Херсонес Таврический - Корсунь - Севастополь ч. 25
Падение Херсонеса Таврического
Вот уважаемый читатель, мы и подошли к изучению самой трагической страницы в истории древнего греческого города Херсонеса Таврического – его захвату и полному разграблению войсками киевского конунга Вальдемара Святославовича в 989 году.
Сама эта тема, не смотря на прошедшие время (1023 года, от описываемых мною событий), по прежнему остается не исследованной.
И так получилось исключительно благодаря «усилиям» Русской православной церкви, сделавшим в XIV веке из личности князя Владимира Святославовича, культ святого - «КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ». А затем поддерживая в сознании своих прихожан (адептов русского православия) эту исторически ничем необоснованную версию, на сегодня описания событий 989 года в Херсонесе Таврическом извращены, а местами и прямо сфальсифицированы.
При этом, никакая другая версия событий 989 г. кроме "церковной" официальными российскими историками не признавалась и не признается и сейчас.
Хотя некоторые из них, решились все же на свой страх и риск опубликовать с сугубо специализированных и недоступных широкому кругу читателей изданиях свои работы опровергающие официальную версию.
Поэтому предо мной, как автором, стоит труднейшая задача, собрать разбросанные по разным историческим документам правдивые факты и на их основе воссоздать ход реальных событий 989 г. приведшие к захвату Херсонеса, а затем к его разграблению, массовым убийствам его жителей и вывозом награбленных ценностей и пленных.
А так все это, если отрыть школьный учебник или учебник для стуентов ВУЗов, «спрятано» под – исторической декорацией «крещения князя Владимира», присочиненной поздними летописцами, задним числом.
И, раз у нас речь зашла о летописях, то давайте с них и начнем. Тем более уважаемые читатели я уверен, что 99.9% из вас никогда не держали в руках академические издания этих самых летописей и не читали летописи в оригинале!
Далее я, следуя принципам объективности и полноты исследования, а не просто вольного пересказа того или иного документа, чем сильно грешат российские же историки, приведу большие отрывки из нескольких летописей, с описанием одного и того же события – штурма и захвата Херсонеса (Корсуня) в 989 г..
А вы уважаемый читатель, наберитесь терпения и сами, внимательно их прочтите и проанализируйте.
Чтобы понять, почему я пришел к тем или иным выводам, изложенным в этой работе, которые не сходятся с мнениями авторов учебников по российской истории.
Ипатьевская летопись (список)
«В лето 6496 (988)] Иде Володимеръ . с вои на Корсунь градГр;чкыи . и затворишас; Корсоун;ни . въ град; . и ста Володим;ръ ;б онъ полъ грд;а в лимени . вьдале град; стр;лище А єдиного . и бор;хоус; кр;пко горожан; с ними .
Володимеръ ;бьсто; град; и изнемогаху людиє . въ град; и реч; Володимеръ . к; гражаномъ . аще с; не вдасте . имамъ сто;ти . за три л;т; . ;ни же не послушаша того .
Володимеръ же изр;ди во; сво;. и повел; приспу Б сыпати В к град; . сим же спущимъ . Корсоун;не . под;копавше ст;ну градьскую . крад;ху сыпленую Г. перьсть . и ношахоу к с;об; в град;. сыплюще посред; града . вои же присъ;паху боле . и Володимеръ сто;ше . и се мужь именемь Анастасъ .
Корсун;нинъ Д стр;ли . написавъ на стр;л; . клад;зи . ;же суть за тобою . ; вьстока . ис того вода идеть по труб; . копавше преимете воду .
Володимеру Ж же се слыша . възр;въ на н;бо и реч; . аще с; сбудеть . се имамъ крс;титис; . и ту абь; повел; копати . прекы трубамъ . и пере;ша воду . и людьє изнемогахоу жажею водною . и предашас; . и вниде Володимеръ въ град; . и дружана Е єго и посла Володимиръ . къ цс;рви Василию и Кост;нтину . гл;; сице . се град; ваю славныи вз;х; . слышю же се . ;ко сестроу имаєте дв;ою . да аще ;; не вдасте за м; . то створю град; вашему ;ко и сему створихъ» .
Лаврентьевская летопись (список)
«В л;т[6496 (988)] Иде Володимеръ съ вои на Корсунь град Гречьскии . и затворишас;Корсуняне въ град; . и ста Володимеръ ;б онъ полъ города в лимени . дали . града ст[р];лище А єдино . и бор;хус; кр;пко изъ града.
Володимеръ же ;бьсто; градъ . изнемогаху въ град; людьє . и реч; Володимеръ къ гражаномъ . аще с; не вдасте имамъ сто;ти и за . г; . л;т; . ;ни же не послушаша того . Володимеръ же изр;ди во; сво; . и повел; приступити В къ граду . симъ же спуще имъ .
Корсун;не . подъкопавше ст;ну градьскую . крадуще съ;племую перьсть . и ношаху к соб; въ градъ . съ;плюще посред; града . воини же присъ;паху боле . а Володимеръ сто;ше . и [се] Г мужь Корсун;нинъ стр;ли им;немъ Настасъ . напсавъ сице на стр;л; . клад;зи ;же суть за тобою ; въстока . ис того вода идеть по труб; . копавъ переими .
Володимеръ же се слъ;шавъ . возр;въ на н;бо реч;. аще се с; сбудет; . и самъ с; крщ;ю . и ту абьє повел; копати прек; трубамъ . и пре;ша воду . людьє изнемогоша водною жажею и предашас;.
Вниде Володимеръ въ град и дружина єго . и посла Володимеръ ко царю Василью и Кост;нтину гл;; сице . се град; ваю славнъ;и вз;х; . слъ;шю же се ;ко сестру имата дв;ою да аще є; не вдаста за м; . створю граду вашему ;коже и сему створих; . и слъ;шаста цр;; . бъ;ста печальна».
Младшая новгородская летопись (список)
«В лЂто 6496 [988]. Иде Володимирь въ силЂ велицЂ на Коръсунъ, град грЂческыи ; затворишася коръсуняне въ градЂ.
И ста Володимиръ об онъ полъ града в лименЂ, вдале града единаго стрЂлЂща ; и боряху крЂпко гражданЂ ; Володимиръ же обьстояше град.
Изнемогаху людие въ градЂ, и рече Володимеръ ко гражданомъ «аще ся не вдасте, имамъ стояти здЂ за три лЂта».
Они же не 25 послушаша того . Володимиръ же изьряди воя своя , и повелЂ сути приспу къ граду.
Сим же спущимъ, корсуняне подкопавше стЂну градную, крадяху сыплемую пръсть и ношаху к собЂ въ град, спуще посредЂ града; вои же присыпаху боле ; Володимеръ стояше.
И се мужь корсунянинъ стрЂли , именемь Анастасъ, и написавъ сице на стрЂлЂ: «кладяже суть за тобою от въстока , ис того вода идет по трубЂ; копавъ, переими».
Володимеръ же се слышавъ, възрЂвъ на небо, и рече: «аще ся се сбудет , имамъ ся крестити».
И ту абие повелЂ копатЂ прекы трубамъ, и переняша воду; и людие изнемогоша жаждею водною, и предашася; и вниде Володимеръ въ град и дружина его.
И посла Володимеръ , рекъ цесарема Василию и Костянтину, глаголя сице: «се градъ вашь славныи взях , слышю же и се, яко сестру имЂета дЂвою ; да аще ея не вдасте за мя , се сътворю граду вашему, якоже и сему створих».
«Повесть временных лет» с Ипатьевского списка
«В л;т; .[6496 (988)] Иде Володимеръ . с вои на Корсунь град; Гр;чкыи . и затворишас; Корсоун;ни . въ град; . и ста Володим;ръ ;б онъ полъ грд;а в лимени . вьдале град; стр;лище А єдиного . и бор;хоус; кр;пко горожан; с ними .
Володимеръ ;бьсто; град; и изнемогаху людиє . въ град; и реч; Володимеръ . к; гражаномъ . аще с; не вдасте . имамъ сто;ти . за три л;т; . ;ни же не послушаша того .
Володимеръ же изр;ди во; сво;. и повел; приспу Б сыпати В к град; . сим же спущимъ .
Корсоун;не . под;копавше ст;ну градьскую . крад;ху сыпленую Г. перьсть . и ношахоу к с;об; в град;. сыплюще посред; града . вои же присъ;паху боле . и Володимеръ сто;ше . и се мужь именемь Анастасъ .
Корсун;нинъ Д стр;ли . написавъ на стр;л; . клад;зи . ;же суть за тобою . ; вьстока . ис того вода идеть по труб; . копавше преимете воду .
Володимеру Ж же се слыша . възр;въ на н;бо и реч; . аще с; сбудеть . се имамъ крс;титис; . и ту абь; повел; копати . прекы трубамъ . и пере;ша воду . и людьє изнемогахоу жажею водною . и предашас; . и вниде Володимеръ въ град; . и дружана Е єго и посла Володимиръ . къ цс;рви Василию и Кост;нтину . гл;; сице . се град; ваю славныи вз;х; . слышю же се . ;ко сестроу имаєте дв;ою . да аще ;; не вдасте за м; . то створю град; вашему ;ко и сему створихъ . и се слышавша цс;р; быс;ста Ж печална.»
Теперь, когда вы уже знаете, что содержится в летописях, мы сможем представить себе и общую картину событий.
В 988 году князь Владимир без веских причин, собрал большое войско и осадил византийский город Херсонес.
Кстати само войско было небольшим. Ведь самая боеспособная его часть была в 987 г. отослана на помощь Византии. Всего несколько тысяч человек (не более пяти-шести) на 150-200 ладьях приплыли к Херсонесу. И мы должны помнить, что не все из них были воинами!
Для херсонеситов, появление войск с Гардарьики, не стало неожиданностью. Они через своих дозорных своевременно получили сведения о приближении вражеской армии и успели, заблаговременно приготовится к обороне.
Поэтому, прибыв к Херсонесу и устроив там свой лагерь, князь Владимир, решил не штурмовать голод, а взять его измором.
Но, блокада оказалась неэффективной, поскольку херсонеситы, по прежнему общались с внешним миром посредством своего военного флота.
Тогда, Владимиром было принято решение на штурм крепостной стены. Для чего начали написать новый вал, чтобы с него перебросить штурмовые лестницы на городские стены.
Но, и этот план потерпел неудачу в виду противодействия горожан.
И когда уже стоял вопрос об отступлении от города, то в действие вступила «пятая колона» - агент или шпион князя Владимира херсонеский священник – по имени Анастас.
Он послал Владимиру тайное сообщение о необходимости отрезать город от водоснабжения. И в нем точно указал место, где находится водозаборник.
Когда доступ воды в город был перекрыт, в стане осажденных херсонеситов начались разногласия о целесообразности дальнейшей обороны.
И очевидно под влиянием Анастаса, апеллировавшего своим знакомством с князем Владимиром, с которым он был знаком еще с 987 года, городские власти располагавшие еще достаточными силами для обороны города, все же приняли решение о сдаче, в обмен на обещанное им сохранение жизней и имущества.
Так, войско Владимира и вошло в город Херсонес.
И уже оттуда Владимир направил в Константинополь свой письменный ультиматум, о желании взять в жены византийскую принцессу Анну.
Но, кроме летописей, в расположении историков есть и другие источники данных о событиях 988-989 годов.
В первую очередь это труды самих церковных историков, обосновывающих в них историю возникновения культа почитания князя Владимир, как одного из русских святых.
В связи с чем, тоже наверно впервые для вас уважаемый читатель откроем официальное «ЖИТИЕ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЯ, КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ (память 15/28 июля)» действующее в нынешней РПЦ МП и прочтем:
«В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положе¬ние греческих императоров-соправителей Василия II и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с ара¬бами вошел в пределы империи.
На борьбу с ним был послан другой военачальник — Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока осадил Ваидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя.
И вот тут-то император Василий и обра¬тился к могущественному князю Владимиру с просьбой вспомнить греко-русский договор 954 года князя Игоря с Византией, где был пункт о взаимопомощи.
«И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет о событиях 980-х гг. авторитетный араб¬ский историк Яхья Антиохийский.
Князь после долгого совещания решил оказать помощь грекам, но в награду потре-бовал руки царевны Анны, сестры императоров. Это было для византийцев неслы¬ханной дерзостью! Ибо греки имели всегда твердое намерение не родниться с варварскими народами.
Еще Константин Багрянородный постановил законом: «С сими северными народами — хазарами, турками, руссами — не прилично дому импера¬торскому обязываться браками».
И когда в свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, то ему было отказано.
Но сейчас Кон¬стантинополь вынужден был согласиться, но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие.
Был заключен договор, согласно которому в 987 или начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь. Но императоры не спешили выполнять условия договора.
Тогда возмущенный греческим лукавством князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул на Корсунь, «град греческий», древ¬ний Херсонес.
При осаде Херсонеса «не можаше взяти: бе бо крепок град, и воинство в нем греческое мужественно».
«Божие же смотрение, — говорит одно из житий кн. Владимира, — недоведомыми судьбами полезнейшее не токмо греком, но и всему российскому роду усмотряя, устрой то, да Херсон град поко¬рится Владими¬ру».
И благодаря помощи некоего «протопопа», Анастаса корсунянина, давшего Владимиру совет, как перекрыть водопровод, снабжавший водой осажденных, Хер¬сонес был взят.
Пал неприступный оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи.
Из взятого города Херсонеса в Константинополь был направлен грозный ульти¬ма¬тум: «Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу».
То есть, тут мы видим все то же повторение (вольный пересказ) летописных данных!
Теперь, открываем самое старое из дошедших до нас «Житий» князя Владимира о котором не любят вспоминать в РПЦ МП.
Оно называется «Житие Владимира особого состава» или по другому, как «Корсунская легенда» и читаем:
«Блаженный Владимир-князь был сыном Святослава, из варяжского племени, и поначалу со тщанием поклонялся идолам; он, как было это свойственно и предкам его, имел семь прекрасных ликом жен, а потом взял еще трех, да после того вложил ему в разум мысль Сатана, что надо ему — и двенадцать жен!
Тогда послал он своего воеводу Олега к правителю града Корсуня просить за себя его дочь.
Князь же корсунский, много над тем посмеявшись, сказал: “И что этот варвар думает о себе?”
И тогда князь Владимир быстро собрал своих воинов из числа варяг и славян, из кривичей и черных болгар и пошел на Корсунь, греческий город, и жители Корсуня заперлись в своей крепости.
И стал Владимир на другой стороне залива, от города на полет стрелы, но твердо защищались горожане.
И сказал им Владимир:
“Не дадите мне в жены ее — буду стоять здесь три года”,— но те не послушались его.
Так стоял Владимир 6 месяцев, но от голода жители не страдали.
А был в этом городе муж, родом варяг, по имени Жедберн, и однажды выстрелил он стрелою в сторону, где был варяжский полк, и крикнул: “Отнесите стрелу сию князю Владимиру!”
На стреле же написано: “Княже Владимир, друг твой Жедберн верностью присягает тебе и вот что тебе сообщаю: стой ты с войском своим под городом хоть год, или два, или три, не покоришь ты голодом града Корсуня, ибо лодки в город с питьем и едою проходят подземным ручьем, а начало того пути — к востоку от войска твоего”.
Князь Владимир, проведав о том от варяга, велел отыскать этот путь и тотчас перекопать его.
И люди в городе изнемогли от жажды и голода и через три месяца сдались.
И вошел Владимир в город, вошла и дружина его, князя Корсунского вместе с княгиней взял в плен, а дочь их—к себе в шатер; князя и княгиню привязал к колу у шатра и с дочерью их пред ними совершил беззаконие.
Через три дня князя с княгиней велел он предать смерти, а дочь их отдал за указанного Жедберна со многим имуществом, поставив его наместником града Корсуня.
И пока еще не распустил князь своих полков, послал воеводу Олега с Жедберном в Царьград, к царям Константину и Василию, просить за себя сестру их Анну, так говоря:
“Вот, взял я ваш славный город, и слышу, что есть у обоих вас ваша сестра, девица, так что, если ее за меня отдать не хотите, с вашим городом так поступлю, как и с этим».
И как сам видит читатель, мы имеем иную версию похода на Херсонес – Корсунь!
Согласно ей, вначале Владимир и не думал о какой-то женитьбе на византийской принцессе Анне, а скорей всего и не знал о ее существовании. И действовал в 989 г. по своей традиционной манере - пополнять свой «гарем» дочерьми знатных иностранных родов. И как сам видит читатель, Владимир и в этот раз просил за себя дочь «князя Корсунского града», коим в чине «СТРАТИГА» как мы знаем, был Стефан Эротик.
Но, тот отказал князю язычнику. Тогда «оскорблённый» Владимир собрал разношерстное войско в из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» больше похожее на дикую орду, и используя этот «повод» невзирая на воено-политический договор с Византией от 987 года, решил захватить город Херсонес и заодно покарать своего обидчика.
И тут, у нас уже нет упоминания о пресвитере Анастасе, а появляется другой предатель – варяг Жедберн.
Именно он, а не Анастас, во время осады послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул:
«Донесите стрелу сию князю Владимиру!»
К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возьмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град.»
Владимир получив сообщение велел перекопать земляной путь и через 3 месяца «взял» сдавшийся город.
Далее в Херсонесе события развивались так.
Во-первых никто не собирался щадить херсонеситов! И в первую очередь тех из них на которых ему указали херсонские предатели Анастас и Жедербен!
В связи с чем, сразу же последовала кровавая расправа, с жителями города учиненная Владимиром в духе его расправы над жителями Полоцка в 980 году. Пример касающийся Стратига Стефана и членов его семьи только один из ярких примеров:
«А князя Корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил.
И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»
Если перевести этот текст на современный язык то мы получим, что в течении трех дней и ночей князь Владимир лично насиловал в присутствии отца и матери их 17 летнюю дочь, а потом казнив обоих родителей на глазах их дочери.
И сразу устроил на пожарищах Херсонеса кровавую потешную свадьбу пленницы с варягом Жедберном!
И только закончив разграбление Херсонеса, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Жедберном с ультимамтуом о своем желании женится на принцессе Анне.
И исходя их анализа русских летописей мы можем выдвинуть новую версию о том, что эту идею ему –«посоветовал херсонский священник Анастас , отличавшиеся умещением льстить своему новому хозяину!
Таким образом, «Житие особого состава», несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем «ПВЛ» или другие вышеприведенные летописи и поэтому заслуживает большего доверия у историков.
Российские историки разбираясь в хитросплетениях событий 989 года даже попытались было совместить обе версии.
И часто пишут , что мол « обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Жедберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке».
То есть утверждают, что в Херсонесе действительно была русская «пятая колона» во главе со священником Анастасом.
Теперь давайте посмотри, что же творилось в городе занятом войсками князя Владимира, пока русско-варяжское посольство едет в Константинополь «сватать» принцессу Анну и возвращается с ней обратно в Херсонес.
И начну я с утверждения о том, что в русских летописях, есть прямые свидетельства о разорении Херсонеса в 989 году.
Так в Тверской летописи прямо написано о том, что «Корсунь разорен бысть от Руси».
Так же в летописях имеются, ( и далее эти части будут мною полностью приведены) упоминается о массовом вывозе русскими войсками их Херсонеса его жителей, всего имущества включая церковные церковных святыни. Дело доходило до того, что мраморные украшения зданий и статуи, а так же конструктивные элементов отдельных зданий тоже вывозились в Киев!
Подтверждения этим летописным данным можно найти в трудах современных историков: К примеру вот таких:
Белов Г. Д., Стржелецкий С. Ф. «Кварталы XV и XVI: (раскопки 1937 года)»
Якобсон А. Л. «Средневековый Херсонес».
Соколова И. В. «Монеты и печати византийского Херсона». М., 1983
Талис Д. Л. «Из истории»
И тут надо сказать, что впервые вопреки утверждениям церковных историков о богобоязненности и христолюбивости князя Владимира, по отношению к населению Херсонеса, тезис о разрушении города во время осады 988-989 годах, о всеобщем пожарище в городе и последующем его запустении, сформулировал и ввел в научный обиход А. Л. Якобсон .
«Русско-визан¬тийская война в Тавриде конца Х века, — пишет он, — не могла, конечно, не отразиться и на самом Херсонесе. Город в результате длительной осады и военных действий не мог не пострадать». И в первую очередь город уничтожил грандиозный пожар.
Свое предположения о пожаре в Северном районе Херсонеса высказал Г. Д. Белов.
По общему мнению историков и археологов пожар в Херсонесе 989 г. уничтожил значительную часть города. В результате, вся «его западная поло¬вина запустела и превратилась в пригород — место свалки город¬ского мусора» .
«После событий конца Х века, жизнь в Херсоне видимо притихла. . . Полураз-рушенный город был брошен на произвол судьбы» 1
Эту же точку зре¬ния А. Л. Якобсон, проводил во всех своих последующих работах, в кото¬рых затрагивается проблема Корсунского похода князя Владимира.
Разрушительные последствия для Херсонеса в результате этого по¬хода видит и другой историк - Д. Л. Талис.
Приведя цитату из Тверской летописи о том, что «Корсунь разорен бысть от Руси», он разъясняет ее следующим об¬разом:
«В полном согласии с этим сообщением летописи результаты мно¬голетних археологических раскопок в Херсонесе показывают, что в конце Х века город подвергался пожару и сильнейшим разрушениям» .
Вслед за А. Л. Якобсоном и В. А. Талисом к подобным выводам при¬ходит и И. В. Соколова.
«Чтобы заставить императора вы¬полнить соглашение (о пересылке Анны. — С. Б.), Владимир осаждает и захватывает город в 988—989 гг. Урон, нанесенный городу был велик, при раскопках повсеместно отмечается слой пожара Х в.»
«В 989 г. русский князь Владимир взял Херсон после продол¬жительной осады. Следы пожара и толстый мусорный слой, лежащие по¬верх разрушенных зданий Х в., на полу которых нередко находят монеты описанных выше выпусков, отмечает это событие на Херсонесском горо¬дище» “.
И она затем еще выносит более категоричное определение: «Однако, после разгрома, который потерпел город в 989 году, он почтя столетие лежал в развали¬нах» .
Археологи, так же дают свои сведения прямо подтверждающие выводы историков.
Так, в городе были открыты многочисленные клады монет, зарытые жителями в конце X века (вероятно, незадолго до взятия города русами). Откапывать припрятанные клады было, очевидно, уже некому.
Их владельцы или погибли или были уведены в рабство.
А в западной части города, вблизи так называемой "базилики на холме", археологами было раскрыто и исследовано целое кладбище, в том числе комплекс братских могил с массовыми захоронениями (всего около десяти могил по 30-40 человек в каждой).
Исследователь этого погребального комплекса С. А. Беляев полагает, что в могилах погребены погибшие во время военных действий, вероятно, жертвы осады Корсуни Владимиром в 80-е годы X века.
Отметим и важную подробность: «одна из раскопанных могил наполнена в основном черепами».
Если предположение археологов о связи этого некрополя с Корсунским походом Владимира, верно, то перед нами следы жестокой расправы, учиненной воинами Владимира над жителями города: язычники-русы сбрасывали в могилу головы казненных херсонитов.
Но это, то, что было найдено! А сколько таких братских могил было разрушено без обследований их археологами, в процессе строительства города Севастополя?
Археологи, так же выделяют еще одну группу могил, в том же комплексе погребений.
Это могилы с захоронениями, резко отличающимися от других, обычных в Крыму: погребенные в них лежат на спине с руками, сложенными на плечах.
Такой тип погребений, сближается с так называемыми "варяжскими" погребениями в Киеве, в некрополе под Десятинной церковью.
Предположительно, здесь захоронены варяги, находившиеся на службе у князя Владимира и погибшие во время осады Корсуни. Но, это могли быть и варяги из состава херсонского гарнизона.
Но, пока русско-варяжская армия грабила город, князь Владимир по своей привычке бурно развлекался с выпивкой и женщинами.
Благо красивых гречанок в захваченном им городе было предостаточно.
Но, тут вышла и большая проблема, которая чуть не погубила не только его планы но и саму жизнь!
Владимир заразился неизвестной болезнью! Или даже сразу несколькими!
Источники по-разному описывают болезнь князя. Согласно обычному «Житию», Владимира поразила язва или, в одном из вариантов, - струпие, ( кожное заболевание), а в конечном итоге он и полностью ослеп!!!
И все это, с ним произошло до крещения! И до прибытия в Херсонес принцессы Анны.
"По Божьему устроению, - читаем мы в "Повести временных лет", - разболелся Владимир в то время глазами, и ничего не видел, и скорбел сильно, и не знал, что сделать»…
Ну, а том, как события развивались дальше, в частности, что собой представляло «КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА» и его свадьба с Анной, вы уважаемый читатель узнаете из следующих частей.
( конец ч.25)
Все фото и рисунки к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/506f61628f239/
Свидетельство о публикации №212100600179