Во власти Зверя Глава34

           Во власти Зверя  Глава34

  Сергей открыл двери бокса. Священник лежал на больничной койке, рядом сидела молоденькая медсестра. Услышав шаги, она обернулась.
  - Как он? – спросил Сергей. 
  - Спит, - тихо ответила медсестра, поднимаясь со стула.   
  - Идите к больным, я посижу с ним, - сказал Сергей.   
  Медсестра улыбнулась, и, поправив прическу, не спеша, вышла из палаты. Во всех ее движениях чувствовалось желание ему понравиться. Сергей про себя отметил, что не помнит, как ее зовут.
  «Хорошенькая. Наверное, из новеньких, - подумал он, присаживаясь на стул возле койки больного. – К сожалению, мне не до тебя, красавица…». Мысль о возможном, ничего не значащем романе, немного развлекла Сергея. И в самом деле, какие его годы?  Тем не менее, он откинул эту мысль, словно она была из области фантастики. Сергей любил Светку, и боялся ее потерять. И, еще, он не мог представить себя в постели с другой женщиной: он был однолюбом  в полном смысле этого слова.    
   Луч уходящего за горизонт солнца ударил Сергею в лицо, осветил спящего священника, и придал палате какие-то призрачно – мистические очертания. Сергей чувствовал напряжение,  в его жизни появилось нечто новое - страх за свое существование. Он и пришел сюда, чтобы избавиться от этого беспричинного, но такого всеобъемлющего страха.
  Опасаясь, что лучи солнца, могут разбудить священника, Сергей подошел к окну, чтобы задернуть шторы. Солнце опустилось совсем низко, и казалось, тонуло в причудливых облаках. Своими формами они были похожи на сказочный город.
  «- Небесный город», - подумал Сергей, и, почувствовав на себе взгляд, обернулся.
Священник смотрел на него затуманенными болью глазами.
   - Вот вы и проснулись, - произнес Сергей, присаживаясь рядом на стул.      
   - Скажите, как долго я спал? – спросил отец Алексий.   
   - Достаточно, чтобы немного отдохнуть, - ответил Сергей, смущенно отводя взгляд, опасаясь следующего вопроса.    
   - А старик, который был со мной, он тоже здесь? – продолжал спрашивать священник.   
   Сергей выпрямился. Из темных глубин души поднялась злость, накопившаяся за день. «Какое мне дело до тебя? Меня никто не пожалел сегодня, почему же я должен тебя жалеть?!»   
    - Старик умер. Его увезли в морг, - выпалил Сергей, и ощутил при этом, какое-то странное удовлетворение от того, что теперь он переживает не один.          
    Бледность, разлившаяся по лицу священника, подтвердила опасения Сергея. По щекам пожилого человека покатились слезы. Дрожащими губами почти беззвучно он стал читать молитву «За упокой души».      
    Мысленно проклиная себя за бесчеловечность, Сергей бросился к стеклянному шкафчику за сердечными каплями.
    - Не нужно, - остановил его священник.    
    Сергей застыл со стаканом в руке, вопросительно глядя на отца Алексия.   
    - Умер святой, - произнес священник, закрывая лицо руками. Слезы струились между бескровными пальцами. – Сядьте, - дрожащим от слез голосом попросил он Сергея. – У старика здесь не было ни одной родной души, ни одного любящего сердца, которое бы оплакало его сегодня. Я хочу, чтобы вы знали, что на таких людях, как он,  держится СВЕТ.   
   - Я знаю, - тихо сказал Сергей.
   - Вы хотели со мной поговорить? Вы ведь для этого пришли сюда, – мягко спросил его священник. Он с сочувствием смотрел на Сергея.   
   - Я не уверен, что вы можете мне помочь, - пробормотал Сергей, и с раздражением подумал: «Дожил, теперь придется отчитываться перед попом».   
   - Должен вас предупредить, что в бога я не верю, - продолжил он, чувствуя, как екнуло сердце.      
   Выражение лица священника не изменилось, он смотрел на Сергея все также мягко.   
   - Я это говорю к тому, что меня занимают сейчас вопросы нравственности и морали, но никак не религии. Менее всего я хотел бы, чтобы меня убеждали в существовании бога, - пояснил Сергей. Лицо его покрылось красными пятнами.   
   - Самое важное для человека то, как он сам себя понимает. Чем для него являются понятия нравственности и морали. От этого он будет счастлив или несчастлив. Людские осуждения или поощрения являются субъективными, так как нет на земле человека, которого все бы хвалили или напротив - осуждали. Человека может осуждать только его совесть, - тихо произнес священник. – Вот вы отрицаете Бога, хотя всем своим естеством ищите его. Ваша совесть предупреждает, осуждает и наказывает вас против вашей воли, против вашего разума. Лишь Создатель способен был дать человеку такого совершенного судью.        
   - Вы говорите о Боге? – сердито спросил Сергей.   
   - Сейчас я говорил о голосе Божьем, который есть в каждом человеке, и даже в тех людях, которые в него не верят.         
   - Ну а нелюди тоже имеют совесть? – спросил Сергей, нарочито сдержанным тоном.    
   - Вы, вероятно, под словом  «нелюди» подразумеваете воров, насильников и убийц. Как ни странно у них тоже есть совесть, - спокойно ответил отец Алексий. – Меня тревожит другой вопрос. Что побуждает людей умных, порядочных осуждать чужие ошибки, при этом оправдывая свои? Одна из величайших человеческих трагедий заключается в том, что человек вмещает в себе две сущности: светлую и темную. Его светлая сущность, которую человек считает далеко не лучшей, учит его нравственности, осуждает его аморальные поступки, контролирует и ограничивает желания. Темная сущность человека, я назвал бы ее дьявольской, взяла на себя роль адвоката. Она постоянно оправдывает человека, оправдывает его поступки, даже самые жестокие. Оправдывая преступление, наш черный адвокат лишает человека покаяния.   
   Сергей слушал священника, пытаясь разобраться в себе. Все было правдой: и совесть с ее жестокой моралью, мучавшая его ежедневно, и другой голос, мягкий вкрадчивый, более приятный ему, который облегчал душевные страдания, оправдывал и успокаивал его. Именно этот голос заставил Сергея возразить священнику.
   - Как же так? – воскликнул он. – Получается, чем человеку хуже, тем для него лучше? Но это же абсурд!    
   Священник, улыбаясь, смотрел на Сергея, чувствуя в нем внутреннюю борьбу, о которой только что говорил.      
   - Сергей Петрович, вы же врач. И вы прекрасно знаете, что для того чтобы принести больному облегчение, врачу, иногда, приходится причинять ему боль.    
  - Позвольте мне с вами не согласиться. Мое отношение к совести или, как вы ее называете, светлой сущности человека, несколько иное. В человеке, как вы знаете, есть сознание и подсознание. Так вот, только поймите меня правильно, то, что вы называете светлой сущностью, психиатры называют подсознательной совестью. Она образуется в человеке с детства, глубоко в нем укореняется и имеет большую силу. Подсознательная совесть трудно поддается изменению и контролю, и влияет на человека без его отчетливого понимания и часто вопреки его воле. Даже с возрастом, лишившись родительской опеки, а, следовательно, наказания за проступки, человек не лишается их могущественных образов. Они навсегда поселяются в его психике, а, следовательно, само подсознание будет следить за его поведением. Чем сильнее подсознание давит на человека, тем труднее нам психиатрам вылечить его.   
   - Мы говорим с вами об одних и тех же вещах. Только то, что вы называете подсознательной совестью, и есть голос Божий. Да, вы правы, бесконечный спор совести с черным адвокатом иногда приводит человека к психическим заболеваниям, - священник говорил спокойно, вкладывая в слова убежденность, свойственную людям истинно верующим. – Но совесть не нужно лечить или бороться с нею. Ей необходимо дать возможность высказаться. Нельзя лишать человека внутреннего света.   
    - Вас послушать, так психиатрия не нужна, и люди, страдающие тяжелыми психическими расстройствами, должны сами выкарабкиваться из своих страхов, - сухо заметил Сергей.         
    - Конечно же, психиатрия необходима! Речь идет о переосмыслении самого врачевания. Вы лечите не словом, а таблеткой. Вы не ищите причину, а боретесь со следствием, тем самым загоняете человека в еще больший тупик.             
    - Я вас не понимаю.   
    - Еще древние врачи и философы пришли к выводу, что существует связь душевного состояния человека с его болезнями. Болезнь является следствием духовного конфликта, своего рода наказанием за грехи.   
    - Если я вас правильно понял, вы считаете, что если бы люди не грешили, то есть, были добры, милосердны, терпимы к другим, они бы меньше болели?      
    - Да, это так. Но для этого нужно чтобы мир изменился, чтобы все люди покаялись. Только через покаяние человек может исцелиться, возвыситься духовно,  - ответил священник.
    Сергей поморщился. Ему начинали надоедать проповеди священника.   
    - Но это не возможно! Разве вы в это верите? Вы сами верите во всеобщее покаяние? – спросил он. В его голосе прозвучали нотки сарказма.
    - В покаяние отдельного человека – да. Во всеобщее покаяние - верю слабо. Может от того, и болею, - с грустью ответил священник.
    Откровенное признание старого священника заставило Сергея взглянуть на него другими глазами. Теперь он видел не «лицемерного попа», как про себя он называл отца Алексия всего несколько минут назад, перед ним был светлый, духовно чистый человек, умеющий признавать свои слабости и ошибки, и чем-то очень похожим на умершего старика. То, что вначале вызывало раздражение и нетерпимость, куда-то улетучилось, ему почему-то очень захотелось поделиться со священником своими проблемами, рассказать об Иване и о своих душевных терзаниях.
    - Отец Алексий, - произнес Сергей хриплым от волнения голосом. – А ведь мы вас искали. Дней десять назад я и Леонид Звягенцев приезжали к вам в церковь. Леонид Звягенцев известный в нашем городе экстрасенс. Он хотел обратиться к вам с просьбой: помочь разобраться в одном сложном деле.
   Сергей рассказал отцу Алексию все, что произошло с Иваном. Священник слушал его с напряженным вниманием. На его бледном лице проступил лихорадочный румянец.
   - Как зовут вашего друга? – спросил он.
   - Извините, я должен был назвать его имя. Его зовут Иван. Да, чуть не забыл, совсем недавно Иван начал писать странную книгу. Мне он лишь сказал, что все, о чем говорится в библии, он узнает из своей книги.
   Священник схватил Сергея за руку.
   - Скажите, ваш друг цитировал, что ни будь из Библии?
   - Нет, кажется ничего. Но однажды, когда мы сидели в кафе, Иван сказал мне, что видел сатану. И, что прежде сатану видел священник из его книги. Тогда я подумал, что Иван сильно болен. А еще я подумал... Отец Алексий, что вы делаете?! - воскликнул Сергей.
   Отец Алексий дрожащими руками сбросил с себя одеяло и попытался встать с постели. Но, увы, ослабленное болезнью тело, не слушалось его.
   - Что вы делаете? Вам нельзя вставать! Вы еще очень слабы, - проговорил Сергей, склоняясь над священником. Он почти насильно заставил его лечь. – Ради бога, объясните мне, куда вы собирались идти?
   - Нужно немедленно ехать к вашему другу, но, к сожалению, у меня действительно нет сил. Поверьте, все, о чем вы мне сейчас рассказали, очень серьезно. Если у вас найдется немного времени, выслушайте меня, - с трудом проговорил священник.     
   - У меня есть время. Только постарайтесь не волноваться, - Сергей присел на стул рядом с кроватью, и приготовился слушать. Он совершенно забыл о своих проблемах и тревогах. Они как бы отошли на задний план, пропустив вперед странные мистические события.
   -  Я хочу прочитать молитву Господа нашего Иисуса Христа, - сказал отец Алексий. – «Отче наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твое! Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
   Священник замолчал, мысленно повторяя молитву, которую только что прочитал вслух.
   - В этой молитве сокрыта большая тайна, - продолжил он через некоторое время. – В течение многих веков, люди произносили эту молитву, не всегда понимая ее смысл. Они произносили ее, когда их охватывала паника перед жизненными переменами, когда инстинктивный страх за свою жизнь заставлял их хвататься за молитву, как за спасительную соломинку. Но никогда они не произносили ее для спасения своей души.
   - Вы придаете молитве слишком большое значение. Но, возможно, вы ошибаетесь, и молитва не является панацеей от всех бед, - задумчиво проговорил Сергей. – Вот мне никакая молитва не помогает.
   - Это потому, что вы ни во что не верите, ни в Бога, ни в человека. Вы даже самому себе не верите. Вы искушаемы, хотя никогда не признаете себя побежденным, - ответил отец Алексий. - Вы не обижайтесь. К сожалению, любой человек стоит перед искушениями, и всегда поддается им. Его поступками всегда руководят плотские желания, и не вина человека, что он поддается искушению. Его вина в том, что он тщеславно думает, что искусить его не возможно. Это и есть первая ступенька вниз - в обитель лукавого.
   - Вы так думаете? – недоверчиво спросил Сергей.
   - Так сказано в Святом Писании. Сейчас миром правит сатана. Его власть над людьми безмерна. Он владеет их помыслами, руководит их делами, не напрямую конечно, а через своих посредников. Иногда его проводниками становятся обычные люди, такие как мы с вами. Казалось, ничего незаконного в их поступках нет, но из их уст льется яд, иногда сладкий, иногда горький, которым они отравляют души людей, толкая их на преступления. Но страшно, когда проводниками дьявола становятся люди, находящиеся у власти. Скажите, Сергей Петрович, вы видели, когда ни будь разъяренную толпу?
   - Видел. Это достаточно частое явление в наше время. Есть даже термин в психиатрии – психоз толпы.
   - Толпа – это огромная биоэнергетическая масса, способная смести на своем пути все живое. И это только кажется, что ею никто не управляет. Обязательно найдется человек, который первый крикнет: «Распни!». Так был распят Иисус Христос, так начинался фашизм, так начинается всякое разрушение. Одно дьявольское слово, и начнется ХАОС! – священник устало откинулся на подушку, казалось, последние силы покинули его.
    Сергей молчал. Обычно он стал бы возражать, спорить, таков уж был у него характер. Но сейчас он словно оцепенел. Ему и в голову не могло прийти, что он мог стать проводником или марионеткой дьявола. «Конечно же, я не самый лучший, не самый порядочный человек в мире, но быть пособником дьявола, это уж слишком!» - мысленно рассуждал Сергей, не замечая того, что в существовании самого дьявола он уже не сомневается.
    - Вы говорите удивительные вещи. Говорите так убедительно, что вам трудно не поверить, - нарушил молчание Сергей. – Еще немного, и я поверю в Бога. Ну, а если говорить серьезно: неужели проводником дьявола может стать любой человек?
    - Слова произносить может каждый из нас: лесть, обвинение, обещание денег и власти, шантаж, приказ, насмешка, издевательство и многое другое. Главное – они прозвучат, и отравят душу. Вы спрашивали, зачем нужно немедленно ехать к вашему другу. Ваш друг в беде, потому что его выбрал сам дьявол. Я не знаю, хочет ли он сделать из него своего проводника, но мне кажется, что все гораздо серьезней и страшнее. 





 


Рецензии