были подойти. Солнце уже ушло за горы, и небо постепенно, но всё чётче высвечивало золото бесчисленных звёзд. Нагретый за день воздух сдавал свои позиции, медленно заменяясь прохладой.
-«Вот у меня никак не выходит из головы вопрос: почему в мире постоянно происходят войны? Иван, скажи ты мне»? - произнёс, между прочим, Владимир.
На что Иван отреагировал так:
-«Владимир Петрович, я рождён для мира, поэтому и пошёл в геологи, чтобы людям приносить пользу. Философия же войны исходит из того, что люди постоянно конфликтуют между собой и некоторым из них нужен не мир, а война миров».
Владимир, подумав, произнёс:
-«Умные мысли. Конечно, в общем плане верно. Это, наверное, и является причиной всего. Даже сама природа борется за право первенства. Вон посмотри на виды Уральских гор, какие они красивые внешне. Но ведь все эти высоты и впадины создавались в условиях борьбы природных сил, не они ли подсказывают людям как надо себя вести за право самоутверждения»?
Мужчинам всегда интересно поговорить о войне, и он поэтому сознательно начинал разговор на эту тему, как бы тем самым подсказывая содержание злободневной вечерней беседы.
Тем временем подошли Олег и Николай. 
Олег ещё издалека услышал их разговор, и, будучи по своей натуре философом, не упускал случая изложить свои мысли.
Он сел на камень напротив Ивана и сходу стал говорить:
-«Конечно, и добро, и зло творит человек на основе идей, являющихся их основой. Иногда она захватывает человека так, что не отпускает его всю жизнь. Я слышал, что немецкий фюрер был захвачен такой идеей, которую высказывал его соотечественник Ницше. Смысл её заключался в возможностях совершенствования человечества. Он считал, что развитие человека еще не достигло своего предела, оно должно пойти дальше к другому биологическому виду, которого Ницше назвал «сверхчеловеком». Он будет находиться в таком же отношении, в каком теперь находятся человек и  обезьяна. Для него человеческая жизнь есть жертва, отчего человек постоянно что - либо в себе преодолевает и умирает ради дальнейшего совершенствования других людей. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя как живых существ. Одно не учёл Гитлер. Решение такой задачи должно иметь естественный и длительный процесс. Гитлер же решил его ускорить, принеся в жертву миллионы людей и развязав войну по всей Европе».
Иван, внимательно вслушиваясь в мысли Олега, пытался их осознать, однако, своего твёрдого мнения у него на этот счёт не было. 
Но, чтобы поддержать тему, затронутую его новыми друзьями, он рискнул высказать своё отношение к идее сверхчеловека и войне.
Он говорил о том, что мысли Гитлера не могут быть состоятельными, потому что нацелены на уничтожение материальных и духовных ценностей нынешнего человека. Потом подумал и добавил:
-«Что же получается? Пока хотя бы один народ будет не соответствовать этой идеологии, война с ними неизбежна? Так недалеко и то время, когда наша страна будет вовлечена в эту жестокую войну»?
Он закончил говорить, но сам был не удовлетворён сказанным, мысли его путались и, как ему показалось, не подчинились строгой логике.
В дискуссию вступил Николай:
- «Помирить человечество могут не сверхчеловеки и развитые духовные личности, а высокая нравственная культура простого человека, рождённого и живущего среди природы.  Посмотрите на эти камни, вершины и впадины. Этот природный мир  сам учит человека любить жизнь, беречь в себе человека физического и нравственного. Человек, живущий среди этой красоты, не захочет войны между соседями и тем более между народами. Они сами по себе рождаются нравственными людьми. Вот, мы, геологи, идём в горы, проходим сотни километров по камням, залезаем на вершины, тратим неимоверное количество физических усилий, чтобы  увидеть эти часто ещё неизведанные красивые места, а потом долго в памяти своей восхищаемся ими, и тем самым совершенствуем себя. Мы счастливы, что у нас есть и практическая цель. Кому - то мы своим рассказом доставим радость, а стране своими действиями - великую пользу. Красота природы облагораживает человека и делает великой нашу страну. Но за красоту во всех её проявлениях надо бороться и борьба за неё должна быть насыщена благородными идеями. Фашизм же понимает красоту по-своему и борется за неё своими жестокими методами. Я уверен, что великую красоту Урала и нашей страны покорить никому не под силу».
К разговору подключился  и Александр, настоящий богатырь, медленный в движении, но сильный и телом и духом. Он постоянно напоминал нам, что его имя богатырское, имя воина. Поэтому разговор о войне был для него как бы органичным. Он давно уже увлечённо интересуется на равных и геологией, и историей.
- «Помните роман Льва Толстого «Война и мир»?- спросил он и продолжил. Вот она великая тема для размышления. Состояние то войны, то мира присутствует постоянно в душе каждого человека. Находясь в мире, мы думаем о войне и наоборот. Вон Александр Македонский, вы, думаете, он думал только о войне? Нет, он думал о мире через состояние войны, и мы поэтому о нём говорим, как о герое. Такая хитрая философия, оправдывавшая его разрушительные войны. И Гитлер сегодня думает о том же, оправдывая себя. Он хочет с помощью войны установить свой мир сверхчеловеков. Правда, я не могу представить себе, как это можно исправить мир через войну, сделав его однородным. Эта идея сумасшедшего человека. Человек, подвластный такой идее, опасен для человечества. В мире живут миллионы людей, и все они разные от природы. Как можно исправить природу? У каждого человека есть тело, есть и душа. Иногда тело может показаться кому - то некрасивым, но душа открывает людям такую красоту, которую и многие красивые внешне люди не могут  её иметь. Люди, живущие в мире природы, как у нас на Урале, тоже  необычные, сильные, мужественные, и что самое главное, честные. Они живут веками своей жизнью, приспосабливаясь к природе. Как их можно переделать…»? 
Александр продолжал говорить, но Иван перестал его слушать и стал размышлять о своём.
 Эти люди, размышляющие сейчас о войне и мире, показались ему настоящими мудрецами, родившимися здесь вдали от цивилизации, в глуши гор. Только сейчас он мог рассмотреть этих красивых и умных людей, рассевшихся вокруг разгоревшегося костра, огонь которого яркими вспышками  высвечивал их лица.
У Владимира Ивановича он отметил выставленный чуть вперёд твёрдый подбородок, широкий и открытый лоб, утверждавшие выдержку  и уверенность организатора, умевшего без особого напряжения управлять процессом ведения диалога. Весь его вид выдавал характер мужественного, сосредоточенного и заботливого человека, способного в любую минуту увлечь за собой и оказать дружескую поддержку. А здесь у костра он оказался источником идей, что, судя по всему, очень нравилось геологам. 
Он перевёл взгляд на Олега, высокого и стройного мужчину лет тридцати пяти, сидевшего рядом с Владимиром. Мысль же Олега о том, что в мире существуют идеи, захватывающие человека на всю жизнь, подтверждала и его жизненное кредо. Ведь и его с детства захватившая идея покорения горных богатств не отпускает до сих пор. Она вовлекла его в горный институт, а теперь и вовсе он оказался в царстве гор.
 Рассуждения же Николая о высокой нравственной культуре человека, способной сыграть свою роль в разрешении конфликтов, о влиянии красоты природы на человека, как источника радости и богатства, также были близки Ивану.
Особенно ему нравился Александр, спокойный, доброжелательный и сильный. Его мысли были необычны, особенно понравилась подмеченная им и придуманная кем-то хитрая философская мысль об оправдании войны.
–«Действительно и Наполеон, и Александр Македонский в умах многих почитаются за полководцев и героев. А сколько людей полегло под их приказами?»,- про себя рассуждал он.
Ивану показалось, что его ум не способен был так глубоко мыслить. Он сидел и просто слушал этих прекрасных людей, не в силах отвести взгляд от осветлённых золотым огнём их лиц, отмечая при этом, что ни один из них не перешёл на крик, каждая мысль выражалась спокойным и уверенным тоном. Чувствовалось, что это были честные, умные, опытные и в делах, и в рассказах люди. Найдёт ли он своё место среди этих мудрецов, примут ли они его на равных с ними?
Время клонилось к ночи. Разошедшиеся в разговорах ребята могли продолжать беседу ещё долго, но Владимир, посмотрев на часы,  уверенным тоном сказал:
-«Ребята, конец дискуссиям. Спать».
Все подчинились. Остался только Александр, которому предстояло погасить костёр и навести порядок вокруг него.
Иван вошёл в палатку, нашёл в темноте свой спальник, забрался в него и быстро уснул.
Утром все встали рано. Солнце уже светило во всю и даже плотная брезентовая палатка была полна светом. Иван решил ещё раз посетить высокогорный источник с его необычайно прозрачной водой. По знакомой ему уже тропинке он подошёл к берегу Белого ключа и ещё раз восхитился зеркальным светом, исходившим от источника. Это зрелище можно было увидеть только рано утром, когда косые лучи ещё не разогретого солнца игриво отражались от белого дна и преломлялись в отсвете воды. Эта чуткая свежесть красок и утреннего света утверждали в нём хорошее предчувствие, придав ему прилив душевных сил на весь предстоящий походный день.
Когда он вернулся, геологи уже собирались на завтрак. Владимир как обычно был собранным и точно следил за распорядком, не отступая ни на минуту от своих принципов.
Ровно в десять часов утра геологи одели свои рюкзаки и двинулись по направлению к Большому Таганаю, причём двое из них Николай и Александр вскоре свернули с тропы, а Владимир  и Иван пошли дальше.
За свою жизнь Владимир обошёл «пол-Урала», как он сам об этом сказал, и уверенно выбирал тропинки, информируя о них своего молодого коллегу.
- «Двухглавую сопку мы обогнём с южной стороны, потому что там расположены покатые горы, по которым легче можно будет взобраться на вершину», - сказал Владимир.
И они пошли по ровной каменной дорожке у подножия горы, которая  всё дальше и дальше отступала о вершины. 
- «Наша экспедиция обследует в этот раз только часть южного кряжа»,- уточнил Владимир.
 И далее он напомнил Ивану о том, что хребет Большого  Таганая является древнейшей частью громадной складки гор, возраст которой составляет около четырёхсот миллионов лет и что ныне сохранилась только небольшая часть этой складки. Она, разбитая на ряд хребтов, простирающихся примерно на два десятка километров с юга на север, представляет собой два горных кряжа. В основном оба кряжа сложены из кварцитов.   
Иван спросил:
- «Если Таганай сложился из складок кварцитов, то, наверное, есть и другие белые ключи на Урале»?
На что  Владимир ответил:
 - «Белый ключ в районе Двуглавой сопки известный местным жителям только потому, что он расположен близко от Златоуста, но горных кварцитовых ключей на Южном Урале великое множество».


Рецензии