Распад СССР - уроки для современной России

С.Г. Сизов

РАСПАД СССР: УРОКИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


О причинах распада СССР написано уже достаточно много. Детально рассмотрены как внутренние, так и внешние причины. Но актуально сегодня другое: какие уроки мы можем извлечь из этого распада сегодня (спустя 20 лет) в связи с тем, существуют весьма серьёзные центробежные тенденции в Российской Федерации.

Некоторые уроки, следует признать, за время, прошедшее после распада СССР, были усвоены даже ельцинской властью, которая в немалой степени способствовала этому распаду (развалу). Уже в Конституции 1993 г., несмотря на многие недостатки этого правового документа, было установлено равенство в правах всех субъектов федерации, что несколько снизило сепаратистские тенденции.

Нельзя не сказать, что и некоторые представители элит дотационных республики (например, Тува) в постсоветские времена несколько ослабили свои сепаратистские настроения, посмотрев на экономическое положение и уровень жизни Таджикистана, Киргизии и других независимых республик Средней Азии. Что касается республик-«доноров» (Татария, Якутия), то и к ним нашлись подходы: экономические (разрешили оставлять больше доходов себе), и политические.

Переломным моментом в настроениях Центра и республик, конечно, стали две чеченские войны. Уже накануне первой войны стало очевидно, что ельцинский лозунг «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», брошенный им в пылу борьбы с союзным центром, - является абсолютно безответственным, поскольку резко стимулирует центробежные и кризисные тенденции в России, ведёт к обострению отношений Центра и республик, провоцирует межнациональные конфликты. И Чечня стала ярчайшим примером провала национальной политики криминального либерализма. Более 300 тыс. русских были изгнаны, тысячи убиты, изнасилованы, ограблены. Нападение на поезда, бесконечные рейды в соседние регионы. Первая чеченская война (1994 - 1996) показала, что слабость государства недопустима. Как и недопустимо вести войну не в полную силу, постоянно оглядываясь на Западную Европу и США. Хасавюртовский мир стал финалом подобной политики.

Вторая чеченская война показала, что даже предоставление полной самостоятельности Чечни не избавит нас от нападений. Чечня после Хасавюрта не собиралась строить классическое «цивилизованное» государство: для этого не было ни ресурсов, ни желания. Она стало варварским псевдогосударством, криминальной бандой «абреков», нацеленной на разбой и террор. И «венец» государственного бандитизма ; нападение на Дагестан в 1999 г., которое по мысли инициаторов должно было создать исламское государство на территории всего Северного Кавказа. Понадобилась вторая война, чтобы установить хрупкий мир. Очень хрупкий мир, поскольку террор так и не прекращён до конца. Нынешние федеральные власти сейчас пытаются умиротворить Чечню деньгами. Хотя давно уже замечено на Кавказе деньги не работают, если нет силы.

Сегодня идут разговоры о том, чтобы отделить Северный Кавказ от остальной части России. Это кажется привлекательным только не первый взгляд. Не думаю, что это решение будет правильным на сегодняшний день (что будет завтра - посмотрим). Ведь были уже Хасавюртовские соглашения. И что они дали? В случае отделения Кавказа нас ждёт лишь новая война, которая потребует даже больше денег, чем сейчас тратится на выплату «кавказской дани» (дотаций). Но это совсем не значит, что не надо искать новые решения. В любом случае необходима жёсткая закономерность. Если вы (местные элиты) обеспечиваете лояльность, отсутствие терактов (пусть и не всегда «цивилизованными» способами), то вы получаете деньги из Москвы. Если - нет, то эти деньги вы не получаете. Если же будет другая тенденция, то руководство Чечни и Дагестана не очень-то будет заинтересовано в сокращении терроризма, поскольку это лишь увеличивает их финансирование. (Не стоит, конечно, забывать и о том, что в финансировании Северного Кавказа весьма велика коррупционная составляющая: бесконечные откаты местным и московским политикам).

Сегодня мы видим, что наше государство по-прежнему сталкивается с серьёзными вызовами, которые усиливают центробежные тенденции. Для укрепления государственного единства необходима система мероприятий, поскольку ни одно из действий, вырванное из системы не даст желаемого результата.

1. Очевидно, что нынешняя социально-экономическая политика неэффективна. Россия превратилась в сырьевой придаток. Создана огромная пропасть между богатыми и бедными способствует серьёзной социальной напряжённости. Таким образом, на повестке дня коренная смена курса. Не косметическая, а коренная модернизация. Но провести её не просто, поскольку нынешние правители не могут (да и не особо стремятся) порвать даже с самыми омерзительными элементами ельцинщины (криминальной приватизацией, покровительством олигархам, низведение в беспросветную нищету миллионов).

2. Необходимо самое серьёзное внимание уделять повышению жизненного уровня большинства населения, что резко ослабит и центробежные тенденции, снизит эмиграцию наиболее образованных учёных и специалистов.

3. Должна вестись грамотная национальная политика. Эта политика должна способствовать формированию абсолютно пророссийских элит в республиках. В то же время нельзя идти по пути превращения русских областей в «дойную корову», безмерного донора, поддерживая любые кавказские проекты. Ненормально, когда бюджет Чечни на 95% формируется из дотаций Центра. Такая политика сегодня не только разлагает тамошнюю элиту, лишает её стимулов к самостоятельному зарабатыванию денег. Подобная политика даёт очень плохие сигналы. Во-первых, другим республиками: почему им (Чечне) можно, а нам нельзя. Во-вторых, русским областям: зачем держать такого дорогого нахлебника.

4. Коренным образом должно быть изменено отношение власти к русским. Совершенно чётко и открыто власть должна заявить, что без русских Россия существовать не может, и поэтому основное внимание должно уделяться повышению рождаемости русских, воспитанию русской духовности, развитию культуры. С другой стороны, необходимо повсеместно воспитывать российский патриотизм, что все граждане России гордились свое страной, независимо от национальности, не чувствовали себя ущемлёнными.

5. Необходимо бороться самым решительным образом с любыми проявлениями унижения русского национального самосознания, жёстко преследовать этническую преступность, не допускать проникновения её в силовые структуры. Именно неуверенность государства в защите русских неизбежно провоцирует этническую преступность. Именно подобная слабость и спровоцировало выступление на Манежной площади в декабре 2010 г. Уроки из этого в полной мере властью не извлечены. Выводы (судя по реакции должностных лиц) сделаны в большинстве своём неверные.

6. Должен быть наведён полный порядок с миграцией в Россию из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Необходимо следить и за миграцией внутрироссийской (например, кавказцев в Ставрополье, Краснодарский край). Недопустима неконтролируемая миграция (особенно в Москву, Петербург, Сочи), создание разного рода «чайна-таунов», слишком большая активность в политике национальных диаспор. Очевидно, что следует пересмотреть закон о гражданстве. Только русские (имеющие в свидетельстве о рождении русских родителей) должны получать это гражданство в облегчённом порядке. Остальные должны иметь вид на жительство не менее 10 лет с правом их лишения за малейшее правонарушение. После 10 лет вида на жительства необходимо сдавать экзамен на знание русского языка и культуры, приносить присягу верности Российскому государству.

7. Надо развернуть настоящую (а не опереточную) войну с коррупцией. Особенно это должно касаться чиновничества  и правоохранительных органов (введение обязательного декларирования расходов (а не только доходов) всех членов семьи). Нельзя не учитывать национальный фактор при формировании правоохранительных структур в крупных городах.

8. Необходимо резко изменить образовательную политику. Вернуть в школу полноценные курсы русского языка, литературы и истории, отказаться от учебников, в которых фальсифицируется история нашей страны. Усилить эту работу в национальных республиках. Одновременно в сфере образования и СМИ надо шире вести пропаганду патриотизма и семейных ценностей.

9. Нужно проводить уверенную внешнюю политику, которая наряду с определённой гибкостью должна включать очень твёрдую позицию по отстаиванию национально-государственных интересов. То, что мы наблюдаем в отношениях с Польшей (бесконечные унизительные извинения по поводу Катыни), Норвегией (подписание невыгодных договоров по шельфу) показывает как не надо вести сегодня внешнюю политику. Независимая внешняя политика может быть выработана только путём технологической, продовольственной и военной безопасности, что опять таки упирается в необходимость коренной смены курса.

Совершенно очевидно, что в основе политики должны лежать национально-государственные интересы. Россия намного прочнее, чем существовавший СССР, который во многом держался на идеологической легитимации власти, подрыв которой в ходе перестройки (вместе другими экономическими, социальными, национальными, и внешнеполитическими причинами) и предопределил его развал. Тем не менее, существуют вполне серьёзные силы, стремящиеся к дезинтеграции России. И Россия может сохраниться политически и территориально, если будет вестись серьёзная государственная работа по всем вышеназванным направлением. Если эта политика станет по-настоящему продуманной и эффективной. Но вызывает сомнения возможность такого эффективного проведения политики нынешней элитной группой.

Опубликовано:
Сизов С.Г. Распад СССР: уроки для современной России // Трансформация СССР в содружество независимых государств: причины, проблемы, противоречия (к 20-летию Беловежских соглашений 8 декабря 1991 г.): материалы всерос. науч. конф. (Омск, 4 марта 2011).- Омск: Омский юрид. ин-т, 2011.- С. 3-6.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.