Херсонес Таврический - Корсунь - Севастополь ч. 25

ч. 25

Падение Херсонеса Таврического

    Вот уважаемый  читатель, мы и  подошли к изучению  самой трагической  страницы  в истории  древнего греческого города Херсонеса Таврического – его захвату и полному  разграблению  войсками  киевского конунга Вальдемара Святославовича в 989 году.

   Сама  эта тема,  не смотря на прошедшие  время (1023 года, от описываемых мною событий), по прежнему  остается не исследованной. 
    И  так получилось исключительно благодаря  «усилиям»  Русской православной  церкви, сделавшим  в XIV веке из личности князя Владимира Святославовича, культ святого - «КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ». А затем  поддерживая в сознании своих прихожан (адептов  русского православия) эту  исторически  ничем необоснованную версию, на сегодня  описания событий  989 года в Херсонесе Таврическом   извращены, а  местами и прямо сфальсифицированы.

    При этом, никакая  другая  версия событий  989 г.  кроме  "церковной" официальными российскими историками  не признавалась и не признается и сейчас.
      Хотя   некоторые  из них, решились все же на свой страх и риск   опубликовать с сугубо специализированных и недоступных широкому  кругу читателей изданиях  свои работы  опровергающие  официальную версию.

      Поэтому  предо мной, как автором,  стоит труднейшая  задача, собрать разбросанные  по  разным историческим документам правдивые факты и на их основе  воссоздать ход реальных событий  989 г. приведшие к захвату  Херсонеса, а затем к  его  разграблению, массовым убийствам  его жителей и вывозом  награбленных ценностей и пленных.
       А так  все это, если отрыть школьный  учебник или учебник для стуентов ВУЗов,   «спрятано»  под   – исторической декорацией «крещения  князя Владимира», присочиненной  поздними летописцами, задним числом.

      И, раз у нас  речь зашла о летописях, то давайте с них и начнем. Тем более уважаемые читатели я уверен, что 99.9%  из вас никогда не держали в руках академические издания  этих самых летописей и не читали  летописи  в оригинале!

      Далее я, следуя принципам объективности и полноты исследования, а не просто вольного пересказа того или иного документа, чем сильно грешат российские же историки,  приведу  большие отрывки  из нескольких летописей,  с описанием одного и того же события – штурма и захвата  Херсонеса (Корсуня) в 989 г..
     А вы уважаемый  читатель, наберитесь терпения и сами, внимательно их прочтите и проанализируйте. 
      Чтобы понять, почему  я  пришел к тем или иным выводам, изложенным в этой  работе, которые  не сходятся  с мнениями авторов  учебников по российской  истории.

       Ипатьевская  летопись (список)

      «В лето 6496 (988)] Иде Володимеръ . с вои на Корсунь градГр;чкыи . и затворишас; Корсоун;ни . въ град; . и ста Володим;ръ ;б онъ полъ грд;а в лимени . вьдале град; стр;лище А єдиного . и бор;хоус; кр;пко горожан; с ними .
     Володимеръ ;бьсто; град; и изнемогаху людиє . въ град; и реч; Володимеръ . к; гражаномъ . аще с; не вдасте . имамъ сто;ти . за три л;т; . ;ни же не послушаша того .
    Володимеръ же изр;ди во; сво;. и повел; приспу Б сыпати В к град; . сим же спущимъ . Корсоун;не . под;копавше ст;ну градьскую . крад;ху сыпленую Г. перьсть . и ношахоу к с;об; в град;. сыплюще посред; града . вои же присъ;паху боле . и Володимеръ сто;ше . и се мужь именемь Анастасъ .
     Корсун;нинъ Д стр;ли . написавъ на стр;л; . клад;зи . ;же суть за тобою . ; вьстока . ис того вода идеть по труб; . копавше преимете воду .
     Володимеру Ж же се слыша . възр;въ на н;бо и реч; . аще с; сбудеть . се имамъ крс;титис; . и ту абь; повел; копати . прекы трубамъ . и пере;ша воду . и людьє изнемогахоу жажею водною . и предашас; . и вниде Володимеръ въ град; . и дружана Е єго и посла Володимиръ . къ цс;рви Василию и Кост;нтину . гл;; сице . се град; ваю славныи вз;х; . слышю же се . ;ко сестроу имаєте дв;ою . да аще ;; не вдасте за м; . то створю град; вашему ;ко и сему створихъ» .

      Лаврентьевская летопись (список)

     «В л;т[6496 (988)] Иде Володимеръ съ вои  на Корсунь град Гречьскии . и затворишас;Корсуняне въ  град; . и ста Володимеръ ;б онъ полъ  города в лимени . дали . града ст[р];лище А єдино . и бор;хус; кр;пко изъ града.
      Володимеръ же ;бьсто;  градъ . изнемогаху  въ град; людьє . и реч; Володимеръ къ гражаномъ . аще с; не вдасте имамъ сто;ти и  за . г; . л;т; . ;ни же не послушаша  того . Володимеръ же изр;ди во; сво; . и повел; приступити В къ граду . симъ же спуще имъ .
Корсун;не . подъкопавше ст;ну градьскую . крадуще  съ;племую перьсть . и ношаху к  соб; въ градъ . съ;плюще посред;  града . воини же присъ;паху  боле . а  Володимеръ сто;ше . и [се] Г мужь  Корсун;нинъ стр;ли им;немъ Настасъ . напсавъ сице на стр;л; . клад;зи ;же суть за тобою  ;  въстока . ис того вода идеть по труб; . копавъ  переими .
Володимеръ же се  слъ;шавъ . возр;въ на н;бо реч;. аще се с; сбудет; . и  самъ с; крщ;ю . и ту абьє повел; копати прек; трубамъ . и пре;ша воду . людьє  изнемогоша водною жажею и предашас;.
      Вниде  Володимеръ въ град и дружина єго . и посла Володимеръ ко царю Василью и Кост;нтину гл;; сице . се град; ваю славнъ;и вз;х; . слъ;шю же се  ;ко сестру имата дв;ою  да  аще є; не вдаста  за м; . створю граду  вашему ;коже  и сему створих; . и  слъ;шаста  цр;; . бъ;ста печальна».

     Младшая новгородская  летопись (список)

   «В лЂто 6496 [988]. Иде Володимирь въ силЂ велицЂ  на Коръсунъ, град грЂческыи ; затворишася коръсуняне въ градЂ.
И ста Володимиръ об онъ полъ града в лименЂ, вдале града единаго  стрЂлЂща ; и боряху крЂпко гражданЂ ; Володимиръ же обьстояше град.
    Изнемогаху людие въ градЂ, и рече Володимеръ ко гражданомъ  «аще ся не вдасте, имамъ стояти  здЂ  за три лЂта».
     Они же не 25 послушаша  того . Володимиръ же изьряди  воя своя , и повелЂ сути  приспу къ  граду.
     Сим же спущимъ, корсуняне  подкопавше  стЂну градную, крадяху сыплемую пръсть  и ношаху к собЂ  въ град, спуще посредЂ града; вои же присыпаху боле ; Володимеръ  стояше.
    И се мужь корсунянинъ стрЂли , именемь Анастасъ, и  написавъ сице на стрЂлЂ: «кладяже  суть за тобою от въстока , ис того вода  идет  по трубЂ; копавъ, переими».
Володимеръ  же се слышавъ, възрЂвъ  на небо, и рече: «аще ся се сбудет , имамъ ся крестити».
    И ту абие повелЂ копатЂ  прекы трубамъ, и переняша воду; и людие изнемогоша жаждею водною, и предашася; и вниде Володимеръ  въ град и дружина его.
     И  посла Володимеръ , рекъ  цесарема Василию  и Костянтину, глаголя  сице: «се  градъ вашь славныи взях , слышю  же и се, яко сестру имЂета  дЂвою ; да аще ея не вдасте за мя , се сътворю  граду вашему, якоже  и сему створих».

      «Повесть временных лет»  с Ипатьевского списка
   «В л;т; .[6496 (988)] Иде Володимеръ . с вои на Корсунь град; Гр;чкыи . и затворишас; Корсоун;ни . въ град; . и ста Володим;ръ ;б онъ полъ грд;а в лимени . вьдале град; стр;лище А єдиного . и бор;хоус; кр;пко горожан; с ними .
    Володимеръ ;бьсто; град; и изнемогаху людиє . въ град; и реч; Володимеръ . к; гражаномъ . аще с; не вдасте . имамъ сто;ти . за три л;т; . ;ни же не послушаша того .
Володимеръ же изр;ди во; сво;. и повел; приспу Б сыпати В к град; . сим же спущимъ .    
      Корсоун;не . под;копавше ст;ну градьскую . крад;ху сыпленую Г. перьсть . и ношахоу к с;об; в град;. сыплюще посред; града . вои же присъ;паху боле . и Володимеръ сто;ше . и се мужь именемь Анастасъ .
      Корсун;нинъ Д стр;ли . написавъ на стр;л; . клад;зи . ;же суть за тобою . ; вьстока . ис того вода идеть по труб; . копавше преимете воду .

    Володимеру Ж же се слыша . възр;въ на н;бо и реч; . аще с; сбудеть . се имамъ крс;титис; . и ту абь; повел; копати . прекы трубамъ . и пере;ша воду . и людьє изнемогахоу жажею водною . и предашас; . и вниде Володимеръ въ град; . и дружана Е єго  и посла Володимиръ . къ цс;рви Василию и Кост;нтину . гл;; сице . се град; ваю славныи вз;х; . слышю же се . ;ко сестроу имаєте дв;ою . да аще ;; не вдасте за м; . то створю град; вашему ;ко и сему створихъ . и се слышавша цс;р; быс;ста Ж печална.»

    Теперь, когда вы уже знаете, что содержится  в  летописях,  мы  сможем представить себе и общую картину событий.

      В 988 году  князь Владимир  без  веских причин,  собрал  большое войско и осадил   византийский  город Херсонес.
      Кстати само войско было небольшим. Ведь   самая  боеспособная его часть была в 987 г. отослана на помощь Византии.  Всего несколько тысяч человек (не более пяти-шести)  на 150-200 ладьях приплыли к Херсонесу. И мы должны помнить, что  не все  из них были воинами!
      Для херсонеситов,  появление войск с Гардарьики,  не стало  неожиданностью. Они через  своих дозорных  своевременно получили сведения о  приближении вражеской армии и успели, заблаговременно приготовится к обороне.
      Поэтому,  прибыв к Херсонесу  и устроив  там свой  лагерь,  князь Владимир, решил не штурмовать голод, а взять его измором.
       Но,  блокада  оказалась неэффективной, поскольку  херсонеситы, по прежнему общались с внешним миром  посредством своего  военного флота.

      Тогда, Владимиром  было принято решение на штурм  крепостной стены. Для чего начали написать  новый  вал, чтобы с него  перебросить штурмовые лестницы на городские стены.


     Но, и этот план потерпел неудачу  в виду противодействия горожан.
     И когда  уже стоял вопрос об отступлении от города, то в действие вступила «пятая колона» -  агент  или шпион  князя  Владимира  херсонеский  священник – по имени Анастас.

       Он   послал  Владимиру тайное сообщение о необходимости отрезать город от водоснабжения. И в нем   точно  указал место, где находится  водозаборник.
       Когда  доступ воды в город был перекрыт,  в стане осажденных херсонеситов  начались разногласия о целесообразности  дальнейшей обороны.

       И очевидно под влиянием  Анастаса, апеллировавшего  своим  знакомством  с князем Владимиром, с которым он был  знаком еще с 987 года,  городские  власти располагавшие  еще достаточными силами для обороны города, все же    приняли решение о сдаче,    в обмен на обещанное им сохранение   жизней и имущества.

       Так,  войско  Владимира и  вошло в  город Херсонес.
       И уже оттуда  Владимир направил  в Константинополь свой  письменный ультиматум, о  желании взять в жены  византийскую принцессу Анну.

     Но, кроме летописей,  в   расположении историков есть и другие  источники данных о событиях 988-989 годов.
    В первую очередь это труды  самих церковных историков, обосновывающих в них  историю возникновения  культа почитания  князя  Владимир,  как  одного из русских  святых.

    В связи с чем, тоже   наверно впервые для  вас уважаемый читатель  откроем официальное «ЖИТИЕ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЯ, КРЕСТИТЕЛЯ РУСИ (память 15/28 июля)» действующее в нынешней РПЦ МП и прочтем:
 
      «В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положе¬ние греческих императоров-соправителей Василия II и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир  с ара¬бами вошел в пределы империи.
   На борьбу с ним был послан другой военачальник — Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока осадил Ваидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя.

   И вот тут-то император Василий и обра¬тился к могущественному князю Владимиру с просьбой вспомнить греко-русский договор 954 года князя Игоря с Византией, где был пункт о взаимопомощи.

    «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет о событиях 980-х гг. авторитетный араб¬ский историк Яхья Антиохийский.

       Князь после долгого совещания решил оказать помощь грекам, но в награду потре-бовал руки царевны Анны, сестры императоров. Это было для византийцев неслы¬ханной дерзостью! Ибо греки имели всегда твердое намерение не родниться с варварскими народами.

       Еще Константин Багрянородный постановил законом: «С сими северными народами — хазарами, турками, руссами — не прилично дому импера¬торскому обязываться браками».
      И когда в свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, то ему было отказано.

       Но сейчас Кон¬стантинополь вынужден был согласиться, но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие.
      Был заключен договор, согласно которому в 987 или начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь. Но императоры не спешили выполнять условия договора.

        Тогда возмущенный греческим лукавством князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул на Корсунь, «град греческий», древ¬ний Херсонес.
       При осаде Херсонеса «не можаше взяти: бе бо крепок град, и воинство в нем греческое мужественно».
        «Божие же смотрение, — говорит одно из житий кн. Владимира, — недоведомыми судьбами полезнейшее не токмо греком, но и всему российскому роду усмотряя, устрой то, да Херсон град поко¬рится Владими¬ру».

      И благодаря помощи   некоего «протопопа», Анастаса корсунянина, давшего Владимиру совет,  как перекрыть водопровод, снабжавший водой осажденных, Хер¬сонес был взят.
      Пал неприступный оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи.
       Из взятого города Херсонеса в Константинополь был направлен грозный ульти¬ма¬тум: «Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу».

       То есть, тут мы видим все то же повторение  (вольный пересказ) летописных данных!

      Теперь, открываем  самое старое  из дошедших до нас «Житий»  князя  Владимира о котором  не любят вспоминать в РПЦ МП.
      Оно  называется «Житие Владимира особого состава»  или по другому, как «Корсунская легенда» и читаем:

        «Блаженный Владимир-князь был сыном Святослава, из варяжского племени, и поначалу со тщанием поклонялся идолам; он, как было это свойственно и предкам его, имел семь прекрасных ликом жен, а потом взял еще трех, да после того вложил ему в разум мысль Сатана, что надо ему — и двенадцать жен!

        Тогда послал он своего воеводу Олега к правителю града Корсуня просить за себя его дочь.

       Князь же корсунский, много над тем посмеявшись, сказал: “И что этот варвар думает о себе?”
       И тогда князь Владимир быстро собрал своих воинов из числа варяг и славян, из кривичей и черных болгар и пошел на Корсунь, греческий город, и жители Корсуня заперлись в своей крепости.

      И стал Владимир на другой стороне залива, от города на полет стрелы, но твердо защищались горожане.

     И сказал им Владимир:
      “Не дадите мне в жены ее — буду стоять здесь три года”,— но те не послушались его.
     Так стоял Владимир 6 месяцев, но от голода жители не страдали.
     А был в этом городе муж, родом варяг, по имени Жедберн, и однажды выстрелил он стрелою в сторону, где был варяжский полк, и крикнул: “Отнесите стрелу сию князю Владимиру!”

     На стреле же написано: “Княже Владимир, друг твой Жедберн верностью присягает тебе и вот что тебе сообщаю: стой ты с войском своим под городом хоть год, или два, или три, не покоришь ты голодом града Корсуня, ибо лодки в город с питьем и едою проходят подземным ручьем, а начало того пути — к востоку от войска твоего”.

     Князь Владимир, проведав о том от варяга, велел отыскать этот путь и тотчас перекопать его.

    И люди в городе изнемогли от жажды и голода и через три месяца сдались.

     И вошел Владимир в город, вошла и дружина его, князя Корсунского вместе с княгиней взял в плен, а дочь их—к себе в шатер; князя и княгиню привязал к колу у шатра и с дочерью их пред ними совершил беззаконие.

       Через три дня князя с княгиней велел он предать смерти, а дочь их отдал за указанного Жедберна со многим имуществом, поставив его наместником града Корсуня.

    И пока еще не распустил князь своих полков, послал воеводу Олега с Жедберном в Царьград, к царям Константину и Василию, просить за себя сестру их Анну, так говоря:

     “Вот, взял я ваш славный город, и слышу, что есть у обоих вас ваша сестра, девица, так что, если ее за меня отдать не хотите, с вашим городом так поступлю, как и с этим».

     И как сам видит читатель,  мы  имеем  иную  версию похода на Херсонес – Корсунь!         

     Согласно ей,  вначале Владимир  и не думал о какой-то женитьбе на византийской принцессе Анне, а  скорей всего и не знал о ее существовании. И действовал в 989 г.  по своей   традиционной манере -  пополнять свой «гарем»   дочерьми  знатных  иностранных родов.   И как сам  видит читатель, Владимир  и в этот раз просил за себя дочь  «князя Корсунского града», коим в чине  «СТРАТИГА»   как мы  знаем, был  Стефан Эротик.

    Но,  тот  отказал  князю язычнику.  Тогда «оскорблённый» Владимир собрал  разношерстное войско в из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми»  больше похожее на  дикую орду,  и используя  этот «повод» невзирая на  воено-политический  договор  с Византией  от 987 года,  решил захватить город Херсонес и заодно покарать своего обидчика.

     И тут, у нас  уже нет упоминания о пресвитере Анастасе, а появляется  другой  предатель – варяг Жедберн.

     Именно он, а не Анастас,  во время осады послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул:

     «Донесите стрелу сию князю Владимиру!»

      К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возьмешь Корсуня.   Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град.»

     Владимир получив  сообщение велел перекопать земляной путь и через 3 месяца «взял» сдавшийся город.

      Далее  в Херсонесе события развивались так.
      Во-первых  никто  не собирался  щадить херсонеситов! И в первую очередь  тех  из них на которых ему  указали  херсонские предатели Анастас и Жедербен!

      В связи с чем, сразу же последовала  кровавая расправа, с жителями города  учиненная   Владимиром  в духе его расправы над  жителями Полоцка в 980 году. Пример касающийся  Стратига Стефана и членов его семьи  только  один из ярких  примеров:

        «А князя Корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил.
           И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

      Если перевести  этот текст на современный  язык то мы получим, что в течении трех дней и ночей князь   Владимир лично насиловал в присутствии  отца и матери  их 17 летнюю дочь, а потом казнив обоих родителей на  глазах их дочери.
     И сразу  устроил  на пожарищах Херсонеса   кровавую  потешную свадьбу  пленницы  с  варягом Жедберном!

     И только закончив  разграбление Херсонеса, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Жедберном с ультимамтуом о  своем желании   женится  на принцессе Анне.
     И  исходя  их анализа русских летописей мы  можем выдвинуть новую версию о том, что эту  идею ему –«посоветовал херсонский священник Анастас , отличавшиеся  умещением  льстить своему  новому  хозяину!
 
   Таким образом, «Житие особого состава», несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем «ПВЛ» или другие вышеприведенные летописи и поэтому  заслуживает большего доверия у историков.

      Российские историки  разбираясь в хитросплетениях событий 989 года даже  попытались было  совместить обе версии.
      И часто   пишут , что мол  « обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Жедберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке». 
      То есть утверждают, что  в Херсонесе  действительно была русская «пятая  колона»  во главе со священником Анастасом.

       Теперь давайте посмотри, что же творилось в городе занятом войсками князя Владимира,  пока  русско-варяжское  посольство  едет в Константинополь «сватать»  принцессу Анну и возвращается с ней обратно в Херсонес.

    И начну я с утверждения о том,  что в русских летописях,  есть прямые свидетельства о разорении Херсонеса в 989 году.
 
    Так в Тверской летописи прямо написано о том, что «Корсунь разорен бысть от Руси».
     Так же в летописях  имеются, ( и далее эти части  будут мною полностью приведены)  упоминается о массовом вывозе  русскими войсками  их Херсонеса  его жителей, всего имущества включая  церковные  церковных святыни. Дело доходило до того, что мраморные украшения  зданий и статуи, а так же  конструктивные  элементов отдельных  зданий тоже  вывозились в Киев!

   Подтверждения  этим  летописным данным можно найти в  трудах современных историков:  К примеру вот таких:
 Белов Г. Д., Стржелецкий С. Ф. «Кварталы XV и XVI: (раскопки 1937 года)»
Якобсон А. Л. «Средневековый Херсонес».
Соколова И. В. «Монеты и печати византийского Херсона». М., 1983
Талис Д. Л. «Из истории»
      И тут надо сказать, что  впервые вопреки утверждениям церковных историков о богобоязненности и христолюбивости князя Владимира, по отношению к населению Херсонеса,  тезис о разрушении города во время осады 988-989 годах, о всеобщем пожарище в городе и последующем его запустении,  сформулировал и ввел в научный обиход А. Л. Якобсон .
      «Русско-визан¬тийская война в Тавриде конца Х века, — пишет он, — не могла, конечно, не отразиться и на самом Херсонесе. Город в результате длительной осады и военных действий не мог не пострадать». И в первую очередь город  уничтожил  грандиозный  пожар.
     Свое предположения о пожаре в Северном районе Херсонеса высказал Г. Д. Белов.
       По общему мнению историков и археологов  пожар в Херсонесе 989 г. уничтожил значительную часть города. В результате, вся  «его западная поло¬вина запустела и превратилась в пригород — место свалки город¬ского мусора» .
      «После событий конца Х века, жизнь в Херсоне видимо притихла. . . Полураз-рушенный город был брошен на произвол судьбы» 1
         Эту  же точку зре¬ния А. Л. Якобсон, проводил во всех своих последующих работах, в кото¬рых затрагивается проблема Корсунского похода князя Владимира.
         Разрушительные последствия для Херсонеса в результате этого по¬хода видит и другой историк - Д. Л. Талис.
        Приведя цитату из Тверской летописи о том, что «Корсунь разорен бысть от Руси», он  разъясняет ее следующим об¬разом:
        «В полном согласии с этим сообщением летописи результаты мно¬голетних археологических раскопок в Херсонесе показывают, что в конце Х века город подвергался пожару и сильнейшим разрушениям» .
      Вслед за А. Л. Якобсоном и В. А. Талисом к подобным выводам при¬ходит и И. В. Соколова.
        «Чтобы заставить  императора вы¬полнить соглашение (о пересылке Анны. — С. Б.), Владимир осаждает и захватывает город в 988—989 гг. Урон, нанесенный городу был велик, при раскопках повсеместно отмечается слой пожара Х в.»
       «В 989 г. русский князь Владимир взял Херсон после продол¬жительной осады. Следы пожара и толстый мусорный слой, лежащие по¬верх разрушенных зданий Х в., на полу которых нередко находят монеты описанных выше выпусков, отмечает это событие на Херсонесском горо¬дище» “.
      И она затем еще выносит более категоричное определение: «Однако, после разгрома, который потерпел город в 989 году, он почтя столетие лежал в развали¬нах» .
     Археологи, так же  дают  свои сведения прямо  подтверждающие выводы историков.

      Так, в городе  были открыты многочисленные клады монет, зарытые жителями в конце X века (вероятно, незадолго до взятия города русами). Откапывать припрятанные клады было, очевидно, уже некому.
      Их владельцы  или погибли или были уведены в рабство.

      А в западной части города, вблизи так называемой "базилики на холме", археологами было раскрыто и исследовано целое кладбище, в том числе комплекс братских могил с массовыми захоронениями (всего около десяти могил по 30-40 человек в каждой).

         Исследователь этого погребального комплекса С. А. Беляев полагает, что в могилах погребены погибшие во время военных действий, вероятно, жертвы осады Корсуни Владимиром в 80-е годы X века.
         Отметим  и важную подробность: «одна из раскопанных могил наполнена в основном черепами».

       Если предположение археологов о связи этого некрополя с Корсунским походом Владимира, верно, то перед нами следы жестокой расправы, учиненной воинами Владимира над жителями города: язычники-русы сбрасывали в могилу головы казненных херсонитов.

     Но это, то, что было найдено!  А сколько таких братских могил  было разрушено без обследований их археологами,  в процессе строительства города Севастополя?

    Археологи, так же  выделяют еще одну группу могил, в том же комплексе погребений.

    Это могилы с захоронениями, резко отличающимися от других, обычных в Крыму: погребенные в них лежат на спине с руками, сложенными на плечах.
    Такой тип погребений,  сближается с так называемыми "варяжскими" погребениями в Киеве, в некрополе под Десятинной церковью.
     Предположительно, здесь захоронены варяги, находившиеся на службе у князя Владимира и погибшие во время осады Корсуни. Но, это могли быть и варяги  из состава  херсонского гарнизона.
    Но,  пока русско-варяжская армия  грабила город, князь  Владимир  по своей  привычке  бурно развлекался с выпивкой и женщинами. 
   Благо  красивых гречанок  в захваченном им городе было предостаточно.
    Но,  тут вышла и  большая  проблема, которая чуть не погубила не только его планы но и саму жизнь!
     Владимир  заразился  неизвестной  болезнью! Или даже сразу несколькими!
     Источники по-разному описывают болезнь князя. Согласно обычному «Житию», Владимира поразила  язва  или, в одном из вариантов, - струпие, ( кожное заболевание),  а в конечном итоге он  и полностью ослеп!!!
    И все это,  с ним произошло до крещения!  И до прибытия  в Херсонес  принцессы Анны.
    "По Божьему устроению, - читаем мы в "Повести временных лет", - разболелся Владимир в то время глазами, и ничего не видел, и скорбел сильно, и не знал, что сделать»…
    Ну, а том, как  события развивались дальше,  в частности,  что собой представляло «КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА»  и его свадьба с Анной,   вы уважаемый  читатель узнаете из следующих частей.
                ( конец ч.25)
Все фото и рисунки  к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/506f61628f239/


Рецензии