Методика по развитию способностей от 0 до года

Методика по развитию способностей ребенка в раннем возрасте(от 0 до года)

Глава из книги "НАШЕ СВЕТЛОЕ ЗАВТРА". Русская идея

ПРЕДИСЛОВИЕ
Воспитать идеального человека невозможно. Всегда есть какие-то ошибки, недочеты в воспитании. Эти ошибки будут всю жизнь на совести родителей. А расплачиваться будут дети: неудачами, трудностями, горем своим.
Взрослые испытывают потребность в ребенке. Он приносит им радость. За эту радость нужно дарить и ребенка радостью: делать его жизнь прекрасной и интересной, а не обделять, духовно обкрадывать своих чудесных карапузов, обрекая их на серую, бездуховную жизнь. Все дети прекрасны, и не надо превращать добрых — в подлецов, умных — в глупцов, незаурядных — в серость. Зачем портить то чудо, которое одарило вас своим рождением?
Родители должны чувствовать огромную ответственность перед ребенком за тот жизненный путь, на который они его поставили и который ему предстоит пройти самому.
Здесь обобщен опыт воспитания двух детей в семье. С 1976 года изо дня в день велись дневниковые записи, касающиеся интеллектуальной и эмоциональной сферы развития детей.
Разработан ряд методик в этой области.
В результате (к декабрю 1992 года):
Сын — 16 лет. «Рыба». В первый класс пошел в 6 лет. За два месяца окончил 11-й класс, сдав экстерном 15 экзаменов. Второй курс механико-математического факультета Томского госуниверситета. Самостоятельно занимается научной работой в области физики, астрономии, сейсмологии.
Дочь — 8 лет. «Телец». Ученица шестого класса (пятый окончила только на «отлично»), третьего класса музыкальной школы. В 1991 и 1992 годах занимала первые места на городском шахматном турнире в своей возрастной группе.
В 1992 году томская писательская организация готовит к изданию сборник ее стихов, рассказов, рисунков. Уже есть публикации в областных газетах. Ею написан фантастический роман «Приключения Эллоизы» (60 печатных листов).
В мае 1992 года — первое место на областном конкурсе поэтов.
Увлекается живописью, много рисует. Компетентные в этой области люди говорят, что у нее есть способности.
Очень любит танцевать. Особенно под классическую музыку, по ходу придумывая различные движения, создавая импровизированный танец. Это ей доставляет огромное удовольствие.
Но все это не «манна небесная», а результат ежедневного, сложного, но необыкновенно интересного труда.
Это — первая часть книги, охватывающая период раннего развития ребенка (до трех лет). Выход следующей второй части (от 3 до 7 лет) будет зависеть от читательского интереса к первой части.
Изложение системы воспитания ребенка ведется по годам его жизни. Конкретные методики иллюстрируются примерами. Даются планы развития на определенные периоды, начиная от рождения до трех лет.

§1.   НА ПУТИ К РОЖДЕНИЮ
     Современные педагоги и психологи уверенно заявляют, что самый важный период в РАЗВИТИИ ребенка — это возраст от рождения до трех лет. Но мне бы хотелось добавить, что (я исхожу из своего личного опыта) ошибался тот мудрец из известной всем притчи, который сказал женщине, что она опоздала с началом воспитания ребенка ровно на тот срок, сколько ее шестимесячный ребенок уже прожил. Я уверена, она опоздала еще больше. Ещё на 9 месяцев, когда ее ребенок и она составляли единое целое.
В книге «Жизнь до рождения» Аркадия Исааковича Брусиловского (доктора медицинских наук, заведующего кафедрой гистологии и эмбриологии Крымского медицинского института), вышедшей в издательстве «Знание» в 1991 году, на стр. 104—111 приводятся потрясающие примеры. Поскольку вряд ли все желающие смогут приобрести эту книгу, я приведу несколько примеров.
«Английским ученым с помощью чувствительного микрофона удалось доказать, что извне в матку проникает много звуков.
Недавно на Западе была издана книга американского ученого Т. Верни «Скрытая жизнь ребенка до его рождения», отрывок из которого опубликовала «Литературная газета» 2.06 82 г. В этой книге профессор Г. Верни утверждает, что личность человека формируется задолго до его появления на свет. Мысли, переживания, ощущения его матери передаются ребенку. Он не только чутко воспринимает их, но и запоминает. Эти впечатления определяют потом его характер, поведение, степень психического здоровья».
(стр. 105).
В возрасте семи недель зародыш человека имеет все составные части глаза. К этому же времени у пего развиваются уши. Сначала появляются слуховые пузырьки, затем все компоненты наружного, среднего и внутреннего уха. После этого плод не только воспринимает звуки, но и отвечает на них толчками в переднюю стенку живота матери», (стр. 108).
«Счастлив рожденный в любви» — к этому заключению пришли специалисты из восьми стран Европы, Азии и Америки, собравшиеся несколько лет назад на первое координационное совещание, проведенное всемирной организацией здравоохранения при участии международного фонда Менарини. Были обсуждены взаимосвязанные проблемы раннего развития мозга, внешней сферы и психического здоровья. Специалисты приводили много доказательств, убеждающих в том, что новорожденный имеет немалый жизненный опыт и знает достаточно много. Во всяком случае, от него невозможно скрыть даже до рождения, любят его или нет. Строгие научные доказательства подтверждают, что если будущий ребенок нежелателен для матери и она в период беременности озлоблена и раздражена, то ее негативизм чувствует плод. Образующиеся в организме женщины гормоны оказываю непредсказуемое влияние на еще не родившегося ребенка. Будущий новорожденный должен стать смыслом жизни женщины.
Сейчас ученым хорошо известно, что основные характеристики мозга зависят не только от наследственности, но и от КАЧЕСТВА контактов младенца со средой. Внешние воздействия, особенно положительные, крайне важны в период внутриутробного развития и первого года жизни», (стр. 109).
Мне часто задают вопрос: «А не кажется вам, что вы лишаете своих детей детства?». Что я при этом чувствую? Я объясню. Представьте себе человека, который бы задал вам такой вопрос: «А не кажется ли вам, что Земля все-таки плоская и стоит на трех слонах?». Что бы вы почувствовали? На мой взгляд, вопросы эти одинаковы.
Сейчас врачи постоянно говорят, что купание новорожденного в холодной купели (крещение) — оправданный акт, что это позволяет включить защитные силы детского организма, начинающие активно работать в этой стрессовой для ребенка ситуации.
Но еще пока, к сожалению, не говорят психологи, что если «окунуть» новорожденного в «купель» мощного информационного потока, то у него начинают работать клетки мозга, оставшиеся бездеятельными при обычном, стандартном развитии детей. Они не включаются и без тренировки, за ненадобностью — увядают, так и не начав свою деятельность.
Конечно, это очень тяжело — после родов, не восстановив еще свои силы, работать с ребенком над  развитием его интеллекта, когда и кроме того масса работы. Но если вы решили стать матерью, помните: чтобы в будущем ваш ребенок был интеллектуально и эмоционально развит, вы ОБЯЗАНЫ забыть о себе на некоторое время.
Теперь, когда ребенок родился, весь ваш мир, единственное важное для вас — это ОН, ваш малыш. И все ваши мысли, вся ваша энергия должны быть направлены на него. Потом, когда он начнет проявлять самостоятельность в познании мира, вы тоже обязаны быть рядом на первых порах, но тогда вы начнете возвращаться к своей жизни, тогда вы можете начинать вспоминать и о других своих интересах в этой жизни.
А пока, как бы вы себя ни чувствовали, что бы вам ни хотелось делать — забудьте все. Занимайтесь, играйте, беседуйте, ласкайте своего малыша. У него все откладывается в подсознании в раннем возрасте: и правильная, грамотная речь, и музыкальные фразы, и любая другая информация. Особенно до года. Чем больше вы ему дадите — тем больше будет развит его мозг.
А ваша любовь, ласка, доброта по отношению к нему — это эмоциональное богатство, которое позволит ему тонко чувствовать, быть добрым и милосердным но отношению к окружающим.
Жизнь его будет ярче, богаче.
Даже в школе, где обычно дети нервничают, боятся отвечать у доски, боятся контрольных, экзаменов, ваш ребенок будет спокоен и уверен в себе. А экзамены будут радовать его возможностью высказаться, а не пугать.
...Ребенок уже в период внутриутробного развития нуждается в общении с родителями.
Если будущая мать, гладя будущего ребенка, говорит ему ласковые, добрые слова о том, как ждет его появления — этим она закладывает здоровую психику ребенку. И если она хочет, чтобы духовный мир ребенка был богат — она, не дожидаясь его рождения, будет помогать ему.
Необходимо слушать музыку (лучше классическую, форте: пиано, орган) для развития музыкальных способностей.
Нужно (хотя бы слегка) танцевать под красивую ритмическую музыку, для развития чувства ритма.
Нужно читать вслух стихи — для развития речи и чувства рифмы у будущего ребенка.
Нужно посещать художественные выставки — получая наслаждение от изобразительного искусства.
Диапазон широк. Нужно только все делать с удовольствием, чтобы ваше эмоциональное состояние передавалось ребенку. И прислушиваться к себе внимательно. Я уверена—существует и обратная связь между вашим ребенком и вами. Ловите свои желания (я не имею в виду, что вам вдруг_ захочется соленой селедки).
Я имею в виду ваши неожиданные стремления к творчеству, пусть даже совершенно чуждому вам.
Например, рисовать я никогда не любила и не умела, а во время беременности у меня вдруг появилось устойчивое стремление к рисованию. Причем хотелось изображать все в движении, в полете. И я рисовала, купив краски. Для меня эти рисунки были довольно интересными. Так я никогда не рисовала ни до, ни после этого.
Писала стихи.
Испытывала огромное удовольствие слушая музыку, даже пела какие-то свои мотивы, которые рождались где-то внутри меня.
Возможно, это была обратная связь с будущей дочерью?
Конечно, это все требует изучения и исследования, но хуже вашему ребенку от всего этого не будет. Ему может быть только лучше!
И еще: если у вас есть крупные недостатки — старайтесь избавиться от них, чтобы не «заразить» своего ребенка бациллами зла, зависти, равнодушия и т. п. Развивайте сначала в себе, а потом, после рождения, и в ребенке способность к сопереживанию. И вы избавитесь сами и избавите свое чадо от многих проблем, связанных, в частности, с подростковым периодом, когда дети могут потянуться к криминогенной среде.
Проекция чужой боли на себя развивается в ребенке через сказки, стихи, ваши беседы, в которых вы объясните ему мысли и чувства другого человека, его боль и радость. Это избавит его от жестокости, черствости, а следовательно, поможет формированию доброго отношения к нему окружающих его людей в будущем.
Полезно начать вести дневник еще до рождения ребенка, описывая все, что его касается: и физическое состояние, и питание, и первые ваши контакты с ребенком, и то, что вы конкретно делали для его развития. Дневники будут вам помощником не только в воспитании этого, но и следующего ребенка. Так вы сможете избежать повторения ошибок, если увидите по записям (которые иногда нужно перечитывать), что определенные ваши действия ведут к нежелательным результатам.
Так вы сможете не пропустить то удачное (часто это бывает случайно), что дает положительные результаты в воспитании.
В дневниках стоит записывать не только текущие события, но и планы ежедневной работы с ребенком (по развитию интеллектуальной и духовной сферы), и результаты работы по этому плану; а также анализ, обобщения как вашей работы, так и развития дочери или сына, ваши размышления, ваше беспокойство по поводу каких-то нежелательных тенденций, развивающихся в ребенке.
Нельзя бездумно растить детей. Нужно учиться этому искусству, если вы действительно любящая мать и вам дорог будущий ребенок.
Помогите ему стать умным, талантливым, любящим и любимым.
Трудные, жестокие дети — это порождение ленивых и эгоистичных родителей, которые не желают шевелить мозгами, чтобы воспитать талантливого, прекрасного человека.
Даже садовнику, чтобы вырастить цветок, нужны знания, нужно терпение, нужно трудолюбие. А вам природой дано право развивать новую, рожденную вами душу.
Не ленитесь! Вы ответственны за то, какой она будет.
Судьба вашего ребенка в ваших руках.
Вы будете виновны в его несчастьях.
Ваша заслуга, если он будет счастлив.

§2.  ОТ НУЛЯ ДО ОДНОГО ГОДА
ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ
Итак — позади роды...
Сегодня ваш ребенок впервые оказался дома. Вы только что познакомили его с близкими.
Еда... Сон... Все это как обычно. Но уже с первых минут ребенок должен почувствовать, что он — дома. Включите нежную, мелодичную, спокойную, тихую музыку. Моцарт, Вивальди, Штраус, Чайковский (размышления, меланхолическая серенада) и т. п. Пусть он слушает, пока бодрствует, пока его пеленают.
Отпустите ему ручки. Не кутайте их в пеленки. Пусть он развивается. Известно, что движения пальцев (особенно мелкие) способствуют развитию интеллекта. Дети любят, когда ручки и ножки у них — свободны.
Прислушивайтесь к ребенку! Он сам вам подсказывает!
Один-два раза в день нужно делать массаж и гимнастику, спустя 30—40 минут после или за 20—30 минут до еды.
«Своевременное и правильное развитие движений находится в прямой зависимости от развития центральной нервной системы. В свою очередь, чем больше движений совершает ребенок, чем они разнообразнее, тем лучше развивается высший отдел нервной системы — кора головного мозга, регулирующая функции всех органов и систем организма» (Л. Ф. Островская, «Первый год жизни вашего ребенка», Москва, ПЕДАГОГИКА, 1983 г.).
В указанной книге на стр. 43—57 вы сможете найти комплексы упражнений и массажа для детей: 1,5—3, 3—4, 4—6, 6—9 и 9—12 месяцев. Тираж этой книги 100000 экз., так что при желании наитие ее возможно.
Теперь о литературе и поэзии.
Говорят, что детей нельзя усыплять на руках. Я делала как раз обратное. Брала сына, позже дочь на руки и когда усыпляла, то либо пела какую-нибудь песню, либо читала стихи: Чуковского, Маршака, Пушкина, Некрасова, Лермонтова и т. п. Главное, нужно при этом ходить в такт либо мелодии, либо ритма стиха. Думаю, что у ребенка при этом (еще бессознательно) развивается чувство ритма. К тому же, несмотря на то, что он не понимает смысла стихов — у него откладывается в голове правильный стиль речи, запечатлеваются в подсознании грамотно построенные фразы.
Например: (Есенин)
БЕЛАЯ (шаг) БЕРЕЗА (шаг)
ПОД МОИМ (шаг) ОКНОМ (шаг с разворотом)
ПРИНАКРЫЛАСЬ (шаг) СНЕГОМ {шаг)
СЛОВНО (шаг) СЕРЕБРОМ (шаг с разворотом) и т. д.
Если пою песню — слегка покачиваю ребенка в такт музыке, чтобы он чувствовал отличие стиха от песни.
В раннем детстве (до 1 года) лучше обходиться без прозы. И еще: когда вы что-то делаете, находитесь в поле зрения ребенка. И нужно все свои действия сопровождать словами или даже петь со словами, придумывая музыку (лучше, если мелодии будут типа народных).
Например:
Катя очень хочет кушать, Я ее сейчас возьму, Подержу ее на ручках,       Молочка ей поднесу.
Если в рифму не получается — можно петь и прозой, но тогда мелодия должна быть более нежной, мягкой, чтобы сглаживать отсутствие рифмы и нарушение ритма.
Во время занятий по развитию речи можно (оставляя ручки свободными) положить ребенка на спину, самой тоже лечь рядом на спину и открыть книжку с яркими картинками. И читать, указывая на картинки пальцем (когда речь идет о том, что там изображено).
Я так делала в первый же день, принеся ее из роддома. И следила за ее взглядом. Удивительно! Она смотрела именно на ту картинку, на которую я показывала пальцем. А ей было десять дней от роду.
Говорите с ребенком, но без сюсюканий. Не нужно говорить па машинку «би-би». Говорить нужно сразу грамотно. И пусть малыш будет с трудом выговаривать это слово, но это будет не облегченное, а обычное литературное слово. Ребенок все равно научится его правильно выговаривать, зато не придется переучивать.
     И вообще, не нужно засорять ребенку память различными промежуточными словами типа ля-ля, би-би, ам-ам, ва-ва. Давайте сразу приучать его к грамотной речи, поэтому вам необходимо будет следить и за собой, чтобы в ваших с ним разговорах вы не допускали речевого мусора.
Музыку ребенку давать слушать лучше классическую, если он спокоен, бодрствует. Можно при этом держать его на ручках или гладить, когда он в кроватке. Можно и просто сидеть рядышком и наблюдать, какое произведение ребенку нравится, а какое — нет. Я иногда включала музыку, когда дочь плакала (вроде без видимых причин), и она затихала. На лице появлялось выражение сосредоточенного внимания.
Я заметила: Вивальди, Григ, Чайковский ей нравятся. Она расслабляется, блаженствует слушая. А Паганини, Бетховен, Шопен вызывают у нее отрицательные эмоции.
Если вы включаете ритмичную эстрадную музыку, то лучше, если под эту музыку поможете ребенку «потанцевать». Положите на спинку и в такт музыке сгибайте-разгибайте, сводите-разводите ребенку ножки и ручки, а если вы будете делать массаж в это время — поглаживайте мягко, но ритмично, под музыку.
И еще одно. Известно, что иностранные языки дети лучше усваивают в более раннем детстве, поэтому я просто включала на некоторое время пластинки (уроки Диксона на английском языке или песни на английском или французском).
А можно просто взять опять же детскую книжку с картинками (на иностранном языке) и читать самой (и, конечно, следить за своим произношением).
Естественно, нужно ребенку давать разные по цвету и форме игрушки. При этом хорошо бы называть цвет и игрушку: «Красного слоненка Миша взял, какой он гладкий!.. Зеленый мячик, круглый, упругий. На, Миша, мячик! Взял. Держит Миша мячик, круглый, зеленый...».
Вот режим дня, по которому мы жили уже к одному месяцу:
6.00                Кормление.
6.00— 8.30          Сон
8.30— 9.00          Гимнастика, массаж.
9.00                Кормление.
9.30 – 10.00    Занятия по плану
10.00                50гр. шиповника.
10.00- 12.00        Сон.
12.00 – 13.00    Кормление.
13.00 – 15.00       Прогулка на улице (сон)
15.00—15.30      Кормление.
15.30—16.00      Игра с игрушками, беседа.
16.00                50 гр. шиповника или яблоки протертые.
16.00—18.00      Сон.
18.00                Кормление.
18.30—21.00      Сон.
21.00                Кормление.
21.00—23.00      Сон.
23.00—23.30      Массаж, воздушные ванны, купание.
23.30—24.00      50 гр.  шиповника, игра, спокойная беседа, чтение.
24.00                Кормление. Сон.
Режим этот не по минутам выполнялся, но в такой последовательности. И любое бодрствование сопровождалось беседой, песней, играми.
Чем старше будет ребенок, тем больше время бодрствования, и (поэтому) время общения с ним увеличивается.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ  (с 2-х недель)
Понедельник    Музыка классическая.
Вторник            Развитие речи — чтение стихов.
Среда                Музыка   эстрадная    (с   движением)    или   детские
                пластинки.
Четверг             Английский язык (пластинки по обучению речи).
Пятница           Музыка классическая.
Суббота            Чтение стихов.
Воскресенье      Ритмика, танцы.
                При этом ЕЖЕДНЕВНО!!!
1.  Прогулка на улице.
2.  Массаж и гимнастика (всегда под музыку).
3.   Купание.
4.  Беседы с ребенком.
С полутора месяцев гимнастику с массажем (10 минут) делаю перед КАЖДЫМ кормлением.
Занятия — помимо основных — еще и дополнительно что-либо получается. Правда, режим не всегда удается выдержать.
Иногда провожу хронометраж дня. Фиксирую все с точностью до пяти минут. Вот хронометраж одного дня (1 месяц 14 дней).
 ХРОНОМЕТРАЖ ДНЯ (воскресенье)
6.00                Подъем, гимнастика, массаж.
6.20— 7.30      Кормление.
7.30— 9.30      Сон.
9.30—10.30      Гимнастика, массаж, РИТМИКА, эстрадная музыка (по             плану).
10.30—10.50      Кормление.
10.50—11.30      Бодрствование, игра с игрушками, беседа
11.30—13.00      Сон (на балконе).
13.00—13.10      Гимнастика, массаж.
13.10—13.25      Кормление.
13.25—14.10      Бодрствование,   чтение   книги   Жуковского «Спящая царевна».
14.10—16.30      Сон (на балконе).
16.30—16.45      Гимнастика, массаж.
16.45—17.05      Кормление.
17.05—18.45      Игры, музыка — романсы, песни.
18.45—20.00      Сон (на балконе).
20.00—20.10      Массаж
20.10-20.30      Кормление.
20.30—21.00      Бодрствование (с игрушками).
21.00-23.00      Сон.
23.00—23.10      Гимнастика, массаж.
23.10-23.20      Купание.
23.20—24.00      Кормление, усыпление.
24.00                Сон.
И еще о чем нужно помнить — фотографии. Любительские, сделанные родителями, естественно, интересны, но я взяла за правило: один раз в год обязательно фотографировать детей в фотографии! Тогда, установленные в ряд, они дадут вам полную картину того, как менялся ребенок, что нового в лице, в выражении глаз, как он рос.
ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
С трех месяцев режим дня немного меняется:
6.00                Подъем.
6.00— 6.30      Кормление.
6.30—10.00      Сон.
10.00—10.30      Умывание, гимнастика, Массаж.
10.30—11.00      Кормление.
11.00—11.30      Занятия по плану.
15
11.30                Смородиновый сок.
11.30—13.00      Сон.
13.00—13.30      Умывание, кормление.
13.30—16.00      Прогулка на улице (сон).
16.00—17.00      Умывание, кормление.
17.00—18.00      Игры, беседы  (дополнительные занятия по плану).
18.00                Яблоки, яблочный сок.
18.00—20.00      Сон.
20.00—20.30      Умывание, кормление.
20.30—21.00      Самостоятельные    занятия      с игрушками    (начинайте).
21.00—23.00      Сон.
23.00—23.15      Воздушные ванны, гимнастика, массаж.
23.15—23.35      Купание.
23.35—24.00      Яичный желток, кормление.
24.00                Сон.
В этом возрасте ребенок уже начинает активно тянуть в рот игрушки, грызть их. Купите удобные для этого игрушки — грибочки, кольца, зверюшек. Естественно, их нужно тщательно промыть с мылом и обработать кипятком.
План занятий в основном остается тот же, но занятия углубляются, беседы становятся разнообразнее.
Ритмика уже другая — держать подмышки и помочь ребенку пританцовывать под музыку.
С четырех месяцев я начала показывать диафильмы («Курочка Ряба», «Три медведя»...).
С этого  времени начали делать обливание  (после массажа).
Ввела САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ игру для ребенка. Для этого я подвешивала в несколько рядов на резинках игрушки к кровати. Когда ребенок тянет «игрушку к себе — она и другие, находящиеся на этой же резинке, приближаются и звучат (кто во что горазд). Или: ребенок лежит на животике, а перед ним (не под головой, а чуть дальше) лежат разные игрушки. Ребенок тянется к ним, хватает... Можно придумать разные варианты подобных игр в том же духе.
Ребенок нуждается в разнообразной информации. Поэтому я очень часто брала его на руки и так, держа его на руках, делала несложные домашние дела: готовила есть (предварительно очистив и нарезав все, что нужно), протирала пыль, убирала и т. п. При этом пела или говорила о том, что я делаю конкретно в настоящее время.
Когда ребенок научился сидеть, я садила его на детский стульчик и делала все при нем, поясняя свои действия. Это, по-моему, полезно для малыша, т. к. при этом увеличивается его жизненный опыт. В подсознании фиксируются различные действия и поясняющие их слова. Мне кажется, что держать ребенка на руках гораздо полезнее, чем держать его в коляске или в кроватке, т. к. в этом случае, кроме увеличения визуальной, слуховой, сенсорной (ребенку можно кое-что давать потрогать, подержать) информации, увеличивается время контакта с матерью. Ребенка можно при этом поласкать, погладить, снимая накопленное им напряжение, раздражение.
Чем больше ребенок получит в раннем детстве материнской ласки, нежности, внимания, любви, тем более устойчивой психикой он будет обладать в своей дальнейшей жизни.
Особенно материнское внимание полезно, когда ребенок грустит, когда ему плохо, когда у него что-то не получается. Ваша любовь придаст ему уверенность. Ребенок должен знать, что на свете есть человек, который его понимает и поддерживает.
Дети, испытывающие дефицит материнской ласки в раннем детстве, часто становятся жестокими, конфликтными, не способными к сопереживанию. К тому же такой дефицит оказывает отрицательное воздействие не только на психику ребенка, но и на развитие его интеллекта, а тем более — эмоциональную сферу.
В это время книжки читаем, уже глядя в картинки, сидя на коленях у мамы. Узнав любимую книжку и знакомые иллюстрации, ребенок с радостью бьет ручкой по картинке и хохочет. При чтении — замолкает, прислушивается, о чем ему там читают?
Можно, открыв картинку, спрашивать: «Где машина? Где собачка?» — возможно, что ребенок вам покажет на картинке то, что вы просите. В 4—5 месяцев это уже вполне реальная обратная связь типа РЕБЕНОК — ВЗРОСЛЫЙ.
Режим дня с четырех месяцев:
8.00                Подъем.
8.00— 8.30      Кормление.
8.30— 9.00      Беседа, общение.
9.15—10.00      Воздушные ванны, гимнастика, массаж.
10.00—12.00      Сон.
12.00—12.30      Кормление.
12.30—14.00      Занятия по плану.
14.00—16.00      Сон на свежем воздухе.
16.00—16.30      Кормление.
16.30—17.00      Самостоятельные игры.
17.00—20.00      Сон на свежем воздухе
20.00—20.30      Кормление.
20.30—21.00      Игры (спокойные).
21.00—22.00      Сон.
22.00—23.00      Воздушные ванны, гимнастика, массаж, купание.
23.00—23.30      Кормление.
23.30—24.00      Музыка классическая.
24.00                Сон.
Теперь обратная связь усиливается. Ребенок, когда хочет есть, говорит: «ам, ам». Когда плачет, жалобно повторяет: «ма—ма». Усыпая, начинает сам себе петь «а—а—а—а».
Музыкальный репертуар расширяется. Сюда уже входят и народная музыка, и романсы.
Книги ребенок слушает внимательно, сидя на коленях у мамы. Трогает ручкой картинки.
Можно давать послушать и посмотреть телевизионную передачу «английский язык» (из «Детского часа»). Слушая и смотря по телевизору концерт, ребенок может начать подпевать. Без слов, выводя лишь мелодию. Поддержите его, пойте вместе с ним, взяв его на руки и покачиваясь в такт, или поставьте его на ножки, чтобы он смотрел и «прыгал».
Будьте более внимательны теперь не только к своей речи, но и к своим действиям — ребенок начинает учиться у вас, копируя ваши действия.
Пример:
Вы пьете чай, ребенок тянется к вам ручками. Налейте ему чай в чашку. Дайте, придерживая. Ребенок смотрит на вас и пытается копировать ваши движения. У него не получилось. Он снова внимательно смотрит на вас, изучая ваши движения, и вот, наконец, у него что-то получается!
И так во всем.
Действия ребенка становятся все более разумными, поведение — все более осознанным. Часто у вас начинает возникать ощущение, что ребенок думает, сопоставляет какие-то факты и делает какие-то свои выводы.
Появляются в поведении и хитринки: поела картошку немного и отвернулась. «Катя, на картошку». — Катя сидит, как будто ничего не слышит, продолжает смотреть в сторону, в окно. «Катя на яблочко», — головку сразу повернула, ротик раскрыла. Ждет, когда ей яблочко дадут.
Уже услышав музыку, ребенок сам начинает раскачиваться в такт или прыгать на ножках, хохотать, петь.
С ШЕСТИ ДО ДЕСЯТИ МЕСЯЦЕВ
Прошло время. Ребенку шесть месяцев. Необходим новый план занятий, т. к. предыдущий уже устарел.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ (с 6 месяцев)
ПОНЕДЕЛЬНИК: Музыка классическая.
Бах, Шопен, Чайковский, Паганини, Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Рахманинов, Штраус.
Перед прослушиванием произведения нужно четко говорить его название и композитора.
Например:
Людвиг Ван Бетховен, «Лунная соната».
Потом слушать с ребенком. Можно даже самой потанцевать под эту музыку, чтобы ребенок мог посмотреть и послушать. Можно, взяв ребенка на руки, потанцевать с ним. Можно просто слушать. Если ребенок устанет — поменяйте музыкальное произведение (иногда и не дослушав). Главное, чтобы ребенку была интересна эта музыка. При этом снова нужно четко сказать название и автора музыкального произведения: Петр Ильич Чайковский, «Меланхолическая серенада».
Можно придумать различные варианты этого занятия.
ВТОРНИК: Развитие речи — чтение стихов.
Это занятие проводится следующим образом. Садите ребенка па колени, в руки берете книгу (лучше, если с яркими картинками). Стихи Маршака, Чуковского, Барто, сказки Пушкина, Благинской и т. п.
Читая книгу, указывайте ребенку па ту картинку, о которой идет речь. Но вначале нужно прочитать стихи. После этого рассмотрите картинку вместе с ребенком, покажите ему детали рисунка, называйте вслух то, что показываете. Потом просите ребенка показать вам на картинке то, что вы называете. И если он не устанет — прочтите все еще раз. Возможно, что ребенок по ходу чтения будет вам показывать то, что вы читаете.
СРЕДА: Развитие элементарных представлений: цвет, форма, ориентировка в пространстве.
Плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, параллелограмм, ромб, эллипс можно вырезать из плотного картона и раскрасить: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.
Объемные фигуры: шар, цилиндр, конус, куб, пирамида. Можно сказать, что шар круглый, его можно катать. Показать, как шар катится по наклонной плоскости, пусть ребенок сам покатает шар   (мяч).
ЧЕТВЕРГ:    Прослушивание    музыкально-литературных    произведений.
Это детские пластинки. Их много продается: «Приключения Буратино», «Три поросенка», «Дюймовочка» и т. д.
Посадите ребенка на колени или возьмите его на руки, подсядьте к проигрывателю, пусть ребенок не только слушает, пусть посмотрит, как крутится пластинка. К музыке, песням он уже привык, а вот когда он услышит речь — он будет удивлен. Конечно, он многого еще не поймет. Но будет слушать и запоминать какие-то фразы, потом, когда он начнет разговаривать, он будет и сам грамотно строить свою речь. Оттуда, из подсознания, он будет извлекать давно слышанные слова, вспоминать, когда, каким топом они говорились... Позже «вдруг» окажется, что у вашего ребенка «чутье к русскому языку» (это мне говорили учителя моих детей в школе).
В школе у вашего ребенка не будет проблем с русским языком. Речь будет грамотной, лексический запас — огромным.
Позже, когда ребенок подрастет, он будет слушать уже сам, в процессе какой-либо другой деятельности — когда будет шить, вышивать, вырезать, рисовать, усыпать и т. п. Ведь не всегда вы сможете на ночь прочитать ему книжку. Иногда сможете заменить свое чтение прослушиванием музыкально-литературных композиций, полюбившихся ребенку. Ведь известно, что дети любят по нескольку раз слушать понравившиеся им сказки.
ПЯТНИЦА: Чтение стихов — развитие речи.
Это занятие отличается от занятия вторника тем, что главное здесь — чтение стихов. Причем стихи самые разнообразные: Есенин, Лермонтов, Пушкин, Омар Хайям, Микеланджело, Байрон, Никитин, Ершов, Михалков, Языков.
В   общем, стихи взрослые, из зарубежной и русской поэзии. Без пояснений   Просто читайте, держа ребенка на ручках, поглаживая его или покачиваясь в такт ритму стиха.  Главное — подбирайте стихи с хорошей рифмой и мелодичные. Следите за своей дикцией. Старайтесь читать с выражением. Ребенок должен почувствовать музыку стиха.
 СУББОТА: Просмотр диафильмов.
Диафильмы можно выписать наложенным платежом ещё тогда, когда ребенок родился. Так, чтобы к шести месяцам они у вас уже были.
Начинать лучше с наиболее доступных для детей: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Два жадных медвежонка» и т. п.
Есть и более новые диафильмы. Смотрите, думайте, наблюдайте за ребенком: что ему нравится, что подойдет. И, конечно, как всегда, нужно ему сказать название: «Посмотрим диафильм «Колобок».
Можно   поднести   ребенка   к  изображению,   показать   ему и Зайчика,  и Лису и т. д.  Назвать их:  серенький Зайчик, рыжая, оранжевая Лиса, круглый Колобок, как шар, как мяч. Напомнить ему, как он сам катал мяч...
ВОСКРЕСЕНЬЕ: Музыка народная, романсы.
У меня есть пластинки с песнями в исполнении Руслановой, Зыкиной, Воронец. Романсы в исполнении Пономаревой, Каревой, Шаляпина. Народные цыганские песни. Их я и крутила. Кое-где подпевала, и ребенок тоже начинал подпевать «а-а-а-...», пытаясь вести мотив. Что я запоминала, то пыталась петь, усыпляя его в этот день.
При этом ЕЖЕДНЕВНО:
1.  Прогулка на улице более двух часов.
2.  Ритмика, танцы, массаж  (под музыку)  не менее двух раз в день, во время занятия «Гимнастика».
3.  Купание (через день).
4.  Беседы   с  ребенком   по   изучению   окружающего   мира,   а
именно:
холодный — горячий — теплый
жидкое — твердое — газообразное
слева — справа
сзади — спереди
деревья (тополь, береза...)
цветы (роза, ромашка, гвоздика...)
посуда (тарелка, кастрюля, ложка...)
мебель (стул, стол, диван, шкаф...) и так далее.
Например: снег белый, холодный; трава зеленая, мягкая, живая, она растет, желтеет, сохнет...
И так обо всем, что видит ребенок.
И не просто: «Смотри — машина», а, к примеру: «Смотри — машина едет. Она песок везет. Его копают далеко, на машину грузят, насыпают. Машина повезла песок на стройку. Там дом строят. Песок смешают с цементом и сделают фундамент (показать фундамент дома). Очень прочный, на нем весь дом стоит. Вот так машина! Песок возит. А вон машина — легковая. Людей везет: девочку и мужчину. Они, наверное, домой едут. В гости ходили, играли там, теперь домой к маме едут...».
В общем, нельзя просто констатировать факт: «Смотри... это… ».  Нужно обязательно придумать маленький сюжет по этому поводу, чтобы были причинно-следственные связи.
Говорят, что эти связи ребенок начинает постигать к пяти годам. Ничего подобного!
К полутора-двум годам дети уже не только постигали, но и сами замечали и говорили об этом. И рассуждения строят с учетом этих связей, и пытаются прогнозировать, какие события или действия последуют из настоящих.
А закладываются эти способности в раннем-раннем возрасте. «Чем раньше начинать — тем раньше и успеха ждать» — так пишет Катя в одном из своих стихотворений.
Вот такой приблизительный план занятий с ребенком шести месяцев. Иногда мы его выполняли слабее, иногда перепрыгивали выше. Это зависит и от вашего настроения, и от состояния ребенка, от его возможности постигать то, что он изучает.
Режим дня с шести месяцев
8.00                Подъем.
8.00— 8.30      Кормление.
8.30— 9.30      Занятия по плану.
9.30—10.00      Гимнастика, массаж.
10.00—12.00      Сон.
12.00—12.30      Кормление.
12.30—14.30      Сон на свежем воздухе.
14.30—16.00      Игры, ритмика, танцы.
16.00—16.30      Кормление.
16.30—18.00      Беседа   по   изучению    окружающего    мира    (прогулка)
18.00—20.00      Сон
20.00-20.30      Кормление.
20.30—22.00       Игры, дополнительные занятия (английский).
22.00-22.30 Купание.
22.30—23.00       Кормление.
23.00                Сон.
      К 7—8 месяцам ребенок уже сам начинает исследовать окружающий его мир, пытается устанавливать какие-то закономерности. Во всяком случае, мы, взрослые, можем уже это заметить, хотя, скорее всего, многое можно было заметить и раньше.
Пример:
Ребенок сидит на детском стульчике. На чуть наклоненной подставке дчя тарелки лежат крошки от сухарей. Ребенок случайно стукнул ручкой по этой подставке. Крошки слегка сдвинулись по наклону. Ребенок это заметил. Ударяет ручкой еще и еще. И наблюдает за крошками. Потом ребенок берет в руку ложку и начинает колотить по подставке ложкой. Крошки скатились в щель. Ребенок их оттуда старательно выколупывает па поверхность и снова бьет ложкой по столу, глядя, как они скатываются.
Первое исследование! А сколько еще будет!
Заметьте —  помогите, поддержите в ребенке эту искорку!
Попробуйте разнообразить его исследования, но не навязывайте ему их, чтобы не отбить интерес.
Обратная связь Ребенок — Взрослый укрепляется. Малыш уже способен сообщать вам свои желания.
Пример:
Ребенок играет и вдруг говорит, глядя вам в глаза: «ам...ам» («ам» — это пустышка с медом). Потом хватает вас за волосы и, раскачивая вашу голову, поет: «а—а—а—а» (означает — спать хочу). И вы дадите ребенку пустышку, положите его в кроватку, и он сразу же уснет.
Будьте внимательны, старайтесь понимать ребенка.
К 8—9 месяцам ребенку можно начинать давать игрушки с мелкими деталями: мозаики магнитные и вставляющиеся в отверстия. Можно показать, как из них что-то составлять, называя цвета. Затем дать ребенку поиграть с ней самостоятельно, наблюдая, чтобы он не тянул детали в рот.
Полезны игры с матрешками. Старайтесь покупать те, что открываются легко.
Можно играть с пирамидками, кубиками (лучше пластмассовыми) .
Но вначале сами «поиграйте» с ним, называя цвет, форму. А потом дайте ему самому проявлять свою творческую фантазию. К девяти месяцам ваш ребенок уже сможет по вашей просьбе из множества деталей мозаики выбирать и давать вам нужную по цвету: красную, синюю, белую, желтую, зеленую.
С ДЕСЯТИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА
К началу 10-го месяца можно ввести дополнительное занятие — по географии (по карте).
Пример:
Я купила карту полушарий. Повесила на стену. Ребенка карта очень заинтересовала. Я решила этим воспользоваться. Взяла на руки, поднесла к карте. «Наша Земля — круглая (обвела полушария). Вот суша. Твердая. По ней ходят люди, ездят машины. Коричневая, желтая. Зеленые — это леса. Много деревьев, трав. А это синее — вода. Океаны (обвожу), моря. А вот тоненькие синие ниточки — это реки. Суши меньше, чем воды. Пять больших континентов: Америка, Африка, Антарктида, Австралия, Евразия. Вот Америка (обвожу всю сушу). Америка. Где Америка?».
И ребенок тычет пальчиком и обводит за вами Америку.
То же проделайте и с другими материками. И ребенок будет запоминать, а на ваши вопросы: «Где Америка?», «Где Австралия?», «Где Евразия?», «Где Африка?», «Где Антарктида?» ваш ребенок безошибочно вам все будет показывать.
Только не нужно в один день изучать больше одного наименования.
Потом, позже можно перейти к изучению стран, океанов, морей, рек — но позже. А пока достаточно изучения материков (гор и низменностей на карте, заодно и цветов: коричневый — горы, зеленый — равнины, леса, темно-коричневый - высокие горы и т. п.).
К 10—11 месяцам ребенок, увидев карту, будет сам к ней тянуться: «Ката» и просить вас называть детали. Тычет пальчиком в какое-то место на карте и говорит: «атля». Вы называете это место, а ребенок дальше пошел. Уже другое место на карте вам показывает, и опять: «атля».
Притягивает ребенка и проигрыватель, и телевизор. И ребенок уже, указывая на них пальчиком, просит «тил» — включи.
И вы замечаете, что проводимых занятий ему уже мало. И вы должны пересмотреть план.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ  (с 10 месяцев)
1.    Чтение.                ежедневно
2.    Музыка классическая.                ежедневно
З.   Эстрадная музыка (гимнастика, массаж, элементы ритмики)
                ежедневно
4.    Математика и занятия по сенсорике.                3 в неделю
5.    Прослушивание      музыкально-литературных композиций.
                2 в неделю
6.  Английский язык (10—15-минутное прослушивание пластинок Диксона) 2 в неделю.
И у вас получается 4 вида занятий ежедневно плюс сюжетно-ролевая игра (с игрушками).
Плюс один раз в неделю вы, исходя из ваших возможностей, можете   показывать   ребенку   кукольные   спектакли   («Колобок», «Репка», «Лиса и Заяц» и т. п.). Для этого на два стула вы вешаете    занавес». Ребенок сидит в своей кроватке. А вы за занавесом на полу расставляете нужные игрушки. И в ролях разыгрываете какую-то сказку, двигая игрушки так, чтобы ребенку не было видно вас, а были видны «зверюшки».
Занятия по географии становятся интереснее. Ребенок уже сам тянется к картe, говоря «калта». И, тыча пальчиком в какое-нибудь место на карте, спрашивает: «Как? (т. е. как оно называется). Старайтесь отвечать точно Пояснения разнообразьте. Но это пока не включается в план. Это пока как игра.
На ночь почитайте ребенку, потом включите что-нибудь из классической музыки (спокойное) — пусть ребенок усыпает (можно у вас на руках, можно и в кроватке, если он захочет).
Режим дня с 10 месяцев:
8.00— 9.00    Подъем,  гимнастика,  массаж,   ритмика   (под  музыку) . 9.00— 9.30    Завтрак.
10.00—11.00 1-е занятие по плану (разнообразя играми).
11.00—13.00 Самостоятельные игры, сюжетно-ролевые. Если ребенок не   
                устал — можно дополнительно позаниматься танцами,
                ритмикой (или сон).
13.00—13.30 Обед.
14.00—16.00 Прогулка на улице (если ребенок ходит, то уже активная),
                познавая окружающий мир.
16.00—16.30 Полдник.
17.00—19.00 Беседы, игры с ребенком, вперемешку с его самостоятельной
                игрой (или сон).
19.00—19.30 Ужин.
19.30—21.00 2-е занятие по плану (то, что не успели сделать утром,
                закончите теперь. Придумайте что-либо, импровизируйте).
21.00—21.30 Купание.
21.30—22.00 Ужин.
22.00             Сон.
Ребенок уже способен более 30 минут заниматься вообще один: игры с матрешками, бочонками и кубиками занимают его. Ребенок ставит кубик на кубик, вставляет одну матрешку в другую, открывает и закрывает их. Матрешек ставит на кубики и т. д.
Сюжетно-ролевые игры проводите с ребенком вместе.
Приведу один пример такой игры:
«Машенька усыпает, просыпается, ест, купается и снова усыпает».Куклу Машу усыпляли вместе. Я покачаю куклу: «а-а-а-а-», Катя возьмет Машу, к животу прижмет ее, сама качается из стороны в сторону и тоже поет: «а-а-а». Потом отдаст Машу мне и внимательно смотрит, что я с ней делать буду. Опять забирает ее и пытается повторить все мои действия. Усыпили.
Маша проснулась, ее умыли и начали кормить. Кормила Катя так: вначале упорно садила куклу в тарелку, но у неё не получилось. Отшвырнула куклу на пол. Потом, после моего показа, взяла ложку; постучит ложкой по тарелке, потом в кружку ткнет, будто что-то там набирает. Потом тычет ложкой кукле в лицо (в область рта). Некоторое время это Катю забавляло. Когда надоело — она опять отшвырнула куклу на пол.
Купала Катя куклу в большой ванне. Швырнула в воду, а сама начала с водой играть. Потом схватила Машу за голову и начала бить ею по воде.
Усыпляла Машу я сама. Катя — наблюдала.
Вся эта игра, естественно, сопровождалась объяснениями, показами, песнями, прибаутками, но она затянулась.
Мне хотелось вначале показать весь процесс в комплексе, а затем, в последующие дни, поделить эту игру на части: ест... купается... усыпает... И посмотреть разницу между первой общей игрой и второй.
И разница оказалась огромной! Больше деталей, разнообразнее и правдивее весь процесс.
Таких игр можно придумать массу.
Занятия по математике слегка изменились. Можно уже изучать счет до трех.
Ребенок строит из кубиков башенки (три кубика пластмассовые, разноцветные. Вы ему подсказываете: один кубик, два кубика, три кубика (называете цвета). Один кубик убираете и даете ребенку детскую пирамидку с кольцами (там три кольца и вершинка). Он ставит пирамидку на два кубика сверху. Вы говорите: «Один кубик убрали. Поставили одну пирамидку. Теперь два кубика, одна пирамидка».
Затем работаем с пирамидкой. Снимаю с нее все кольца, называя цвета. И прошу ребенка надеть красное кольцо, затем синее, затем желтое. Три кольца.
И дальше в том же духе.
В этот день слушаем сказку «Три поросенка» и стараемся все считать.
Считаем и за едой. Одна ложка у ребенка, одна ложка у меня. Собираю ложки вместе — две ложки. Потом беру еще одну: три ложки. И в таком же духе дальше. Изучаем понятие «больше - меньше». Одна ложка — меньше чем две ложки... Два кубика — больше чем один кубик...
К И месяцам танцует ребенок под музыку (приседая и шагая) уже за руки с вами. Вы приседаете под музыку с поворотами и притопываниями. И ребенок старается делать то же самое. Если у него не получается в такт, возьмите его на руки, и приседайте с ним под музыку, попрыгайте, покрутитесь. Затем снова поставьте его на пол. Пусть теперь он сам будет в такт двигаться. Если это делать, ребёнок в конце концов тоже начинает двигаться в такт, понимая, что от него хотят.
Нужно покупать разнообразный строительный материал. С его помощью разнообразьте занятия по математике.
Ребенок уже знает 5 -6 видов цвета: желтый, красный, зеленый, синий, черный, белый. И на вашу просьбу из множества разноцветных (пуговичек, кубиков, тряпочек и т. д.) дать вам предмет определенного цвета — безошибочно выполняет ее.
К одному году речь его развивается. Говорит много. Что-то вы понимаете, но еще много слов, которые вы не успели расшифровать. Запишите в дневнике его словарный запас с переводом на взрослый язык. Это облегчит ваше общение.
И не забудьте в год сфотографировать ребенка в фотографии.
Если вы умеете фотографировать — это удобно для вас тем, что вы можете всегда держать под рукой фотоаппарат и интересные моменты запечатлевать: первый раз ребенок держит чашку, ложку, первый раз встал на ножки, ваш поход с ним куда-нибудь (здесь будет уже серия снимков).
Затем эти фотографии я вклеивала в обычные альбомы для рисования и делала под ними нужные записи. Это память. И для вас, и для ребенка. Когда он подрастет — ему будет очень интересно их смотреть.
Прожит самый первый год. Ребенок много познал, много умеет. Но останавливаться нельзя. Развитие нужно продолжать. И чем дальше, тем разнообразнее, сложнее и интереснее становятся занятия.


Рецензии